Дворовые энциклопедия нашего детства. Тише едешь-дальше будешь - стоп

Но с некоторыми добавлениями.

Водящий подбрасывал мяч с криком, включавшим ключевое слово и имя одного из игроков, например: "Хали-хало-Саша!" Названный должен был поймать мяч, за это время остальные разбегались, пока он не давал сигнал к остановке. После этого он выбирал кого-нибудь одного - и сообщал, сколько шагов ему понадобится, чтобы до него добраться. Тут начиналось забавное, потому что у шагов существовали всякие забавные разновидности. Отличия следовали из названий: "простые", "гигантские", "лилипутские", "муравьиные" (еще меньше), "утиные" (вприсядку), "лягушачьи" (вприпрыжку), "зонтики" (с поворотом вокруг себя), "верблюжьи" (становишься туда, куда доплюнешь)… Загадав некую комбинацию из разных шагов, он принимался по пути отчаянно хитрить, варьируя "гигантизм" или "муравьиность", когда замечал, что недооценил или переоценил расстояние. Проделав все шаги, обладатель мяча должен был коснуться им загаданного игрока. Получилось - вылетал "дотронутый", не получилось - он сам.

Еще один вариант этой игры - со словами. Водящий загадывал слово и по поочередным "просьбам публики" по одной подавал подсказки: сколько букв, первая буква, последняя буква, живое или нет - и так далее. При каждой подсказке ведущий делал один шаг назад. Когда кто-то угадывал слово, ведущий подбрасывал мяч и убегал. Отгадавший должен был поймать мяч и крикнуть: "Хали-хало-стоп", при этом ведущий должен был остановиться. Потом отгадавший отсчитывал примерное количество шагов до ведущего и сообщал, например: "До Тани два гиганта, пять лилипутов и один верблюд". Доходил таким образом до ведущего, который складывал руки в виде кольца. В него нужно было попасть мячом. Попал - становишься ведущим. Не попал - водит прежний.


Мнение автора статьи может не совпадать с мнением читателей. Прошлое у нас общее, взгляд на него разный. Вам кажется, все было совсем не так? Если вы хотите развить и обсудить затронутую здесь тему, добро пожаловать в форум.

Если у вас есть конкретные дополнения или ссылки, которые обязательно должны быть в этой статье, оставьте свой комментарий ниже. Если комментарий не отвечает этим требованиям - он будет удален или перемещен в форум.

Дополнения к статье:

26.09.2017 | HaroerutleDB HaroerutleDB (Haroerutle)
Allergy Amoxicillin Prix Du Medicament Kamagra cialis Propecia Shed Hair Loss Achat De Viagra Montreal Cialis Per Impotenza

Не так давно, в одной из тем на "материнстве", мы вспоминали свои детские игры. Долго думала над этим вопросом, и всё же решила собрать все игры в одном месте, дабы не растерять, каждый раз не искать по всему рунету, да чтоб своих дочек научить, а уж они передадут дальше. Вот на днях научила своих играть в "Хали-Хало", теперь моя старшая учит этой игре девочек во дворе. Так, глядишь, когда-нибудь и в Израиле, и даже на иврите, дети станут играть в наши, русские, дворовые игры.

Что я вижу - не скажу
Игра заключается в следующем:
После произнесения ключевой фразы "ЧТО Я ВИЖУ НЕ СКАЖУ, ТОЛЬКО БУКВУ НАЗОВУ" водящий называет первую букву слова обозначающего любой предмет, находящийся в поле зрения ВСЕХ участников игры. А остальные соответственно смотрят по сторонам и пытаются отгадать слово. Кто отгадал - произносит ключевую фразу "ЧТО Я ВИЖУ НЕ СКАЖУ ТОЛЬКО БУКВУ НАЗОВУ" и загадывает следующую букву.
Хали-Хало
Ведущий загадывает слово, объясняет игрокам, что это такое (классифицирует его как-нибудь, например, посуда, мебель), говорит первую и последнюю букву. Игроки должны угадать, какое слово загадано. Как только кто-то произносит верный ответ, ведущий подкидывает мяч вверх как можно выше с криком "Хали-Хало!" и быстро убегает, а угадавший должен поймать мяч и крикнуть "Стоп!". В этот момент ведущий останавливается, а угадавший должен отгадать расстояние до ведущего. Расстояние меряется различными шагами, у нас это были гигантские (самый большой шаг), обычные и лилипутские (совсем махонькие шажочки). В каждом дворе придумывались свои виды шагов. Кроме гигантских, обычных и лилипутских, были ещё
- муравьиные - на носочках делают маленькие шажки (один шажок сразу перед другим)
- зонтики - кружок вокруг себя на одной ноге
- утиные - шаги вприсядку
- лягушачьи - прыжок
- верблюжьи - нужно было шагать туда, куда доплюнул
Интересно, конечно, было назвать кучу "развлекательных" шажков, чтоб было веселее. Например, говорилось: "До Кати 7 гигантских, три зонтика, два лилипутских..." После того, как названы все шаги, игрок с мячом выполняет их и бросает мяч в кольцо из рук водящего. Если попал, то игрок становится водящим., если нет - ведущий остаётся ведущим (вОдой).
Светофор
На площадке отчерчиваются две линии на расстоянии нескольких метров одна от другой. Это дорога. Все игроки, кроме «светофора», выстраиваются за одной из линий. «Светофор» караулит на «дороге». Стоя спиной к игрокам, он называет какой-нибудь цвет. Если игрок может отыскать «на себе» названный цвет (одежда, бант, заколка и т.п.), он берётся за него рукой и спокойно переходит через «дорогу». Если же ничего подходящего не находится, ему остаётся только быстро перебежать на другую сторону. А «светофор» должен ловить нарушителей. Тот, до кого он дотрагивается, сам становится «светофором».
Классики
Для игры понадобится нарисовать мелом на асфальте фигуру с квадратами.

Верхний полукруг называется "котел". Также нужно найти биту - это может быть камушек среднего размера, баночка из-под крема для обуви или конфет (в них для весу можно насыпать песок или землю).
Игроки намечают очередь (кто за кем). Каждый игрок начинает с того, что кидает биту в первый квадрат. Затем, прыгая на одной ноге, он толкает биту из первого квадрата во второй, из второго в третий и т.д. Одновременно с проталкиванием биты нужно было самому перепрыгивать из квадрата в квадрат, не задевая черты. Из последнего квадрата нужно было вытолкнуть биту за пределы поля. После успешного окончания первого кона игрок бросал биту во второй квадрат, и так далее.
После прохождения простого 1-го уровня (стоя на 2-х ногах и перешагивая) из десяти конов следуют более сложные уровни (на одной ноге, исключая 4-ый) по 10 конов каждый:
второй - на одной ноге;
третий - наоборот (другой стороной ступни);
четвертый - двумя ногами одновременно (после этого игрок выбирает домик, т.е. клетку, в которую никто, кроме него, вставать не может);
пятый - прыжки через одну клетку;
шестой - не показывая зубы;
седьмой - кидая биту из пятого класса;
восьмой - согнувшись;
девятый - ручеёк, т.е. десять раз на одной ноге из первого сразу в десятый (т.е. вправо) и обратно;
Выигрывает тот, кто первым пройдет все уровни быстрее других. Последующие места распределяются соответственно порядку завершения игры.
Обязательные условия :
- с битой в одном классе не стоять двумя ногами (исключая четвертый уровень);
- не топтаться и не подвигать биту в одном классе;
- бросивший биту и попавший на черту пропускает кон;
- не прошедший кон игрок ждет своей очереди в новом круге и повторяет его;
- не наступать на черточки квадратов.
Краски
Один из игроков назначается «монахом», еще один - «продавцом», все остальные - «краски». Каждая из «красок» загадывает себе какой-нибудь цвет и тихонько сообщает его «продавцу». Причем, если хочется побегать, загадываются самые простые цвета: синий, зеленый, розовый и т.п. Если же кому-то из игроков лень бегать, он загадывает себе что-нибудь вроде изумрудного и преспокойно просиживает всю игру. Итак, «краски» и «продавец» садятся на длинную скамейку. «Монах») подходит к ним и говорит: «Тук-тук!» «Продавец» спрашивает: «Кто там?» - «Я монах в синих штанах!» «Продавец» интересуется: «За чем пришел?» - «За краской!» - «За какой?» Здесь монах называет какой-нибудь цвет. Если такой краски нет, «продавец» отвечает: «Такой у нас нет! Скачи по дорожке на одной ножке!» «Монах» делает круг почета на одной ноге и возвращается за новой краской. Если же названная «краска» присутствует среди сидящих, «продавец» говорит: «Есть такая. Платите столько-то». Пока «монах» «расплачивается» - хлопает рукой по ладони продавца нужное количество раз (используется возраст игрока), «краска» вскакивает и убегает. Дальше существует два варианта развития событий. Вариант первый: «монах» пытается поймать краску. Пойманная «краска» становится «монахом». Если же игрок сумел вернуться на скамейку - игра продолжалась. Вариант второй: как только названная «краска» побежала, «монах» как можно быстрее проговаривал: «Стоп! Раз, два, три.» На последнем слове бегущий игрок должен остановиться. Теперь «монаху» необходимо дойти до «краски», определив заранее, сколько нужно сделать шагов. Естественно, чем дальше успела убежать «краска», тем сложнее это проделать. Шаги тоже бывают: простые, гигантские (очень широкие), лилипутские (махонькие шажочки), верблюды (плевок вперед и шаг сверху), цыплячьи, или кирпичики (пятка в носок) и др. В разных компаниях выдумываются свои варианты шагов. Итак, «монаху» говорят, какими шагами он должен двигаться (например, цыплячьими и лилипутскими), а «монах» определяет на глаз, сколько и каких шагов он должен сделать. Выполняет все это и старается дотронуться до «краски». Если получилось - «краска» становится «монахом».
Десятки
Для этой игры нужна небольшая площадка, стена, мяч и хотя бы два игрока.
Каждый игрок должен выполнить десять упражнений:
10. Десять раз подряд ударить мячом об стену, отбивая его, как в волейболе.
9. Девять раз стукнуть мячом об стену, ударяя по нему ладонями снизу.
8. Восемь раз бросить мяч из-под правой ноги, ударяя о стену, а от стены поймать мяч руками.
7. Семь раз бросить мяч из-под левой ноги, ударяя его о стену, и от стены поймать мяч руками.
6. Стоя лицом к стене, шесть раз бросить мяч сзади между ногами об землю так, чтобы он отскочил к стене, ударился о стену, и затем поймать его в руки.
5. Пять раз, стоя спиной к стене, бросить мяч между ног, быстро повернуться и поймать его в руки после удара о стену.
4. Четыре раза бросить мяч о стену так, чтобы он отскочил от нее на землю, с отскока от земли снова ударить об стену и затем поймать.
3. Ударить мяч об стену три раза, сложив ладони лодочкой.
2. Два раза ударить мяч об стену сложенными вместе кулаками.
1. Подбросить и ударить мяч об стену прямым пальцем один раз.
После этого нужно сдать «экзамен»: каждое упражнение проделывается по одному разу, при этом нельзя смеяться и разговаривать.
Если игрок с мячом во время выполнения какого-либо задания ошибся - мяч переходит к следующему по очереди игроку. По возвращению хода игра продолжается с момента, на котором игрок ошибся (но с "нуля", т.е. если из 8 сделано 5, потом ошибка, то когда дойдет ход, нужно снова сделать 8). Победителем считается тот, кто первым выполнит все задания и сдаст "экзамен". Как правило, при сдаче игроки старались активно мешать "экзаменующемуся" (смешили его, пугали, делали вид что отбирают мяч) - делали все, чтобы экзамен провалился.
Я знаю 5...
Для игры нужен мяч и компания
Сначала определяется очередь играющих.
Первый играющий берет мяч, держа его в руках, произносит считалку: "Я знаю одно имя девочки", ударяет мячом о землю и называет имя. Далее тот же игрок продолжает:
- Я знаю одно имя мальчика
- Я знаю одно имя девочки
- Я знаю один цвет
- Я знаю одно название животного
- Я знаю одно название города
- Я знаю название одной страны
Когда все считалки произнесены, тот же игрок продолжает, но уже с другой считалкой: "Я знаю два имени девочки". При этом мяч нужно чеканить о землю ладонью и на каждый удар называть по одному имени (названию).
Выглядит это примерно так:
"Я знаю пять имён девочек
Галя - раз
Юля - два
Катя - три
Света - четыре
Соня - пять.
Я знаю пять имён мальчиков
Серёжа - раз..."

Играют в игру до десяти - "Я знаю десять имен (названий и тыды)".
Если в процессе отбивания мяча игрок не успел назвать очередное имя либо не попал по мячу - игра переходит к другому игроку, по очереди. Когда мяч сделает круг и возвращается к игроку, игра для данного игрока возобновляется с того места, где он прервался.
Победителем в игре считается тот, кто первым добрался до последней считалки "Я знаю десять названий городов" и выполнил ее.
Съедобное-несъедобное
Все игроки выстраиваются в ряд. Водящий с расстояния в 2-4 метра бросает каждому по очереди мячик, называя какой-нибудь предмет. Если это что-то съедобное, мячик нужно поймать, если нет - отбить (или просто не ловить). Правильно среагировавший игрок делает шаг вперед, если ошибся - возвращается на шаг назад. Самый внимательный, который первым смог добраться до водящего, сам становится водящим. Ему не возбранялось запутывать игроков. Было очень смешно, если кто-то по ошибке «съедал» змею или машину или отказывался от вкусного мороженого.
Картошка
Все игроки становятся в круг и передают друг другу мяч, отбивая его. Если кто-то из игроков мяч не отбил, он садится на корточки в центр круга, а игра продолжается. Любой игрок по желанию может выручить «провинившихся». Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга. «Освобожденный» (тот, кого коснулись мячом) вновь принимает участие в игре. Сидящие внутри круга стараются поймать летящий к ним мяч. Если кому-то из игроков это удалось, то все «наказанные» возвращаются в игру, а игрок, бросавший мяч, занимает их место.
Калека
Игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мячик. Если кто-то не смог его поймать, то игрок, который бросал мяч, «забирает» у штрафника какую-нибудь часть тела. Например, ногу (игрок продолжает играть, стоя на одной ноге), руку (нужно ловить мяч одной рукой), глаз (его закрывают), рот (не разговаривать). Если «одноногий» бросил мяч кому-то из игроков, а тот его не поймал, «калека» может вместо «отбирания» части тела вернуть что-то недостающее себе и продолжать игру уже вполне «здоровым». «Калека», не справившийся со своей утратой (например, не удержавшийся на одной ноге), покидает круг. Последний «выживший» игрок объявляется победителем.
Вышибалы
Все игроки, кроме двух, становятся в шеренгу в центре просторной площадки. Двое «выбивающих» с мячом располагаются по краям площадки. В их задачу входит, перебрасывая друг другу мяч, выбить с площадки всех игроков. Тот, до кого дотрагивается летящий мяч, выходит из игры. Труднее всего выбить последнего, самого ловкого игрока, остававшегося под обстрелом. Когда и его настигает мяч, игра начинается сначала.
Казаки-разбойники
Участвуют две команды. Одна в оговоренном месте считает до определенного числа (если все умели, то до 100), другая тем временем удирает, по пути оставляя мелом стрелки, указывающие направление своего движения. Стрелки ставятся не слишком часто и не всегда на видном месте. Они появляются и на стволах деревьев, и на стенах домов, и на деревянных скамейках. На перекрестках и развилках дорог стрелки раздваивали, чтобы запутать преследователей. В общем, одни удирают, другие догоняют, решая по пути массу логических задачек и учась ориентироваться в пространстве.
Колечко
Для простой игры «Колечко» тоже нужна только скамейка. Все игроки складывают ладошки «лодочкой». Ведущий держит в сложенных ладошках колечко или любой другой мелкий предмет (пуговица, камешек). Проводя своими руками между ладоней каждого игрока, ведущий незаметно вкладывает кому-нибудь в руки колечко. Затем чуть отходит в сторону и говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этих слов задача игрока с колечком быстро встать, а других участников - удержать его на скамейке. Удалось вскочить - стал ведущим. Нет - ведущий остается прежний.
Гуси-гуси
Для игры в "гусей" на площадке на расстоянии 10-15 метров друг от друга чертятся две линии - два "дома". В одном находятся гуси, в другом - их хозяин. Между "домами под горой" живет "волк" - водящий. Хозяин и гуси ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства:
- Гуси, гуси!
- Га-га-га.
- Есть хотите?
- Да-да-да.
- Так летите!
- Нам нельзя.
Серый волк под горой
не пускает нас домой.
После этих слов "гуси" стараются перебежать к "хозяину", а "волк" их ловит. Пойманный "гусь" становится "волком".
Я знаю всё на свете
Надо скакать через скакалку и говорить следующие слова: "Я знаю все на свете: Оля, Коля, дуб зеленый, ландыш душистый, огонь серебристый, петля!". После последнего слова надо бросить скакалку на землю, если получиться петля, надо поставить в нее ногу и простоять на одной ноге, пока не сосчитаешь до 10. Если нет петли, то надо по скакалке пройти как по канату. Если все это не получилось, то скакалка отдается другому, если получилось, то переходят во второй класс, а затем - в третий. Во втором классе скакать сложнее: скакалка крутиться назад. В третьем классе ноги ставят не просто рядом друг с другом, а крестиком. Ошибающийся передаёт скакалку следующему игроку.
Часики
Скакалку крутят двое, а остальные по очереди прыгают. Произносятся слова: "Часы пробили, ровно полночь", - надо пробежать под скакалкой. Если это выполнено, то говорят: "Часы пробили ровно час" - надо прыгнуть через скакалку один раз. Затем: "Часы пробили ровно два", - прыгают два раза, и так до 12 часов. Если задание не выполняется, то "застрявший" берет у одного из державших скакалку.
Резиночка
Правила игры в резиночку:
Два игрока становятся "в резиночку". Один игрок прыгает (выполняет ряд упражнений) - по очереди на всех уровнях. У нас обычно каждое упражнение выполнялось на всех уровнях по очереди, после чего переходили на следующее упражнение и начинали его прыгать с 1 уровня - так игра была разнообразнее. Иногда прыгалось по-другому - все упражнения сразу выполнялись сначала на 1, затем на 2,3 и так далее уровнях. На 5-6-7 уровнях сложные задания отменялись.
Если игра идет втроем: как только прыгающий ошибается (сбивается, цепляется за резинку, наступает на резинку и т.п.) - он становится "в резиночку", и следующий игрок начинает прыгать. Продолжают прыгать всегда с того места, где сбились. Если игра идет вчетвером: когда игрок сбился, его может выручить партнер по команде. Когда и он сбивается, пары меняются местами (сбившаяся команда становится "в резиночку"). Продолжают прыгать команды всегда с того места, где они в последний раз сбились.
Уровни игры в резиночку:
- первые - когда резиночка находится на уровне щиколоток держащих
- вторые - резиночка на уровне колен
- третьи - резинка на уровне бедер ("под попой")
- четвертые - резинка на уровне пояса
- пятые - резинка на уровне груди
- шестые - резинка на уровне шеи
- и даже седьмые - резинка держалась руками на уровне ушей.
Список выполняемых упражнений:
Простые
Прыгаем: ноги с двух сторон от одной резиночки, подпрыгиваем, ноги с двух сторон от другой, выпрыгиваем с другой стороны резиночки
Бегунчики (пешеходы, рельсы)
Подпрыгиваем, наступаем одновременно - по одной ноге на одну "резиночку", подпрыгиваем, меняем ноги местами - так 4 раза (можно приговаривать "пе-ше-хо-ды"), выпрыгиваем с другой стороны резиночки
Ступеньки
Прыгаем двумя ногами (вместе) - подпрыгиваем, зацепляем одну резинку, наступая на другую, потом одним прыжком освобождаемся от резинки и выпрыгиваем с другой стороны
Бантик
Правая нога снизу первой резинки, левая сверху. Прыгаем на вторую резинку так, чтобы получился бантик (правая сверху, левая снизу). Одним прыжком освобождаемся от резинки и выпрыгиваем с другой стороны
Конфета (конвертик)
Прыгаем двумя ногами сразу за вторую резинку, зацепив первую (получаем перекрест, внутри которого стоим), подпрыгиваем и наступаем на обе резинки двумя ногами, выпгрыгиваем из резинки
Кораблик
Начинаем как в конвертике - запрыгиваем внутрь двумя ногами, подпрыгиваем и приземляемся так, чтобы обе ноги оказались "снаружи" резинки, перекрещиваем в одну и в другую сторону, выпрыгиваем из резинки
Платочек
Цепляем одну резиночку одной ногой, переносим ее за вторую (получается конвертик, но одной ногой), подпрыгиваем и поворачиваемся на 1800, не отпуская резиночку, дальше прыгаем - освобождаемся от резинки и приземляемся так, чтобы ноги были с двух сторон от первой резиночки
Петух-курица-цыплёнок
Срывается колосок травы и игроки спрашивают друг друга: "Петух, курица, цыпленок?". Потом надо продёрнуть колосок между двух пальцев и посмотреть на форму оставшегося в руке букетика. Он может напоминать петуха (одна сторона длиннее, гуще, как петушиный хвост), курицу (симметричен), цыпленка (очень маленький). Нужно угадать, какую форму примет "букетик".
Садовник
Все дети и взрослые выбирают для себя название разных цветов. Роза, Колокольчик, Орхидея... И один Садовник. Он начинает
"Я садовником родился,
не на шутку рассердился,
Все цветы мне надоели,
Кроме... (любое название) - например, Розы.
Роза должна быстро реагировать:
- Ой!
Дальше диалог:
- Что с тобой?
- Влюблена.
- В кого?
- В колокольчик.
Колокольчик говорит "ой", диалог повторяется.
И так пока кто-то не стормозит. Забывчивый выбывает. Тогда Садовнику становится ещё сложнее, потому что надо помнить, кто из цветов выбыл.
Тише едешь - дальше будешь
Выбирается один водящий (обычно, считалочкой).
На земле отчерчиваются мелом две полосы на расстоянии примерно 50 метров (тут уж - насколько позволяет двор или свободное пространство).
Все игроки становятся с одной стороны "дороги", водящий - с другой стороны, и поворачивается ко всем спиной. Водящий произносит:
Тише едешь-дальше будешь. Стоп.
Фразу можно произносить как угодно - намерянно затягивая слова, всё предложение, или например начинать медленно и затем резко и быстро заканчивать ее - в общем, привносить элемент неожиданности в игру В это время все игроки пытаются как можно дальше пробежать-пройти к финишу, на слове "стоп" замирают. После слова СТОП водящий оборачивается. Если он увидел движение какого-то игрока (кто не успел замереть, или остановиться из-за скорости разгона) - тот выбывает из игры. Побеждает тот, кто первым доберется к финишу и дотронется до водящего - он занимает его место, и игра начинается сначала.
Испорченный телефон
Дети садятся в линию. Ведущий задает слово. Первый шепчет на ухо следующему загаданное слово, как можно быстрее, тот шепчет следующему и так далее, последний произносит услышанное слово вслух, как правило это уже совсем другое слово. Все весело смеются.
Бояре
Значит, встают за руки стенка на стенку. И по очереди шагают друг на друга и назад. И припевают.
и назад. Слова:
Бояре, а мы к вам пришли!
Дорогие, а мы к вам пришли!
Ответ:
Бояре, а зачем пришли?
Дорогие, а зачем пришли?
Начинается диалог:
- Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна.
- Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?
Первая команда совещается и выбирает кого-то.
- Бояре, нам вот эта мила (показывают). Дорогие нам вот эта мила.
Выбранный человек поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, задом наперед. Вторая команда отвечает, продолжает свой диалог:
- Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.
- Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее.
- Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.
- Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.
- Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.
- Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем.
- Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит.
Первая команда завершает:
- Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!
Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков. Можно изменить слова, придумывая их на ходу. Нельзя подныривать под руки при разбеге.

Давным-давно, когда ещё не существовало компьютеров и интернета, дети тоже играли, только совсем в другие игры. Эти игры не были связаны с гаджетами, а были нацелены на живое общение и развивали все без исключения психические процессы не хуже любого «Квеста» на компьютере. Игр данной направленности существовало чрезвычайно много. Некоторые дошли до наших времён модифицированными самими игроками.

Сегодня, к сожалению, у современных детей нет возможности играть целыми днями на улице в коллективные игры, да это как-то и не принято. Наши дети заняты учёбой и всевозможными развивающими секциями, а дома – играми, уткнувшись в компьютеры и планшеты. В настоящий момент дети практически не играют в коллективные игры, которыми были так увлечены их прабабушки и прадедушки. И всё же, некоторые, к примеру, «Хали-Хало», дошли и до наших дней.

Считается, что Хали-Хало берёт своё начало со времен Древней Греции, когда девушки собирались в хоровод вокруг одной Хелихелины (в переводе с греческого «Хели» это черепаха), и плясали вокруг неё, задавая ей разные вопросы. В России, с незапамятных времен, также играли в эту игру. Ведущий стоял в центре круга и загадывал слово, называя характеристики загаданного предмета, первую и последнюю буквы. Например: «Это предмет мебели, начинается на С, заканчивается на Л». Как только один из играющих верно произносил загаданное ведущим слово, в данном случае «стол», ведущий кричал «Хали-хало» и бросал мяч в сторону, а отгадавший слово должен был этот мяч догнать, поймать и крикнуть «стоп» ведущему, который тоже бежал, только в другую сторону. Затем игроку приходилось отгадывать, сколько шагов отдаляет его от ведущего. Такие шаги измерялись особыми величинами – это мини-шаги, прыжки, шаги-гиганты и прочее. Дойдя до ведущего, игрок должен был бросить мяч в кольцо, которое ведущий делает руками, держа их вытянутыми перед собой. При удачном броске кинувший мяч игрок становился ведущим.

В прошлом веке, в Германии, тоже существовала подобная игра, называлась она «Stand hier!», что в переводе на русский язык означает «Стой здесь». Сама же игра называлась «Штандер-стоп» - такая же подвижная игра с мячом, в которую можно играть не зависимо от возраста и количества участников, главное, чтобы их было не менее трёх. Играли в эту игру так: ведущий стоял в центре круга, очерченного мелом, игроки – вокруг него, ведущий подбрасывал мяч вверх, называя вслух имя одного из игроков. Тот, чьё имя назвал ведущий, должен быстро сориентироваться, забежать в нарисованный круг и поймать мяч. В случае успеха игрок, поймавший мяч, становился ведущим. В случае неудачи, когда мяч успевает коснуться земли, все играющие должны разбегаться в разные стороны, пока названный участник не поймает мяч. Когда мяч пойман, игроку нужно крикнуть «штандер», то есть «стоп», после этого слова все остальные игроки замирают на том месте, где их застала команда «стоп». Далее поймавший мяч ребёнок кидает его в одного из участников, им разрешено только уворачиваться от мяча, стоя на своём месте. Игрок, который бросает мяч, также должен находиться в очерченном круге, не покидая его. Ведущим становится тот, в кого попал мяч (или, наоборот, он выбывает из игры в другом варианте). Эта забава направлена на развитие быстроты реакции, ловкости и выносливости.

Существует вариант игры «Штандер-стоп», который перекликается с игрой «Хали-хало». В этом случае, если игроки разбегаются очень далеко, ведущий, пока он ловит мяч, может выбрать одного из сбежавших и угадать, сколько шагов ему нужно пройти до указанного ребёнка (лилипутских, гигантских и так далее). Варианты шагов выбирает тот игрок, до которого должен шагать ведущий. В разных модификациях игр шаги придумывают сами участники и они варьируются в зависимости от фантазии играющих, например: гигантские шаги – огромные; нормальные – обычные; лилипутские – маленькие шажочки; лягушачьи - в припрыжку; кирпичики - шаг «пятка к носочку».

Если ведущий прошёл мимо (то есть не угадал количество шагов), он может попытаться кинуть мяч назад через голову, чтобы попасть в одного из играющих. В этом случае ведущим становится тот, в кого попал мяч.

Есть ещё один вариант игры – игра с баллами – каждый, в кого попадает мяч, получает один балл. Когда игрок набирает три штрафных балла, он выбывает из игры.

Такая игра, как «Хали-хало» (и её вариант «Штандер-стоп») способствует как физическому, так и умственному развитию, направлена на тренировку памяти, мышления, воображения, развитие координации, моторной ловкости, умения действовать сообща и способствует сплочённости коллектива.

Ирина Цыганова, педагог-психолог
и увлечённая мама, г. Долгопрудный

Хали-хало, квадрат, резиночка, классики… Список можно продолжать, да только современным детям эти названия ни о чем не говорят. Устранить пробелы вызвались активисты двух общественных объединений — «Совет отцов города Гомеля» и «ВелоГомель» . В субботу на территории школы № 12 они организовали семейный фестиваль дворовых игр.

Первые минуты дети в растерянности — непонятно, что делать с бельевой резинкой и зачем им раздали мел. На помощь спешат инструкторы, которые объясняют правила. К счастью, они просты — прыгай, бросай, убегай…

Не прошло и пяти минут, а пацаны уже режутся в квадрат, девочки скачут в резиночку. Потом все спохватываются — 21 век же — можно и наоборот.

— Никогда не прыгал в резиночку, и оказывается, что это сложнее, чем может показаться. В первую очередь нужно запомнить, как это делается. А потом уже прыгать. Так что это не просто подвижная, но еще и интеллектуальная игра. Мы уже решили, что сразу после фестиваля пойдем и купим дочке резинку, — впечатлен отец маленькой Евы Сергей.

Мама второклашки Алины вспоминает — в ее детстве резиночка была в кармане любой уважающей себя девочки.

— Мама купит резинку, а она за два дня черной становилась, постираешь — и утром снова во двор. Прыгали до ночи, домой не загнать было.

Теперь, вздыхает женщина, все в прошлом, традиции сберечь не удалось.

— Да и мы уже тоже всё забыли. Помню, были у нас «десяточки», а какие элементы там, уже не помню, приходится фантазировать и придумывать новое.

А вот в хали-хало ничего выдумывать не нужно — угадал слово, поймал мяч, отсчитал нужное количество шагов, попал в кольцо из рук водящего — все, теперь водишь.

С выбивалой и того проще — уворачивайся от мяча да строй рожицы.

Самая сложная задача у игроков легендарного квадрата — нельзя, чтобы мяч после касания оказался на твоей территории. Это как теннис, только ногами.

— Посмотрите, как детям нравится, ни одного ребенка в телефоне, только живое общение и только настоящие эмоции. Хорошо бы, чтобы после нашего фестиваля дети вернулись в свои дворы и смогли все это повторить, — надеются организаторы фестиваля. В их ближайших планах — проводить турниры и по другим забытым дворовым забавам — лапте, салкам, казакам-разбойникам.

Если малышей, гуляющих под присмотром родителей, ещё можно увидеть на улице, то школьников трудно застать за какими-либо подвижными играми, кроме катания на коньках или с ледяных горок. И это вполне объяснимо - время идёт, меняются условия жизни и интересы детей. Но свежий воздух и движение ещё никому не навредили, если, конечно же, соблюдать правила безопасности (!)

Мы уже писали о семи дворовых забавах советской ребятни, но их, конечно же, гораздо больше, и к тому же почти у каждой существуют различные вариации. В этот раз вспомнить некоторые игры из советского прошлого нам помог наш коллега Дорж Цыбикдоржиев. Многие увлекательные подвижные игры, в которые тогда играли все мальчишки, да и девчонки тоже, он помнит и сегодня. Некоторые правила в них отличались друг от друга в зависимости от двора. Имело значение даже то, песок у тебя перед домом или асфальт.

Бурятский хоккей

Оказывается, был и такой хоккей. Он кардинально отличался от обычного.

Родственники рассказывали мне в детстве, что у них был свой хоккей. На ровной площадке выкапывалась небольшая ямка. Вместо шайбы было нечто наподобие мяча, самодельного. Играли хоть и двумя командами, но лунка была одна. Задача была загнать мяч в лунку с помощью обычных палок наибольшее количество раз. Во времена моего детства в нашем дворе мы играли хоккейными клюшками, но почему-то не шайбой, а мячиком. В других дворах ребята гоняли шайбы. Причём между играми хранили шайбу в холодильнике, наверное, для того, чтобы она не теряла каких-то скользящих свойств, - говорит Дорж.

Играть в такой хоккей можно как зимой, так и летом, ведь лёд и коньки в нём не нужны.

Царь горы

Эта игра развивает ловкость, координацию и силу. Играть в неё лучше командой от четырёх человек.

Зимой мы также играли в "Царя горы", но мы его почему-то называли "Царь горох", - вспоминает Дорж. - Задача игроков - залезть вперёд всех на скользкую снежную горку и всех оттуда спихивать. Тот, кто дольше всех продержится на вершине горы, тот и "Царь". Правила не ахти какие, но смешно.

Сами конкуренты часто облегчают задачу "царю", схватываясь между собой. Игра сразу же превращается в шумную азартную свалку и обычно ведётся до тех пор, пока у игроков не иссякнут силы.

Хали-хало

Для этой игры нужно не меньше четырёх игроков и мяч.

Сначала выбирается водящий, который берёт мяч в руки и становится в центр круга, образованного остальными игроками. Водящий подбрасывает мяч и называет имя любого игрока, например, "Хали-хало Ваня". Ваня должен поймать мяч, а в это время все остальные разбегаются как можно дальше от него.

Поймав мяч, игрок кричит "Хали-Хало стоп!", и все замирают на месте. Игрок с мячом выбирает любого игрока, до которого ему нужно будет дотронуться мячом. Затем он делает расчёты, сколько и каких шагов ему понадобится, чтобы достать до игрока.

Шаги были такие:

  • гигантские — шаг на весь размах ноги
  • человеческие — обычные шаги
  • лилипутские — когда пятка одной ноги ставится сразу перед носком другой
  • муравьиные — маленькие шажки на носочках
  • зонтики — кружок вокруг себя на одной ноге
  • утиные — шаги вприсядку
  • лягушка — прыжок
  • верблюжьи — шаги до собственного плевка.

К примеру, игрок с мячом говорил: "До Пети пять гигантских шага, четыре утиных и три лилипутских". Спрогнозировав и выполнив свои шаги, игрок кидает мяч в сторону загаданного игрока. Если в игрока попали, то он становится водящим. Если же он поймал мяч или увернулся от него, то игра начинается снова.

Банкир

В 80-е годы эта игра была одной из самых популярных среди мальчишек. Её также называли "палки-банки", "повар", "поп" и так далее. Смысл игры - сбить палкой стоящие банки и продвинуться по уровням от "чернорабочего" до "короля".

В этой игре участники приходят во двор каждый со своей палкой. Выбирается самая короткая из них, и на земле чертится шесть или семь полос. Расстояние между ними отмеряется той самой короткой палкой. У каждой полосы своё название: чернорабочий, солдат, офицер, капитан, генерал, принц и король - возможны другие варианты. На некотором расстоянии ставили банки одна на другую. Все вставали у первой линии и по очереди кидали биту, стараясь сбить банки, - объясняет правила игры Дорж.

Перед игрой нужно было выбрать водящего - банкира, задача которого состояла в защите банок. Для этого каждый игрок должен был толкнуть палку как можно дальше, прежде поставив её одним концом на носок ботинка и одной рукой придерживая другой конец. Водящим становился тот, кто толкнул палку хуже всех. Тот, кто метнул её дальше всех, открывал игру первым броском по банкам.

Попадание по банкам обеспечивало игроку продвижение на один уровень вперёд. Водящий ждал, пока все метнут свои палки. Если никто из них не сбил банки, то водящий должен был задеть своей палкой игроков, пытающихся подобрать свои палки, а также сбить банки.

Если кому-либо всё-таки удавалось сбить банки, то все должны были немедленно собрать свои биты с площадки, пока водящий ставит банки на место. Задача водящего в этот момент быстро составить банки и осалить кого-нибудь рукой или палкой, чтобы "слезть с банок", а пойманного поставить на своё место.

В некоторых дворах Улан-Удэ, где был асфальт, ребята катали, а не бросали палки. И таким образом им тоже удавалось сбивать банки. А у нас это считалось нарушением. Мы кидали биты либо обычным броском, либо держась обеими руками за её концы, замахиваясь над головой, - говорит Дорж.

Пробки

В этой игре ребятня использовала колпачки от духов или одеколонов - «пробки». Каждая из разновидностей имела своё название - «пустышка», «шлемик», «дамка», «коронка» и другие.

Конечно же, больше остальных ценились красивые золотистые колпачки - у них было больше «жизней», меньше - простые белые или из дешёвой пластмассы, которая быстро изнашивалась.

Суть игры заключалась в том, чтобы бросить свою пробку в пробку соперника. Видов бросков было всего два - «кузнечиком» и «ракеткой». Многие дети предпочитали бросать «кузнечиком» - так интереснее. Для этого нужно было зажать пробку между ботинками и подпрыгнуть, швырнув при этом пробку.

Если игрок промахивался, второму давалось право сбить его пробку в том месте, где она упала. Если первый игрок попал, то у сбитой пробки отнималась одна жизнь. С этого момента игроки либо расходились на обговоренное расстояние, либо продолжали играть.

Совсем скоро мы опубликуем обзор зимних дворовых игр, в которые вы можете поиграть всей семьёй.