Дмитрий Федоров: «15-летний Овечкин спрашивал, под какую руку мне пасовать. Комментатор "НТВ-Плюс" Дмитрий Фёдоров – о спортивной журналистике

Гражданство:

СССР СССР → Россия Россия

Профессия: Награды:

Дмитрий Михайлович Фёдоров (род. 6 июля , Москва) - российский кинорежиссёр и художник.

Биография и творческая деятельность

Родился в Москве в семье художников. Дед по материнской линии - художник Михаил Шварцман . В 1995 году окончил художественно-графический факультет МГПИ С 1988 года работает в области станковой живописи и графики. С 1994 года занимается компьютерной графикой и дизайном телеэфира. Работал главным художником телекомпании СТС. В 1998 году снял свой первый игровой фильм «Неведомый друг», где, как и в двух последующих фильмах выступил как оператор и художник. Снятый в 1999 году фильм «Леопольд Дюза» стал обладателем главного приза на фестивале «Святая Анна» . В 2002 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерская Петра Тодоровского и Натальи Рязанцевой). В качестве дипломной работы снял фильм «Туда, где не слышно голоса». С 2002 года занимается постановкой телевизионных художественных фильмов и сериалов («Саша + Маша », «Бешеная» , Морская душа и др.).

Фильмография

  • - - Саша + Маша
  • - Костяника. Время лета
  • - Бешеная
  • - Морская душа
  • - Крест в круге
  • - Ангел
  • - Солдатские сказки

Напишите отзыв о статье "Фёдоров, Дмитрий Михайлович"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Фёдоров, Дмитрий Михайлович

Проходя мимо, князь Василий схватил Пьера за руку и обратился к Анне Павловне.
– Образуйте мне этого медведя, – сказал он. – Вот он месяц живет у меня, и в первый раз я его вижу в свете. Ничто так не нужно молодому человеку, как общество умных женщин.

Анна Павловна улыбнулась и обещалась заняться Пьером, который, она знала, приходился родня по отцу князю Василью. Пожилая дама, сидевшая прежде с ma tante, торопливо встала и догнала князя Василья в передней. С лица ее исчезла вся прежняя притворность интереса. Доброе, исплаканное лицо ее выражало только беспокойство и страх.
– Что же вы мне скажете, князь, о моем Борисе? – сказала она, догоняя его в передней. (Она выговаривала имя Борис с особенным ударением на о). – Я не могу оставаться дольше в Петербурге. Скажите, какие известия я могу привезти моему бедному мальчику?
Несмотря на то, что князь Василий неохотно и почти неучтиво слушал пожилую даму и даже выказывал нетерпение, она ласково и трогательно улыбалась ему и, чтоб он не ушел, взяла его за руку.
– Что вам стоит сказать слово государю, и он прямо будет переведен в гвардию, – просила она.
– Поверьте, что я сделаю всё, что могу, княгиня, – отвечал князь Василий, – но мне трудно просить государя; я бы советовал вам обратиться к Румянцеву, через князя Голицына: это было бы умнее.
Пожилая дама носила имя княгини Друбецкой, одной из лучших фамилий России, но она была бедна, давно вышла из света и утратила прежние связи. Она приехала теперь, чтобы выхлопотать определение в гвардию своему единственному сыну. Только затем, чтоб увидеть князя Василия, она назвалась и приехала на вечер к Анне Павловне, только затем она слушала историю виконта. Она испугалась слов князя Василия; когда то красивое лицо ее выразило озлобление, но это продолжалось только минуту. Она опять улыбнулась и крепче схватила за руку князя Василия.
– Послушайте, князь, – сказала она, – я никогда не просила вас, никогда не буду просить, никогда не напоминала вам о дружбе моего отца к вам. Но теперь, я Богом заклинаю вас, сделайте это для моего сына, и я буду считать вас благодетелем, – торопливо прибавила она. – Нет, вы не сердитесь, а вы обещайте мне. Я просила Голицына, он отказал. Soyez le bon enfant que vous аvez ete, [Будьте добрым малым, как вы были,] – говорила она, стараясь улыбаться, тогда как в ее глазах были слезы.

Очередь сериала Sports.ru о хоккейных комментаторах дошла до Дмитрия Федорова, работающего на спортивном телевидении с середины 90-х. В обстоятельном интервью он рассказал о разнице между российскими и заокеанскими журналистами и цензуре, вспомнил о ссоре Валерием Белоусовым и согласился с Доном Черри.


О конформизме, критике Быкова и российских СМИ

Год назад вы написали материал «Семь грехов комментатора». Вам не хотелось бы сейчас внести какие-то коррективы, добавить или убрать что-то в этот список?

– Есть какие-то другие мелкие прегрешения, но те 7 пунктов я бы оставил. С моей точки зрения, конформизм – самый серьезный грех, но сейчас комментатор должен быть конформистом, если хочет выжить. Мы существуем в эпоху, когда различные крупные корпорации, чиновники давят на прессу. И если ты будешь резать правду-матку, тебя оставят без работы. И изменился болельщик. Я специально заглянул в комментарии к интервью Андрея Сухотина, который проводит расследование в «Новой газете» по делу Прядкина. Преобладающая линия обсуждения там – это заказ или нет. То есть болельщики прониклись мыслью, что поиска правды нет, есть только чьи-то интересы. И зачем же быть правдорубом, когда истина обществу не нужна? Для меня конформизм комментатора и журналиста – это грех, а с точки зрения сегодняшних реалий – это норма.

Я неслучайно спросил про грехи комментаторов, так как вспоминал о них во время просмотра матчей чемпионата мира, где некоторые ваши коллеги не всегда контролировали эмоции. Это допустимо для работников центрального канала?

– Думаю, что комментатор должен быть объективен. Он может высказаться по какой-то теме, но ему не нужно несколько раз возвращаться к одному и тому же, чтобы раздавить, расплющить оппонента, тренера, которому он не симпатизирует. Не обязательно перегибать палку, как это делалось многими в отношении Быкова и Захаркина. Если они действительно такие несостоятельные специалисты, то не надо по 10 раз объяснять это болельщикам.

А как вы относитесь к тому, что некоторые комментаторы сначала жестко критикуют команду и тренеров, критикуя ее после неудачных матчей, а потом вдруг забывают о своих словах после побед? Это к вопросу о двуличности.

– Я предпочитаю критиковать перед началом крупных турниров, а после поражений ругать может любой. Я наоборот после неудач, когда эмоции выплескивают и дилетанты, и профессионалы, и болельщики, стараюсь занимать примиряющую позицию. Нужно посмотреть на достижения тренеров, сказать им спасибо и попрощаться. Ницше говорил: «Подтолкни падающего». Но подталкивающий сам оказывается в неустойчивом положении. Следующим падающим будет он, подтолкнут его.

Тренеры сборной России, да и хоккеисты после чемпионата мира жаловались на отношение к ним со стороны прессы и даже говорили, что СМИ отчасти виноваты в неудаче команды. В этих словах есть какая-то доля истины или это все отговорки?

– Хоккеистов не нужно слушать. Сегодня они говорят одно, завтра – другое. Они не могут дать нам реальной картины происходящего. Через 2-3 года они будут говорить совершенно противоположные вещи.

Мне кажется, что информационное пространство вокруг хоккея еще недостаточно насыщено. О хоккее мало говорят и пишут. Самая главная беда – нет ярких звезд среди журналистов. Точнее, журналисты, может, и неплохие, но недостаточно раскрученные. Я бы предложил руководству КХЛ каждую неделю отмечать лучший репортаж, лучшую статью и таким образом повышать статус журналиста в его редакции. Можно публиковать их материалы на официальном сайте лиги. Отсутствие «селебритис» среди хоккейных журналистов – серьезная проблема. Должны быть известные имена. Достаточно зайти на любой спортивный сайт, чтобы сравнить количество комментариев под футбольными и хоккейными новостями. Огромная разница! А в хоккее должна быть полемика, люди должны высказываться, желательно без хамства, но смело и остро. Этого пока мало. Когда хоккеисты и тренеры жалуются на прессу, они, на мой взгляд, лукавят.

Другое дело – в России нет профессиональных эталонов для хоккейных журналистов. Мы как-то с Сашей Хавановым беседовали об отличиях наших СМИ и американских. В Северной Америке журналисты пытаются найти причины побед и поражений, а в России пресса ищет героев и виноватых. Это сделать проще всего, а разобраться в причинах труднее. Для этого нужно разбирать игру. Евгений Набоков как-то назвал различия между иностранными и отечественными журналистами. Перед выставочным матчем СКА – «Каролина» наши газеты рассказали о том, как хоккеисты гуляли по улицам Санкт-Петербурга, что они увидели, а в Канаде разбирали бы тактические схемы, рассказывали о том, в какой хоккей играет «Каролина». И, по словам Набокова, люди не хотят разбираться в тонкостях игры, они хотят получить внешние впечатления, эмоции. Так оно и есть. Должна быть глубина, должны быть факты и статистика, на которых базируется анализ. У нас же часто люди выступают со своим субъективным мнением, не подкрепленным ничем. Согласен с тем, что у нас журналистика только развивается, но не соглашусь с Игорем Захаркиным, который назвал всех экспертов дилетантами. Тот же Саша Хаванов более 10 раз посмотрел матч Россия – Канада в Ванкувере и сделал профессиональный анализ. Захаркину не помешало бы посмотреть эту передачу.

О доверии, ТВЦ и работе над ошибками

В большом интервью для блога «Чего хотят женщины» (1 часть и 2 часть) вы уже рассказывали о том, как стали спортивным журналистом, попали на «НТВ-Плюс», но остановитесь поподробнее на том, как вы перешли от футбола к хоккею.

– Это был конец 1996-го. Владимир Гусинский тогда возглавлял МОСТ-банк, и он заинтересовался хоккеем. У него возникла идея приобрести клуб, но переговоры были проведены неправильно, и он к этой идее охладел. Однако Гусинский все равно приобрел эксклюзивные права на показ чемпионата России по хоккею для «НТВ-Плюс» и НТВ. Было много матчей, нужно было делать передачи, готовить трансляцию на основном канале раз в неделю. Анна Дмитриева попросила меня поучаствовать в этом проекте. Я сначала не хотел, но производственная необходимость для меня закон – и со временем мне стало интересно. А первый репортаж состоялся в августе 1998-го. Анна Владимировна считала, что я должен начинать комментировать, а тогдашний начальник отдела трансляций Аркадий Ратнер в меня не верил. Но Дмитриева настаивала, и я получил матч Кубка Спартака между «Звездами России» и Норвегией. Анна Владимировна решила, что будет много голов, будет, о чем рассказать. То есть отличная игра для стартового репортажа – не растеряюсь. «Звезды» победили, в матче было заброшено 14 шайб, а я, помнится, разбирал игровой нюанс, почему Малахов принял шайбу не коньком, а перчаткой, за что меня потом похвалил Ратнер. Дмитриева посоветовала записать на память тот репортаж, но я совершенно не интересуюсь своим творчеством. У меня дома нет ни одного моей статьи, передачи, даже книжек собственных дома нет. Потом меня стали потихоньку привлекать к репортажам, но конкуренция была высокой. Поэтому на «плюсе» я комментировал немного. А с Ратнером недавно встретился на похоронах Маслаченко, и он сказал добрые слова о моей работе, сказал, что я профессионально вырос. Было приятно. Обиды на него за то, что раньше не доверял, никакой.

Вы сказали, что не интересуетесь своим творчеством. То есть работу над собственными ошибками не ведете? Матчи не пересматриваете?

– Свою работу, конечно, нужно анализировать, и это непрофессионально с моей стороны, что я не пересматриваю свои репортажи. Но свои ошибки постфактум я осознаю. На следующий день после репортажа память выдает, где я был не прав, в чем ошибся, где не обратил внимание на важную деталь. Анализ идет, но я никогда не просматриваю свои передачи.

Александр Ткачев сказал, что комментатор не должен быть пряником и нравиться всем. Вы как относитесь к критике со стороны зрителей и болельщиков?

– Я не читаю отзывы, но не потому, что не уважаю болельщиков. Я расстраиваюсь, если читаю о себе резкие, злые слова. Свои ошибки я знаю сам, а если прочитаю эмоциональное мнение болельщика, то могу огорчиться. Меня огорчает недоброжелательность, а это настроение, доминирующее в интернете. В то же время, считаю, важно знать точку зрения коллег, тренеров. Но те, кто говорят, что им мнение болельщиков не интересно в принципе, – лукавят. Как правило, это комментаторы, которые нелюбимы интернет-сообществами.

Вы некоторое время работали на телеканале ТВЦ. Расскажите об этом периоде.

– На ТВЦ я стал комментатором в полной мере. На «Плюсе» я пробовал комментировать, но для выхода на новый уровень нужно работать у микрофона регулярно. Есть, конечно, люди, которых можно назвать прирожденными комментаторами. Вроде Розанова и Андронова. Они начали вести репортажи, и у них все сразу получилось. Мне же было необходима практика, которую я получил на ТВЦ. Сергей Ческидов мне доверял. Он очень сложный человек, и почти со всеми, с кем работал, рассорился. Скверный характер. Он мог дать новому человеку карт-бланш, а потом начинал ревновать к его успехам. И из-за этого Ческидов со всеми поругался. Но ничего плохого говорить о нем не буду, ведь он дал мне возможность стать комментатором. Я поработал на взрослом, молодежном, юниорском первенствах мира. Другое дело – мне часто не везло перед топовыми матчами. Я всегда заболевал перед финалами, и репортажи получались не лучшими в карьере.

Есть ли какие-то отличия в работе на кабельном канале «НТВ-Плюс», аудитория которого чаще всего разбирается в спорте, и на федеральном ТВЦ, который смотрят в основном домохозяйки?

– Для меня нет. Я уверен, аудитория примерно одна и та же. У меня не было какой-то особой установки ни на ТВЦ, ни на седьмом канале, ни на «Плюсе». Я всегда работал одинаково. По-моему, комментатор должен соблюдать некие базовые принципы где бы он ни работал – то есть сообщать, на каком месте находятся команды в турнирной таблице, рассказывать об интересных фактах. В репортаже должно быть все сопутствующее данному матчу, ведь даже следящий за спортом человек мог куда-то отлучиться на пару дней, не читать последних новостей. Нет разницы в том, для кого ты комментируешь – для домохозяек или профессионалов. В свое время очень интересную характеристику дал Леонид Вайсфельд . Он сказал, что для него лучший комментатор это Андрей Голованов. В дебри он не лезет, но все необходимые цифры сообщает. И я во многом солидарен с этой оценкой.

О цензуре, будущем спортивной журналистики и мебели Белоусова

А что насчет цензуры? Например, комментатор из Ярославля Александр Саханов говорил, что в регионах ее нет, а, вспоминая случай с Алексеем Дементьевым, можно сделать вывод, что любое неосторожное высказывание может привести к проблемам.

– Официально цензуры нет нигде. Но самоцензура сейчас на высочайшем уровне. На любом канале. Когда-то Милош Форман сказал замечательную вещь, цитирую по памяти: «Цензура сама по себе не страшна. Страшнее то, что она порождает самоцензуру». А когда человек понимает, что определенные команды нельзя критиковать, некоторых людей нельзя трогать, то это плохо. Сейчас люди понимают, что их могут уволить, отстранить от эфира за определенные высказывания. И в этом смысле «НТВ-Плюс» ничем не отличается от других каналов. Но в хоккее свободы значительно больше, чем в футбольной журналистике, – поверьте, я знаю, о чем говорю. Пока свободы больше…

Александр Ткачев рассказывал, что у него был конфликт с главным тренером сборной России Вячеславом Быковым. А у вас за время работы тележурналистом были какие-то проблемы из-за слов, сказанных в репортаже?

– Конфликтов было довольно много. В конце 90-х в репортаже сказал теплые слова в адрес Валерия Белоусова, отметив, что он наверняка когда-нибудь возглавит сборную России, что у многих существовало предубеждение, и его называли мебелью при команде, а он на самом деле умело управляет игроками. После матча, который «Металлург» проиграл в Воскресенске, Белоусов рассердился на меня, сказал, что его обидели слова «мебель при команде». Меня возмутила такая реакция, и в следующем эфире я извинился, сказав, что «прошу прощения за то, что считал Белоусова не мебелью при команде». Получилось жестко, но тренер в той ситуации был категорически неправ. Потом, через полгода мы где-то встретились, пожали друг другу руки, и с тех пор проблем не было.

С Александром Стеблиным была история. Я на ТВЦ устроил дебаты в прямом эфире перед выборами президента ФХР. Считаю, что это был прорыв. На прямой эфир пришли Стеблин, Безруков, а Иванюженков не пришел. Там было интерактивное голосование, и почему-то многие выбирали именно Иванюженкова, причем с большим преимуществом. И на следующий день одна из газет, которая, на мой взгляд, занималась антистеблинским PR-ом, опубликовала эти данные, указав, что Иванюженков победил. Через некоторое время я звоню Стеблину по какому-то вопросу, а он начал на меня орать, мол, не будет со мной разговаривать, что я подлец. У нас с ними были рабочие отношения: я его критиковал, но он никогда не обижался. Потом мы увиделись на хоккее, так он на меня чуть с кулаками не полез. Окружающие – в шоке. Кто-то ему сказал, что этот эфир был проплачен. Мне было обидно, так как я задавал острые вопросы и ему, и Безрукову, а про Иванюженкова рассказал, по каким причинам его в Штаты не пускают. В передаче всем досталось. Но сейчас мы нормально общаемся со Стеблиным. В хоккее есть только один человек – не буду называть его фамилию, – которому я никогда не пожму руку. Его я считаю негодяем. Мы договорились с руководством КХЛ, что я больше никогда не упомяну его фамилию. От греха подальше. Но, думаю, со временем его сама жизнь выкинет за пределы спорта. Потому что он мразь. Или меня выкинут из хоккея, что тоже не исключено (смеется).

Тот же Ткачев говорил о «несколько своеобразном отношении руководителей к журналистам и телевидению». Вы с ним согласны?

– С большинством спортивных руководителей у меня хорошие отношения, но, возможно, Саша говорил о следующем… К прессе, как к инструменту управления, отношение несерьезное. Если тебя критикуют, то сразу считается, что это чей-то заказ. За рубежом пресса – это средство маркетинга, она рассказывает о клубе, повышая его социальную и бизнес значимость, привлекая болельщиков. Зачем существует пресса в России, объективно говоря, не понятно. Бизнеса никакого нет, чиновники от прессы не зависят. Журналисты не могут повлиять на жизнедеятельность клуба. Это какой-то придаток, анахронизм. Я думаю, постепенно рынок независимых, ну или относительно независимых спортивных СМИ будет сужаться, и через лет 10-15 профессии «спортивный журналист» уже не будет. Будет профессия «спортивный пиарщик». Журналистов, которые будут объективно рассказывать о жизни клубов, уже не будет.

Не будет спроса или никто не захочет заниматься правдоискательством?

– Им не на что будет существовать. Сейчас человек, который пишет остро, ставит какие-то проблемы, может заработать всего в нескольких СМИ – пара газет, сайтов, телеканалов и журналов. Насколько мне известно, у многих из них дела идут сейчас не лучшим образом. Зарплаты журналистов ничтожны. Такой аналитик просто не может заработать на жизнь. А спортивный пиарщик, который работает на организацию, корпорацию может получать приличные деньги, хорошо обеспечивать семью. Сама жизнь ликвидирует профессию «спортивный журналист». Не думаю, что это произойдет за границей, но в России это случится в ближайшие 10 лет. Такие проекты, как Сочи-2014, футбольный ЧМ-2018 и хоккейный ЧМ-2016, все решат. После 2018 года независимой спортивной журналистики в России не будет. В ближайшие годы создадут серьезные порталы, которые будут контролироваться государством. Их главной задачей станет пропаганда предстоящих мероприятий как социальных, имиджевых проектов. Туда будут инвестированы гигантские деньги, и стоящим журналистам предложат там вакансии, адекватные зарплаты. Но всякая критическая деятельность будет невозможна, иначе – увольнение. Вот и все. И не нужно никакой цензуры. Критичность будет существовать на форумах, в болельщицкой среде, но независимого журналиста больше не будет. Только если он не зарабатывает деньги каким-то другим способом.

О солидарности с Доном Черри, штампах Твалтвадзе и работе по картинке

Канадский телекомментатор Дон Черри сказал недавно, что он специально не дружит с игроками, чтобы оставаться объективным и критиковать всех, кого хочется. Как вы относитесь к этому заявлению?

– Точно также говорил Лев Филатов, который не общался с футбольными людьми, чтобы сохранять объективность. Я не считаю себя профессиональным журналистом, я не заканчивал МГУ, и для меня моя работа – это хобби. Поэтому если человек мне симпатичен, если жизнь меня с ним свела, то я дружу. Да, я необъективен в отношении к нему, да, я пристрастен. Поэтому у меня хватает товарищей в футболе и хоккее, я не скрываю. Дон Черри – яркий специалист, который разбирается в хоккее. Я не так здорово знаю эту игру, поэтому общаюсь с теми, кто понимает хоккей и получаю от них взгляд изнутри. Он помогает мне разобраться, что такое игра, что чувствуют люди в той или иной игровой ситуации, и это повышает мой профессионализм. У меня есть очень серьезные претензии к современной, молодой журналистике, к тем, кому чуть за двадцать. Они судят о спорте исключительно по данным, полученным из интернета и «ящика», мало общаясь с реальными людьми. Поэтому они не могут расставить акценты верно, и их взгляд поверхностен. Журналисты прошлого, которые лучше разбирались в игре, общались с тренерами, понимали глубину хоккея, не могли позволить себе то, что сейчас позволяют себе многие авторы. Чтобы это не оказалось брюзжанием, я такой образ предложу. Сегодняшняя журналистика – это журналистика тех, кто играл в PlayStation и не общался с реальными спортсменами. Возвращаясь к мысли Дона Черри, скажу, что в последние пару лет ограничил свое общение с хоккейными людьми, чтобы оставаться более независимым. Так что, в какой-то мере солидаризировался с ним (смеется).

– Наверное, о ком-то я не скажу жестких слов, которые они заслуживают. Но в последнее время я стремлюсь к тому, чтобы моя критика вообще не была зубодробительной. То, что я мог позволить себе 10 лет назад, я уже не позволяю сейчас. Недавно мы общались с Юрой Розановым, и я сказал ему, что у него удивительное умение не говорить обидные слова в адрес спортсменов. И он заметил: «Наверное, потому, что я очень-очень люблю спорт». И я прихожу к пониманию того, что нужно любить спорт и искать в нем лучшее, а не акцентировать внимание на минусах. Это мой критерий оценки. Вот пример. Была комбинация, была заброшенная шайба. Можно критиковать вратаря и рассказывать об ошибках обороны, а я лучше скажу, как здорово сыграл атакующий. Если он, конечно, на самом деле сыграл здорово. Приукрашивать не стану.

Напоследок – традиционный вопрос про курьезный случай во время эфира. Были такие?

– Это было в октябре 2009 года. Я в своей день рождения готовлюсь к репортажу, матч у меня замечательный «Вашингтон» – «Рейнджерс». Начало сезона, энтузиазм, приапова эрекция на работу. Думаю, это будет лучший репортаж в моей жизни. Приезжаю в Останкино, распечатываю составы, иду в студию и налаживаю интернет. И вдруг краем глаза замечаю, что в центральном круге вбрасывания на мониторе эмблема «Филадельфии».

И?

– Я в день рождения не пью, но в ту секунду я почувствовал себя, точно алкаш-профессионал, погружающийся в беспокойство белой горячки. Не верю собственным глазам, потом кричу техническим работникам – мол, найдите нужный матч. А мне отвечают: «Все, мы в эфире». Компьютер не работает, составов нет, к репортажу не готовился. В общем, день рождения – грустный праздник. Лучшего репортажа в жизни не получилось, но, надеюсь, худшим он тоже не был – игра «Фили» с «Питтсбургом» получилась славная, девять голов. А утром выяснилось, что из-за океана пришло сообщение о замене матча. Но пришло в полночь, и поэтому никто о нем не знал.

А вам больше нравится комментировать по монитору или со стадиона?

– Я знаю людей, которым нравится комментировать под картинку. Но у меня есть серьезная проблема – я знаю, что отвратительно комментирую под картинку. Мне легче вести репортаж со стадиона. Я зашел как-то к нашему начальнику отдела трансляций и сказал, что поеду куда угодно – лишь бы комментировать со стадиона. Я со стадиона комментирую бодро, весело, с энтузиазмом, а под картинку получается, что называется, через раз. Если матчи НХЛ комментировать легко даже с экрана, то в трансляциях из некоторых российских городов не видно номера игроков, даже шайба подчас не заметна. Все время приходится применять какие-то расплывчатые формулировки, и репортаж получается неполноценным. Мне все равно, где находится комментаторская будка на стадионе, комфортно там или нет. Это в любом случае лучше, чем работать из Останкино.

Кто, по-вашему, сейчас лучший хоккейный комментатор России?

– У меня нет однозначного ответа, нет явной иерархии. Я бы не сказал, кто лучший, кто второй, кто третий. Мне очень нравится Миша Мельников. У нас на «Плюсе» прибавили молодые – Андрей Юртаев, Олег Мосалев. Сейчас в России много комментаторов, работающих здорово. Откровенно слабых я не вижу в своем цеху. Знаю, многие в интернете критикуют Гришу Твалтвадзе, но его работа не вызывает у меня отторжения. Когда он комментировал футбол, было очевидно, что он не готовился к репортажам, но хоккей ему нравится, он получает от него удовольствие. Его винтажные словесные штампы – это персональная фишка, к ним нужно относиться с иронией. Впрочем, к нам, комментаторам, вообще следует относиться с иронией, и многие наши слова не следует воспринимать всерьез.

Ваш возраст

27 лет. Это много, хотя до сих пор чувствую себя мальчишкой. Я абсолютно несерьёзный человек.

Семейное положение

Я разведён в 96-м. Прожил в браке пять лет. Больше не хочу связывать себя никакими узами.

Считаете ли вы себя состоятельным человеком?

Нет, не считаю. Почему-то скопить приличную сумму мне никогда не удавалось. Ничего, не в деньгах счастье. А в чём же?

Ваш любимый напиток

Очень люблю чай, соки. Алкоголь практически не употребляю.

Ваши вредные привычки

Люблю поваляться в постели. Часто увлекаюсь чем-то, а потом быстро теряю интерес. Иногда меня одолевает лень.

Какое блюдо вы готовы есть 7 раз в неделю?

Манты, хинкали, пельмени, шашлык. Но всё же не семь раз в неделю.

Ваше любимое времяпрепровождение

Люблю поваляться в постели в выходной, попить пивка, посматривая телевизор. Ну, и любовью можно позаниматься. Не вставать с постели вообще целый день! Ещё мне нравится поиграть с товарищами в боулинг, в пинг-понг, в футбол. Обожаю водить машину и совершенно от неё не устаю. Мне доставляет удовольствие общаться с людьми в хорошей компании. Просмотр классного кино - это тоже замечательное времяпрепровождение. Самый лучший день в жизни, когда я с товарищами на автомобиле в выходной поехал на один день из Нью-Йорка в Филадельфию. Там мы бродили по музеям, глазели по сторонам, останавливались и ели в каждом ресторане, спали на скамейках в скверике. Короче, валяли дурака. Эх, здорово было!

Расскажите о вашем дебюте в спортивной журналистике

В апреле 94-го пришёл в "Футбольный клуб" (НТВ). Был абсолютным дилетантом. Первый мой сюжет в эфир не пошёл. Потом я сделал материал о том, что из ближнего зарубежья к нам едут опытные игроки. В сентябре 94-го сделал первый достойный сюжет - о "молодёжке".

Являетесь ли вы болельщиком и за кого болеете?

В детстве был сумасшедшим болельщиком "Спартака". Сейчас мне даже смешно представить, что можно за кого-то болеть, если это не касается международных матчей.

Ваш кумир отрочества в спортивной журналистике

Кумиров не было. Терпеть не мог Озерова, ибо видел в нём апологета чуждой мне государственной системы. Мне нравился Евгений Майоров. Отсутствием пафоса, простотой, тембром голоса. Познакомившись с Евгением Александровичем в реальной жизни, понял, что не ошибался в нём.

Ваша любимая книга о спорте

Бобби Орр. "Моя игра".

Какую газету (журнал, телеканал, радиостанцию) вы считаете близкими к образцу?

Газеты не люблю. Радио слушаю редко, а если и слушаю, то не различаю станции. Частенько по долгу службы настраиваюсь на "Радио-спорт". Люблю музыку и хорошие клипы, поэтому смотрю MTV. ТВ-6 мне импонирует весёлостью. Кстати, я знаком со многими ребятами, работающими на ТВ-6.

Постоянно употребляю эпитет "эффектный". До меня его мало кто использовал, а я прямо заездил. Никак не могу отделаться от слова "вот". Да много у меня всякой шелухи в творчестве!

Я понимаю, что комментировать очень сложно, поэтому яростной реакции у меня никогда не бывает.

С кем из людей спорта вам работалось легко?

Со многими. Классно провели время в Сан-Хосе с Андреем Назаровым, Витей Козловым и Игорем Рабинером. Есть что вспомнить. С Якушевым приятно общаться, с Касатоновым. Цыгуров приветлив. Два самых выдающихся спортивных комика: Николаев из Кузни и Гущин из ХК ЦСКА. Бенни Хилл в компании с ними был бы пригоден только для выноса тел умерших от хохота людей.

Считаете ли вы необходимым для себя поддерживать с людьми спорта приятельские отношения, либо считаете, что они вредят работе?

Я не карьерист, поэтому не ставлю работу выше человеческих отношений. Если мне нравится человек, то я не задумываюсь о его принадлежности к спорту. Когда мой хороший товарищ не попадёт в пустые ворота, я помолчу или оправдаю его. Спорт не самое главное в жизни.

Часто ли вы жалеете, что занимаетесь спортивной журналистикой?

Бывает. Но я не считаю себя журналистом по специальности. Мне вообще кажется глупостью причислять себя к какой-то профессии. Я Дима Фёдоров - и всё тут! Просто человек. В официальных анкетах указываю, что я педагог, т.к. окончил МПГУ им. Ленина. А вообще, профессия журналиста у меня ассоциируется с продажностью. Почти синонимы.

Обидно ли вам, что большинство наших коллег-журналистов, работающих в другой тематике, считают спорт "низкой сферой"?

Что на правду обижаться? Надо делать выводы и доказывать обратное.

С читаете ли вы, что уровень спортивной журналистики в России ниже уровня, к примеру, политической журналистики?

Да, это так. Насколько больше накладок в спортивных передачах, чем в политических. Конкуренция в спортивной журналистике почти отсутствует. На ТВ её вообще нет. Несколько раз нам на "ФК" и на другие передачи делали сюжеты политические корреспонденты НТВ. Это были добротные материалы. Убеждён, лишь несколько спортивных журналистов смогли бы сделать сюжеты на политическую тему. Непрофессионализм стыдливо прикрывается тезисом об узкой специализации. Хороший журналист универсален. Он интересно расскажет обо всём.

Ваши творческие планы?

На НТВ мои перспективы туманны. Собираюсь петь в группе "Дрим-тим", которую мы недавно создали с Васей Уткиным. Хочу попробовать в жизни всё, кроме наркотиков и тюрьмы. Верю в свою счастливую звезду. Она меня обязательно приведёт к чему-нибудь хорошему.

Ваш возраст

27 лет. Это хоть отбавляй, хотя до сих пор чувствую себя мальчишкой. Я безусловно несерьёзный мужчина.

Семейное положение

Я разведён в 96-м. Прожил в браке пять лет. Больше не хочу объединять себя никакими узами.

Считаете ли вы себя состоятельным человеком?

Нет, не считаю. Почему-то скопить приличную сумму мне ни при каких обстоятельствах не удавалось. Ничего, не в деньгах фортуна. А в чём же?

Ваш милый напиток

Очень люблю чай, соки. Алкоголь на практике не употребляю.

Ваши вредные привычки

Люблю поваляться в постели. Часто увлекаюсь чем-то, а следом резво теряю заинтересованность. Иногда меня одолевает лень.

Какое кушанье вы готовы есть 7 раз в неделю?

Манты, хинкали, пельмени, шашлык. Но всё же не семь раз в неделю.

Ваше любимое времяпрепровождение

Люблю поваляться в постели в выходной, попить пивка, посматривая телевизор. Ну, и любовью не возбраняется позаниматься. Не приподниматься с постели вообще весь день! Ещё мне нравится поиграть с товарищами в боулинг, в пинг-понг, в футбол. Обожаю водить машину и абсолютно от неё не устаю. Мне доставляет наслаждение водить знакомство с людьми в хорошей компании. Просмотр классного кино - это также замечательное времяпрепровождение. Самый наилучший день в жизни, когда я с товарищами на автомобиле в выходной поехал на единственный день из Нью-Йорка в Филадельфию. Там мы бродили по музеям, глазели по сторонам, останавливались и ели в каждом ресторане, спали на скамейках в скверике. Короче, валяли дурака. Эх, здорово было!

Расскажите о вашем дебюте в спортивной журналистике

В апреле 94-го пришёл в "Футбольный клуб" (НТВ). Был абсолютным дилетантом. Первый мой сюжет в эфир не пошёл. Потом я сделал материал о том, что из ближнего зарубежья к нам едут опытные игроки. В сентябре 94-го сделал первостепеннный достойный сюжет - о "молодёжке".

Являетесь ли вы болельщиком и за кого болеете?

В детстве был сумасшедшим болельщиком "Спартака". Сейчас мне более того забавно представить, что разрешено за кого-то хворать, если это не касается международных матчей.

Ваш кумир отрочества в спортивной журналистике

Кумиров не было. Терпеть не мог Озерова, потому что видел в нём апологета чуждой мне государственной системы. Мне нравился Евгений Майоров. Отсутствием пафоса, простотой, тембром голоса. Познакомившись с Евгением Александровичем в реальной жизни, понял, что не ошибался в нём.

Ваша любимая книжка о спорте

Бобби Орр. "Моя игра".

Какую газету (журнал, телеканал, радиостанцию) вы считаете близкими к образцу?

Газеты не люблю. Радио слушаю нечасто, а если и слушаю, то не различаю станции. Частенько по долгу службы настраиваюсь на "Радио-спорт". Люблю музыку и хорошие клипы, потому смотрю MTV. ТВ-6 мне импонирует весёлостью. Кстати, я знаком со многими ребятами, работающими на ТВ-6.

Постоянно употребляю эпитет "эффектный". До меня его немного кто использовал, а я прямо заездил. Никак не могу отделаться от слова "вот". Да непочатый край у меня всякой шелухи в творчестве!

Я понимаю, что комментировать сильно сложно, вследствие этого яростной реакции у меня ни в жизнь не бывает.

С кем из людей спорта вам работалось нетрудно?

Со многими. Классно провели время в Сан-Хосе с Андреем Назаровым, Витей Козловым и Игорем Рабинером. Есть что припомнить. С Якушевым славно контачить, с Касатоновым. Цыгуров приветлив. Два самых выдающихся спортивных комика: Николаев из Кузни и Гущин из ХК ЦСКА. Бенни Хилл в компании с ними был бы пригоден только для выноса тел умерших от хохота людей.

Считаете ли вы необходимым для себя подсоблять с людьми спорта приятельские отношения, либо считаете, что они вредят работе?

Я не карьерист, вследствие этого не ставлю работу выше человеческих отношений. Если мне нравится дядя, то я не задумываюсь о его принадлежности к спорту. Когда мой хоть куда друг не попадёт в пустые ворота, я помолчу или оправдаю его. Спорт не самое главное в жизни.

Часто ли вы жалеете, что занимаетесь спортивной журналистикой?

Бывает. Но я не считаю себя журналистом по специальности. Мне вообще кажется глупостью причислять себя к какой-то профессии. Я Дима Фёдоров - и всё тут! Просто джентльмен. В официальных анкетах указываю, что я педагог, т.к. окончил МПГУ им. Ленина. А вообще, специальность журналиста у меня ассоциируется с продажностью. Почти синонимы.

Обидно ли вам, что большинство наших коллег-журналистов, работающих в иной тематике, считают спорт "низкой сферой"?

Что на правду оскорбляться? Надо действовать выводы и приводить доказательства обратное.

Считаете ли вы, что порядок спортивной журналистики в России ниже уровня, к примеру, политической журналистики?

Да, это так. Насколько больше накладок в спортивных передачах, чем в политических. Конкуренция в спортивной журналистике без малого отсутствует. На ТВ её вообще нет. Несколько раз нам на "ФК" и на другие передачи делали сюжеты политические корреспонденты НТВ. Это были добротные материалы. Убеждён, только немного спортивных журналистов смогли бы произвести сюжеты на политическую тему. Непрофессионализм стыдливо прикрывается тезисом об узкой специализации. Хороший газетчик универсален. Он занятно расскажет обо всём.

Ваши творческие планы?

На НТВ мои перспективы туманны. Собираюсь напевать в группе "Дрим-тим", которую мы недавно создали с Васей Уткиным. Хочу познать в жизни всё, помимо наркотиков и тюрьмы. Верю в свою счастливую звезду. Она меня непременно приведёт к чему-нибудь хорошему.

Так же читайте биографии известных людей:
Дмитрий Медведев Dmitry Medvedev

Дмитрий Медведев - российский государственный и политический деятель, юрист, кандидат юридических наук. Родился 14 сентября 1965 года.Дмитрий..

- Спросим просто: каково ваше мнение о «Первой пятёрке»?
- У каждого есть своя ярко выраженные роль, своё амплуа. Мне кажется, это небольшой шажок в спортивном телевидении, потому что ничего подобного раньше не было, это нечто новое. Мне кажется, можно эксплуатировать эту креативную наработку.

Вы в своё время вели программу «Щелчок», одну из первых аналитических программ о хоккее. Это было в некотором роде зарождением жанра.
- Я считаю, что «Щелчок» сделал несколько открытий не только в области спортивного телевидения, но и в области медиа. Тогда сюжеты в информационных программах были довольно непродолжительными: три, четыре, иногда пять минут. В «Футбольном клубе» до семи минут доходило. Нас тогда прессовало руководство, говорило, что рейтинги низкие, нужно что-то менять. И мы решили, что сюжеты должны быть максимально короткими. То есть человек должен получать максимум информации о происходящем в хоккее. У нас сюжеты были от минуты до двух с половиной, очень короткие и насыщенные.

Фактически это предваряет современное интернет-пространство, где новости должны быть короткими и разнообразными. Сейчас в Интернете нужны и аналитика, и шутки, и просто новости, и какие-то конфликты. У нас в программе всё это присутствовало в виде клипов, портретов, отчётов о матчах, аналитики, шуточных сюжетов. Мне кажется, мы в 1998 году в какой-то степени даже опередили то, что ещё только зарождалось в интернет-пространстве и на телевидении. Эта мысль пришла

мне в голову совсем недавно, я смог оценить «Щелчок» с позиции прошедших лет, обратить внимание на современные тренды, сопоставить. Так что есть гордость за проделанную работу.

Сейчас мы работаем в другом стиле. Всё-таки то была информационная программа, более клиповая, без гостей, очень лаконичные передачи – от 19 до 22 минут. Как сейчас помню, нам постоянно говорили, что рейтинги невысокие, но количество рекламного времени было всё больше и больше. Это означало, что программа успешна.

Аналитики «Первой пятёрки» зачастую сходятся в своих взглядах по разным темам, разве что у вас иногда бывает какое-то особое мнение. У вас в коллективе есть точки, скажем так, «несоприкосновения»?
- В общем и целом люди, которые работают на «НТВ-Плюс», примерно одинаково смотрят на хоккей, хотя отдельные события они могут видеть по-разному. Тот же Борис Александрович, который является представителем старшего поколения, по натуре своей нонконформист. Он всегда довольно много конфликтовал, у него всегда своя точка зрения, он человек, который не трусит и не трусил. В то же время он может не соглашаться с Сашей Хавановым или Серёжей Федотовым по конкретным событиям, но в целом в восприятии хоккея он похож на нас.

- Возможно, в передаче не хватает некоторой конфликтности?
- Мне кажется, что конфликтность в современных СМИ довольно искусственна. Я посмотрел недавно новую передачу «Белый против белого» на «России-2», Белоголовцев-старший против Белоголовцева-младшего. У них вроде как две команды и альтернативные точки зрения. Люди очень много говорят, и конфликт там возведён в абсолют. Но я понимаю, что запомнить практически ничего не возможно. Да, после просмотра передачи возникает ощущение, что было интересно, но конкретной информации ты не получаешь.

На мой взгляд, у нас передача как раз такая, что конфликт в ней не заострён, но в то же время человек может получить здравые суждения, может получить шутки, наблюдения. Программа заполняет нишу, которая пустует: у нас нет аналитических передач. У нас появились развлекательные передачи о спорте (и это замечательно, поскольку спорт – это всё-таки развлечение), у нас есть передачи, соединяющие информационный жанр и аналитику, но нет передач, которые стараются объяснить зрителю нюансы хоккея или любого другого вида спорта.

А вообще важно, чтобы аналитические передачи были? В России ведь нет такого интереса к спорту, как в США, или, если мы говорим о хоккее, как в Канаде...
- Нет, и не будет. Одной программы, мне кажется, достаточно. Дело в том, что за последние лет 15-20 параметры спортивного телевидения серьёзно изменились, изменился и взгляд на спорт. Если раньше людям было необходимо разобраться в происходящем, узнать поглубже, то сейчас они совершенно осознанно выбирают поверхностный взгляд на спорт. Необязательно смотреть полный матч, если можно посмотреть подборку опасных моментов. Необязательно знать тактические причины поражения, важно найти виновного, а в случае победы – героя. Если СМИ дают имя героя или антигероя, многим людям этого достаточно.

Но есть достаточное количество любителей спорта, которых это не устраивает, которым не нравится современная мода и которые хотели бы послушать тех, кто разбирается в спорте и видит ситуацию изнутри. Тот же Хаванов – он ведь не просто играл в НХЛ и национальной сборной. Он внимательнейшим образом слушал, что говорят тренеры, анализировал работу статистиков, работающих в клубной системе, он может разложить по полочкам всё, что происходит в клубах НХЛ. Он не просто способен оценить игру, он способен оценить организацию хоккейного хозяйства.

- Вам не кажется, что спортивная журналистика в России сейчас находится в упадке?
- Спортивной журналистикой интересуется всё больше интересных людей, и это плюс. Но в то же время эти люди не развиваются как журналисты, как личности. Совершенно точно, что журналистикой занимается больше людей, чем 10 или 20 лет назад. Высокая конкуренция, много образованных ребят и девушек. И что немаловажно, люди обладают иной раз энциклопедическими знаниями, могут препарировать факты.

Много интересных статей, интересных наблюдений, но в то же время журналисты из тренда, о котором я уже сказал, не имеют возможности развиваться. В конце концов, они гонятся: а) за сенсацией; б) за максимальной аудиторией. А максимальная аудитория – поверхностная. В итоге журналистика сводится к дайджестам, компиляциям, хит-парадам и крикливым заголовкам. Я не против того, чтобы заголовок был ярким, но это ещё не всё – нужно дать какое-то содержание. И, на мой взгляд, беда современной журналистики

"Первая Пятёрка". Заставка

ещё в том, что в ней слишком много непроверенных фактов и некорректных цитат. Я вдруг поймал себя на том, что многим СМИ я просто не верю. А ведь достоверность источника по сути главное в журналистике.

Журналистика развивается, но в ней есть много негативных тенденций, которые идут, наверное, от общества. Все болезни общества переняла и журналистика.

Есть мнение, что в России спорт – последнее пристанище журналиста. Если он хочет быть хотя бы формально независимым, то нужно идти в спортивную журналистику, потому что в остальных сферах на него всегда что-то будет давить. Это так?
- Конечно. В спортивной журналистике много не заработаешь, но она даёт определённую свободу. Этой свободы стало значительно меньше, чем, скажем, в 90-х годах. Трудно измерить свободу, но если я скажу, что в разы, это не будет преувеличением. Но здесь реально сохранять некоторую свободу суждений, можно быть конфликтным, можно затрагивать интересы власти. И я глубоко убеждён в том, что многие спортивные журналисты профессиональнее и интереснее коллег, которые работают в политическом или культурном сегменте нашей профессии.

На прямых включениях хорошо заметно, что журналисты, ведущие, которые по написанному читают хорошо и легко, не могут и двух слов связать, а комментатор привык говорить складно на протяжении часа-двух. Причём он должен рассказывать не только о спорте: он должен шутить, у него должны быть какие-то аналогии с повседневной жизнью, с культурной жизнью. Комментатор и спортивный журналист – это развитая личность. И у меня поэтому нет никаких комплексов перед людьми, работающими в политике, в шоу-бизнесе. Я сталкивался с ними и понимаю, что они ничем не превосходят спортивных журналистов, а многие и уступают. Разница в одном – в заработках.

Свободные суждения могут быть и на телевидении? В Интернете или газетах – это понятно, но на телевидении сейчас всё по-другому. В рамках этой рубрики Андрей Журанков говорил, например, что на ТВ почти нет расследовательской журналистики…
- Расследовательская журналистика умерла в 90-х. Я хочу вспомнить публикацию в «Новой Газете» по поводу Сергея Прядкина и деятельности РФПЛ. Комментарии к ней сводились, как правило, к тому, заказная эта заметка или нет. То есть правды не существует, важно выяснить, чей это заказ. Если даже журналист опубликовал правду, то, наверное, это сделано не просто так. То есть общество не интересует правда, интересует, на чью мельницу эта правда льёт воду. К сожалению, общество очень сильно изменилось по сравнению с 90-ми. Я, как человек, воспитанный на той журналистике, всё-таки придерживаюсь эфирных принципов людей из 90-х, того же Невзорова.

Кстати, с Невзоровым связана очень интересная история. Для меня он во многом эталон журналиста. Я о нём ничего не знал, он был для меня тележуналистом, приёмы которого мне были интересны и передача которого «600 секунд» была моей любимой. И недавно я прочитал его интервью, где он пишет, что был молодым, наглым и заказным журналистом. Его спрашивают, а в чём был заказ, и он не может ответить. То есть он это придумал. Почему? Потому что сейчас сказать, что ты рисковал жизнью, в тебя

"Первая Пятёрка". Студия

стреляли (а он был ранен) ради каких-то ценностей, ради правды, - это значит сказать: «Я идиот». Сейчас журналисты будут презирать коллегу, который ради каких-то принципов будет жертвовать жизнью.
- Вы думаете, он поэтому не ответил?
- Он не ответил на совершенно конкретный вопрос журналиста: «На кого вы работали?» Он просто решил сказать, я был заказным журналистом, иначе как оправдать собственную безбашенность? А она была.

- Он и в Чечню, и в Прибалтику во время конфликта ездил…
- Да где он только не был! В то время журналист действительно был поборником справедливости и правды. Потом журналистика начала портиться. В частности, была эта знаменитая кампания «Голосуй или проиграешь», когда люди говорили – мы агитируем за человека, нам вовсе не симпатичного, но это меньшее зло. С этого момента, мне кажется, журналистам перестали верить, а на рубеже 80-90-х это был глашатай правды, предположить, что журналист заказной, никто не мог. Стереотипы восприятия изменились. Чья это вина? Это отчасти вина самих журналистов, это деятельность власти в широком смысле, которая хотела дискредитировать журналистику и своего добилась: общество изменилось.

Сейчас очень много информации люди получают от непрофессиональных экспертов. Любой человек может изложить свою позицию в блоге, на какой-то ещё площадке. Люди читают и понимают, да, этот человек независим и он разбирается, будем читать его. А журналиста, который работает в крупном издании и получает за это деньги, мы читать не будем. Где-то он трусит, где-то озвучивает чью-то позицию. Здесь все понемножку виноваты, но, к сожалению, профессия деградировала, девальвировала.

С другой стороны, журналистика – одна из немногих сфер нашей жизни, где существует некая преемственность. Младшее поколение в целом не уважает старшее – ценности, принципы, организацию работы. Многие на это жалуются. Но в журналистике, могу сказать по своему опыту, молодёжь, приходившая что десять лет назад, что сейчас, всегда слушается своих старших коллег, мотает на ус. В нашей профессии существует даже некоторая цеховая солидарность, как правило, внутри отдельного коллектива (в целом цеховой солидарности, к сожалению, нет), и молодёжь готова слушать. И в этом смысле я, например, счастливый человек. Потому что я не представляю себе, как трудиться в области, где никто никого не уважает.

Не знаю, существует ли что-то подобное в политической журналистике. К сожалению, думаю, нет. Потому что многие люди из 90-х подставились тем, что были фактически ангажированы.

- В каких-то местах, наверное, всё же существует. На «Эхо Москвы», в «Коммерсанте»…
- Да-да-да, может, в таких вот старых структурах, где есть некий дух. А где-то этот дух вообще не сохранился - и никакой преемственности нет. Но в этом смысле работа в спортивной журналистике имеет большие плюсы.