Дидактические игры по теме спорт. Роль дидактических игр в формировании знаний у детей дошкольного возраста

Дидактические игры по физкультуре для детского сада

Игра – это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей жизни. Во время игры, ребёнок, даже не подозревая об этом, может получать новые знания, умения, навыки, развивать способности. Любая игра – это, прежде всего, общение со сверстниками или взрослым. И именно в этот момент ребенок учится уважительно относиться к чужим победам и достойно переносить свои неудачи. Из большого разнообразия игр хочется выделить дидактические игры, которые в руках педагога становятся интересным, захватывающим, эмоциональным и творческим средством воспитания гармонично развитой личности ребенка.
Представленные ниже дидактические игры по физическому воспитанию способствуют закреплению у детей знаний, полученных на тематических занятиях по физическому воспитанию. Основная их цель – формирование у детей устойчивого интереса к физкультуре и спорту. Все игры многофункциональны. Они не только развивают интерес к спорту, но и способствуют формированию и развитию психических процессов:
- развитию восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени;
- развитию зрительного и слухового внимания;
- формированию и развитию мыслительных операций (сравнения, сопоставления, обобщения, исключения, классификации), операций анализа и синтеза; формированию логического мышления детей;
- формированию общей и мелкой моторики рук.
В дидактические игры следует играть во время самостоятельной или совместной деятельности детей и педагога.
Для игры в настольные игры следует выбирать стол, за которым смогут комфортно сидеть все участники игры.
Участие в играх педагога повышает интерес детей к играм, способствуют развитию дружеских отношений.
Для развития активности и самостоятельности целесообразно роль ведущего поручать кому-нибудь из ребят.
Новую игру следует четко, кратко объяснить, отдельные моменты можно показать.
Ход игры и ее правила объясняются перед началом. При необходимости воспитатель может показать и с помощью вопросов выяснить, как дети поняли игру.
Все указания по ходу игры нужно давать в спокойном тоне, отмечать правильное выполнение заданий, соблюдение правил.
Деятельность детей в игре оценивается всеми ее участниками; при этом важно отмечать соблюдение правил, качество ответов, самостоятельность в организации и проведении игр.
После игры необходимо дать объективный анализ поведения всех играющих, выполнения ими всех правил, что способствует формированию дружеских отношений и сознательного отношения каждого ребенка к своему поведению.
Описание дидактических игр

«Спортивный инвентарь»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей со спортивным инвентарем; учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь, определять его назначение; развивать мышление, внимание, память, логику.
Возраст: 3 – 4 года.
Правила: В комплект входят карточки с черно-белым изображением спортивного инвентаря и к ним цветные части этих картинок (от 3 до 12 частей). Ребенок выбирает черно-белую картинку и на нее накладывает цветные части этой картинки. После того, как ребенок соберет картинку, он должен назвать спортивный инвентарь, который на ней изображен.
Усложнение: Собрать картинку, не опираясь на черно-белое изображение. Рассказать, как можно использовать данный инвентарь.

«Сложи картинку»
Картинки с изображением видов спорта, инвентаря разрезаны на различные геометрические фигуры.
Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с видами спорта; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать воображение, мышление, логику.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: игрок собирает картинку из частей. Собрав, ребенок рассказывает, что изображено на картинке.

«Найди пару»
Цели и задачи :
формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с видами спорта; учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь и оборудование, определять к какому виду спорта он относится; развивать умение анализировать и обобщать; развивать творческое мышление и воображение.
Возраст: 3 - 5 лет
Правила:
1 вариант: играют от 2 до 4 человек. Ведущий сортирует карточки по парам и делит их поровну между игроками. По команде игроки должны подобрать парные карточки и сложить их. Побеждает тот, кто первым справился с заданием и правильно назвал спортивный инвентарь.
2 вариант: играют от 2 до 4 человек и ведущий. Ведущий сортирует карточки: в одну стопку кладет одну карточку из пары, а в другую – вторую карточку. Одну стопку он раздает игрокам, а вторую кладет на стол картинками вниз. Ведущий берет одну карточку и показывает ее игрокам. Тот игрок, у которого находится пара от этой карточки, называет, что изображено на картинке, и в каком виде спорта это используют. Если ответ верен. То игрок забирает карточку себе, если нет, то ведущий оставляет карточку себе. Побеждает тот, у кого больше собранных пар.

«Две половинки»
Картинки с изображением спортивного инвентаря и основных видов движений инвентаря разрезаны на две половинки.
Цели и задачи : учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь, основные виды движения; развивать мышление и память; формировать интерес к физкультуре.
Возраст: 2 – 3 года.
Правила:
1 вариант. Ребенок складывает две половинки, чтобы получилась картинка.
2 вариант. Ребенок ищет в стопке картинок нужную половинку. Собрав картинку, ребенок должен назвать то, что на ней изображено.
3 вариант. Собрав картинку, ребенок должен назвать то, что на ней изображено. Если это движение, то ребенок должен его показать. Если это инвентарь, то ребенок должен найти его в группе и показать, какие упражнения можно с ним выполнять.

«Хорошо и плохо»
Цели и задачи: приучать детей к здоровому образу жизни; учить детей сравнивать хорошее и плохое, полезное и вредное; прививать детям желание вести здоровый образ жизни; развивать мышление, логику, память.
Возраст: 3 – 6 лет.
Правила: детям раздаются карточки, на которых изображены ситуации вредные для здоровья. Игроки должны определить, почему это вредно и найти парную карточку с изображением ситуации полезной для здоровья.

«Отдыхай активно» (кубики)
Цели и задачи : формировать интерес к двигательной деятельности; учить детей узнавать и называть виды активного отдыха; развивать память мышление, логику.
Возраст: 3 – 6 лет.
Правила: собрать кубики так, чтобы получилось целое изображение, опираясь на готовую картинку.
Усложнение 1: собрав изображение, ребенок должен назвать, что изображено на картинке.
Усложнение 2: собрать изображение по памяти, не опираясь на готовое изображение.

«Спортивное домино»
Цели и задачи: учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать память, логику, мышление.
Возраст: 4 – 6 лет.
Правила: на игральных костях изображены символы видов спорта. Играют 2 – 4 человек. Перед началом игры кости выкладываются на стол рубашками вверх и перемешиваются. Каждый игрок выбирает себе любые семь костей. Остальные кости остаются лежать на столе – это «базар». Первым ходит игрок, у которого есть кость с двойной картинкой. Если у нескольких игроков есть кость с двойной картинкой, то первый игрок выбирается считалкой. Далее игроки ходят поочередно, ставя кости справа и слева от первой, приставляя к картинке одной кости такую же картинку другой. Если у игрока (чей ход) нет кости с нужной картинкой, то он берет кость на «базаре». Выигрывает тот, у кого не останется ни одной кости (или их будет меньше всего).

«Спортлото»
Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать внимание, память.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: Играю 2-6 человек.
Каждый игрок берет 2-3 игровые карты, на которых вместо цифр изображены символы видов спорта. Водящий достает из мешочка фишку с символом, называет вид спорта и показывает её игрокам. Тот, у кого на игровой карте есть такой символ, закрывает его жетоном. Выигрывает игрок, который быстрее закроет все символы жетонами.

«Спортмеморина»
Цели и задачи : формировать интерес детей к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать память.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: Играют 2 – 6 человек. На столе рубашкой вверх раскладываются парные карточки с символами спорта в произвольном порядке. Поочередно игроки переворачивают по две карточки. Если символы на карточках одинаковые, то игрок забирает их себе и делает следующий ход. Если символы разные, то карточки переворачивают обратно и ход делает следующий игрок. Игра заканчивается, когда все карточки находятся у игроков. Побеждает тот, кто собрал больше пар.

«Спорт зимой и летом»
Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать логику, память, мышление, умение классифицировать и сортировать виды спорта.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: Игроку предлагается выбрать символы (изображения) только зимних или только летних видов спорта. Затем он называет данные виды спорта; объясняет, почему они летние или зимние; рассказывает, как определяется победитель.

«Спортивная угадайка»
Цели и задачи: пополнять и закреплять знания детей о спорте; развивать мышление, память.
Возраст: 4 – 7 лет.
Правила: ведущий (воспитатель) перемешивает игровые поля (на каждом изображено 6 разных видов спорта) и распределяет их между детьми. Затем ведущий показывает карточку с изображением вида спорта и называет его. Игрок, на чьем поле есть такой же вид спорта, берет ее, и кладя поверх своего поля, повторяет название. Выигрывает тот игрок, кто быстрее закроет свои игровые поля карточками.
Усложнение: играть так же, но название вида спорта называет игрок, на чьем поле есть такой же вид спорта. В случае неправильного ответа, ведущий называет правильный ответ, отдает карточку игроку, а игрок поверх карточки, которую положил на игровое поле, кладет штрафной жетончик. Выигрывает тот, у кого меньше штрафных жетончиков.

«Четвертый лишний»
Цели и задачи: формировать интерес к физкультуре и спорту; закреплять знания детей о спорте, физкультуре, гигиене и здоровье; развивать логику, мышление, память.
Возраст: 4 – 7 лет.
Правила: Игрок берет одну карточку, на которой изображены четыре картинки. Игрок называет, что изображено на карточке, затем закрывает лишнюю картинку, объясняя, почему она лишняя.

«На зарядку станови сь»
Цели и задачи : формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей составлять упражнения для утренней гимнастики; развивать память, мышление, логику.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: Игрок выбирает карточку с изображением для исходного положения. Затем подбирает движения для самого упражнения (на счет 1-2 или 1-4) так, чтобы промежуточные положения тела и конечностей сочетались. После составления упражнения ребенок должен его выполнить. Играющих может быть несколько человек. Они по очереди составляют упражнение, а остальные должны выполнить задание.

«Что к чему »
Цели и задачи : формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; учить определять и называть необходимый инвентарь, оборудование, экипировку для данного вида спорта; развивать мышление, память, логику.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: Игрок выбирает карточку с видом спорта. Далее он подбирает к ней символ данного вида спорта, инвентарь и оборудование.
Играть может одновременно несколько человек: кто быстрее соберет ряд.

«Собери символ»
Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с символами видов спорта; учить детей узнавать и называть вид спорта; развивать мышление, внимание, память.
Возраст: 5 – 7 года.
Правила: Из разрезанных частей игрок собирает символ вида спорта. Затем он называет данный вид спорта и рассказывает о нём.

«Спортивная четверка»
Для игры используются карты с изображением вида спорта и его символа. Они делятся на группы по четыре карты, объединенные одним символом (стоящем в верхнем углу), но имеющие разные изображения этого вида спорта.

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей различать виды спорта (по сезонам, по инвентарю, по месту проведения); развивать память, мышление, логику.
Возраст: 4 – 7 лет.
Правила: Играют 4 – 6 человек. Игрокам раздаются 4 карты. Задача каждого игрока собрать группу карт с одним видом спорта. Для этого игроки передают друг другу по часовой стрелке не нужную карту рубашкой вверх. Побеждает тот, кто быстрее соберет 4 карты с одним видом спорта.

«Я и моя тень»
Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать исходные положения; развивать внимание, память.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: Играю 2-6 человек.
Каждый игрок берет 2-3 игровые карты, на которых изображены силуэты исходных положений и движений. Водящий достает из мешочка фишку с цветным изображением и показывает её игрокам. Тот, у кого на игровой карте есть силуэт этого изображения, берет фишку и закрывает ею силуэт. Выигрывает игрок, который быстрее закроет все силуэты изображениями.

«Загадай – отгадай»
Цели и задачи : формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать виды спорта по признакам и определениям; учить детей загадывать вид спорта по признакам и определениям; развивать память, мышление, логику.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: Играть могут 2 и более человек.
Водящий (взрослый или ребенок), с помощью карточек – «определений и признаков», загадывает вид спорта.
Игроки пытаются отгадать вид спорта. Тот, кто угадал, становится водящим.

Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников

Описание дидактических игр

«Спортивный инвентарь»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей со спортивным инвентарем; учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь, определять его назначение; развивать мышление, внимание, память, логику.
Возраст: 3 – 4 года.
Правила: В комплект входят карточки с черно-белым изображением спортивного инвентаря и к ним цветные части этих картинок (от 3 до 12 частей). Ребенок выбирает черно-белую картинку и на нее накладывает цветные части этой картинки. После того, как ребенок соберет картинку, он должен назвать спортивный инвентарь, который на ней изображен.
Усложнение: Собрать картинку, не опираясь на черно-белое изображение. Рассказать, как можно использовать данный инвентарь.

«Сложи картинку»

Картинки с изображением видов спорта, инвентаря разрезаны на различные геометрические фигуры.
Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с видами спорта; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать воображение, мышление, логику.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: игрок собирает картинку из частей. Собрав, ребенок рассказывает, что изображено на картинке.

«Найди пару»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с видами спорта; учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь и оборудование, определять к какому виду спорта он относится; развивать умение анализировать и обобщать; развивать творческое мышление и воображение.
Возраст: 3 - 5 лет
Правила:
1 вариант: играют от 2 до 4 человек. Ведущий сортирует карточки по парам и делит их поровну между игроками. По команде игроки должны подобрать парные карточки и сложить их. Побеждает тот, кто первым справился с заданием и правильно назвал спортивный инвентарь.
2 вариант: играют от 2 до 4 человек и ведущий. Ведущий сортирует карточки: в одну стопку кладет одну карточку из пары, а в другую – вторую карточку. Одну стопку он раздает игрокам, а вторую кладет на стол картинками вниз. Ведущий берет одну карточку и показывает ее игрокам. Тот игрок, у которого находится пара от этой карточки, называет, что изображено на картинке, и в каком виде спорта это используют. Если ответ верен. То игрок забирает карточку себе, если нет, то ведущий оставляет карточку себе. Побеждает тот, у кого больше собранных пар.

«Две половинки»
Картинки с изображением спортивного инвентаря и основных видов движений инвентаря разрезаны на две половинки.

Цели и задачи: учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь, основные виды движения; развивать мышление и память; формировать интерес к физкультуре.
Возраст: 2 – 3 года.
Правила:
1 вариант. Ребенок складывает две половинки, чтобы получилась картинка.
2 вариант. Ребенок ищет в стопке картинок нужную половинку. Собрав картинку, ребенок должен назвать то, что на ней изображено.
3 вариант. Собрав картинку, ребенок должен назвать то, что на ней изображено. Если это движение, то ребенок должен его показать. Если это инвентарь, то ребенок должен найти его в группе и показать, какие упражнения можно с ним выполнять.

«Хорошо и плохо»

Цели и задачи: приучать детей к здоровому образу жизни; учить детей сравнивать хорошее и плохое, полезное и вредное; прививать детям желание вести здоровый образ жизни; развивать мышление, логику, память.
Возраст: 3 – 6 лет.
Правила: детям раздаются карточки, на которых изображены ситуации вредные для здоровья. Игроки должны определить, почему это вредно и найти парную карточку с изображением ситуации полезной для здоровья.

«Отдыхай активно» (кубики)

Цели и задачи: формировать интерес к двигательной деятельности; учить детей узнавать и называть виды активного отдыха; развивать память мышление, логику.
Возраст: 3 – 6 лет.
Правила: собрать кубики так, чтобы получилось целое изображение, опираясь на готовую картинку.
Усложнение 1: собрав изображение, ребенок должен назвать, что изображено на картинке.
Усложнение 2: собрать изображение по памяти, не опираясь на готовое изображение.

«Спортивное домино»

Цели и задачи: учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать память, логику, мышление.
Возраст: 4 – 6 лет.
Правила: на игральных костях изображены символы видов спорта. Играют 2 – 4 человек. Перед началом игры кости выкладываются на стол рубашками вверх и перемешиваются. Каждый игрок выбирает себе любые семь костей. Остальные кости остаются лежать на столе – это «базар». Первым ходит игрок, у которого есть кость с двойной картинкой. Если у нескольких игроков есть кость с двойной картинкой, то первый игрок выбирается считалкой. Далее игроки ходят поочередно, ставя кости справа и слева от первой, приставляя к картинке одной кости такую же картинку другой. Если у игрока (чей ход) нет кости с нужной картинкой, то он берет кость на «базаре». Выигрывает тот, у кого не останется ни одной кости (или их будет меньше всего).

«Спортлото»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать внимание, память.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: Играю 2-6 человек.
Каждый игрок берет 2-3 игровые карты, на которых вместо цифр изображены символы видов спорта. Водящий достает из мешочка фишку с символом, называет вид спорта и показывает её игрокам. Тот, у кого на игровой карте есть такой символ, закрывает его жетоном. Выигрывает игрок, который быстрее закроет все символы жетонами.

«Спортмеморина»

Цели и задачи: формировать интерес детей к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать память.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: Играют 2 – 6 человек. На столе рубашкой вверх раскладываются парные карточки с символами спорта в произвольном порядке. Поочередно игроки переворачивают по две карточки. Если символы на карточках одинаковые, то игрок забирает их себе и делает следующий ход. Если символы разные, то карточки переворачивают обратно и ход делает следующий игрок. Игра заканчивается, когда все карточки находятся у игроков. Побеждает тот, кто собрал больше пар.

«Спорт зимой и летом»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать логику, память, мышление, умение классифицировать и сортировать виды спорта.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: Игроку предлагается выбрать символы (изображения) только зимних или только летних видов спорта. Затем он называет данные виды спорта; объясняет, почему они летние или зимние; рассказывает, как определяется победитель.

«Спортивная угадайка»

Цели и задачи: пополнять и закреплять знания детей о спорте; развивать мышление, память.
Возраст: 4 – 7 лет.
Правила: ведущий (воспитатель) перемешивает игровые поля (на каждом изображено 6 разных видов спорта) и распределяет их между детьми. Затем ведущий показывает карточку с изображением вида спорта и называет его. Игрок, на чьем поле есть такой же вид спорта, берет ее, и кладя поверх своего поля, повторяет название. Выигрывает тот игрок, кто быстрее закроет свои игровые поля карточками.
Усложнение: играть так же, но название вида спорта называет игрок, на чьем поле есть такой же вид спорта. В случае неправильного ответа, ведущий называет правильный ответ, отдает карточку игроку, а игрок поверх карточки, которую положил на игровое поле, кладет штрафной жетончик. Выигрывает тот, у кого меньше штрафных жетончиков.

«Четвертый лишний»

Цели и задачи: формировать интерес к физкультуре и спорту; закреплять знания детей о спорте, физкультуре, гигиене и здоровье; развивать логику, мышление, память.
Возраст: 4 – 7 лет.
Правила: Игрок берет одну карточку, на которой изображены четыре картинки. Игрок называет, что изображено на карточке, затем закрывает лишнюю картинку, объясняя, почему она лишняя.

«На зарядку становись»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей составлять упражнения для утренней гимнастики; развивать память, мышление, логику.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: Игрок выбирает карточку с изображением для исходного положения. Затем подбирает движения для самого упражнения (на счет 1-2 или 1-4) так, чтобы промежуточные положения тела и конечностей сочетались. После составления упражнения ребенок должен его выполнить. Играющих может быть несколько человек. Они по очереди составляют упражнение, а остальные должны выполнить задание.

«Что к чему»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; учить определять и называть необходимый инвентарь, оборудование, экипировку для данного вида спорта; развивать мышление, память, логику.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: Игрок выбирает карточку с видом спорта. Далее он подбирает к ней символ данного вида спорта, инвентарь и оборудование.
Играть может одновременно несколько человек: кто быстрее соберет ряд.

«Собери символ»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с символами видов спорта; учить детей узнавать и называть вид спорта; развивать мышление, внимание, память.
Возраст: 5 – 7 года.
Правила: Из разрезанных частей игрок собирает символ вида спорта. Затем он называет данный вид спорта и рассказывает о нём.

«Спортивная четверка»

Для игры используются карты с изображением вида спорта и его символа. Они делятся на группы по четыре карты, объединенные одним символом (стоящем в верхнем углу), но имеющие разные изображения этого вида спорта.

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей различать виды спорта (по сезонам, по инвентарю, по месту проведения); развивать память, мышление, логику.
Возраст: 4 – 7 лет.
Правила: Играют 4 – 6 человек. Игрокам раздаются 4 карты. Задача каждого игрока собрать группу карт с одним видом спорта. Для этого игроки передают друг другу по часовой стрелке не нужную карту рубашкой вверх. Побеждает тот, кто быстрее соберет 4 карты с одним видом спорта.

«Я и моя тень»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать исходные положения; развивать внимание, память.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: Играю 2-6 человек.
Каждый игрок берет 2-3 игровые карты, на которых изображены силуэты исходных положений и движений. Водящий достает из мешочка фишку с цветным изображением и показывает её игрокам. Тот, у кого на игровой карте есть силуэт этого изображения, берет фишку и закрывает ею силуэт. Выигрывает игрок, который быстрее закроет все силуэты изображениями.

«Загадай – отгадай»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать виды спорта по признакам и определениям; учить детей загадывать вид спорта по признакам и определениям; развивать память, мышление, логику.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: Играть могут 2 и более человек.
Водящий (взрослый или ребенок), с помощью карточек – «определений и признаков», загадывает вид спорта.
Игроки пытаются отгадать вид спорта. Тот, кто угадал, становится водящим.

Карточки определений и признаков

«Найди отличия»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать память, внимание, логику.
Возраст: 4 – 7 лет.
Правила: Игроку предлагают рассмотреть картинки; назвать вид спорта; найти отличия между изображениями.

«Мой режим»

Цели и задачи: формировать у детей стремление вести здоровый образ жизни; учить детей составлять правильный режим дня; развивать память, внимание, логику.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: Ребенку предлагается рассмотреть режим дня в картинках, и определить какие моменты отсутствуют. На начальном этапе обучения отсутствует только одна картинка. При последующем усвоении темы «Режим дня», количество отсутствующих картинок становится больше. На завершающем этапе ребенок самостоятельно выкладывает режим.

«Что я знаю о спорте – 1»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; закреплять знания о зимних видах спорта, необходимом инвентаре, оборудовании, экипировки для данных видов спорта; развивать мышление, память, логику.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: Играют 2-6 человек.


Желтый – название вида спорта
Красный Синий Серый Зеленый Коричневый

«Что я знаю о спорте – 2»

Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; закреплять знания о летних видах спорта, необходимом инвентаре, оборудовании, экипировки для данных видов спорта; развивать мышление, память, логику.
Возраст: 5 – 7 лет.
Правила: Играют 2-6 человек.
В игре используют игровое поле, фишки, кубик с цифрами 1-3. Игроки поочередно бросают кубик и передвигают фишки, отвечая на вопросы. Если игрок правильно ответил, он получает жетон. Когда один из игроков доходит до финиша игра заканчивается и подсчитывается количество жетонов. Побеждает тот, у кого их больше.
Вопрос определяет цвет рамки символа, на который попадает фишка:
Желтый – название вида спорта
Красный – оборудование и инвентарь для данного спорта
Синий – одежда и обувь для данного спорта
Серый – в какой стране зародился данный вид спорта
Зеленый – как определяется победитель
Коричневый – одиночный или командный вид спорта


Ольга Шкребко

Я учусь в Педагогическом колледже на заочном отделении. В этом семестре мы проходим новый предмет «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста». На домашнее задание по этому предмету преподаватель дал задание придумать дидактическую игру . Предложил несколько тем на выбор : «Олимпиада 2014» , «Виды спорта » , «Здоровый образ жизни» . Я выбрала тему «Виды спорта » .

Дидактическая игра активный вид учебной деятельности, игра , направленная на обучение и развитие детей.

Цель моей игры познакомить детей с некоторыми видами спорта , спортивным инвентарем , пополнить словарный запас ребенка новыми словами. В игру входит методическое сопровождение, картинки с видами спорта , картинки с предметами. Игра предназначена для старшего дошкольного возраста

Все материалы игры лучше всего заламинировать. Надеюсь, что моя игра понравится и пригодится для работы с детьми

Дидактическая игра

«Виды спорта »

Возраст от 5 лет

Цель : познакомить детей с видами спорта ; спортивным инвентарем ; пополнить словарный запас ребенка новыми словами; создание у детей мотивации заниматься физической культурой и спортом ;

Задачи :

Знакомство детей с разными видами спорта ;

Развитие положительной мотивации к занятиям спортом и приобщение к здоровому образу жизни;

Расширение двигательных возможностей ребенка, за счет освоения новых движений;

Обогащение знаниями в области физической культуры и спорта ;

Формирование интереса к определенному виду спорта .

Обогатить и систематизировать знания детей о видах спорта ;

Развивать логическое мышление;

Развивать речь дошкольников;

Формировать потребность в здоровом образе жизни.

Предполагаемый результат :

Научить ориентироваться в разных видах спорта ;

Развитие положительных мотиваций к занятиям спортом ;

Расширение двигательных возможностей детей за счёт освоения новых доступных движений;

Формирование интереса к определённым видам спорта ;

Развитие уверенности в своих возможностях.

Ход игры.

Правильно подобрать картинки к каждому виду спорта . Называть, что на ней нарисовано. Объяснить, почему именно эта картинка.

Футбол - командный вид спорта , в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника.

История футбола

Игры, похожие на современный футбол, существовали довольно давно у разных народов. Датой рождения футбола считается 1863 год, когда была организована первая Ассоциация футбола и составлены правила, похожие на современные.

Правила игры

Отдельная футбольная игра называется матч , который в свою очередь состоит из двух таймов по 45 минут. Пауза между первым и вторым таймами составляет 15 минут, в течение которой команды отдыхают, а по её окончании меняются воротами.

В футбол играют на поле с травяным или синтетическим покрытием. В игре участвуют две команды : в каждой от 7 до 11 человек. Один человек в команде (вратарь) может играть руками в штрафной площади у своих ворот, его основной задачей является защита ворот. Остальные игроки также имеют свои задачи и позиции на поле. Защитники располагаются в основном на своей половине поля, их задача - противодействовать нападающим игрокам противоположной команды. Полузащитники действуют в середине поля, их роль - помогать защитникам или нападающим в зависимости от игровой ситуации. Нападающие располагаются, преимущественно на половине поля соперника, основная задача - забивать голы.

Цель игры - забить мяч в ворота противника, сделать это как можно большее количество раз и постараться не допустить гола в свои ворота. Матч выигрывает команда, забившая большее количество голов.

В случае, если в течение двух таймов команды забили одинаковое количество голов, то или фиксируется ничья, или победитель выявляется согласно установленному регламенту матча. В этом случае может быть назначено дополнительное время - ещё два тайма по 15 минут каждый.

Хоккей очень увлекательный, зрелищный вид спорта . Хоккей относится к игровым видам спорта .

Хоккей спортивная командная игра с клюшками и шайбой на специальной ледяной площадке. Цель игры – забить шайбу в ворота соперника. В матче побеждает команда, забросившая больше шайб.

Площадка.

Представляет собой прямоугольник с ровной ледяной поверхностью.

Экипировка.

Большое внимание уделяется хоккейной экипировке. Спортсмены заботятся о том , чтобы максимально обезопасить себя от болезненных ударов шайбы и клюшки, от ударов при столкновении с другим игроком, от падения на борт. Экипировка игрока состоит из : клюшка, коньки, шлем и визор, щитки (наколенники и налокотники, нагрудник (панцирь, наплечник, перчатки (краги, капа (приспособление для предотвращения травмы зубов, защита горла (ошейник) .

Состав команды.

На матч обычно приходят 20-25 игроков от одной команды. Минимальное и максимальное количество игроков определяется регламентом турнира. Одновременно на поле со стороны одной команды должны находиться шесть игроков : пять полевых и один вратарь.

Продолжительность игры.

Матч по хоккею с шайбой состоит из трех периодов по 20 минут чистого времени. Перерывы между периодами длятся 15 минут.

Судьи. Хоккейный матч обслуживает судейская бригада, состоящая из трёх или четырёх судей. Один или два судьи называются главными судьями, два других - помощниками главного судьи, или лайнсменами.

Лыжи - приспособление для перемещения человека по снегу. Представляют собой две длинные деревянные или пластиковые планки с заострёнными и загнутыми носками. Лыжи крепятся к ногам с помощью креплений, в настоящее время для использования лыж в большинстве случаев необходимы специальные лыжные ботинки. На лыжах перемещаются, используя их способность скользить по снегу.

Лыжный спорт , включает в себя лыжные гонки на разные дистанции, прыжки с трамплина, двоеборье, горнолыжный спорт , фристайл.

Техника лыжных ходов.

1. Одновременный бесшажный ход.

Передвижение этим ходом осуществляется только за счет одновременного отталкивания руками. Применяется ход на пологих спусках, а также на равнине при хороших условиях скольжения.

2. Переменный двухшажный ход.

Цикл движений в попеременном двухшажном ходе состоит из двух скользящих шагов и попеременных отталкиваний палками на каждый шаг.

3. Одновременный двухшажный ход.

Этот ход применяется на равнинных участках местности при хороших и отличных условиях скольжения. Цикл одновременного двухшажного хода состоит из двух скользящих шагов, одновременного отталкивания руками и свободного скольжения на двух лыжах. В настоящее время этот ход квалифицированные лыжники применяют редко.

Преимущества лыжного спорта :

Правильное формирование дыхания;

Закаливание;

Развитие вестибулярного аппарата;

Укрепление сердечно-сосудистой системы;

Повышение выносливости работоспособности и тонуса организма;

Развитие мышц ног и укрепление пресса.

ВОЛЕЙБОЛ

Волейбол - один из самых популярных видов спорта . Он отличается особой зрелищностью и динамичностью.

История игры.

Приоритет в создании волейбола принадлежит Уильяму Моргану, преподавателю физкультуры одного из колледжей США. Однажды он предложил своим питомцам побросать резиновую надувную камеру через рыболовную сеть. Морган заметил, что те с большим азартом обмениваются пасами. Это вынудило его самого занять место на площадке. После урока Морган разработал первые правила игры. Назвал он ее «минтонет» . С этого и началась история волейбола. Крёстным отцом нового вида спорта стал профессор Спрингфелдского колледжа Альфред Халстед. Он назвал эту игру волейбол.

Волейбол - игра коллективная . Она проводится между двумя командами на площадке 9х18 м., разделенной пополам сеткой. На площадке в каждой команде выступают шесть человек, разрешены замены.

Цель игры.

Ударами рук направить мяч на сторону соперников и там приземлить.

Правила игры.

Матч максимально может проходить пять партий, одерживает победу та команда, которая выигрывает три партии. Каждая партия состоит из эпизодов, в каждом из которых разыгрывается одно очко. Выигрывает очко, та команда, соперники которой либо дали мячу опуститься на свою площадку, либо во время атаки направили мяч за пределы площадки соперника, либо сделали больше трёх касаний или допустили другое нарушение правил такое как захват мяча или касание сетки. Та команда, которая выиграла очко в эпизоде , подаёт в следующем эпизоде. Партию выигрывает команда, набравшая 25 очков.

ГИМНАСТИКА

Гимнастика (упражняю, тренирую) - один из наиболее популярных видов спорта и физической культуры.

К спортивным видам гимнастики относятся : спортивная , художественная, акробатическая, эстетическая, командная.

Оздоровительные виды гимнастики .

Гигиеническая гимнастика - используется для сохранения и укрепления здоровья, поддержания на высоком уровне физической и умственной работоспособности, общественной активности.

Ритмическая гимнастика - разновидность оздоровительной гимнастики. Важным элементом ритмической гимнастики является музыкальное сопровождение.

Спортивная гимнастика .

Спортивная гимнастика - один из древнейших видов спорта , включающий в себя соревнования на различных гимнастических снарядах, а также в вольных упражнениях и опорных прыжках. Гимнастика является технической основой многих видов спорта , соответствующие упражнения включаются в программу подготовки представителей самых разных спортивных дисциплин . Гимнастика не только дает определенные технические навыки, но и вырабатывает силу, гибкость, выносливость, чувство равновесия, координацию движений.

Художественная гимнастика.

Художественная гимнастика - вид спорта , выполнение под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента) .

Спортивная акробатика .

Спортивная акробатика включает в себя три группы упражнений : акробатические прыжки, парные и групповые упражнения.

Гимнастические снаряды : кольца, брусья, конь гимнастический, перекладина (турник, мяч гимнастический, хоппер (мяч) .

Бокс - контактный вид спорта , единоборство, в котором спортсмены наносят друг другу удары кулаками в специальных перчатках. Рефери контролирует бой, который длится от 3 до 12 раундов. Победа присваивается в случае, если соперник сбит с ног и не может подняться в течение десяти секунд (нокаут) или если он получил травму, не позволяющую продолжать бой (технический нокаут) . Если после установленного количества раундов поединок не был прекращён, то победитель определяется оценками судей.

Правила игры.

Как правило, раунды имеют продолжительность 3 минуты. Каждый боксёр выходит на ринг из отведённого ему угла, и после каждого раунда он направляется сюда для того, чтобы отдохнуть, получить советы тренера и необходимую помощь врача. Рефери контролирует бой : находясь на ринге, он следит за поведением бойцов, отсчитывает нокдауны и штрафует за нарушение правил.

Участник боя может стать победителем, отправив своего оппонента в нокаут. Если боксёр сбит на землю ударом и касается пола любой частью тела, кроме ноги, рефери начинает отсчёт. Если в течение 10 секунд он поднимается - бой продолжается, если нет - то он считается нокаутированным, а его соперник становится победителем.

Инвентарь.

Так как главную часть бокса составляют сильные удары, осуществляются меры для избежания травмы рук. Большинство тренеров не разрешают своим подопечным участвовать в спаррингах без бинтов и боксёрских перчаток. Перед началом боя боксёры договариваются о весе перчаток, так как более лёгкий вариант позволяет наносить более сильные повреждения. Для защиты зубов, десён и челюсти бойцы носят капу.

Боксёры повышают мастерство на двух основных видах груш. Для отработки быстроты удара используется пневматическая груша, а для того, чтобы повысить силу удара - тяжёлый мешок. Боксёрский мешок может быть подвесным или напольным. Тренировка боксёра включает в себя большое количество общих упражнений : работа на скакалке, бег, силовые упражнения. Шлем используется в любительском боксе, а также профессионалами во время спаррингов для того, чтобы избежать рассечений и синяков.

Плавание

Плавание - вид спорта или спортивная дисциплина , заключающаяся в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций. Плавание является одним из самых популярных видов спорта . Это тот редкий случай, когда занятия спортом одновременно приносят и удовольствие, и замечательный оздоровительный эффект.

Рисунки на археологических находках свидетельствуют, что люди в Древнем Египте, Ассирии, Финикии и во многих других странах умели плавать за несколько тысячелетий до нашей эры, и известные им способы плавания напоминали современные кроль и брасс. В то время плавание носило чисто прикладной характер - при рыбной ловле, охоте за водоплавающей дичью, подводном промысле, в военном деле. В Древней Греции плавание стало использоваться как важное средство физического воспитания.

Виды плавания :

Вольный стиль - дисциплина плавания, в которой пловцу разрешается плыть любыми способами, произвольно меняя их по ходу дистанции.

Старт в плавании на спине производится из воды : спортсмен , находясь лицом к тумбочке, держится обеими руками за стартовые поручни, ногами упираясь в бортик бассейна. Исключая момент выполнения поворота, спортсмен должен плыть на спине.

Комплексное плавание - дисциплина, в которой пловец равные части дистанции преодолевает баттерфляем, на спине, брассом и вольным стилем.

Стили плавания :

Брасс – плавание на груди, во время которого совершаются симметричные движения конечностей в горизонтальной плоскости. При этом плечи должны быть параллельны воде, руки подводятся к телу под водой, движения конечностей согласованы.

Баттерфляй – плавание на груди, отличительной чертой которого является одновременный гребок руками с их последующим выносом из воды, при этом ноги двигаются так же, как и во время брасса. Баттерфляй требует определенной предварительной подготовки, силы рук.

Плавание на спине – лежа на спине, пловец совершает гребки руками и толчки ногами.

Кроль - самый быстрый способ спортивного плавания ; попеременные гребки полусогнутыми руками, сопровождаемые непрерывными движениями (вверх вниз) вытянутых ног.

Теннис допускает как индивидуальное, так и командное соперничество. В первом случае на поле находится два игрока, во втором – четыре (два на два или «парная игра » ).

Задача игрока – используя ракетку отбивать мяч на зону поля, которую защищает соперник (или соперники) . Мяч при этом не должен покидать поля игры.

В теннис играют мужчины и женщины .

Игровое поле именуется кортом. В середине находится сетка, пересекающая корт по его ширине, и разделяющая его на две одинаковые зоны.

Для кортов применяются различные покрытия. Это могут быть трава, грунт или синтетический материал. Разные покрытия обладают различными свойствами отскока мяча и спортсмены корректируют свою игру на различных кортах.

Теннисная ракетка – являет собою рукоятку с круглым ободом на конце. Внутри обода натянуты струны из нейлона или бычьих жил. При помощи ракетки теннисист отбивает мяч на сторону корта противника.

Теннисный мяч выполнен из резины. Снаружи на резину мяча нанесён слой войлока.

По правилам игры подающий игрок направляет мяч на сторону корта противника. Задача противника – отбить поданный мяч.

Набор очков в теннисе ведётся по геймам. Один гейм равняется четырём мячам и считается как 15-30-40-гейм. Разница должна быть не меньше чем в два мяча. Победив в шести геймах, с условием, что противник победил менее чем в четырёх геймах, игрок выигрывает сет.

Условие выигрыша в матче – победа в 2 из 3 или 3 из 5 сетов.

За соблюдением правил в теннисе наблюдает судья, который находится на некотором возвышении над полем («судья на вышке» ). Ему помогают «судьи на линии» .

Соревнования в теннисе называют турнирами. Обычно турниры делят по половому признаку женские и мужские.

, Разработка занятия - Сотворение мира.doc , Proekt_-_Bogatyri_zemli_Russkoy.pdf , Дерево в цвету (старшая группа).docx , Наша картошка (старший дошкольный возраст).docx , памятка.docx и ещё 51 файл(а).
Показать все связанные файлы
Дидактические игры

Тема: «Спорт»

«Кому нужны эти вещи»

Закреплять знания детей о разных видах спорта, спортсменах, спортивных атрибутах. Развивать зрительное внимание, логическое мышление.

Материал. Предметные картинки из серии «Спорт».

Ход игры

Дети определяют, какому спортсмену нужны эти предметы.

Лыжи нужны… (лыжнику) .

Коньки нужны (фигуристу, хоккеисту) .

Мяч нужен (футболисту, волейболисту, баскетболисту) .

Клюшка и шайба нужны (хоккеисту) .

Ракетка нужна (теннисисту) .

«Кто больше назовет слов о мяче?»

Расширять и активизировать словарный запас.

Материал. Мяч.

Педагог предлагает ребенку собрать картинку из частей, а когда соберет он должен рассказать, что изображено на картинке.

«Мемо, спорт»

Формировать у детей интерес к спорту и физкультуре, знакомить детей с видами спорта, учить узнавать и называть спортивный инвентарь и оборудование , определять к какому виду спорта он относиться, развивать умение анализировать и обобщать, развитие внимания, памяти.

Материал: карточки по спорту две на каждый вид(одинаковые)

Перед детьми выкладывают карточки картинками вниз, дети открывают по одной карточки должны найти пару каждой картинке. Если ребенок отгадал, он имеет право еще одного хода.

«Что к чему»

формировать у детей интерес к спорту , учить называть и узнавать вид спорта; учить определять и называть необходимый инвентарь, оборудование, экипировку для данного вида спорта; развивать мышление, память, логику

Игроки выбирают карточку с видом спорта. И каждый кто быстрее, должен подобрать все , что нужно для данного вида спорта (символ, инвентарь, оборудование, форму одежды)

«Спортлото»

формировать у детей интерес к физкультуре и спорту ; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать внимание, память.
Ход игры

Каждый игрок берет 2-3 игровые карты, на которых вместо цифр изображены символы видов спорта. Водящий достает из мешочка фишку с символом, называет вид спорта и показывает её игрокам. Тот, у кого на игровой карте есть такой символ, закрывает его жетоном. Выигрывает игрок, который быстрее закроет все символы жетонами.

«Попробуй отгадай»

формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать логику, память, мышление, умение классифицировать и сортировать виды спорта.

На столе лежат разные спортивные картинки, водящий выбирает картинку и никому не показывая ее, должен используя схему рассказать про этот спорт, а остальные отгадать.

Мастер-класс для педагогов МКДОУ № 6 «Аленький цветочек»

Провел: инструктор по физической культуре Тарарухина Т.В.

Роль дидактических игр в формировании знаний в области «Физическое развитие» у детей дошкольного возраста

Быть здоровым - естественное желание каждого человека, так как оно является одним из важнейших компонентов человеческого счастья и одним из неотъемлемых прав человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском дошкольном возрасте.

В образовательных программах дошкольных учреждений все больше уделяется внимания разделам, которые посвящены изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. Не исключая этих подходов, я считаю, что главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах:

  • игры – занятия
  • дидактические или автодидактические игры.

Использование дидактических игр помогает в формировании знаний в области физической культуры у детей дошкольного возраста при соблюдении следующих принципов:

Подборке определенных дидактических игр для формирования у дошкольников знаний в области физической культуры;

Целенаправленное применение системы дидактических игр, ориентированных на формирование у дошкольников знаний в области физической культуры.

Игра всегда широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей, ей приписывают самые разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные.

Среди разнообразных игр особое значение для детей дошкольного возраста имеют дидактические игры. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально созданные взрослыми в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения для детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством разностороннего воспитания личности ребенка, что подтверждено исследованиями многих отечественных педагогов (А.П. Усова, В.Н. Аванесова, З.М. Богуславская, Е О. Смирнова, А.И Сорокина, А.К. Бондаренко и др.) и психологов (Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев и др.).

Широкое использование дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении объясняется тем, что они наиболее соответствуют силам и возможностям дошкольников, т.к. обучение в форме игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам.

В ходе наблюдения я выявила недостаточный уровень знаний дидактических игр. Дети владели навыком игровых действий по ограниченным темам, редко вступали в игровое взаимодействие, не проявляли интереса к новым дидактическим играм.

По дидактическому материалу обучающие игры делятся на:

· словесные

· настольно-печатные

· с предметами и игрушками

· с картинками

· компьютерные дидактические игры

Игры с предметами или игрушками. Направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения.

Словесные игры. Для развития слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также для развития связной и диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли.

Настольно-печатные. Используются как наглядное пособие направленные на развитие зрительной памяти и внимания.

Основная их цель – формирование у детей устойчивого интереса к физкультуре и спорту.

Все игры многофункциональны. Они не только развивают интерес к спорту, но и способствуют формированию и развитию психических процессов:

Развитию восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени;

Развитию зрительного и слухового внимания;

Формированию и развитию мыслительных операций (сравнения, сопоставления, обобщения, исключения, классификации), операций анализа и синтеза; формированию логического мышления детей;

Формированию общей и мелкой моторики рук.

А.И.Сорокина предложила классификацию дидактических игр по характеру игровых действий:

· игры-путешествия

· игры-предположения

· игры-поручения

· игры-загадки

· игры-беседы

· подвижно-дидактические игры.

Дидактические игры так же можно классифицировать по числу участников в них:

· коллективные

· групповые

· индивидуальные

Коллективные игры организуются со всей группой, групповые - с подгруппой детей, а индивидуальные с 1-3 детьми.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Благодаря дидактическим играм у ребенка формируется самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, самоконтроль, дети учатся взаимодействовать в команде, у них формируется чувство взаимопомощи (игры-соревнования, настольно-печатные игры, в которых могут принимать участие несколько детей, например, «Собери картинку», «Пазлы», «Лото», «Домино» и др.), учатся достойно принимать поражение и победу в играх.

Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, подчиняться правилам.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, что положительно влияет на здоровье ребенка.

Дидактические игры проводятся в групповой комнате, в зале, на участке, в лесу, в поле и т.д. Этим обеспечивается более широкая двигательная активность детей, разнообразные впечатления, непосредственность переживаний и общения.

Многие игры предполагают взаимный контроль и оценку действий, решений сверстников. Роль воспитателя состоит в основном в том, чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор, поддержать и активизировать положительное влияние детей друг на друга, предупредить или нейтрализовать - отрицательное.

В физическом воспитании игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т.е. к обучению в школе.

Представляю вам материал по изготовлению игр, они разнообразны по видам: парные картинки, спортивные лото, домино, коллажи, лабиринты… так же предлагаю использовать подобранный мною материал оформленный в картотеки:

«Подвижно-дидактические игры на прогулке и в лесу, походе»;

«Картотека дидактических игр по физическому воспитанию»;

«Картотека валеологической направленности»

В работе с дошкольниками значительное место занимают прогулки-походы, в процессе которых решается целый комплекс воспитательно-образовательных задач. Невозможно представить себе путешествие детей в природу без игры.

Однако необычность обстановки, условий требует и игр необычных, учитывающих природное окружение, погодные условия, рельеф местности, настроение детей.

Предлагаю подвижно-дидактические развивающие игры летом - веселые, ситуативные, активизирующие внимание, память и эмоции игры, построенные на движениях.

В них тесно сочетается содержание эколого-природоведческой, сенсомоторной, оздоровительной направленности. Предусмотрены игры для прогулок в разное время года в лесу, на лугу, у водоема с использованием разнообразного природного материала.

Подвижно-дидактические игры содержат в себе три вида задач: обучающую, игровую, задачу физического воспитания. В ходе таких игр решаются задачи по развитию у ребят физических качеств и умений, а так же происходит закрепление материала, полученного на других занятиях - «К названному дереву беги», «Секрет», «Путешествие», «Отгадай загадку - покажи отгадку» и другие.

Развивающее лото «Зимние виды спорта», «Спортивное лото» ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках.

В играх «Найди пару» , «Спортивный инвентарь», «Кому нужны эти вещи?» и др. закрепляются знания детей о разных видах спорта, спортсменах, спортивных атрибутах. Формируется интерес к физкультуре и спорту. Развивается зрительное внимание, логическое мышление, речь.

Домино «Зимние Олимпийские виды спорта» - в этих играх принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Так мы закрепляем с детьми знания о зимних Олимпийских видах спорта, воспитываем чувство гордости за свою Родину. Развиваем логическое мышление, умение играть и работать в группе из нескольких человек, соблюдаем правила во время игры.

В играх типа «Лабиринт» предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используется игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме. У меня «лабиринт» посвящен Олимпиаде. Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение правильно считать и предвидеть результат действий, с выполнением заданий на определенных участках (приседания, прыжки…).

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Это игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные) признаки предметов, явлений. Есть игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения: «Похож - не похож».

Распространенные настольно-печатные игры , устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание целого из частей - сложный процесс осмысления, работы воображения, это видно в играх: «Сложи картинку», «Две половинки», «Собери символ». С помощью этих игр дети учатся осознавать целостность чего-либо, складывать из частей что-то единственное, учит детей узнавать и называть виды спорта.

«Что к чему?» эта игра учит определять и называть необходимый инвентарь, оборудование, экипировку для данного вида спорта. Дети должны собрать не отдельные картинки, а единую картинку, связанных между собой карточек.

В подборе картинок по общему признаку (классификация) требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Игра «Спорт зимой и летом» учит детей узнавать и называть виды спорта. «Кому что нужно?», «Что лишнее?», «Четвертый лишний» - а эти игры способствуют развитию мышления, зрительному вниманию, умению выделять основное, по которому один предмет на картинке не подходит.

Образовательная область «Здоровье» направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

· сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

· воспитание культурно-гигиенических навыков;

· формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Мной изготовлены коллажи здоровьесберегающей направленности - это учебные валеологические пособия, которые выполняют следующие задачи:

Обучающую, так как они содержат различную информацию.

Закрепление знаний детей о здоровом образе жизни.

Развитие речи детей (умение говорить, строить предложения, рассказывать)

Развитие зрительного внимания и зрительной памяти.

Расширение кругозора ребёнка;

Закрепление знаний о полезных и вредных для здоровья продуктов питания;

Формирование заботливого отношения к своему организму

Коллажи по темам «Что полезно, что вредно для глаз; ушей; носа; рук; ног; зубов?» - содержат в себе информацию о полезных и вредных предметах и действиях для данных органов. Дети закрывают полезные предметы белыми кружочками, вредные – голубыми. Можно использовать при работе с детьми на занятиях и индивидуально.

В дошкольном учреждении уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно - гигиенических навыков. Во всех возрастных группах эта задача осуществляется в соответствии с программными требованиями. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения. Этому способствует использование наглядных алгоритмов (пиктограмм). Педагоги активно включают в свою деятельность цикл занятий «Познай себя», на которых параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности.

В картотеку дидактических игр по формированию культурно–гигиенических навыков дошкольников входят такие игры:

«Найди различия», «Загадки о предметах гигиены», «Посылка от обезьянки», «К какому врачу пойдем?», «Наполни баночку витаминами», «Мой режим» - их цель формировать представления о своем организме; закреплять знания о том, что предметы можно узнать по внешнему виду, запаху, вкусу, на ощупь; развивать желание заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, наносящих вред здоровью.

Эти игры могут применяться на занятиях по физической культуре, с целью закрепления знаний ЗОЖ с параллельным овладением двигательными умениями и навыками. Во время спортивного досуга; на экскурсиях; наконец, ребенок может сам организовывать наиболее понравившиеся ему игры в кругу своих друзей и близких.

С помощью дидактической игры организуются дополнительное восприятие, различение движений, узнавание их не только по внешнему действию, но и по словесному описанию. Таким образом, дети учатся делать первичные обобщения, группировать движения по определенным свойствам.

Основным результатом работы по изучению роли дидактической игры в физическом воспитании детей дошкольного возраста является то, что к концу года воспитанники подготовительной группы способны широко осознавать понятие «здоровье», как красоту, успешность, а так же, что здоровье в значительной степени зависит от самого человека и находится в его руках.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что дидактические игры оказывают положительное влияние на все стороны развития ребенка, а прежде всего они являются одним из главных методов обучения детей дошкольного возраста.

Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни. Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.

Физическое воспитание, в свою очередь, неотъемлемая часть воспитания личности ребенка, которая обуславливает отличную адаптацию и подготовку к учебному процессу в школе.

Постепенно здоровьесберегающее поведение при четко организованном укладе жизни входит в привычку и становится обычным в повседневной обстановке, важным становится владение приемами эмоциональной коррекции в играх со сверстниками, а в этом большая заслуга дидактической игры.

Свою работу я хочу закончить словами нашего отечественного педагога и врача Ефима Ароновича Аркина: «Игра- единственная форма деятельности ребёнка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда не предъявляет она требований ему, которых он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость-залог здоровья»

Мастер-класс:

Изготовление коллажа, картотеки дидактических-подвижных игр.

Список использованной литературы:

  1. Наглядно-дидактическое пособие Рассказы по картинкам Мозаика-синтез Летние виды спорта, Зимние виды спорта
  2. Наглядно-дидактическое пособие. Мир в картинках Спортивный инвентарь. Мозаика – Синтез
  3. Афонькина Ю., Урунтаева Г. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1992. - N1 С. 12-22.
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.:Просвещение, 1991.
  5. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. М.: Мозаика Синтез, 2006.
  6. Дидактические игры - занятия в ДОУ: Младший возраст
  7. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М., 1982. - 95 с.
  8. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М., 1992. - 150 с.
  9. Методическая разработка (старшая группа)