Что такое ловкость и как ее развивать. Как развить ловкость и молниеносную реакцию

Ловкость - способность быстро овладевать новыми движения­ми (способность быстро обучаться), быстро перестраивать деятель­ность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся об­становки (Л.П.Матвеев).

Проблема формирования такого сложного психофизического качества, как ловкость, вызывает множество дискуссионных воп­росов. Наиболее полное и глубокое изучение проблемы ловкости принадлежит выдающемуся физиологу Н.А.Бернштейну. Он дает глубокий анализ ловкости и называет ее не психофизическим каче­ством, а способностью, отмечая особое место ловкости среди дру­гих качеств индивида. По образному выражению автора, «ловкость - ...козырная масть, которая кроет все остальные карты» .

Говоря о ловкости, Н.А. Бернштейн отмечает, что ловкость и хорошая координация движения суть не одно и то же, между ними! существуют явные различия. «Двигательная ловкость - это своего рода двигательная находчивость, но сплошь и рядом эта простей­шая форма находчивости постепенно перерастает в умственную | находчивость» .

По мнению автора, само слово «ловкость» удачно, коротко и ясно отражает основную сущность понятия. «Там, где двигатель­ная задача осложнена и решить ее надо не идучи напролом, а с двигательной находчивостью, там, говорим мы, нужно изловчить­ся, приловчиться. Там, где нельзя взять силой, - помогает уловка. Когда мы овладеваем двигательным навыком и с его помощью подчиняем себе более или менее трудную двигательную задачу, мы говорим, что мы наловчились. Так, во всех случаях, где требу­ется эта двигательная инициатива, или изворотливость, или так или иначе искусное прилаживание наших движений к возникаю­щей задаче, язык находит выражения одного общего корня со сло­вом ловкость» . Кроме образных и красноречивых объяс­нений автор дает научное понятие ловкости: «Ловкость есть спо­собность двигательно выйти из любого положения, т.е. способ-ность справиться с любой возникшей двигательной задачей:

    правильно (т.е. адекватно и точно);

    быстро (т.е. скоро и споро);

k 3) рационально (т.е. целесообразно и экономично);

j 4) находчиво (т.е. изворотливо и инициативно)» .

Н.А. Бернштейн считает, что формирование правильности дви­жений должно начинаться с самого начала формирования нового двигательного навыка. Правда, вначале он допускает некоторое сни­жение скорости и силы выполнения движения, однако правиль­ность и точность движения должны быть идеальными. Он отмечает совершенно закономерную взаимосвязь между повышением точ­ности в различных навыках. «Выработка и повышение точности в каком-нибудь одном навыке очень заметно улучшает ее во многих других» .

Говоря о ловкости, многие ученые уделяют большое внимание быстроте. Например, В.С.Фарфель говорит о ловкости как о быст­ром выполнении двигательных действий, а Н.А. Бернштейн также уделяет большое внимание «психологической» быстроте: находчи­вости, решительности, реакции, т.е. умению предвидеть, пред­угадывать. Рациональность же рассматривается в прямой зависи­мости от правильности движений. «Рациональность движений не­отделима от самих движений и мало склонна к переносам. Поэто­му о ней приходится заботиться применительно к каждому двига­тельному навыку» . Находчивость, по мнению Н.А. Берн-штейна, главное ядро двигательного опыта, зависящее от накоп­ленного двигательного опыта. Однако ловкость неоднородна по своей уровневой структуре, автор выделяет 2 «разряда» ловкости:

    телесная ловкость;

    предметная, или ручная, ловкость.

Другой исследователь, Л. П. Матвеев, вводит в понятие ловкость значительно большее количество компонентов:

    ловкость, проявляемая в упражнениях и движениях, связан­ных со сменой позы, «телесная ловкость»;

    ловкость, проявляемая в действиях, связанных с предвиде­нием в условиях усложненной и меняющейся обстановки;

    ловкость, проявляемая в упражнениях с предметами, т.е. «Ручная», или «предметная», ловкость;

    ловкость, проявляемая в упражнениях, требующих согласо­ванных усилий нескольких участников;

    ловкость, проявляемая в командных упражнениях, требую­щих тактически согласованных действий, и в играх с тактическим Противодействием и взаимодействием участников.

Определенный системный подход к пониманию сущности лов-Кости и изучению ее структуры можно найти в работах В.С.Фар-ФЗДя, В.С.Филипповича. Эти авторы уделяют большое внимание

измерению показателей ловкости. Так, В.С.Фарфель считает ос­новными измерителями ловкости пространство и время. Он выде­ляет три ступени развития ловкости.

Первая ступень характеризуется пространственной точно­стью и координированностью движений, при этом не имеет зна­чения скорость их выполнения.

Второй ступенью ловкости является тонкая пространствен­ная точность и тонкие пространственные координации, которые могут осуществляться в сжатые сроки.

Третья, высшая ступень ловкости проявляется уже не в стандартных, а в переменных условиях. Измерителями этого выс­шего проявления ловкости является то наименьшее время, кото­рое необходимо для нахождения и точного исполнения нужного ответного действия при внезапной смене условий деятельности. Итак, мы выяснили, что показателями ловкости могут быть вре­мя, пространство и точность выполнения движений.

Кроме В.С.Фарфеля с этой точкой зрения согласны и другие ученые. Так, например, В.С.Филиппович считает, что ловкость - это способность рационально использовать имеющийся двигатель­ный потенциал.

Согласно теории уровневого построения движений Н.А.Берн-штейна, ловкость присуща только верхним, корковым уровням нервной системы, а низовые уровни служат лишь вспомогатель­ными, фоновыми предпосылками. Реальные проявления ловкости начинаются у человека с уровня пространства «С», при этом для проявления ловкости необходима всегда совместная работа по мень­шей мере двух уровней, подчиненных один другому. Один уровень играет роль ведущего, другой - фонового.

Ведущий уровень обеспечивает преимущественно правильность и находчивость действий, фоновые уровни создают для этого не­обходимые предпосылки, регулируя прежде всего быстроту дви­жений и обеспечивая их рациональность. «Она (ловкость) может находить свое выражение только в тех верховных, наиболее бога­тых в смысловом отношении, уровнях, которые наделены, во-пер­вых, упражняемостью, во-вторых, тем, что мы называем пере-ключаемостью или маневренностью» . Н.А.Бернштейн утверждает, что ловкие двигательные акты всегда представляют собой фондированные структуры. Все одноуровневые движения от­носятся к числу примитивных, в которых даже сложная задача доступна разрешению простыми координационными средствами, не могущими предъявить ощутимых требований к двигательной ловкости.

Итак, дав анализ ловкости, рассмотрим, что же лежит в основе ее психофизиологических механизмов?

физиолог П.К.Анохин выдвинул представления о стадии «пред­решения», на которой собственно и формируется решение и пред­определяется его направленность. В проблеме принятия решения 0 Н отводит ведущую роль мотивации, считая ее обязательным фак- т0 ром, определяющим и устанавливающим форму решения, тип решения, его общие очертания. Принятие решений, как говорит П.К.Анохин, переводит один системный процесс (афферентный синтез) в другой системный процесс - в программу действий. Это является переходным моментом, после которого все комбинации возбуждений приобретают исполнительный характер. По данным д.М.Матюшкина и М.П.Егорова, в процессе решения задачи в проблемных или экстремальных ситуациях выделяются следующие этапы:

    поиск и обнаружение неизвестного;

    выработка оптимальных стратегий цели;

    предварительная или экстренная оценка возможности прак­тического использования выдвинутых стратегий;

    проверка правильности и контроль за исполнением приня­того решения.

    принятие решения представляет собой выбор и оценку изве­стных способов действий в тех или иных ситуациях;

    быстрота и точность принятия решения исключают приме­нение стереотипов (имеется в виду работа в экстремальных усло­виях).

Степень адекватности принимаемых решений в неожиданных ситуациях и надежность действий А. М. Матюшкин и М. П. Егоров связывают, прежде всего, со способностью прогнозирования.

Н. А. Бернштейн в работе «О ловкости и ее развитии», анализи­руя социально-биологические основы формирования двигатель­ных действий, пишет, чтр «...каждый значимый акт представляет собой решение (или попытку решения) определенной задачи дей­ствия» . Говоря о принятии решения в Условиях дефицита времени, физиолог указывает на возможность Формирования срочных тактических решений на низовых уровнях Управления без «согласования» с верхними центрами. В этой связи 0 fI объясняет значение подстройки нервно-мышечной периферии, вторая обеспечивает готовность к экспертному действию.

Таким образом, мы видим, насколько велика роль нервной си­стемы, а точнее деятельности ее высших отделов в осуществлении ловкого движения, т.е. ловкость в действительной мере является именно психофизическим качеством, где деятельность и мышц, и мозга значимы в равной степени. Поскольку ловкость является пси­хофизическим качеством, то она должна обладать свойством уп-ражняемости. Н.А.Бернштейн отмечает: «...ловкость - не навык и не совокупность каких-нибудь навыков. Ловкость - это качество или способность, которая определяет отношение нашей нервной системы к навыкам. От степени двигательной ловкости зависит, насколько быстро и успешно может соорудиться у человека тот или иной двигательный навык и насколько высокого совершен­ства он сумеет достигнуть. И упражняемость, и ловкость, несом­ненно, представляют собой упражняемые качества, но как та, так и другая сторона стоят над всеми навыками, подчиняя их себе и определяя их существенные свойства» .

Исследования В. С. Фарфеля также подтверждают мнение о том, что ловкость все-таки является качеством воспитываемым и тре­нируемым. В методической литературе можно увидеть два пути тре­нировки ловкости:

    накопление разнообразных двигательных навыков и умений;

    совершенствование способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обста­новки.

В качестве конкретных методических приемов для тренировки ловкости рекомендуются следующие приемы:

    применение упражнений с необычными исходными положе­ниями;

    зеркальное выполнение упражнений;

    изменение скорости и темпа движений;

    варьирование пространственными границами, в которых вы­полняется упражнение;

Усложнение упражнений дополнительными движениями. В понятие ловкость входят следующие компоненты:

    быстрота реакции на сигнал;

    координация движений;

    быстрота усвоения нового;

    осознанность выполнения движений и использования дви­гательного опыта.

Ряд ученых определяют ловкость как способность быстро овладе­вать новыми движениями, иначе - способность быстро обучаться, быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки (В.С.Фарфель, Л.П.Мат­веев, Л.Б.Кофман и др.).

К показателям ловкости относят следующие факторы: способ­ность быстро обучаться; использовать двигательный опыт; быстро реагировать на изменение ситуации, например, в подвижных иг­рах координированно выполнять двигательные действия. При фор­мировании ловкости необходимо правильно выбрать методику обу­чения ребенка движению; подвижные игры на развитие ловкости должны включать упражнения на координацию, а игры - игро­вые упражнения. Так, например, игровыми упражнениями на ко­ординацию движения и внимания могут быть следующие игры: «Зоопарк», «Игрушки» и др.; общеразвивающими упражнениями на координацию движений и внимания: «Поспеши, но не оши­бись» и т.д.

Большое место в развитии ловкости занимают такие игры, как «Старая лапта», «Летучий мяч», «Запрещенное движение», «Тень», «Фокины дети», «Зеркало», относящиеся к «Школе мяча».

Воспитание ловкости успешно осуществляется в физических уп­ражнениях, подвижных и спортивных играх. Исследование Л. Н. Го-лынской показало целесообразность использования для развития ручной ловкости упражнений типа «Кулачки-ладошки»: исходное положение - положить правую руку, сжатую в кулак, на стол; левую, выпрямленную - рядом. Быстро поменять положение рук по сигналу педагога. Или - «По порядку»: дотрагиваться каждым пальцем по порядку от мизинца до большого пальца. Вначале ле­вой или правой рукой, а затем наоборот.

Игры в ладошки в паре, общеразвивающие упражнения с ма­лым мячом также способствуют развитию ручной ловкости.

Ловкость - это сложно координированное качество, оно необ­ходимо ребенку для успешного использования двигательного опыта.

Поскольку психофизические качества формируются у ребенка комплексно, развитие одного из качеств способствует улучше­ нию других психофизических качеств. Их развитие требует при­ стального внимания педагогов и соблюдения ими следующих правил: ,

    помоги, но не навреди;

    заинтересуй, но не настаивай;

    каждый ребенок индивидуален.

Боевая подготовка работников служб безопасности Захаров Олег Юрьевич

РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ

РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ

Ловкость – это способность быстро и наилучшим образом решать двигательные задачи. Общая ловкость – способность решать задачи различными методами.

Ловкость бойца измеряется временем, которое он затрачивает на решение двигательной задачи. В соревновательной схватке времени на это обычно чрезвычайно мало. Если боец не успевает использовать удобные положения для выполнения соответствующих действий, это говорит о недостатке его ловкости.

Ловкость зависит от координационной сложности двигательного действия и требований точности действия.

Способность быстро, точно решать сложные и часто впервые встречающиеся двигательные задачи зависит в первую очередь от функциональных возможностей коры больших полушарий (при достаточно высокой степени развития других физических качеств). Следовательно, совершенство условно-рефлекторной деятельности коры – основа качества ловкости. Для решения двигательной задачи необходимо:

1) получить точную и достаточно полную информацию;

2) переработать информацию и составить программу действия;

3) своевременно осуществить программу.

Для развития ловкости бойца необходимо:

1) совершенствовать работу различных анализаторов, повышать способность точно дифференцировать внешние и внутренние раздражители;

2) совершенствовать способность координировать различные движения.

Совершенствование работы различных анализаторов осуществляется подготовительными (общеразвивающими и специальными) упражнениями. Особое внимание при этом уделяется совершенствованию проприоцептивной чувствительности, точности регистрации положений и движении – различных частей тела, чувства равновесия и др.

Для этого применяют общеразвивающие упражнения на равновесие, акробатические упражнения (кувырки, перевороты, сальто и др.), упражнения с набивными мячами, жонглирование гирями, упражнения с партнером.

Процесс боя предъявляет высокие требования к способности точно и тонко дифференцировать различные раздражители в бою. Этому должна быть отведена значительная часть времени в процессе обучения и тренировки.

Давая упражнение для совершенствования работы какого-либо анализатора, следует так построить задание, чтобы обострить, усилить деятельность именно данного анализатора. Так, в упражнениях на равновесие можно усилить деятельность вестибулярного и проприоцептивного анализаторов путем выключения зрительного анализатора (выполнять упражнение с закрытыми или завязанными глазами).

Совершенствование способности координировать движения развивается путем усвоения большого количества навыков, требующих разнообразной координации движений. При этом, если боец осваивает новые двигательные действия, требующие сложной координации движений, совершенствуется ловкость. Повторение давно освоенных, даже сложных по координации действий не способствует совершенствованию качества общей ловкости.

Координационные способности совершенствуются путем изучения новых и видоизменения изученных действий.

Изучение новых действий (упражнений, технических и тактических действий). Чем больше разнообразных действий усвоит боец, тем выше будут его координационные способности, потому что меньше будет встречаться непривычных движений или частей действия.

Занятия разнообразными видами спорта (гимнастика, акробатика, спортивные игры, велосипедный, конькобежный, лыжный спорт и др.) помогают бойцу совершенствовать общую ловкость.

Боец, имеющий большой запас двигательных умений и навыков, может быстрее выполнить новое действие, которое необходимо для решения внезапно возникающей в схватке двигательной задачи.

Такой боец будет тратить меньше времени на решение разнообразных двигательных задач, следовательно, быстрее прогрессировать как спортсмен.

В процессе занятий другими видами спорта следует иметь в виду, что добиваться высоких спортивных результатов в них не обязательно. Для бойца нужна только способность выполнять различные действия из этих видов спорта. Ему нужна не точность выполнения упражнений, которая предусмотрена правилами соревнований в гимнастике, акробатике и др., а точный конечный результат при широком диапазоне вариативности действий и отдельных движений.

Совершенствовать общую ловкость можно также, изучая разнообразные технические и тактические действия спортивной борьбы. Этим путем совершенствуется способность координировать действия, необходимые бойцу в схватке. Техника борьбы призвана обеспечить спортсмену необходимый запас двигательных умений и навыков «на все случаи жизни», т. е. на все возможные в бою ситуации.

Видоизменения изученных действий призваны совершенствовать координационные способности с тем, чтобы изученные действия могли быть применены в самой разнообразной обстановке и чтобы «тренировать» кору больших полушарий в составлении новых структур на основании имеющихся. Это повышает пластичность коры и ее способность координировать двигательные действия.

Существует ряд методических приемов для видоизменения изученных действий:

1. Применение необычных исходных положений.

2. «Зеркальное» выполнение упражнений.

3. Изменение скорости или темпа.

4. Изменение пространственных границ, в которых выполняется упражнение.

5. Смена способов выполнения упражнений.

6. Усложнение упражнения дополнительными движениями.

7. Изменение противодействия занимающихся при групповых или парных упражнениях.

8. Выполнение знакомых движений в неизвестных заранее сочетаниях.

9. Выполнение упражнений при различной степени общей усталости.

10. Выполнение упражнений при наличии различных сбивающих

факторов (партнер, зрители, судьи, оборудование, инвентарь,

климатические условия и др.). Этот методический прием имеет большое значение для бойца потому, что ему приходится выполнять свои действия в условиях, когда противник постоянно стремится ввести различные сбивающие факторы, мешающие выполнить задуманное действие. В этом случае действие может быть выполнено успешно, если боец имеет навык изменения действия в соответствии с наличием или отсутствием сбивающих факторов.

11. Комбинации упражнений – сочетание двух или нескольких упражнений и их последовательное выполнение.

12. Методический прием «затруднения выполнения» увеличением нагрузки (увеличением веса партнера или снаряда).

Видоизменение изученных действий позволяет выработать общую ловкость не только общеразвивающими упражнениями, но и средствами самого содержания собственно специальной подготовки.

Из книги Урбанистика. часть 1 автора Глазычев Вячеслав Леонидович

Территориальное развитие По-видимому люди научились метить границы территории у животных, так что исследование, освоение и маркировка ландшафта с обозначением границ угодий предшествовали возникновению первых постоянных поселений. Контроль над территорией и защита

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ Четырехлетний Уэйн сидит на кухне и помогает своему отцу готовить. Перед ним чашка с мукой и немного воды; он старается копировать действия отца, выпекающего хлеб. «Не получается, - хнычет он. - Или жидкое, или густое». Отец старается ему все

Из книги Вы и ваш ребенок автора Коллектив авторов

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ Понимание ценностей общества, в котором мы живем, и контролирование своего поведения согласно этим ценностям являются важными аспектами развития личности. Представления детей о том, что хорошо и что плохо, меняются со временем; данный процесс

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

РАЗВИТИЕ РЕЧИ Родители Жаклин хранят дома большое количество видеокассет, на которых записан процесс ее взросления. Однажды они решили посмотреть некоторые из них. Помимо всего прочего, их поразило, насколько быстро развивалась речь Жаклин в первые несколько лет жизни.

Из книги Психология автора Богачкина Наталия Александровна

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В первые годы жизни дети учатся взаимодействовать с другими людьми и поддерживать взаимоотношения с ними. Они постепенно понимают, как вести себя в различных социальных учреждениях, таких, например, как школа. Социальным развитием называется процесс

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Его развитие Вот ваш ребёнок и дома. Может быть он безмятежно спит между кормлениями, а может не переставая кричит, не смотря на все ваши старания. Не поддавайтесь настроениям, не беспокойтесь напрасно.Поведение новорожденного нелегко объяснить. Для кого-то эти несколько

Из книги Учебник по экстрасенсорике. Советы от практикующей ведуньи автора Болтенко Элина Петровна

Развитие его личности В конце первых шести месяцев своей жизни, в течение которых малыш существует исключительно посредством матери, к нему начинает приходить сознание, что он автономное существо, отличное от той, что подарила ему жизнь. И он выходит во внешний мир.Второй

Из книги Реализация исходных принципов каратэ в спортивном поединке автора Киричек Роман Иванович

Нормальное развитие Практика детской психиатрии требует знания процесса нормального развития человеческого существа от беспомощного младенца до независимого взрослого индивидуума. Чтобы судить о том, является ли ненормальным наблюдаемое эмоциональное, социальное

Из книги Справочник школьного психолога автора Костромина Светлана Николаевна

30. Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Развитие речи В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметная деятельность, а в результате действий с предметами активно развивается психика ребенка. К концу раннего детства начинают складываться и

Из книги автора

РАЗВИТИЕ - характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и ново-ведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей. Выражая прежде всего процессы изменений, Р. предполагает сохранение (системного) качества

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

3.1. Упражнения на развитие ловкости и способности тела к совершению эффективных движений При каком-либо простом движении (например, вытянуть или согнуть конечность) участвует незначительное количество мышц и мозг не только отдает команду, но и контролирует процесс

Из книги автора

XV СР – сексуальное развитие 1. Очень раннее развитие, чувствительность к противоположному полу.2. Задержка полового развития.3. Проявляет извращенные

Ловкость и координационные качества являются фундаментом, на котором легко строить здание арсенала технических приёмов. Сначало немного общей теории (немного, по сравнению с полным объёмом информации), для полного осознания механизмов реализации качества в спортивной жизни и правильного понимания методики развития ловкости и применения этих знаний в систематической тренировочной работе. Ловкость развивается довольно медленно и надо настраиваться на то, что в течение нескольких лет потребуется планомерная, целенаправленная и систематическая работа.

Ловкость. Теория.

Двигатель-ная ловкость — царица управления движениями. Н.А. Бернштейн

Ловкость — э то сложный психофизический комплекс , включающий в себя: умение распределять и концентрировать внимание, способность быстро ориентироваться, оперативно мыслить, направлять волевые усилия на управление эмоциями и выполнять сложно координированные действия.

Ловкость - комплексное качество , которое позволяет:

- быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие ситуации

Выполнять сложные по координации движения рационально и экономично

- точно выполнять движения в сложных и/или неожиданно изменяющихся условиях

Рационально и экономно решать двигательные задачи

Быстро и качественно овладевать новыми движениями и/или быстро их перестраивать

Вот ещё одно интересное определение ловкости, связанное с семантикой названия.

«… Там, где двигательная задача осложнена и решить ее надо не идучи напролом, а с двигательной находчивостью, там, говорим мы, нужно изловчиться, приловчиться. Там, где нельзя взять силой, помогает уловка. Когда мы овладеваем двигательным навыком и с его помощью подчиняем себе более или менее трудную двигательную задачу, мы говорим, что мы наловчились. Так, во всех случаях, где требуется эта двигательная, инициатива, или изворотливость, или так или иначе искусное прилаживание наших движений к возникшей задаче, язык находит выражения одного общего корня со словом ловкость….»

Бернштейн Н.А. (психофизиолог, основатель советской школы биомеханики)

Ловкость сложное качество, но она не являются суммой простых. Сложное качество - это интегрированная межанализаторная качественная особенность двигательного действия. Это надо не забывать, когда мы будем говорить об эффективности развития ловкости целенаправленно воздействуя на его отдельные составные части.

Обобщая все эти определения, можно сказать.

Ловкость - термин, которым определяют разнообразные двигательные качества, способности и чувства. Ловкость как двигательное качество - это способность выполнять движения во внезапно возникающих ситуациях. В ловкости физическое и психическое в человеке выступают в единстве с наибольшей полнотой.

Ловкость, как двигательное качество , включает в себя:

Координационные способности (согласование и перестроение движений,

дифференцирование усилий, мышечная координация, произвольное расслабление)

Разнообразные реакции (зрительно-моторная, переключения внимания)

Чувства (равновесия, времени и пространства, ориентации, ритма)

Для того чтобы качественно и эффективно достичь высокого уровня ловкости, надо работать над развитием и совершенствованием всех частей составляющих это физическое качество.

Среди физических способностей ловкость занимает особое положение. Она имеет самые разнообразные связи с остальными физическими качествами, тесно связана с двигательными навыками и потому имеет на-иболее комплексный характер. Чтобы быть ловким в движениях, уметь быстро и правильно решать двига-тельные задачи, надо быть сильным, быстрым, вынос-ливым, иметь хорошую подвижность в суставах, обла-дать высокими волевыми качествами. Чем сложнее движения или действия, чем быстрее надо проявлять ловкость, тем совершеннее она должна быть.
Основными параметрами для измерения ловкости служат координационная сложность движений или двигательных действий и точность движения.

Виды и степени развития ловкости.

Степень развития ловкости определяется по точности, экономичности и рациональности движений.

Различают ловкость:

Специальную

Прыжковую

Акробатическую

Скоростную

Степени ловкости.

Различают три степени ловкости.

Первая - характеризуется пространственной точностью и координированностью движений.

Вторая - пространственной точностью и координированностью в сжатые сроки.

Третья - высшая степень ловкости проявляется в точности и координированности движений, осуществляемых в сжатые сроки в переменных условиях.

Основными измерителями ловкости считаются координационная сложность действия, точность и время выполнения.

Ловкость определяется, как способность овладевать новыми движениями, с одной стороны, и как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с условиями изменяющейся обстановки - с другой.

Периодизация развития ловкости.

Ловкость развивается довольно медленно и надо настраиваться на то, что в течение нескольких лет потребуется планомерная, целенаправленная и систематическая работа.

Наибольшие сдвиги в координации движений наблюдаются у детей в возрасте от 7 до 12 - 13 лет. В этот период создается основа для овладения сложными навыками в последующие годы. Структура мозга 2 - 8 летнего ребенка уже почти идентична структуре мозга взрослого человека. С 7 до 12 лет происходит быстрое развитие двигательного анализатора, улучшается дифференцировочная способность зрительного анализатора. В 8 - 12 лет лабильность нервно-мышечной системы достигает уровня, близкого к уровню взрослого организма.

Таким образом, мы должны целенаправленно развивать ловкость с 6-7 лет и работать над этим качеством постоянно, вводя в тренировочный процесс все новые, более сложные упражнения, выполнять как можно больше упражнений для воспитания координации движений.

В разные возрастные периоды наблюдается неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей, (которые к 15-16 годам практически достигает уровня показателей взрослого человека) что необходимо учитывать при составлении стратегического плана развития ловкости.

Периодизация развития ловкости как физического качества не имеет однозначного мнения в методической литературе. Высокий возрастной порог начала развития ловкости по всей видимости связан с практикой начала систематических и организованных (официальных) занятий спортом. Только недавно (несколько лет назад) началось привлечение к тренировкам в спортивных школах 3-5 летних детей.

Нельзя пускать вопросы развития ловкости и координационных качеств на "самотёк". Родители, которые заинтересованы в успешной спортивной карьере своих детей должны самостоятельно и целенаправленно помогать своему ребёнку достигнуть максимального уровня развития этих физических качеств начиная с самого младшего возраста. И начинать можно с 2-3 лет.

Методы и способы развития ловкости.

Комплексность ловкости, как физического качества, требует гармоничного развития всех её составных частей:

- координационных способностей:

Перестроение и/или переключение движений

Двигательная точность

Умение различать темп и амплитуду движений

Прогнозирование положения движущегося предмета в момент времени

Дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движения

- чувства:

равновесия: - статическое

Динамическое

Совершенствования вестибулярного аппарата

- «ловкой» быстроты

Частоты движений

Способность к изменению ритма

Пространственное ориентирование

Мышечное чувство

Чувства времени и пространства

- реакции:

Зрительно-моторные

Переключение внимания

Эффективность в развитии ловкости, определяется:

Правильной пропорцией развития перечисленных качеств и умений, в зависимости от сенситивного периода развития этих качеств на разных периодах спортивной подготовки

Целенаправленной тренировочной работой

Комплексность в подходе к развитию ловкости заключается в том, что в оперативное планирование занятий этим качеством, надо гармонично включать упражнения из всех составных частей ловкости. Т. е. составляя план тренировок, систематически включаем в неё не только отдельные упражнения, но и комплексы по развитию составляющих частей.

Развитие ловкости представляет собой «комплекс комплексов», а не набор отдельных упражнений. На отдельных тренировочных отрезках, можно уделять внимание только одному направлению (например, применять только упражнения по развитию чувства равновесия). Но это можно делать только на небольшом промежутке времени, при решении задачи по «ударному» развитию этого качества.

Для себя я сделал схему (таблицу) включающую в себя все составные части ловкости и их характеристики. Мне это очень помогает при составлении планов работы по развитию ловкости.

Физические упражнения, применяемые для развития ловкости, делятся на три группы:

1. Упражнения, в которых нет стереотипных движений, и которые имеется элемент внезапности

2. Упражнения, которые предъявляют высокие требования к координации и точности движений.

3. Упражнения в технике и тактике игры с неожиданно изменяющимися ситуациями.

При развитии ловкости необходимо руководствоваться следующими методическими рекомендациями:

Разнообразить занятия, систематически вводить в них новые физические упражнения, различные формы их сочетания

Варьировать нагрузку на организм по первым признакам ухудшения точности движений;

Регулировать применяемые усилия и условия, сопутствующие занятиям;

Определять достаточность отдыха между повторениями отдельных заданий

Главное для развития ловкости - разнообразие движений. В индивидуальных занятиях разнообразие движений достигается благодаря периодической смене упражнений. Одни и те же развивающие упражнения в зависимости от характера, дозировки, темпа, величины преодолеваемого сопротивления, вариативности, амплитуды и наличия новизны, могут быть направлены на развитие разных качеств.

Специальная ловкость.

Специальная ловкость (правильное и быстрое выполнение технических действий с мячом, варьируя движения в зависимости от тактической задачи и изменяющейся обстановки) тренируется на первом этапе путем в основном при выполнении упражнений с ракеткой и мячом, которые по своей структуре должны как можно больше соответствовать игровым движениям.

Физиология ловкости.

В основе ловкости, по мнению физиологов, в боль-шей степени, чем в основе других качеств, лежит соот-ветствующее развитие двигательного анализатора, т. е. высокоразвитое мышечное чувство и богатство временных связей в двигательной зоне коры большого мозга. Другими словами, от объема моторных на-выков (двигательного опыта) зависит уровень, или степень, ловкости челове-ка. Чем больше этот объем, тем выше уровень лов-кости

Ловкость зависит от деятельности двигательных анализаторов, а также от пластичности центральной нервной системы.

Информация, получаемая головным мозгом человека, от органов чувств и анализаторов формирует восприятие человеком окружающего мира и самого себя.

Анализатор человека — подсистема центральной нервной системы, обеспечивающая приём и первичный анализ информации. Периферийная часть анализатора — рецептор, центральная часть анализатора — мозг.

Анализаторы, в биологии, - сложные системы чувствительных нервных образований, воспринимающие и анализирующие раздражения, действующие на человека. Обеспечивают приспособительные реакции организма к изменениям внешней и внутренней среды. Анализаторы представляют собой сложно организованные структуры, снабжающие мозг точной и достаточно подробной информацией о многих биологически значимых событиях, как вне организма, так и внутри него.

Важными для обеспечения двигательной активности человека являются двигательный и вестибулярный анализаторы.

Двигательный анализатор — нейрофизиологическая система, за счет работы которой осуществляется анализ и синтез сигналов, идущих от органов движения. Включает в себя: периферический отдел, состоящий из проприорецепторов, специфические проводящие нервные волокна, несущие импульсы к головному мозгу, подкорковые структуры и корковой отдел. Принимает участие в поддержании постоянного тонуса мышц тела и координации движений.

Вестибулярный анализатор орган, воспринимающий изменения положения головы и тела в пространстве и направление движения тела у человека. Окончательное ее развитие завершается к 10 - 12. С физиологической точки зрения этот аппарат - часть сложнейшего механизма, позволяющего нам ориентироваться в любом трехмерном, даже в безопорном пространстве, а также поддерживать равновесие тела.

Нужны ли Вам все эти теоретические знания? Возможно, для кого-то это будет невостребованная информация. Но для тех, кто серьезно озабочен развитием у своего ребенка такого важного двигательного качества, как ловкость, эти знания лишними не будут точно.

Я привожу данную теоретическую информацию для того, чтобы читающие могли понимать на основании чего можно строить систему развития ловкости у своего ребёнка. Ловкость и координационные способности являются фундаментом (мощным и надёжным) обучения техническим приёмам в ЛЮБОМ виде спорта.

Упражнения на координацию движений полезны всем, но, в первую очередь, спортсменам, поскольку они развивают ловкость и быстроту, помогают победить в соревнованиях. Тем, кто уверен, что ловкость – это врожденное качество, хочется сказать, что разработаны специальные упражнения, которые помогают совершенствованию и развитию данной способности.

Что подразумевает понятие «ловкость», происходит которое от «ловить» — «лов? Для предков от этого умения зависела добыча достаточного количества пищи, т.е. охота и рыбалка. Под понятием «ловкость» подразумевается комплекс качеств: быстрота реакции, гибкость, подвижность, точность движений, скоординированность. Если они нормально развиты, у организма появляется тонус, не позволяющий застать врасплох в неожиданных ситуациях: турист, перепрыгивая через кустарник вблизи незамеченного ручья, сможет в полете правильно среагировать потому, что у него развита координация движений.

Перед тем, как приступать к тренингу, необходимо оценить с помощью несложных тестов текущий уровень координации, для чего потребуется встать на одну ногу, поднять повыше согнутую вторую. Минуту постояв в таком положении, повторить тренинг для другой ноги. Это поможет понять, на какой ноге выполнять его легче, насколько легко это делать? Повторить предложенный тест с закрытыми глазами, удерживаясь по 30 секунд на каждой ноге. Если сделать тест сложно, значит, необходимы упражнения на развитие координации. Доказано, что в течение жизни лучше удается развить больше одну руку и ногу.

Как правильно делать упражнения на координацию движений

Целью комплекса является научиться перемещать тело независимо от зрительных ощущений и мозга:

  • Стоя на одной ноге (руки в стороны) сохранять равновесие в течение минуты. Сменить ногу и повторить тренировку. Голову во время выполнения поворачивать поочередно в стороны, не фиксируя взгляд. По мере роста навыка, выполнять тренинг с закрытыми глазами.
  • Встать на одной ноге напротив двери или стены. Бросить мяч, а когда он отскочит от стены, стараться поймать снаряд, не глядя на него. То же проделать, сменив ногу.
  • Из положения «стоя на одной ноге», подпрыгнуть, сменив в полете ноги, чтобы приземлиться на другую. Во время следующего прыжка, вернуться в исходную позицию. Выполнять действия несколько минут.
  • В транспорте удерживать равновесие исключительно с помощью ног, т.е. не держась за поручень.
  • «Жонглирование». В каждую руку взять по мячу, подбрасывать их вверх и ловить поочередно — то левой, то правой рукой: какой рукой снаряд подбрасывают, той же и ловят.
  • Усложнить предыдущие действия можно так: снаряд подбрасывается правой рукой, ловится — левой. Затем, наоборот.
  • Теперь мячи подкидывают одновременно, но, как и в предыдущем тренинге, ловит мяч «правой» руки рука левая, а подброшенный левой рукой снаряд – правая.

Улучшить реакцию помогут тренировки, выполняемые в непривычных условиях и из необычного положения. Главное, удерживая равновесие, научиться точно и с максимальной скоростью воспроизводить новые движения.

Для начала необходимо научиться простым комбинациям. Чем движения сложнее и быстрее, тем интенсивнее тренировка, значит, нагрузку получает помимо мускулов, нервная система. Развить ловкость помогают командные игры: футбол, хоккей, баскетбол, волейбол. Для развития способностей нельзя пренебрегать бегом по пересеченной местности, во время которого приходится перепрыгивать и огибать неожиданные препятствия. Ходьба по бревну, бордюру, рельсу так же поможет развить координацию. Чтобы эти упражнения усложнить, во время выполнения можно перекатывать вокруг туловища мяч, перебрасывать его из руки в руку.

Первое упражнение.

  • Вращать руки в противоположные стороны: правую руку по часовой стрелке, левую – против.
  • Сменить через 15 минут направление, повторить упражнение.

Второе упражнение.

  • Дотрагиваться до темени ладонью одной руки, помещенной на расстояние 10 сантиметров от головы.
  • Другой рукой описывать одновременно параллельно плоскости живота круги.

Третье упражнение.

  • Вытянуть вперед руку, вращать ею по часовой стрелке, а кистью – против.
  • Движения должны быть плавными, без рывков.
  • Сделав их 10-15 раз, сменить руку и повторить все для другой.

Четвертое упражнение.

  • Вперед вытянуть обе руки.
  • Одной постараться изобразить геометрическую фигуру, другой выполнять произвольные движения.
  • Поменять через 15 минут руки и повторить тренинг.

Какие упражнения помогают развивать ловкость и быстроту

Развить координацию, силу спины и рук помогает ходьба на руках, толкание мяча перед собой. Точность, глазомер и реакция улучшаются благодаря перебрасываниям мяча, отскочившего от стены, между партнерами: мяч кидает один игрок, второй ловит его, отскочивший от стены, и возвращает назад аналогичным образом.

Прыжки на месте с одновременным ведением мяча – еще одно упражнение на координацию движений, ловкость и быстроту. Для того, чтобы его усложнить, можно поворачивать корпус на 90 градусов в прыжке в одну, затем, в другую стороны, использовать два мяча. Силу ног и координацию развивают прыжки на двух и одной ноге (боком, спиной или прямо) через гимнастическую скамейку. Сложнее выполнять тренинг, ведя одновременно с прыжками мяч.

Еще одно продуктивное упражнение: подбросить мяч, сделать кувырок, поймать его. Для усложнения, кувырок сделать быстро, встать, подпрыгнуть и в прыжке поймать мячик.

Многие почему-то уверены, что самостоятельно развить хорошую ловкость практически невозможно, так как она дается человеку от природы. Несомненно, этот фактор играет определенную роль, но при правильном подходе ловкость можно усовершенствовать, и в дальнейшем данный навык может помочь достигать хороших результатов практически в любом виде В данной статье мы поговорим о том, что такое ловкость в и как развивать это качество самостоятельно.

Что это такое?

Слово «ловкость» начало использоваться в терминологии современного спорта от слов «лов», «ловить». Именно в старину ловкими были рыбаки и охотники, которые могли приносить домой много добычи. Они были быстрыми, гибкими, скоординированными и точными в движениях. Данные качества до сих пор являются основными характеристиками ловкости.

Важно! Перед тем как начать тренировки на координацию, скорость движений, мощность и т. д., обязательно пройдите полное медицинское обследование и проконсультируйтесь с врачом.


На самом деле, ловкость можно определить как быструю смену положения тела без потери равновесия. А неопытному спортсмену это сделать не так уж и просто, нужно всего лишь попробовать пробежать челночный , и лучший результат покажет только самый ловкий спортсмен.

Такой спортсмен должен владеть умением быстро развивать силу и мощность на определенном временном отрезке и при этом ее направление в определенное место (в место движения тела), не потеряв при этом большую долю скорости и равновесия.

Ловкость подразумевает в себе развитие сложного типа мощности, которую можно в любой момент времени очень быстро видоизменять. Данный навык является очень сложным, он подразумевает изменения скорости движения, при этом спортсмен должен задействовать многие

Новички часто путают настоящую ловкость с однонаправленной мощностью. Эти явления схожие, но ловкость - это в физическом смысле многовекторная величина, которая описывается сложными движениями и их совокупностями.

Критерии ловкости

Ловкость имеет определенные критерии, основными из которых являются:

  • Сложность координационных движений. Данный фактор зависит от многих навыков спортсмена и эффективности работы его . Наиболее сложные координационные движения воспитываются на тренировочных базах , каскадеров и т. д. Эти люди способны выполнять не только сальто, которое уже является сложным координационным движением. Для выполнения сальто назад спортсмен использует одновременно многие группы мышц и , рефлексы которой должны срабатывать моментально и целенаправленно.
  • Точность выполнения движений. Один из самых важных критериев ловкости, ведь без точности теряется координация и равновесие, соответственно, ни о какой ловкости и речи быть не может. Точность движений поддается вестибулярному аппарату и ЦНС, которые способны выдавать очень быстрые и точные рефлексы при правильной наработке.
  • Скорость изменения положения тела. Пожалуй, самый важный критерий в списке, без которого о ловкости можно забыть. Ведь одним из определений ловкости как раз таки и является: «ловкость - это скорость изменения положения тела». Чем быстрее спортсмен может изменять положение своего тела в пространстве, тем он более ловок, соответственно, сила и мощность у него также развиты на высоком уровне, ведь без этих качеств быстро изменять положения тела не получится.

Знаете ли вы? Швейцарец Андри Рагетли сумел за 35 метров полета провернуться на 1800 градусов и при этом приземлиться на ноги. Новый мировой рекорд был зафиксирован в марте 2017 года.

Виды

Ловкость подразделяется на два вида : общую и специальную. Общий уровень данного навыка всегда является платформой дальнейшего развития специального.

Общая

Общая ловкость является основой ее специальной составляющей. Спортсмены сначала приобретают навыки общей ловкости посредством выполнения различных типов (в основном на развитие силы, мощности и скорости движений). Более ловкие спортсмены способны с большей легкостью тренировать специальный тип данного навыка, который может относиться к различным типам мирового спорта.

Специальная

Спортсмены, которые уже обладают общим типом данного навыка, способны быстрее осваивать специальные виды ловкости, которые относятся к самым разным видам спорта. Техническая база и арсенал движений ловкого спортсмена позволяют ему более точно координировать свои движения в новых типах упражнений.
Специальная ловкость , в свою очередь, разделяется на прыжковую и акробатическую.

Первый тип подразумевает в себе использование спортсменом приобретенных общих навыков в положении невесомости (без использования опоры, лишь под действием силы тяжести).

Второй тип направлен на усовершенствование защиты во время силовых видов спорта или технических приемов в гимнастике и акробатике.

Как развивать ловкость?

Многие спортсмены, которые уже достигли определенного уровня в мире спорта, все еще остаются малоэффективными в навыках ловкости. Поэтому вопрос, как стать ловким, остается актуальным не только для . И чтобы максимально эффективно развивать данный навык, нужно выполнять целые комплексы на протяжении многих лет.

Виды спорта

Существует много сложно координированных видов спорта, которые способствуют развитию и усовершенствованию ловкости. К таким относятся:

  • водно-лыжный спорт и лыжный слалом;
  • фристайл;
  • фигурное катание на и коньках;
  • прыжки на батуте и на лыжах (с трамплином);
  • - и мотофристайл;
  • прыжки в воду и синхронное плавание;
  • легкоатлетические дисциплины;
  • спортивные игры (футбол, хоккей (в том числе и на траве), баскетбол, регби, теннис, керлинг и т. д.).
Многокоординированные виды спорта также включают в себя многоборья. Любые из спортивных дисциплин, которые подразумевают в себе выполнение трюков на перекладине, способствуют развитию навыков быстрого изменения положения тела. Прыжки через перекладину или трамплин способны выполнять только те спортсмены, которые меняют положение своего тела в пространстве за минимальный промежуток времени.

Важно! Если в недавнем времени вы имели травмы суставов или позвоночника, то заниматься тренировками на ловкость противопоказано.


Ловким считается тот спортсмен, который обладает достаточно хорошей гибкостью. способствуют такие дисциплины: акробатика, прыжки на батуте, теннис, и т. д. Кроме того, в каждом из видов спорта существуют позиции, которые должны занимать наиболее гибкие спортсмены. Например, в футболе вратарь является самым гибким звеном, он должен максимально быстро прогибаться и ловить быстро летящий на него мяч.

Гибкость и высокая координация движений, которые присущи только ловким людям, очень хорошо просматриваются невооруженным глазом. Ловкие спортсмены применяют свои навыки в самых различных жизненных ситуациях, что придает их жизненному пути более высокий «адреналиновый» эффект.

Развитие всех вышеописанных навыков нужно начинать еще со школьного возраста, именно на этом жизненном отрезке рефлексы максимально эффективно закладываются в память и в дальнейшем выдаются при помощи мышц и нейронов с высокой скоростью и точностью. Более того многокоординированные виды спорта (в большинстве случаев) не оказывают пагубного воздействия на , в отличие от и т. д.

Упражнения

Для развития общей и специальной ловкости немного отличаются. Для развития навыков общего типа нужно регулярно и циклически выполнять следующие упражнения:

  • Сгибайте руку в локте и старайтесь делать на нее задний тип кувырка.
  • Выполняйте одно из кроссфита, которое поможет вам стать ловким, - берпи. Также можно тренироваться таким образом: резкий выпад назад, а затем максимально быстрое возвращение в исходное положение.
  • Выпад на согнутые в локтях руки и быстрый кувырок вперед. Повторять такое упражнение можно 5-10 раз за одну тренировку.
  • Стоя на руках (на первых тренировках попросите товарищей придерживать вас за ноги), перекатывайте перед собой мяч.
  • Выполняйте кувырки в левую и правую стороны при согнутых локтях.
  • Принимайте положение и старайтесь контролировать свою координацию и рефлексы.
  • Выполняйте циклические гимнастические «колеса» влево и вправо.
  • Развивайте координацию с помощью стойки на руках, а в дальнейшем - с помощью ходьбы по ровной и ступенчатой поверхностям.
  • Занимайтесь на батуте: прыжки с поворотами на 180, 270 и 360 градусов, сальто вперед и назад. Старайтесь приземляться на спину и делать резкие подрывы.
Если вы не знаете, как развить специальную ловкость, то перед вами комплекс , который станет помощником в достижении поставленной цели:
  • Выполняйте резкие рывки с ведением одного или двух мячей, затем приземляйтесь, хватайте в руки мяч и делайте кувырок, после - оставляйте мяч на земле, резко подымайтесь и продолжайте вести мяч. Выполняйте такой цикл на протяжении 2-3 минут на каждой из тренировок.
  • Выйдите на футбольное поле и начните вести мяч. Через каждые 10 метров совершайте высокие и резкие прыжки на месте (на 90 и 145 градусов). Поменяв направление, продолжайте вести мяч до совершения следующего прыжка.
  • Бросайте мяч о стену под разными углами и старайтесь ловить его в руки, регулярно меняйте свое положение.
  • На баскетбольной площадке начните вести мяч от центра поля до линии штрафного броска. Перед самой линией сделайте резкий кувырок, а затем сразу совершите бросок по кольцу.
  • Выйдите на стометровую дистанцию для с препятствиями. Ведите мяч при в максимально возможном темпе, и при этом перепрыгивайте трамплины.
  • Выполняйте упражнение в парах: партнер сильно катит мяч по земле, а вы стараетесь как можно выше над ним подпрыгнуть.
  • Совершайте прыжки на скакалке во время ходьбы, при этом старайтесь еще и вести мяч.
Все перечисленные упражнения являются только малой частью комплекса. Выше предоставлены упражнения для развития футбольной и баскетбольной ловкости. Чтобы стать ловким в других видах спорта, нужно выполнять немного другие упражнения.

Знаете ли вы? Брюс Ли был одним из самых ловких спортсменов в мире боевых искусств. Скорость его удара на 1 метр составляла 0,05 секунды, данный рекорд держится и по сей день. Для сравнения: Брюс Ли мог дважды совершить удар рукой, пока обычный человек моргнет.

В результате всего вышесказанного становится ясно, что ловкий спортсмен - это тот человек, который способен показать себя с лучшей стороны во многих видах спорта. Ведь ловок тот, кто имеет отличную координацию движений, скорость, силу, мощность, точно направленные рефлексы и т. д. А чтобы все это развивать, нужно заниматься описанными нами много лет.