Элементы тактики лыжных гонок_Лыжный спорт_ рус.rtf. Тесты по физической культуре Элементы тактики лыжных гонок старт

Статья представляет собой компиляцию собственного соревновательного опыта. Рассмотрена тактика прохождения подъемов, спусков, равнины. Дана общая картина и основные принципы.

Ни для кого из любителей лыжного спорта не секрет, что проводят по сложному рельефу. В нормативных документах, которые регламентируют требования к лыжным трассам, четко прописаны допустимые наборы высот на конкретно взятых дистанциях. Так, на 5- ти километровой гонке допустимым считается перепад высот не более 200 метров. На 15- ти километровой – 450. Цифры эти очень большие, особенно если вспомнить, какие требования предъявляет лыжная техника, особенно коньковая, к организму спортсмена.

Общая картина
В своей книге «чсс, лактат и тренировки на выносливость» Петер Янсен указывал, что оптимальной тактикой прохождения дистанции является идея придерживаться одной интенсивности нагрузки во время всей гонки. Однако тяжелый рельеф, высокие требования к силовой компоненте в подготовке спортсмена накладывают глубокий отпечаток на тактику прохождения гонки в лыжном спорте.

С одной стороны, в подъемы сложно не «выскочить» из безопасной зоны интенсивности, с другой- на спусках приходится сидеть в стойке и почти полностью отдыхать. Если нагрузка выше «безопасной зоны» (анаэробного порога) длится не более 5- 7 секунд, то усталости не последует.

Равнинные ходы, что коньковые (одновременный двушажный – как на скоростных лыжероллерах, одновременный одношажный «под каждую ногу»), что классические- бесшажный и одновременный двушажный (когда мы толкаемся поочередно то одной ногой то двумя руками) имеют одну особенность. Они обладают длинной фазой проката, во время которого можно отдохнуть.
Подъемные ходы менее «напряжные», тоесть менее требовательны к силовым показателям, но и менее эффективны. Они также не позволяют как следует расслабиться.

Следите за техникой! Цикл движений должен состоять из двух фаз- отталкивание и скольжение. Во время отталкивания вы должны направить все усилия на продвижение вперед, во время скольжения нужно расслабиться и отдохнуть. Если чувствуете что сильно устали ноги- немного сбавьте на время темп, перенесите по возможности нагрузку на плечевой пояс.

Короткий подъем
Если подъему предшествует спуск- то лучшим решением будет как следует растолкаться перед подъемом и в начале него, чтобы как можно больше пробежать равнинным ходом (но не более 7 секунд!). Если перед подъемом равнина или тягун (это пологий длинный подъем) - идите как обычно.

Далее, с падением скорости, следует перейти на подъемный вариант хода. Причем, если осталась только маленькая макушка подъема, которую вы в состоянии преодолеть за 4- 5 шагов, то следует не «вкатывать», а «вбегать». То есть сделать короткое ускорение.
После преодоления подъема нужно пройти пару- тройку шагов равнинным ходом с длинным отдыхом между отталкиваниями. Так будет легче восстановить силы. Когда почувствуете что снова готовы работать- начинайте наращивать темп. Если после подъема начинается крутой спуск- отдохнете на спуске, предварительно хорошенько растолкавшись.

Длинный подъем
Начало проходите без всяких ускорений. Падению скорости не сопротивляйтесь. Когда перешли на одношажный, немного сбавьте темп. Вы должны подстроить длину шага и некоторые другие параметры под этот конкретный подъем. Когда почувствовали, что идете максимально эффективно- прибавляйте темп. После подъема- короткий отдых.
Внимание! Не допускайте чувства сильной усталости на гонке! Особенно, если не обладаете очень хорошей техникой. Выиграли пять секунд на подъеме- проиграете минуту на остальной дистанции. По моим наблюдениям, сильнейшие лыжники проходят всю дистанцию более- менее с одной скоростью. За исключением финиша. Если у вас первая пятерка за 15минут, вторая за 16, третья за 17- что- то не так! Подъемы - всегда зона риска. Особенно длинные.

Равнина и спуски
Ну тут все ясно. Бегите ориентируясь на ощущения. Темп должен быть быстрым, но терпимым и желательно чтобы был запас сил.

Если есть возможность- спуск не слишком крут и достаточно широк- толкайтесь ногами, если бежите коньком. Толкайтесь мощно и редко, во время проката старайтесь отдохнуть. Не плужите без крайней необходимости! Вы теряете драгоценную скорость! Если подъем заканчивается резким поворотом- проходите его как обычно, а за 10- 15 метров до поворота резко затормозите плугом и войдите в поворот.

Если поворот не требует торможения- проходите его переступанием или даже перепрыгиванием, при этом не изменяя низкой стойке. Помните об аэродинамике!

Основная идея прохождения спусков- как можно дольше сохранять высокую скорость. При этом не выходя за анаэробный порог более чем на 5- 7 секунд. Если длинный спуск прерывается коротким равнинным участком или малюсеньким подъемчиком- отработайте этот короткий участок по полной!

Коньковый стиль
Избегайте идти слишком долго подъемным вариантом. Техника движений при нем несимметрична, ноги полностью не расслабляются между отталкиваниями. По возможности переключайтесь ненадолго на равнинные хода. Эту рекомендацию можно отнести и к классическому ходу. Но там причина иная- попеременный двушажный ход очень затратен. Равнинные хода позволяют ногам отдохнуть, а руки забить до невыносимого состояния опытным лыжникам весьма проблематично.

Классический ход
Как можно меньше используйте елочку! Это сверх интенсивный ход! Если все же без нее никак- по возможности разворачивайте лыжи поменьше. При забегании елочкой в подъем не позволяйте рукам уставать- когда подъем закончится, надежда только на отталкивания руками. Ваши ноги бежать уже не будут. Так пускай устанут только они!
Не толкайтесь слишком часто когда идете по равнине на бесшажным ходом. Лучше толкаться пореже но посильнее. Руки так меньше устанут.

ГЛАВА II. Тактика лыжных гонок

2.1 Факторы, определяющие соревновательную тактику

лыжника-гонщика

Главная задача тактики в лыжных гонках - наиболее целесообразно использовать функциональные , физические, технические, теоретические и волевые возможности спортсмена для победы в соревнованиях. (4,7,10)

Техническая, физическая и волевая подготовка лыжников находится, как правило, на высоком и примерно одинаковом уровне. Поэтому, при прочих равных условиях, достижение победы, в конечном итоге, часто зависит от уровня тактического мастерства. (4,16) Тактическая подготовка в лыжном спорте имеет ряд особенностей в связи с большим влиянием внешних условий на ход борьбы в соревнованиях.

Так, неверный выбор способа передвижения, мази или толщины ее слоя в зависимости от условий скольжения, рельефа местности и состояния лыжни может лишить спортсмена возможности бороться за победу в данных соревнованиях. (7,15)

Тактика представляет собой совокупность средств, способов и форм ведения игры (борьбы) и целесообразное их применение против конкретного противника, в конкретных условиях для достижения поставленной задачи. (11) Правильно выбранная тактика - это максимально выгодное использование собственных положительных сторон и отрицательных сторон противника.

Изучая вопросы тактики, лыжник развивает свое тактическое мышление, создает ясное представление о своих действиях в предстоящих соревнованиях. Для общей тактической подготовки и развития тактического мышления спортсмены должны теоретически и практически изучать тактические основы индивидуальных действий, должны уметь строить тактический план и осуществлять его во время состязаний.

Все качества спортсмена неразрывны, они одинаково необходимы, влияют друг на друга и должны рассматриваться в единстве.

Для того, чтобы избрать правильную тактику , необходимо иметь ясное представление о средствах, способах и формах ведения борьбы, принимаемых соперником, необходимо осмыслить слабые и сильные стороны соперника.

2.2 Общая и специальная тактическая подготовка лыжника

Общая тактическая подготовка лыжника - это приобретение теоретических знаний в области тактики, в том числе и в смежных циклических видах спорта. (4.9) Лыжники приобретают эти знания из специальной литературы, на лекциях, в беседах с сильнейшими спортсменами и тренерами, в ходе наблюдений за соревнованиями, на практических занятиях, во время просмотра кинофильмов с последующим их анализом и т.д.

Теоретическая подготовка спортсмена заключается в изучении теоретических основ техники передвижения на лыжах, методики обучения, тренировки и тактики в том или ином виде спорта. Она является составной частью других сторон подготовки лыжника и осуществляется на протяжении всего тренировочного процесса в виде лекций и самообразования. Теоретическая подготовка занимает все большее место в общем процессе подготовки и воспитания спортсменов.

Целенаправленный учебно-тренировочный процесс в большом спорте определяется объективными закономерностями. Спортсмен должен знать их, чтобы понимать необходимость увеличения тренировочных нагрузок с ростом спортивного мастерства.

Теоретические знания должны составлять постоянный элемент учебно-тренировочного процесса, непосредственно связанного с решением задач физической, тактико-технической и психологической подготовки.

Специальная тактическая подготовка лыжника заключается в овладении тактикой применения лыжных ходов, распределения сил на дистанции и составления графика движения с учетом конкретных противников в зависимости от внешних условий. (4,10) Специальная тактическая подготовка осуществляется в процессе учебно-тренировочных занятий и участия в соревнованиях различного масштаба.

Тактическое мастерство лыжников основывается на большом запасе знаний, умений и навыков , позволяющих выполнять задуманный план гонки (соревнования). Во время соревнований оно проявляется в умении быстро оценить изменившуюся обстановку и принять необходимое решение для достижения победы или высокого результата.

Задачами тактической подготовки лыжника являются (15,23):


  1. Изучение общих положений тактики в спорте.

  2. Изучение тактики лыжного спорта.

  3. Изучение тактического опыта сильнейших лыжников.

  4. Обучение практическому использованию элементов тактики в тренировочных занятиях, прикидках и на соревнованиях:
А) применение лыжных условий скольжения, рельефа местности, состояния лыжни;

Б) выбор стойки спуска и способов поворотов в зависимости от крутизны и неровности склонов, условий скольжения, степени утомления и т.д.;

В) овладение способностью распределения сил на дистанции и выработка чувства времени;

Г) овладение стартовым и финишным ускорением, способом обгона и ухода от противника;

Д) умение правильно оценивать свою подготовленность до составления тактического плана;

Е) изучение своих возможностей в достижении спортивной формы к

Основным соревнованиям.

Следующими задачами тактической подготовки являются:


  1. Изучение условий и места предстоящих соревнований: рельеф,
    состояние и возможные изменения лыжни в ходе соревнований, стартовый
    номер, возможные изменения.погоды.

  2. Изучение возможных противников, их тактической, физической,
    технической и волевой подготовки.

  3. Анализ участия в соревнованиях и эффективность применяемой
    тактики.
Набольшее значение в тактической подготовке имеет овладение техникой способов передвижения и применения их в зависимости от внешних условий и индивидуальных особенностей каждого спортсмена. Важным средством обучения тактике является повторное прохождение различных по длине и рельефу отрезков дистанции.
Не менее важно в ходе тактической подготовки воспитывать у лыжников умение правильно распределять силы на дистанции. Опыт подтверждает целесообразность равномерного распределения сил на дистанции. Умение распределять силы приобретается в процессе учебно-тренировочных занятий, на которых контролируется время прохождения дистанции и частота сердечных сокращений на подъемах, спусках и равнинах. В ходе занятий лыжник должен овладеть приемами борьбы с противниками , стартовавшими значительно раньше или позже него, используя при этом информацию тренера и свой опыт.

Тактическое мастерство неразрывно связано с уровнем развития физических, моральных и волевых качеств. (2,8,12)

Так, при борьбе с противником, находящимся в непосредственной близости (при общем старте), попытка многократных ускорений может привести к обратному результату, если сам спортсмен не подготовлен к передвижению в переменном темпе после резкого страта. Поэтому прежде чем пытаться осуществить данный тактический вариант, необходимо повысить функциональные возможности лыжника применительно к данному тактическому приему. После каждого старта необходимо провести анализ прошедших соревнований, оценить эффективность применяемой тактики, сделать выводы на будущее. Все это является одним из основных методов совершенствования тактического мастерства.

2.2.1 Тактика передвижения по пересеченной местности

В технике передвижения по склонам средней крутизны (4-12°) появляются существенные изменения по сравнению с равнинны ходом -попеременным двухшансным.

Поэтому целесообразно назвать способ преодоления склонов средней крутизны - подъем скользящим ходом (6,10). Если скольжение отличное, то сильные лыжники могут сменять попеременный или одновременные ходы на подъем скользящим ходом при крутизне склона более 4-5°.

В подъеме скользящим ходом, как правило, после отрыва толчковой лыжи еще продолжается отталкивание одноименной палкой. Значит, загрузка лыжи может быть еще не полная: часть веса приходится на одноименную палку. Появляется новая фаза, которую можно условно назвать «скользящий полет». Это скольжение на одной лыже с завершением отталкивания одноименной палкой. Это фаза частично или даже полностью заменяет собой свободное скольжение. Смысл этой замены в том, что отталкивание одноименной палкой не позволяет телу гонщика отстать от скользящей лыжи, предупреждает проваливание тела назад, несмотря на выдвижение стопы вперед. Постановка разноименной палки часто совпадает с отрывом от опоры одноименной палки. У менее подготовленных лыжников разноименная палка ставится еще раньше - время опоры на обе палки сразу бывает больше.

Надо подчеркнуть, что разобранные здесь особенности являются выводом из изучения очень большого материала техники лыжников высокой квалификации за многие годы в различных условиях. Приводимые факты служат только примерами, и не единственным доказательством справедливости выводов.

Перейдем теперь к разбору способов передвижения по крутым склонам (13-16°). Более сильные лыжники , сохранившие силы, преодолевают такие склоны при помощи способа подъем скользящим бегом. Для подъема скользящим бегом характерна полная замена фазы свободного скольжения фазой скользящего полета с завершением отталкивания одноименной палкой. С момента постановки разноименной палки скольжение на лыже прекращается. Все скольжение сводится к короткой фазе скользящего полета. Далее сразу следует стояние лыжи до выпада, которое всегда имеется на подъемах.

Наконец , на крутых подъемах применяют еще один способ - подъем ступающим шагом. Для этого способа характерно полное отсутствие скольжения. Долго длится опора на одноименную палку и заканчивается она позднее, чем постановка разноименной палки. Подъем ступающим шагом женщины применяют обычно при крутизне склона меньшей, чем мужчины.

Более крутые склоны (более 16°) в гонке преодолевать ступающим шагом трудно.

Во всех способах подъема не бывает, как правило скольжение с выпрямлением ноги. Скользить, выпрямляя ногу и поднимая тело вверх, совершенно нерационально.

2.2.2 Передвижение на уклонах и спусках

Уклоны от спусков имеет смысл отличать потому, что на уклонах лыжник передвигается активно, увеличивая скорость отталкивания лыжами и палками.

Границы между уклоном и спуском зависят от условий трения и способности лыжника достаточно сильно и быстро отталкиваться при достигнутой скорости. Более часто применяют одновременный однолыжный ход. И, наконец, до момента перехода уклона в спуск - бесшажный ход (6,7).
Когда лыжник едва успевает приложить усилия к палкам, теряется смысл отталкивания, при этом прирост скорости незначителен, а затрата усилий на быстрые движения велика.

Спуски различают свободные, заторможенные и с препятствиями (4,15). Заторможенные спуски отличаются от свободных тем, что условия трассы заставляют лыжника тормозить на спуске.

2.2.3 Распределение сил на дистанции

Анализ результатов соревнований сильнейших гонщиков мира позволяет делать выводы, что лучшие результаты показывают спортсмены, которые равномернее распределяют свои силы (4). Это утверждение не означает, конечно, что слабый лыжник при равномерном распределении силы на дистанции выиграет у сильного , который по каким-либо причинам не сумел равномерно распределить свои силы.

На пересеченных рельефах лыжных трасс, на которых подъемы достигают несколько десятков метров, трудно говорить о равномерности скорости, поэтому мы говорим об относительной равномерности.

Исследования показывают, что при равномерной интенсивности вполне допустимы колебания от 3 до 5% от средней скорости (13). Если спортсмен значительно превысил свою среднюю (оптимальную) интенсивность, то через некоторое время его скорость значительно снижается из-за быстро наступившего утомления.

В практике выступлений лыжников имеется немало подобных примеров, особенно в эстафетных гонках.

Если спортсмен, не оценив своих возможностей, значительно превысит оптимальную интенсивность, окислительные процессы в его организме протекают в три раза быстрее, то есть организм начинает работать в долг. (17)

Умение распределять силы лыжник приобретает на занятиях. Для этого они на тренировках должны чаще (особенно на первых занятиях) измерять частоту пульса в минуту. Сопоставляя свои ощущения с объективными данными частоты пульса на подъеме, на равнине и на спуске, лыжник быстрее научиться сознательно контролировать работоспособность организма.

Лыжник должен овладеть приемами борьбы с противником, когда тот находится в поле его зрения. Приемы тактической борьбы в этих случаях могут быть следующими:

При парном старте - сразу выйти вперед, если противник хуже подготовлен.

При групповом (эстафетные гонки) - необходимо знать место ведущих номеров, если силы лыжников равны.

Когда равносильные спортсмены стартуют в одной паре, для достижения наилучшего результата они часто попеременно лидируют друг друга.

Выбор тактических приемов основан на анализе собственного состояния работоспособности , наблюдения за спортсменами, с которыми гонщик непосредственно вступает в контакт, и сопоставлении своей работоспособности с работоспособностью противников, которые стартовали раньше или позже.

Тот или иной способ передвижения выбирают в зависимости от рельефа местности, состояния снега и качества скольжения.

ГЛАВА III. Экспериментальное обоснование тактики распределения сил на дистанции в лыжных гонках

Как показал анализ специальной литературы (гл. 1-2) , беседы с тренерами и спортсменами, педагогические наблюдения и собственный спортивный и педагогический опыт, одним из способов тактической организации действий в циклических видах спорта на выносливость, в том числе и лыжных гонках, является система распределения сил на дистанции. Под этим подразумевается изменение скорости передвижения спортсмена на различных участках дистанции, активизация или временное снижение психофизических усилий на том или ином ее отрезке.

В лыжном спорте современные трассы отличаются значительной пересеченностью рельефа: затяжными подъемами, участками скоростных спусков, равнинными отрезками и т.д. В связи с этим возникает вопрос разработки модели прохождения той или иной лыжной трассы с дифференцированной активностью лыжника на различных профильных участках дистанции. Решение данного вопроса возможно на основе:


  1. разграничения дистанции на ряд профильных участков (достаточной протяженности);
    регистрация времени прохождения этих участков всеми участниками соревнований;

  2. определение степени взаимосвязи эффективности прохождения различных участков дистанции с конечным спортивным результатом на основе методов математической статистики (вычисление коэффициентов корреляции и детерминации).
Полученная таким образом модель может выступать в качестве предпосылки разработки соревновательного тактического плана прохождения соответствующей дистанции лыжниками-гонщиками в аспекте дискретного изменения степени активизации их двигательных действий.

В соответствии с определившейся идеей нами был проведен
педагогический эксперимент, в котором принимали участие сильнейшие
лыжники Соль-Илецкого района, а также учащиеся Ветлянской средней школы. Эксперимент осуществлялся в течение двух лет - в 2002 и 2003 гг.

На первом этапе эксперимента (зима 2002 г.) решалась задача определения структурной модели прохождения дистанции 10 км в местечке Боевая Гора, где традиционно проводятся многие районные соревнования по лыжным гонкам. Предварительное изучение соревновательной трассы, беседы со старейшим учителем Боегородской средней школы Павленко Ю.Н., учителем Григорьевской средней школы Орловым В.В. позволили выделить на трассе ряд характерных участков (достаточной протяженности, чтобы их вклад в конечный результат был достаточно весом по времени). Изображение трассы представлено на рисунке 1. Сразу следует отметить, что профиль дистанции характеризуется общим уклоном по линии БВ, составляющим 17-20°. Таким образом , процесс прохождения спортсменами дистанции характеризуется постоянной сменой участников спусков и подъемов. Лишь один участок (БГ) отличается относительной пологостью (незначительный подъем 3-5°).

Дистанция была разделена на пять участков по принципу: один спуск -один подъем. Лишь на третьем участке имелся один небольшой дополнительный вираж. Старт и финиш находились в одном месте.
В процессе соревнования на дистанции 10 км участники проходили два круга по 5 км для нашего исследования это представляло дополнительный интерес , так как позволило оценить вклад эффективности прохождения одного и того же участка дистанции дважды - на первом и втором круге.

Определение модели раскладки сил по отмеченным участкам осуществлялось в соревнованиях на первенство области среди учебных

Заведений (вузов и ссузов), в которых принимали участие 17 спортсменов. Среди них 7 участников 2, 3 разряда и 10 спортсменов I разряда. Соревнования проходили 8.02.2002: начало гонки в 11.00, температура воздуха-12°С, снег сухой.

Этапные судьи-хронометристы запускали секундомеры по сигналу стартера, и четверо из них сразу же разъезжались на свои промежуточные пункты контроля: 1-2-3 и 4 (рис. 1). Один оставался в районе старта, так как здесь был промежуточный и конечный финиш дистанции. Таким образом , хронометристы осуществляли регистрацию моментов времени прохождения каждым участником соревнования всех промежуточных пунктов. Спортсмены выпускались на трассу поочередно, через каждые 30 секунд.

Последующие расчеты позволил определить время прохождения испытуемыми каждого участка дистанции (табл.1).

Проведенный затем корреляционный анализ и расчет коэффициентов детерминации показали следующее распределение вкладов участков дистанции в конечный результат:

А) по коэффициентам корреляции:

0,88-0,98-0,98-0,85-0,85-0,96-0,97-0,98-0.94-0,95;

Б) по коэффициентам детерминации:

77,4%-96,0%-96,0%-72,2%-72,2%-92Л%-94,1%96,0%-88,3%-90,2%. Более наглядно вклад эффективности прохождения каждого участка дистанции в конечный результат показан на диаграмме (рис. 2). Видно, что в целом более весомый вклад дает эффективность прохождения второй половины дистанции, а по участкам - на 1 круге - 2 и 3-й участки; на втором круге - 1, 2 и 3-й участки. Эффективность прохождения 4 и 5-го участка на первом круге менее значима, хотя и возрастает на втором круге (финиш).

Рис. 1 Схема лыжной трассы.

Направление лыжной гонки

Таким образом , было определено, что оптимальным модельным вариантом распределения сил на дистанции 10км Боевая гора для

Спортсменов указанной квалификационной категории в условиях сухого снега и слабоморозной погоды можно считать следующий:

А) относительно быстрое, но не максимальное, прохождение первого (стартового) участка дистанции (первый километр);

Б) активизация на втором и третьем участках (2-3-й км);

В) некоторое снижение активности на 4 и 5 участках (поддержание скорости за счет экономизации движения в середине дистанции);

Г) постепенное повышение скорости на 1-м (бывшем стартовом) участка;

Д) вновь максимальна активизация действий на 2 и 3-м участках;

Е) снять некоторое снижение активности на 4-м круге;

Ж) активизация двигательных действий на последнем - финишном участке дистанции.

Таблица 1

Время прохождения участниками соревнований различных участков
дистанции 10 км (Районные соревнования, 8.02.2002)


№ п/п

Участки дистанции

1

2

3

4

5

6

7

8

10

1

196

185

254

138

187

239

199

264

134

200

2

210

204

278

151

2096

251

214

280

153

206

3

197

180

241

127

175

215

191

252

136

4

182

173

231

128

175

212

181

238

134

176

5

181

181

254

139

195

223

197

264

143

191

6

185

174

233

126

183

204

178

241

131

172

180

167

229

126

171

215

179

238

132

173

8

196

198

270

178

168

238

215

290

149

202

9

176

166

219

129

162

202

167

223

120

169

10

177

235

132

176

233

197

253

134

185

11

185

178

249

137

188

228

197

268

145

196

12

208

204

289

156

202

250

214

282

145

197

13

179

237

133

175

215

178

245

134

172

14

177

167

231

126

166

206

180

235

128

162

15

175

172

237

130

173

225

192

250

135

178

16

166

160

122

156

193

168

224

122

155

17

228

217

288

157

215

265

221

301

165

210

Рис. 2 Зависимость результатов в лыжной гонке на 10 км от эффективности прохождения различных участков дистанции

В целом, в тактике распределения сил при прохождении данной дистанции можно выделить 2 и 3-й участки, где спортсмены должны проявить максимум усилий при прохождении каждого круга дистанции, и 4-й участок, где возможно некоторое снижение активности для относительного отдыха с целью устранения метаболических продуктов распада в мышцах и крови спортсмена после предыдущей интенсивной деятельности и для подготовки к последующей активизации действий на решающих участках и финишном отрезке на втором круге.
На втором этапе эксперимента (зима 2003 г.) была организована опытная группа в количестве 6 человек из числа учащихся Ветлянской средней школы (тренер Петров А.Л.), которые в течение нескольких тренировок перед первенством района осваивали вышеуказанную модель прохождения дистанции. В день соревнований (8.02.2003) этим спортсменам перед разминкой была продемонстрирована схема трассы, диаграмма распределения усилий и дана соответствующая двигательная установка по тактике прохождения дистанции.

В процессе соревнований, также как и на предыдущем этапе эксперимента, судьи-хронометристы регистрировали время прохождения спортсменами промежуточных пунктов. Это позволило в дальнейшем определить, придерживались ли участники опытной группы разработанной тактической модели.

Результаты соревнований показали, что из числа участников опытной группы двое спортсменов стали победителями: один среди старших юношей (Н. Антропов), другой - среди средней группы (Педанов А.) Хорошо также выступили другие участники опытной группы , занявшие 3,5 и 6 места.

Интерес представляет динамика прохождения спортсменами различных участков дистанции. Для анализа мы взяли результаты первых 8 лучших спортсменов, поскольку в числе них находились все участники опытной группы (взрослые), занявшие как уже отмечалось 1,3,5 и 6-е места. Другие четверо из восьмерки выступили в качестве контрольной группы, поскольку не выполняли экспериментальной модельной раскладки сил.

Анализ средних результатов прохождения различных участков дистанции спортсменами опытной и контрольной групп показал (табл.2), что участники опытной группы четко выполнили модельную тактическую установку.

Таблица 2

Среднее время прохождения участниками экспериментальных групп различных участков дистанции 10 км


Группы
Участки дистанции

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Среднее время прохождения (сек)

Опытная


200

164

256

135

189

236

188

255

198

133

Контрольная

220

203

279

155

217

263

189

298

211

152

Разность (сек)

20

39

23

20

28

27

1

43

13

19

Так, если на стартовом участке в результате относительно быстрого стартового разгона преимущество опытной группы составило 20 секунд, то на 2 и 3-м участках, где требовалась максимальная активизация действий, положительная разница уже достигла 39 и 23 секунд. На 4-м участке разница уменьшилась до 20 секунд, что свидетельствует о выполнении участниками опытной группы запланированного снижения двигательной активности. Но уже на следующих участках разность опять начала увеличиваться, достигая 28 и 27 секунд. Однако несколько преждевременная активизация двигательных действий участниками опытной группы, на 5 и 6-м участках привела к тому, что на 7 участке (2-й на круге) они не смогли еще более увеличить активность, наоборот несколько снизив ее (экономизация действий после предшествующей длительной активности). Разность между группами здесь составила всего 1 секунду. Однако уже на 8-м (3-м на модельном круге) участке разность резко возрастает в пользу опытной группы, достигая наибольшей величины среди всех участников дистанции - 43 секунды. Это свидетельствует о выполнении участниками опытной группы модельного тактического плана. Подтверждением его выполнения является некоторое снижение активности на 9-м (4-м круге) участке дистанции (уменьшение разницы до 13 сек) и активизация действий на последнем, финишном участке (увеличение разницы до 19 сек).

Таким образом , разработанная модель распределения сил на дистанции, реализованная спортсменами-участниками опытной группы во время ответственного соревнования, подтвердила свою эффективность, что выразилось в достижении спортсменами высоких спортивных результатов.

Выводы

1. Основными формами соревновательной деятельности являются техника и тактика спортсменов.

Тактика, в наиболее распространенном понимании характеризуется как искусство ведения соревновательной борьбы.

В более конкретном определении под тактикой соревновательной деятельности понимаются общие формы ее целесообразного построения в целом, последовательно объединяющие соревновательные действия в соответствии с основными линиями поведения спортсмена (команды) на соревновании.

2. В группе видов спорта циклического характера на выносливость тактические действия сводятся к предварительному составлению графиков скорости преодоления отрезков дистанции с учетом собственного состояния, состояния противников, метеорологических условий.

Выделяют следующие варианты раскладки сил на дистанции:


  1. равномерная скорость передвижения по дистанции ;

  2. высокая скорость в первой части дистанции с постепенным ее снижением к финишу;

  3. высокая скорость в первой и последней частях дистанции и уменьшение ее в средней:

  4. постепенное нарастание скорости в течение всей дистанции;

  5. постоянная вариативность скорости в процессе преодоления дистанции;

  6. постоянная скорость в начале и середине дистанции и резкое возрастание ее на финише и др.
3. Спортивно-тактическая подготовка связана с формированием способностей вести соревновательную борьбу в процессе специфической соревновательной деятельности.

4. Под тактическими знаниями спортсмена подразумеваются сведения о принципах и рациональных формах тактики, выработанных в избранном виде спорта.

Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков. Основным специфическим методом совершенствования тактического мастерства является метод тренировки как с реальным, так и условным противником.


  1. Тактическая подготовка в лыжном спорте имеет ряд особенностей в связи с большим вниманием внешних условий (состояние снега, рельеф местности, температуры, вид мази и т.д.) на ход борьбы в соревнованиях.

  2. Общая тактическая подготовка лыжника - это приобретение теоретических знаний в области тактики, в том числе и в смежных циклических видах спорта.
Специальная тактическая подготовка лыжника заключается во владении тактикой применения лыжных ходов, распределения сил на дистанции и составления графика движения с учетом конкретных противников, в зависимости от внешних условий. Специальная тактическая подготовка осуществляется в процессе учебно-тренировочных занятий и участия в соревнованиях различного масштаба.

7. Для определения оптимального распределения сил на дистанции в лыжных гонках целесообразно деление дистанции на выраженные профильные участки (достаточной протяженности) с регистрацией времени их прохождения спортсменами в процессе соревнований и последующим расчетом коэффициентом корреляции и детерминации.

8. Предварительное овладение спортсменами модельной «раскладки сил» на трассе предстоящих соревнований и реализация ее в условиях официальных соревнований (при аналогичных климатических и прочих условиях) позволяет достичь более высоких спортивных результатов по сравнению с лыжниками, не имеющими четкого, научно-обоснованного тактического плана прохождения дистанции.

Последовательность движений в полуконько­вом ходе следующая Лыжник скользит на опор­ной ноге (лыже). Лыжа толчковой ноги подно­сится к опорной и ставится на снег так, чтобы ботинок находился рядом и чуть впереди ботин­ка опорной ноги.

ЭЛЕМЕНТЫ ТАКТИКИ ЛЫЖНЫХ ГОНОК - РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛ ПО ДИСТАНЦИИ, ОБГОН, ЛИДИ­РОВАНИЕ И ФИНИШИРОВАНИЕ 8-9 КЛАСС

Распределение сил по дистанции - этим так­тическим умением лыжник овладевает на всем протяжении обучения. Темп в учебных забегах и гонках учащиеся выбирают с учетом своей физической подготовленности. Важно научить занимающихся выбирать оптимальную скорость передвижения, хорошо отрабатывать это умение на отрезках лыжных трасс со средней сорев­новательной скоростью.

ПЕРЕХОД С ХОДА НА ХОД В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УСЛОВИЙ ДИСТАНЦИИ И СОСТОЯНИЯ ЛЫЖНИ 8-9 КЛАСС.

Напом­ним, что ответы на вопросы, где и в каких условиях применяется тот или иной ход, были даны и объяснены при изучении техники лыж­ных ходов. Рельеф местности и состояние лыж­ни меняются на дистанции многократно. Поэтому лыжник должен уметь без потери скорости пере­ходить с одного хода на другой. Вначале пояс­ним применение ходов на лыжне, не подготов­ленной для конькового хода.

ПЕРЕХОД С ОДНОВРЕМЕННЫХ ХОДОВ НА ПОПЕРЕМЕННЫЕ 8-9 КЛАСС

Переход с одновременным выносом рук (рис. 3, 1 - 7). После отталкивания двумя руками, выпрямляясь, лыжник выносит руки впе-ред (1, 2). Далее отталкивается ногой, например правой, и переносит массу тела на другую ногу; в это время ставит на снег правую палку (3, 4). С толчком левой ноги лыжник отталкивается правой палкой, перенося массу тела на правую ногу (5, 6, 7), ставит на снег левую палку и далее идет попеременным ходом. При переходе с разноименным выносом рук с первым шагом лыжник выносит разноименную руку и далее идет попеременным ходом.

ПОПЕРЕМЕННЫЙ ЧЕТЫРЕХШАЖНЫЙ ХОД.ПЕРЕХОД С ПОПЕРЕМЕННЫХ ХОДОВ НА ОДНОВРЕМЕННЫЕ.ВЫХОД СО СКЛОНА И ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНТРУКЛОНА. 8-9 КЛАСС

Приме­няется на равнине и подъемах малой крутизны при плохой опоре на палки, а также при пере­ходах с одного хода на другой. Цикл движений состоит из четырех скользящих шагов. С первыми двумя шагами палки пооче­редно выносятся вперед, с последними произ водятся поочередные отталкивания палками. Скользящие шаги выполняются так же, как и в попеременном двухшажном ходе. Палки выно­сятся вперед прямолинейным движением, что способствует сохранению и увеличению скорости скольжения за счет силы инерции маха. По коор­динации этот способ является одним из самых сложных (рис. 1, 1 -8).

ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА В 8-9 КЛАССАХ

Уроки лыжной подготовки в 8-9 классах отличаются прежде всего тренировочной направ­ленностью. Чтобы успешно подготовиться к сда­че учебных нормативов, юношам и девушкам необходимо на учебной лыжне вы­полнить достаточно большой объем тренировоч­ной работы, в основном переменной интенсив­ности. Об этом красноречиво свидетельствуют учебные нормативы.

ЛЫЖНЫЕ ОДНОДНЕВНЫЕ ПОХОДЫ С ДЕТЬМИ В ЛЕС

Мы приняли решение, сегодня отправляемся в лес на весь день кататься на лыжах, ребенка обязательно берем с собой, особенно если ему уже исполнилось пять лет. В следующий раз он послужит для нас взрослых прекрасным мотиватором, поскольку это путешествие ему однозначно понравится. Необходимо только все правильно организовать, опыт по катанию можно приобретать непосредственно в лесу на лыжне .


    :: игры на лыжах::
      Подвижная игра на лыжах «Занять место»
      Играющие передвигаются на лыжах в 1,5 – 2 м друг за другом по замкнутому кругу. Водящий идёт за кругом в противоположную сторону, подаёт команду «Стой!» Дотрагивается до палки одного из лыжников и продолжает быстро двигаться по кругу. По сигналу все останавливаются, а игрок, осаленный водящим, быстро бежит по кругу в том же направлении. Каждый стремится занять свободное место. Не успевший занять свободное место становится водящим, игра продолжается.
      Правило. При перебежке нельзя мешать играющим.

      Подвижная игра: «Нападение акулы»
      Игра проводится на ограниченной площадке. Из числа наиболее сильных участников выбирается «акула» (водящий). Все остальные участники (рыбки) снимают палки, ставят их в центре площадки и разбегаются. По сигналу «акула» начинает ловить «рыбу». Тот, кого осалит «акула», становится «акулёнком». Он берёт свои палки и тоже начинает ловить «рыбу». Игра заканчивается, когда поймают последнюю «рыбку». Салить игроков можно только рукой.

      Подвижная игра: «Салки на горке»
      Эта игра аналогична игре в салки, но проводится на горке. Основное назначение игры – совершенствование выполнения спусков, поворотов, торможений и подъёмов.

      Подвижная игра: «Казаки-разбойники»
      На площадке отмечается «тюрьма», которая должна располагаться около стены (забора). Все играющие делятся на две группы («казаки» и «разбойники»). Разбойники разбегаются по площадке и через 1 мин казаки начинают их ловить. Осаленного разбойника казак отводит в тюрьму. Разбойник идёт сам и не сопротивляется, а казак его лишь сопровождает. Если во время сопровождения казак убежит, не доведя разбойника до тюрьмы, тот считается свободным. В тюрьме разбойники располагаются вдоль стены и не могут перемещаться. Хотя бы один казак должен находиться в тюрьме, т.к. разбойники могут выручать сидящих в тюрьме. Если свободный разбойник забежит в тюрьму и осалит сидящего там разбойника, то становится свободным. При этом освободившийся тоже может освобождать других разбойников. Игра заканчивается, когда всех разбойников посадят в тюрьму.

      Подвижная игра: "Охотники и утки на лыжах"
      Содержание. Игра проводится на ограниченной площадке, за пределы которой выезжать нельзя. Выбирается несколько охотников, остальные – утки. По сигналу утки «разлетаются» по площадке. По второму сигналу – охотники выходят на «охоту». У одного игрока в руках мяч. Бросать его можно только с места. Другой игрок подъезжает к отскочившему мячу и с этого места бросает мяч. Игра продолжается до тех пор, пока не «перестреляют» всех уток. Осаленная утка уходит за пределы площадки.

      КОНСПЕКТ урока физической культуры по лыжной подготовке в 8 классе


      КОНСПЕКТ урока физической культуры по лыжной подготовке в 5 классе


      Конспект игрового урока лыжной подготовки в 5 классе


Тесты по физической культуре.

1.Древнейшей формой организации физической культуры были:

Б) единоборство

В) соревнования на колесницах

Г) игры

2.Физическая культура рабовладельческого общества имела:

А) прикладную направленность

Б) военную и оздоровительную направленность

В) образовательную направленность

Г) воспитательную направленность

3.Российский Олимпийский Комитет был создан в

а) 1908 году

б) 1911 году

в) 1912 году

г) 1916 году

4.Александр Попов – Чемпион Олимпийских игр в …

5.Какой из перечисленных видов не входит в программу современного пятиборья

А) стрельба

Б) фехтование

Б) гимнастика

Г) верховая езда

6.Почему античные Олимпийские игры назывались праздниками мира?

А) игры отличались миролюбивым характером

Б) в период проведения игр прекращались войны

В) в Олимпийских играх принимали участие атлеты всего мира

Г) Олимпийские игры имели мировую известность

7.Какой вид программы представлял программу первых Олимпийских игр Древней Греции?

А) метание копья

Б) борьба

В) бег на один стадий

Г) бег на четыре стадия

8.Как назывался вид спортивной программы Олимпийских игр древности, сочетавший борьбу с кулачным боем?

А) долиходром

Б) панкратион

В) пентатлон

Г) диаулом

9.Какая организация руководит современным олимпийским движением?

А) Организация объединенных наций

Б) Международный совет физического воспитания и спорта

В) Международный олимпийский комитет

Г) Международная олимпийская академия

10.Кто был первым президентом Международного олимпийского комитета?

А) Пьер де Кубертен

Б) Алексей Бутовский

В) Майкл Килланин

Г) Деметриус Викелас

11.Кто стал первым олимпийским чемпионом из российских спортсменов?

А) Н. Орлов

Б) А. Петров

В) Н. Панин – Коломенкин

Г) А. Бутовский

12.За что движением «Фэйр Плэй» вручается почетный приз Пьра де Кубертена?

А) за честное судейство

Б) за победы на трех Олимпиадах

В) за честную и справедливую борьбу

Г) за большой вклад в развитие Олимпийского движения

13. Кто является президентом Олимпийского комитета России в настоящее время?

А) Шамиль Тарпищев

Б) Вячеслав Фетисов

В) Леонид Тягачев

Г) Виталий Смирнов

14.На открытии Олимпийских игр парад олимпийских делегаций стран - участниц открывает (идет первой):

А) делегация страны – организатора

Б) делегация страны, чье название начинается на первые буквы алфавита страны - организатора

В) делегация страны – организатора предыдущей олимпиады

Г) делегация Греции

15.На открытии Олимпийских игр парад олимпийских делегаций стран – участниц завершает (идет последней):

А) делегация страны – организатора

Б) делегация страны, чье название начинается на первые буквы алфавита страны - организатора

в) делегация страны - организатора предыдущей Олимпиады

г) делегация Греции

16.В каком году был образован Международный олимпийский комитет?

Б) 1894

17.Термин «Олимпиада» означает:

А) четырехлетний период между Олимпийскими играми

Б) первый год четырехлетия, наступление которого празднуют Олимпийские игры

В) синоним Олимпийских игр

Г) соревнования, проводимые во время Олимпийских игр

18.В каком году Олимпийские игры состоялись в нашей стране?

А) планировались в 1944 году, но были отменены из-за 2 мировой войны

Б) в 1976 году в Сочи

В) в 1980 году в Москве

Г) пока еще не проводились

19.Какие дисциплины включал пентатлон – древнегреческое пятиборье?

1.кулачный бой 2.верховая езда 3.прыжки в длину 4.прыжки в высоту

9.плавание 10.метание копья

Б)3,5,6,8,10

20.Пьер де Кубертен был удостоен золотой олимпийской медали на конкурсе искусств в …

А) в 1894 году за проект Олимпийской хартии

Б) в 1912 году за «Оду спорта»

В) в 1914 году за флаг, подаренный Кубертеном МОК

Г) в 1920 году за текст Олимпийской клятвы

21.Олимпийский символ представляет с собой пять переплетенных колец, расположенных слева направо в следующем порядке…

А) вверху - синее, черное, красное, внизу - желтое и зеленое

Б) вверху – зеленое, черное, красное, внизу – синее и желтое

В) вверху – красное, синее, черное, внизу – желтое и зеленое

Г) вверху – синее, черное, красное, внизу – зеленое и желтое

22.Олимпийские игры состоят из…

Б) соревнований по зимним или летним видам спорта

В) зимних и летних Игр Олимпиады

Г) открытия, соревнований, награждения участников и закрытия

23.Как назывались специальные помещения для подготовки атлетов к древнегреческим Играм Олимпиады?

А) палестра

Б) амфитеатр

В) гимнасия

Г) стадиодром

24.Талисманом Олимпийских игр является:

А) изображение Олимпийского флага

Б) изображение пяти сплетенных колец

В) изображение животного, популярного в стране, проводящей Олимпиаду

Г) изображение памятника архитектуры, популярного в стране, проводящей Олимпиаду

25.Талисман, как бы приносящий счастье любому олимпийцу, любому болельщику , впервые появился на играх в …


А) 1968 году в Мехико

В) 1976 году в Монреале

Г) 1980 году в Москве

26.Двигательное умение – это:

А) уровень владения знаниями о движениях

Б) уровень владения двигательным действием

В) уровень владения тактической подготовкой

Г) уровень владения системой движений

27.Реализация цели физического воспитания осуществляется через решение:

А) двигательных, гигиенических и просветительских задач

Б) закаливающих, психологических и философских задач

В) задач развития дыхательной и сердечно – сосудистой систем

Г) оздоровительных, образовательных и воспитательных задач

28.Временное снижение работоспособности принято называть:

А) усталостью

Б) напряжением

В) утомлением

Г) передозировкой

29.Что является основными средствами физического воспитания?

А) учебные занятия

Б) физические упражнения

В) средства обучения

Г) средства закаливания

30.Какие из перечисленных ниже физических упражнений относятся к циклическим?

А) метания

Б) прыжки

В) кувырки

Г) бег

31.Одним из основных физических качеств является:

А) внимание

Б) работоспособность

В) сила

Г) здоровье

32.Какое физическое качество развивается при длительном беге в медленном темпе?

Б) выносливость

В) быстрота

Г) ловкость

33.Укажите вид спорта, который обеспечивает наибольший эффект в развитии гибкости:

Б) гимнастика

В) современное пятиборье

Г) легкая атлетика

34.Лучшие условия для развития ловкости создаются во время…

А) подвижных и спортивных игр

Б) прыжков в высоту

В) бега с максимальной скоростью

Г) занятий легкой атлетикой

35.Назовите основные физические качества.

А) координация, выносливость, гибкость, сила, быстрота

Б) ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость

В) общая выносливость, силовая выносливость, быстрота, сила, ловкость

Г) общая выносливость, силовая выносливость, гибкость, быстрота, ловкость

36.Основной и обязательной формой физического воспитания в школе является:

А) соревнование

Б) физкультурная пауза

В) урок физической культуры

Г) утренняя гимнастика

37.Что характеризуют тесты, проводимые на уроках физической культуры?

А) уровень физического развития

Б) уровень физической работоспособности

В) уровень физического воспитания

Г) уровень физической подготовленности

38.Что является основным законом Всемирного олимпийского движения?

А) энциклопедия

Б) кодекс

В) хартия

Г) конституция

39.Какие события повлияли на то, что Игры 6, 7 и 8 Олимпиад не состоялись?

А) несогласованность действий стран

Б) отказ от участия в Играх большинства стран

В) первая и вторая мировые войны

Г) отказ страны – организатора Игр от их проведения

40.Александр Карелин – Чемпион Олимпийских игр в…

А) гимнастике

В) плавании

Г) борьбе

41.Министром физической культуры, спорта и туризма Республики Марий ЭЛ является:

А) Сергей Кропотов

Б) Сергей Киверин

Г) Владимир Чумаков

Д) Валерий Кораблев

42.Председателем комитета по физической культуре и спорту администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» является:

А) Петр Кагало

Б) Александр Сергеев

В) Анатолий Подойников

Г) Владимир Тян

43. Положение занимающегося на снаряде, при котором его плечи находятся ниже точек хвата, в гимнастике обозначается как:

В) группировка

Г) вис

44.Положение занимающегося, при котором согнутые в коленях ноги поднятые руками к груди

и кисти захватывают колени, в гимнастике обозначается как:

б) захват

в) перекат

г) группировка

45.Прыжок со снаряда в гимнастике обозначается как…

В) соскок

Г) спрыгивание

46.Вращательное движение через голову с последовательным касанием опорной поверхности отдельными частями тела в гимнастике обозначается как…

А) кувырок

Б) перекат

В) переворот

Г) сальто

47.Положение занимающихся на согнутых ногах в гимнастике обозначается как…

Б) присед

Г) стойка

48.Что понимается под термином «Дистанция» в гимнастике?

А) расстояние между занимающимися « В глубину»

Б) расстояние между занимающимися «по фронту»

В) расстояние от впереди стоящего занимающегося до стоящего сзади строя

Г) расстояние от первой шеренги до последней

49.Какие из приведенных команд в гимнастике имеют только исполнительную часть?

1. «Равняйсь!» 2. «Реже!» 3. «Кругом!» 4. «Вольно!» 5. «Смирно!»

В) 1,4,5

50.Умение учащихся строиться в различные виды строя, шеренгу, колонну, круг, а также перестраиваться в них, в гимнастике называется…

А) строевыми приемами

Б) передвижениями

В) размыканиями и смыканиями

Г) построениями и перестроениями

51.Дугообразное, максимально прогнутое положение спиной к опорной плоскости с опорой руками и ногами, в гимнастике называется…

А) стойка

Б) «мост»

В) переворот

Г) «шпагат»

52.Кто из гимнасток является абсолютной рекордсменкой по количеству олимпийских медалей (18 медалей – из них 9 золотых)?

А) Ольга Корбут

Б) Надя Команечи

В) Лариса Латынина

Г) Людмила Турищева

53.Волейбол как спортивная игра появился в конце 19 века в ….

А) Канаде

Б) Японии

В) США

Г) Германии

54.В волейболе игрок, находящийся в 1-ой зоне, при «переходе» перемещается в зону…

55. Когда волейбол был признан олимпийским видом спорта?

Б) в 1957 г

56. Укажите полный состав волейбольной команды:

А) 6 человек, тренер, помощник тренера, массажист, врач

Б) 10 человек, тренер, помощник тренера, массажист, врач

В) 8 человек, тренер, помощник тренера, массажист, врач

Г) 12 человек, тренер, помощник тренера, массажист, врач

57. «ЛИБЕРО» в волейболе – это…

А) игрок защиты

Б) игрок нападения

В) капитан команды

Г) запасной игрок

58. Как осуществляется переход игроков в волейболе из зоны в зону?

А) произвольно

Б) по часовой стрелке

В) против часовой стрелки

Г) по указанию тренера

59. Можно ли менять расстановку игроков в волейболе?

А) Да, по указанию тренера

В) да, по указанию судьи

Г) да, но только в начале каждой партии

60. Сколько разрешено замен в волейболе в каждой партии и в продолжение нескольких перерывов?

А) максимум 3

Б) максимум 8

В) максимум 6

Г) максимум 9

61. Ошибками в волейболе считаются…

А) «три удара касания»

Б) «четыре удара касания», удар при поддержке «двойное касание»

В) игрок один раз выпрыгивает на блоке и совершает два касания мяча

Г) мяч соприкоснулся с любой частью тела

62. Подача мяча в волейболе после свистка судьи выполняется в течении…

А) 3 секунд

Б) 5 секунд

В) 6 секунд

Г) 8 секунд

63. Высота волейбольной сетки для мужских команд:

Б) 2м 43см

64. Высота волейбольной сетки для женских команд:

Г) 2м 24см

65. Может ли игрок волейбольной команды играть без обуви?

А) да

В) только при высокой температуре воздуха

66. «Бич – волей» - это:

А) игровое действие

Б) пляжный волейбол

В) подача мяча

Г) прием мяча

67. Укажите количество игроков волейбольной команды, находящихся одновременно на площадке .

Б) легкую атлетику

В) шахматы

Г) лыжный спорт

92. К спринтерскому бегу в легкой атлетике относится…

А) бег на 5000 метров

В) бег на 100 метров

Г) марафонский бег

93. Кросс – это –

А) бег с ускорением

Б) бег по искусственной дорожке стадиона

В) бег по пересеченной местности

Г) разбег перед прыжком

94. В беге на длинные дистанции в легкой атлетике основным физическим качеством, определяющим успех, является…

А) быстрота

В) выносливость

Г) ловкость

95. Какой лыжный ход самый скоростной?

А) одновременный бесшажный

Б) одновременный одношажный

В) одновременный двухшажный

Г) попеременный двухшажный

96. Какая стойка лыжника при спуске является более скоростной?

А) высокая стойка

Б) средняя стойка

В) низкая стойка

Г) основная стойка

А) гонка на 30 км

Б) гонка на 50 км

В) гонка на 60 км

Г) гонка на 70 км

98. Главный элемент тактики лыжника-

Б) лидирование

В) распределение сил

99. Высота палок при свободном (коньковом) лыжном ходе должна быть…

А) до уровня плеч ученика

Б) до уровня глаз ученика

Г) ниже на 3-4 см плеч ученика

100. Высота лыжных палок при классическом ходе должна быть…

А) до уровня плеч ученика

Б) до уровня глаз ученика

В) выше на 3-4 см роста ученика

Г) ниже на 3-4 см уровня плеч ученика

Элементы тактики лыжных ходов

Распределение сил на дистанции. Лучшие результаты достигаются при относительно равномерном прохождении дистанции. Колебания

интенсивности выполняемой работы не должны превышать 3 -5% в ту и другую сторону от ее средней.

Резкие ускорения, как правило, ухудшают работоспособность лыжника, так как при этом наступает дискоординация деятельности двигательного аппарата, органов дыхания и кровообращения. Дыхательная и сердечно-сосудистая системы приспосабливаются к новому ритму работы с некоторым опозданием (от 5 до 10 с). При работе же в пределах оптимальной зоны происходит как бы настраивание различных функциональных систем на единый рабочий ритм.

Очень важно найти правильный начальный темп гонки. Начинать гонку сразу в полную силу рекомендуется только хорошо тренированным лыжникам. Гонщику, недостаточно подготовленному, лучше вначале идти с интенсивностью ниже средней.

Для раскладки сил большое значение имеет порядок выхода со старта. В наиболее выгодных условиях находятся лыжники, которым по жеребьёвке достались последние номера. Им легче следить за противниками. Для гонщиков, стартующих первыми номерами, рекомендуется идти по своей раскладке сил, контролируя равномерность хода по отрезкам дистанции; или добиться преимущества сразу же после выхода со старта. Первый вариант называется тактикой на лучший результату второй — тактикой отрыва.

Приемы борьбы с противниками. Когда противники стартуют в одной паре или через два-три номера, во время гонки они могут видеть друг друга. Приемы тактической борьбы в условиях непосредственного контакта можно разделить на три группы.

К первой группе относятся приемы тактической борьбы при парном и общем старте. Первый прием — опередить противника, чтобы вырваться вперед или попасть в головную группу. Второй прием — пропустить часть участников вперед. При парном старте сильного противника выгодно пропустить вперед, так как следом за ним идти легче.

Приемы второй группы применяются в тех случаях, когда противник находится впереди. Догнав идущего впереди лыжника или, наоборот, пропустив вперед участника, надо постараться не отпустить его, а держаться возможно ближе. Следуя за соперником, надо постараться изучить его силы и использовать его ошибки. Лыжник должен стремиться сделать лидером стартующего в паре, а если у противника тот же замысел, и он на этот прием не пойдет, пропустить вперед при первом же удобном случае. Если же лыжник видит, что противник слабее по силам, его следует обходить сразу.

Последним относящимся к этому виду тактическим приемом является обгон броском. Если идущий впереди гонщик не подает признаков с ильного утомления и не хочет пропустить следующего за ним лыжника вперед, обойти его можно только при помощи сильного броска.

Существуют определенные правила, которых следует придерживаться при обгоне. Например, обходить противника выгодно на том участке, где лыжник имеет преимущество, в тот момент, когда противник заметно устал. Перед обгоном следует немного передохнуть: перейти на одновременные ходы, стараться идти свободнее, а затем сделать уверенный, сильный бросок. Если борьба идет за первое место, и противник также сильный лыжник, обходить его нужно там, где это ему не выгодно (например, на горе или на глубоком снегу). На подъемах выгоднее обходить противника не сразу. Лучше весь подъем пройти следом за ним и только наверху обойти, чтобы на спуске быть первым.

Приемы третьей группы используются в тех случаях тактической борьбы, когда противник следует сзади.

Первый прием — отрыв от противника. Если спортсмен, идущий сзади, скользит свободно, у него еще есть свежие силы, ничего не остается, как пропустить его вперед. Но если заметно, что противник не имеет существенного преимущества, не следует его сразу пропускать. Не дожидаясь, пока он приблизится вплотную, немного ускорить ход, слегка оторваться от противника, а когда он снова сделает попытку подойти, опять повторить бросок.

Второй прием — бросок на финише. Спортсмену, имеющему преимущество в быстроте, не следует делать ускорения в середине гонки, если он идет примерно в одно время со своими более выносливыми противниками. Лучше приберечь силы для финишного броска. При хорошем самочувствии можно начинать финишный бросок за 2—4 подъема до финиша, а если сил остается мало, — перед последним подъемом.

Применение различных приемов тактики в соревнованиях преследует задачи: держать противника в постоянном напряжении, заставлять его тратить силы постоянной сменой темпа, разведать его скоростные возможности, использовать ошибки, моменты наибольшего утомления, чтобы на финише реализовать достигнутое преимущество.