Древние олимпийские игры. Древние виды спорта

Бронзовая модель античной колесницы рассказала о том, как участники древних гонок увеличивали свои шансы на победу.

Гонки на колесницах были очень популярным видом спорта на протяжении двух тысяч лет. Их проводили в Древней Греции, Риме и Византии, с микенской эпохи и до падения Константинополя (1453 г.). Следы от колёс, сохранившиеся на древних ипподромах, показывают, как много было колесниц в Риме. Но от них почти ничего не осталось: органические части таких «повозок» быстро разлагались, а то, что было сделано из металла, шло в переплавку. Именно поэтому об устройстве колесниц мы знаем только в общих чертах.

Но некоторые детали всё же можно узнать по некоторым другим находкам. Так, в 90-х годах XIX века в Риме, в реке Тибре обнаружили уникальный предмет - бронзовую игрушечную колесницу. Тибрская модель, как её назвали, сейчас хранится в Британском музее. Она является уменьшенной копией биги (biga) – повозки, в которую запрягались две лошади (фигурка одной из них и фигурка возничего не сохранились). Исследователи говорят, что это была очень дорогая игрушка. Ее датируют I–II вв. н.э., а владельцем её мог быть, например, император Нерон. По письменным источникам известно, что он, уже став императором, «продолжал играть на доске маленькими колесницами из слоновой кости» (Светоний. Нерон, 22).

Тибрская колесница и спустя столетие продолжает привлекать внимание исследователей. В 2014 году в ней заметили интересную особенность: правое колесо повозки несколько больше левого, и на его внешнем крае видна тонкая полоса, напоминающая обод или шину. Доктор Бела Шандор из Висконсинского университета в Мадисоне (США) считает, что это утолщение сделали неслучайно. В своей статье, опубликованной в Journal of Roman Archaeology , он пишет, что мастеру, создавшему модель, было бы проще изготовить два одинаковых колёсика. А значит, асимметрия здесь преднамеренная – возможно, потому, что заказчик хотел иметь очень точную копию. Исследователь полагает, что на настоящей колеснице «шина» представляла собой железную полосу.

Колёса таких повозок обычно делали из деревянных частей, которые склеивали и стягивали ремнями из сыромятной кожи. Очевидно, что при больших нагрузках и скорости колёса часто ломались. Именно потому их могли укреплять тонкой железной полосой. Но почему она есть только на одном колесе? И почему на правом?

У Белы Шандора есть ответ и на эти вопросы. Укреплять оба колеса было нецелесообразно: железные детали сильно утяжеляли колесницу и снижали её скорость. Колесницы на ипподромах двигались по кругу, против часовой стрелки, а значит всё время поворачивали налево. При таком повороте наибольшая нагрузка идёт именно на правое колесо. Его и снабжали железной «шиной».

Расчёты показывают, что такая «асимметрия» колёс была оптимальной: у повозок без железных «шин» шансы на успех были равнялись примерно 50%, у повозок с двумя металлическими ободами – 30%, а с одним – 80%. Вряд ли древние конструкторы пускались в подобные вычисления, скорее всего, компромисс между скоростью и весом искали опытным путем.

Тибрская модель позволила оценить и параметры колесницы. Такой античный «болид» весил 25–30 кг, ширина его колеи достигала около 155 см, а диаметр колеса равнялся примерно 65 см.

Гонки на колесницах February 7th, 2011


Гонки на колесницах были одним из популярнейших видов спорта в Римской империи.
В Риме колесничные гонки устраивались главным образом на гигантском ипподроме "Циркус Максимус"
- Большой Цирк
Ни в одном другом сооружении нельзя было развлечь больше народа, чем в Большом Цирке.



Большой Цирк располагался в небольшой лощине, между Авентинским и Палатинским холмами. Это был крупнейший стадион за всю историю человечества. Он мог принять треть населения Рима — 350 тысяч человек, то есть вдвое больше, чем самый вместительный стадион нашего времени. В Большом Цирке для римлян устраивались спектакли скорости, опасности и смерти. Здесь они собирались, чтобы увидеть чудеса ловкости и отваги. Вход в Большой Цирк был свободный, за счет государства.


Это было величественным сооружением из камня и мрамора. Деревянным был лишь верхний ярус. Первые три этажа были отведены под торговые лавки.


Высокая огнестойкость здания позволяла устроить торговые ряды по всей длине стадиона. Несмотря на пожароопасность, исходившую от множества галерей и лавок, Большой Цирк простоял 500 лет

Большой Цирк имел в длину 500 м, в ширину — 150 м, а в высоту — свыше 30 м.

Четыре яруса зрительских рядов охватывали скаковой круг петлей длиной в 1300 м.

Посреди арены находилась spina — 300-метровая полоса из алтарей, статуй, скульптурных групп и обелисков. Spina символизировала сломанный хребет врагов Рима.


Сейчас она находится перед дворцом Латеранском.
Ее центральным элементом был 24-метровый обелиск Рамсеса II, величайшего из египетских фараонов. Теперь этот символ царского могущества принадлежал Риму.

Большой Цирк был настолько большим, что и зрелища там требовались грандиозные — так называемая охота (стравливание диких животных друг с другом или с людьми), гладиаторские бои и т. п. Но самыми популярными у римлян были гонки на колесницах. Весь город стекался посмотреть на это зрелище. Те, кому не хватило места на стадионе, устраивались на вершинах окрестных холмов.

Сигналом к началу гонок служил брошенный императором платок. Ворота открывались, и на арене появлялись четыре колесницы, запряженные четверкой лошадей. Колесницы были окрашены в разные цвета: зеленый, красный, голубой и белый

Соответственно, зрители (болельщики) разделялись на четыре партии. Ставки делали все, даже женщины, закладывая все, что только можно: экипажи, скот, невольников, домашнюю утварь, драгоценности…

Колесницы семь раз проносились по кругу и, наконец, пересекали финишную черту перед императорской ложей. Подобно современным автодромам, траса постоянно совершенствовалась. Самыми опасными местами были углы, где участники старались пройти как можно ближе к поворотным столбам.

На повороте колесницы сталкивались, и возничих затаптывали насмерть. Те, кому удавалось выжить, становились знаменитостями первой величины — что-то вроде современных кинозвезд или автогонщиков. Вокруг возничих сформировался целый культ, обеспечивший им богатство и славу

До нас дошло имя одного из возничих Древнего Рима — Скорпус. Этот человек выиграл две тысячи гонок и погиб в Большом Цирке, когда ему было всего 27 лет.

Самым высокооплачиваемым спортсменом всех времен и народов является Гай Аппулей Диокл, живший во втором веке нашей эры в Древнем Риме. За свою спортивную карьеру он заработал сумму, равную сегодня 15 миллиардов долларов.Прибыв в Рим из района современной Португалии, Диокл начал свою спортивную карьеру в 18-летнем возрасте и завершил ее в 42 года.

За это время за свои победы он заработал 35863120 сестерциев - эта сумма была отчеканена на найденном во время раскопок памятнике, который был воздвигнут в честь чемпиона древнеримских гонщиков его болельщиками.


Современные гонки колесниц в Берлине.

Большой Цирк представлял собой поистине грандиозное и величественное зрелище. Плиний писал, что он прекрасен сам по себе, помимо представлений, которые в нем устраивались. К сожалению, до наших дней сохранился лишь расплывчатый контур его основания.

Такой вид спорта, как гонки на колесницах, был довольно известным у многих древних народов. Такие соревнования считались очень важными - самыми значимыми из всех конных состязаний на древних олимпийских играх. Хотя на самом деле, гонки на колесницах уступали по популярности соревнованиям по легкой атлетике.

Подробнее о состязаниях колесниц

Такие гонки делились на упряжки из двух и четырех лошадей. Кроме того, отдельно проводились гонки среди жеребят.

Другим вариантом подобных гонок были соревнования среди тележек, запряженных двумя мулами.

Если вспомнить Древнюю Грецию, то здесь забег состоял из двенадцати кругов по стадиону - это составляло девять миль. Что касается соревнований в Древнем Риме, то здесь количество кругов было сокращено до семи - таким образом увеличивалось количество заездов.

Гонки на колесницах в Греции проходили таким образом, что в результате победителем считался владелец упряжки, а не колесничий - он как правило, был рабом. А в Древнем Риме победителем становился гонщик.

Как проходили гонки в Древнем Риме?

Здесь использовали различные механические устройства - это могли быть стартовые ворота например, которые опускались для старта гонки, или устройства для отсчета кругов гонки. Это были бронзовые фигуры - их устанавливали на столбах у стартовой линии - перед стартом их поднимали, после чего опускали по одному, таким образом гонщики могли считать, сколько еще кругов осталось.

Только состоятельный человек мог позволить себе стать владельцем колесницы и выставить ее на состязания.

Один из древних комических драматургов, Аристофан, описывал беду отца, сын которого очень много тратил на дорогих лошадей.

Как проходили Олимпийские игры в древности?

На самом деле Древние Олимпийские игры были довольно жестокими соревнованиями - атлеты здесь проливали свою кровь, даже отдавали свои жизни ради победы, чтобы избежать позор и поражение.

Участники игр соревновались обнаженными. В кровавых кулачных боях и гонках на колесницах лишь немногие доходили до финиша.

Для древних олимпийцев воля была главной. В соревнованиях тогда не было месса вежливости и благородству. Первые олимпийцы сражались за награду - официальному победителю вручали символической венок из сливы, он возвращался домой героем и получал необычные подарки.

Олимпийцы сражались за бессмертие - в религии греков не было загробной жизни, поэтому на продолжение жизни после смерти эти люди надеялись через славу и доблестные заслуги, подвиги. Победителей увековечивали в скульптуре и песнях. Проигрыш был подобен полному краху.

В древних играх не было серебряных или бронзовых призеров - для проигравших не было никаких почестей.

Похожие материалы:


  • С древних времен у людей существовало очень много разных видов спорт, игр и спортивных состязаний. Вот некоторые из них. Интересные факты о состязаниях по борьбе в древнем Китае...


  • ...


  • Индейцы Майя в древности выдумали очень интересную игру в мяч – Питц. Процесс игры назывался Питциил. Эта первая в истории человечества игра датируется две тысячи пятисотым годом до нашей эры. В пятисотом году до нашей эры были обнаружены в окрестностях Накбе и Петен Гватемалы древнейшие стадионы для игры в мяч. ...


  • Уже довольно приличное время спорт является коммерчески прибыльным бизнесом. ДО миллиардов долларов доходит стоимость известных футбольных команд и капитаны ведущих гольфистов, а также призовые знаменитых теннисистов и заработки известных автогонщиков. Какие же виды спорта являются наиболее прибыльными для спортсменов в...


  • Если раньше происходящее можно было считать карнавалом, то уже с2007 года соревнование усов и бород стало настоящим спортивным мероприятием официально. Конечно, трудно ответит на вопрос, что же спортивного в ношении бород и усов, но факт остается фактом. Каждые два года проходит чемпионат мира, в котором соревнуются обладатели...

На вопрос Зачем и в честь кого проводились колесничные состязания в Др. Риме? заданный автором Андрей лучший ответ это Римляне, вероятно, переняли гонки на колесницах от этрусков, которые сами позаимствовали их у греков. Было и непосредственное греческое влияние, после завоевания римлянами Греции в 146 году до н. э.
В Древнем Риме, в эпоху цезарей строились ипподромы, а состязания колесниц были одним из самых популярных, зрелищных и опасных развлечений.
В Римской империи было множество гоночных ипподромов («циркусов»). Крупный ипподром, Циркус Максентиус, находился недалеко от Рима. Также большие ипподромы имели Александрия и Антиохия. Ирод Великий построил четыре ипподрома в Иудее. В четвёртом веке Константин Великий построил «циркус» в своей новой столице, Константинополе.
В Риме колесничные гонки устраивались главным образом на гигантском ипподроме Циркус Максимус, который имел сидячие места для 150 000 зрителей и располагался в долине между холмами Палатин и Авентин.
Когда колесницы выстраивались в воротах, император (или другой устроитель гонок, если состязания проходили не в Риме) бросал платок (mappa), давая старт заезду.
Ежедневно устраивались десятки заездов, иногда на протяжении сотен дней подряд.
Колесницы запрягались четверней («квадрига» , quadriga) или парой («бига» , biga), но более важными считались, конечно, гонки на четвернях. Иногда, если колесничий хотел продемонстрировать своё мастерство, он мог запрячь до 10 лошадей сразу, но пользы в этом не было никакой.
Победителем гонки считался сам колесничий, хотя обычно он являлся рабом, как и в Древней Греции. Победитель получал лавровый венок и немного денег. Если раб часто выигрывал гонки, он мог выкупить свою свободу. Обычно продолжительность жизни колесничего была невысока, а гонщик, сумевший выжить после многих проведённых гонок, становился знаменитым на всю Империю. Таким прославленным гонщиком был Скорпус, который выиграл свыше 2000 заездов и погиб в возрасте 27 лет в столкновении у поворотного столба. Знаменитостями становились и лошади, хотя их жизнь тоже была недолгой. Римляне вели подробную статистику по именам, породам и родословным прославленных лошадей.
Места в Циркусе были бесплатными для бедноты. Обеспеченные люди покупали места под навесом, в тени, откуда лучше была видна гонка. Они также делали ставки на исход заездов. Императорский дворец располагался неподалёку от ипподрома, и хозяин дворца часто посещал гонки. Для народа это была одна из немногих возможностей увидеть своего вождя.
Юлий Цезарь часто приезжал на гонки лишь для того, чтобы показаться на публике, хотя к самим заездам оставался равнодушен и обычно брал с собой что-нибудь почитать.
Нерон (37 - 68 г. н. э.) , напротив, был страстным поклонником колесничных гонок. Он сам умел править колесницей, и даже выиграл гонку на Олимпийских играх, которые проводились и в римскую эпоху.
Первоначально существовали две команды «Белые» и «Красные» , посвящённые зиме и лету соответственно.
При Нероне начали формироваться крупнейшие гоночные клубы. Самыми важными были четыре команды: «Красные» , «Синие» , «Зеленые» и «Белые» .
Нерон подпитывал эти клубы денежными ассигнованиями. Каждая команда могла выставить в одном заезде до трёх колесниц. Гонщики одной команды действовали в заезде сообща против колесниц враждебных команд, например, «подрезая» их к барьеру и провоцируя крушение (такой приём разрешался правилами, на радость зрителям). Гонщики могли переходить из одной команды в другую, как и в современном профессиональном спорте.
В начале третьего века н. э. «Красные» посвящали себя Марсу, «Белые» - Зефиру, «Зеленые» - Матери Земле, или весне, и «Синие» - морю и небесам, или осени. Домициан создал две новые команды, «Пурпурные» и «Золотые». Однако, к концу третьего века сохранили силу только команды «Синих» и «Зелёных».

· Гонки в Древнем Риме · Гонки в Византии · Литература ·

Римляне, вероятно, переняли гонки на колесницах от этрусков, которые сами позаимствовали их у греков. Было и непосредственное греческое влияние, после завоевания римлянами Греции в 146 году до нашей эры

В Риме колесничные гонки устраивались главным образом на гигантском ипподроме Циркус Максимус, который имел сидячие места для 150 000 зрителей и располагался в долине между холмами Палатин и Авентин. Возможно, Циркус Максимус ведёт свою историю ещё от этрусков, но около 50 года до нашей эры Юлий Цезарь перестроил его, увеличив до 600 метров в длину и 225 метров в ширину.

Римляне, по примеру греков, использовали систему стартовых ворот, называемых «карцеры» (латынь carcer - тюрьма, препятствие). Они, как и греческие «гисплексы», шли уступом, но располагались немного по-другому. Римский ипподром имел посередине барьер (spina ), разделяющий дорожки. Стартовые позиции находились на одной стороне, а не по всей ширине ипподрома, как у греков. Когда колесницы выстраивались в воротах, император (или иной устроитель гонок, если состязания проходили не в Риме) бросал платок (mappa ), давая старт заезду.

Во время гонки колесницы обгоняли и «подрезали» соперников, пытаясь вынудить их врезаться в разделительный барьер, spina . На барьере были установлены, по примеру греческих «орлов», бронзовые «яйца», которые сбрасывались в жёлоб с водой, идущий по верху барьера, обозначая количество оставшихся кругов. Барьер со временем становился все более помпезным, его украшали статуями и обелисками, так что зрители часто не могли разглядеть происходящее на противоположной стороне гоночной дорожки (считалось, что это только подстёгивает напряжение и интерес к гонке). По концам барьера стояли поворотные столбы (meta ), здесь случались захватывающие столкновения и крушения колесниц, как и на греческих гонках. Если возница или лошади получали увечья, то такая авария называлась naufragium (это слово означает также «кораблекрушение»).

Ежедневно устраивались десятки заездов, в некоторых случаях на протяжении сотен дней подряд. Сама гонка проходила так же, как и у греов, но заезд состоял из 7 кругов, в отличие от 12 кругов в греческих гонках. Затем заезды сократили до 5 кругов, чтобы за день можно было устроить ещё больше заездов.

Колесницы запрягались четверней («квадрига», quadriga ) или парой («бига», biga ), но более важными считались, конечно, гонки на четвернях. Иногда, если колесничий хотел продемонстрировать своё мастерство, он мог запрячь до 10 лошадей сразу, но пользы в этом не было никакой. Римские гонщики, в отличие от греческих, надевали шлемы и другое защитное оснащение. Они также как правило наматывали поводья себе на руки (вероятно, для лучшего контроля над лошадьми), а греки держали поводья в руках. Из-за этого римские возницы оказывались в трудном положении при крушении колесницы: они не могли быстро освободиться от поводьев, и лошади волокли их по дорожке. Поэтому они имели при себе ножи для перерезания поводьев. Воспроизведение римской колесничной гонки можно увидеть в знаменитом фильме «Бен-Гур» (1959).

Ещё одно важное отличие заключалось в том, что победителем гонки считался сам колесничий, auriga , не смотря на то, что как правило он так же являлся рабом, как и в Древней Греции. Победитель получал лавровый венок и немного денег. Если раб часто выигрывал гонки, он мог выкупить свою свободу. Обычно продолжительность жизни колесничего была невысока, а гонщик, сумевший выжить после многих проведённых гонок, становился знаменитым на всю Империю. Таким прославленным гонщиком был Скорпус, который выиграл свыше 2000 заездов и погиб в возрасте 27 лет в столкновении у поворотного столба. Знаменитостями становились и лошади, не смотря на то, что их жизнь тоже была недолгой. Римляне вели подробную статистику по именам, породам и родословным прославленных лошадей.

Места в Циркусе были бесплатными для бедноты, которой попросту нечем было заняться в Риме после падения Республики, ибо до политики и военных дел эти люди уже не допускались. Обеспеченные люди покупали места под навесом, в тени, откуда лучше была видна гонка. Они также делали ставки на исход заездов. Императорский дворец располагался неподалёку от ипподрома, и хозяин дворца часто посещал гонки. Для народа это была одна из немногих возможностей увидеть своего вождя. Юлий Цезарь часто приезжал на гонки лишь для того, чтобы показаться на публике, хотя к самим заездам оставался равнодушен и обычно брал с собой что нибудь почитать.

Нерон, напротив, был страстным поклонником колесничных гонок. Он сам умел править колесницей, и даже выиграл гонку на Олимпийских играх (которые проводились и в римскую эпоху). При Нероне начали формироваться крупнейшие гоночные клубы. Самыми важными были четыре команды: «Красные», «Синие», «Зеленые» и «Белые». Они существовали ещё до Нерона, в качестве друзей и покровителей отдельных конюшен, занимавшихся производством гоночных лошадей. Нерон подпитывал эти клубы денежными ассигнованиями, и они набрали такую силу, что их едва удавалось контролировать. Каждая команда могла выставить в одном заезде до трёх колесниц. Гонщики одной команды действовали в заезде сообща против колесниц враждебных команд, к примеру, «подрезая» их к барьеру и провоцируя крушение (такой приём разрешался правилами, на радость зрителям). Гонщики могли переходить из одной команды в другую, как и в современном профессиональном спорте.

По неодобрительному отзыву Тертуллиана («De spectaculis» 9.5), первоначально команд было две, «Белые» и «Красные», посвящённые зиме и лету следовательно. В начале третьего века нашей эры, когда он писал свои заметки, «Красные» посвящали себя Марсу, «Белые» - Зефиру, «Зеленые» - Матери Земле, или весне, и «Синие» - морю и небесам, или осени. Домициан создал две новые команды, «Пурпурные» и «Золотые». Однако, к концу третьего века сохранили силу только команды «Синих» и «Зелёных».

В Римской империи было множество гоночных ипподромов («циркусов»). Крупный ипподром, Циркус Максентиус, находился недалеко от Рима. Также большие ипподромы имели Александрия и Антиохия. Ирод Великий построил четыре ипподрома в Иудее. В четвёртом веке Константин Великий построил «циркус» в своей новой столице, Константинополе.

Колесничий Гай Аппулей Диокл считается самым высокооплачиваемым спортсменом в истории, за свою карьеру он заработал 35 863 120 сестерциев (эта сумма была выбита на памятнике Гаю Аппулею Диоклу, воздвигнутом болельщиками), что, согласно оценкам учёных, приблизительно эквивалентно современным 15 миллиардам долларов США.