Что такое иппотерапия и почему она полезна детям? Что такое иппотерапия для детей с дцп.

В одной из предыдущих статей мы говорили об эффективности , сегодня продолжим развивать тему лечения с помощью животных и рассмотрим так называемую иппотерапию – когда в роли доктора выступает лошадь. Тем более что показаний к подобному лечению более чем достаточно.

Иппотерапия полезна в первую очередь детям с ДЦП, а также ее рекомендуют при травмах позвоночника, атрофии мышц, вегетососудистой дистонии и даже синдроме Дауна.

Чем полезна иппотерапия

Лечебное действие при катании на лошадях основано на естественном массаже тела, который получает ребенок. Во время верховой езды работают все группы мышц: как больные, так и здоровые. Причем сама тренировка происходит на рефлекторном уровне, поскольку малыш инстинктивно пытается удержаться в седле.

Специалисты установили, что всего за минуту езды на лошади всаднику передается до 100 естественных колебаний и толчков, что заставляет вестибулярный аппарат работать очень интенсивно. Усиливает пользу такого массажа и то, что мышцы согреваются от тела животного. Все это нормализует кровообращение, повышает мышечный тонус и уменьшает жировые отложения.

Иппотерапия, при регулярном ее применении, помогает ребенку не только в лечении болезней и укреплению организма, но и делает его более уверенным в себе в повседневной жизни. Еще ряд советов по этой тем можете прочесть в статье: .

Обратите внимание, что иппотерапия – это не только катание на лошади, но и нахождение в конюшне. Многие скажут, что нечего ребенку там делать, но это неправильно. Дело в том, что для многих вредных микроорганизмов, включая даже такие опасные, как туберкулезная палочка, контакт с испарениями лошадиного пота и выдыхаемым конем воздухом губителен.

Кстати, после того, как это открытие было совершено, на западе его стали использовать как альтернативу соляным шахтах для лечения заболеваний верхних дыхательных путей.

Как видите, иппотерапия для детей очень и очень полезна. Даже абсолютно здоровым деткам катание на лошадях принесет немало пользы, поэтому, если такая возможность у вас есть, устраивайте периодически конные прогулки за горо

Программа иппотерапии является альтернативным (вспомогательным) методом лечения детей с ограниченными возможностями, который используется в комплексной реабилитации наряду с основным лечением. Иппотерапия для детей проводится обязательно с ведома и по назначению лечащего врача. Если занятия являются желанием ребенка или его родителей, то они должны быть обязательно согласованы со специалистом.

Иппотерапия в реабилитации детей с аутизмом

Одним из важных направлений работы в иппотерапии является взаимодействие с детьми, в анамнезе которых расстройство аутистического спектра (РАС). Для детей с подобными нарушениями лошадь часто становится тем безопасным мостом во внешний мир, при помощи которого они учатся с ним взаимодействовать.

Психолого-педагогическое воздействие

Иппотерапия для аутистов является психолого-педагогическим методом лечения.

«Стандартное занятие» по иппотерапии строится из нескольких этапов, каждый из которых преследует свою цель:

Однако польза иппотерапии и влияние лошади на ребенка с аутизмом ограничивается не только психологией и воспитательными моментами.

Физическое воздействие

Большое значение имеет иппотерапия при аутизме для физического развития ребенка. Нагрузка при езде верхом:

  • автоматически формирует правильную осанку;
  • укрепляет мышечный корсет всего тела;
  • помогает ребенку сформировать понятие о границах своего тела, ощутить его физическую работу.

Физическое воздействие лошади на ребенка с РАС более многогранно, чем простая тренировка мышц. Сюда входит комплексное влияние теплого, живого тела животного, равномерное успокаивающее покачивание, которое невольно передается наезднику.

Верховая езда, пусть даже шагом и с коноводом вызывает у большинства детей неподдельный восторг. Надолго заряжая их положительными эмоциями.

Противопоказания

Иппотерапия для детей с аутизмом противопоказана в следующих случаях:

  • у ребенка аллергическая реакция на животных;
  • наличие открытых ран на коже;
  • лордоз поясничного отдела, вывих бедра;
  • гемофилия, ломкость костей, эпилепсия в анамнезе;
  • хронические воспалительные заболевания мочеполовой сферы, геморрой в стадии обострения.

Индивидуально противопоказания для иппотерапии могут заключаться в особенностях поведения ребенка .

Что это значит? Часто дети с РАС начинают внезапно слазить с лошади, бить животное или громко кричать. Такое поведение может напугать лошадь, что чревато утерей контроля над ней. Риск травмирования ребенка в таких случаях несопоставим с возможной пользой от иппотерапии.

Что лечит иппотерапия? Кроме людей с РАС, занятия верховой ездой или иппотерапией большое распространение получили в реабилитации больных с патологией мышечного аппарата и пациентов с психоэмоциональными проблемами:

  • Люди, перенесшие травму, которая привела к ампутации конечности;
  • Люди, которые в результате травмирующего воздействия или инсульта потеряли способность самостоятельно ходить;
  • Больные детским церебральным параличом;
  • Больные с диагностированными неврозами, депрессивными расстройствами.

Результаты иппотерапии, механизм и природу действия лошади на физическое и психоэмоциональное состояние человека объяснить не всегда возможно. Однако можно заявить, что действие это исключительно положительно оздоравливающее как физическое тело, так и душу человека.

Животные могут по-особому общаться с человеком, по-особому на него воздействовать. Владельцы домашних питомцев – кошек и собак – обычно могут рассказать много интересного об этом удивительном феномене, когда рядом с любимой Муркой нервное напряжение испаряется, человек расслабляется и отдыхает и телом, и душой. Иппотерапия – особый вид лечения, при котором лечебный эффект достигается через общение с лошадью.

В официальной медицине иппотерапию принято называть лечебной верховой ездой. Этот метод лечения одобрен далеко не во всех странах, однако в России иппотерапия входит в категорию официально признанных методик терапии многих заболеваний.

Особенность иппотерапии – одновременное воздействие на костно-мышечный аппарат и психоэмоциональную сферу. Интересно, что во время езды на лошади всадник получает необычную физическую нагрузку – в работу включаются те группы мышц, которые в обычном двигательном режиме практически не функционируют. Второй лечебный физический эффект – выработка чувства равновесия. В положении верхом на движущейся лошади наездник вынужден постоянно контролировать и корректировать положение своего тела, что требует серьезной работы различных мозговых центров. Столь необычная нагрузка отвлекает человека, разрывает «замкнутый круг» невротических расстройств, формирует слаженность в работе всей нервной системы. Таким образом, иппотерапия является вариантом лечебной физкультуры.

Во время езды ноги и таз наездника дополнительно массируются движениями лошади. Эффект от такого массажа усиливается тепловым воздействием, ведь температура тела лошади около 38 °С.

Однако иппотерапия – это не только верховая езда, это еще и уход за лошадью, общение с ней. Многие люди, даже те, кто в принципе равнодушно относится к животным в целом, восторгаются внешним видом лошади – ее грациозностью, силой, красотой. Общение с таким животным позволяет получить настоящее эстетическое удовольствие, снять психическое напряжение и стресс, свести к минимуму их последствия.

Иппотерапия несет в себе и воспитательный момент, что особенно важно для детей. Ухаживая за лошадью человек, учится вниманию, чуткости, вырабатывает в себе желание и способность прислушиваться к особенностям партнера.

Другой психологический компонент иппотерапии – укрепление уверенности в своих силах. Первоначально человек, как правило, с опаской подходит к лошади – ему страшно садиться на лошадь, страшно ехать на ней, он чувствует неуверенность и растерянность. В процессе регулярных занятий лечебной верховой ездой пациент чувствует, что животное начинает его понимать и слушаться – это поистине удивительное ощущение! Когда такое мощное и невероятно красивое животное соглашается «работать в паре», когда навык верховой езды закрепляется, человек чувствует свою силу. Уверенность в себе автоматически переносится на жизненные ситуации – человек обретает возможность принимать взвешенные решения, не боится неудач, с надеждой смотрит в будущее.

Для некоторых категорий больных, у которых затруднено общение с людьми, иппотерапия является практически единственным способом выражения своих социальных потребностей. Бывает, что для таких больных лошадь становится близким другом, которому можно поведать о своих проблемах, рассказать о мечтах и разочарованиях.

Лечебная верховая езда не сопряжена с необходимостью посещения медицинского учреждения, один вид которого у многих хронических больных вызывает дополнительное напряжение и тоску. Занятия проводятся на крытом или открытом манеже без участия людей в белых халатах – а это само по себе серьезное преимущество.

Иппотерапия позволяет:

1. преодолеть вынужденную гиподинамию;

2. развить мышечную силу;

3. восстановить или улучшить нарушенные функции различных органов и систем;

4. способствовать социальной адаптации инвалидов.

Как проводится иппотерапия

Иппотерапия обычно проводится в группах, хотя возможны и индивидуальные занятия. Инструктор лечебной верховой езды имеет высшее медицинское, психологическое или педагогическое образование, кроме того, он обычно является отличным наездником и за спиной имеет курсы обучения инструкторов иппотерапии.

Первые занятия длятся всего 10-15 минут, далее их продолжительность увеличивают до 1 часа. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю в течение 6 недель и более. Лечение тяжелых хронических заболеваний порой требует многолетних курсов.

Иппотерапия серьезно отличается от обычных секций верховой езды. Лечебные занятия подразумевают соблюдение ряда важных требований.

1.Тщательный подсчет физической нагрузки и гибкий контроль над ней.

2.Постепенное увеличение продолжительности и интенсивности нагрузки.

3.Пациент должен изъявлять желание заниматься с лошадьми; его активное участие в процессе реабилитации обязательно.

4.Подбор лошадей определенного характера.

5.Лечебная верховая езда должна сочетаться с другими методами терапии.

Многие пациенты или их родственники боятся, что лошадь, как животное свободолюбивое и характерное, может повредить человеку. Однако сами лошади, используемые в занятиях иппотерапией, - это квалифицированные специалисты, прошедшие тщательный отбор и даже обучение. Первоначально отбираются спокойные, непугливые, послушные животные, дружелюбно настроенные к человеку. Лошадь должна быть сильной, чтобы без труда выдерживать сразу двух седоков – пациента и инструктора. Отобранные лошади обучаются в течение 1-3 лет, и только после этого животные допускаются к работе с больными. И конечно, все лошади, задействованные в лечебной верховой езде, регулярно осматриваются ветеринаром.

Когда назначают иппотерапию?

1.ДЦП – детский церебральный паралич.

2. Аутизм (в том числе взрослый).

3. Шизофрения – легкие формы.

4. Неврозы.

5. Вегетососудистая дистония.

6. Невропатия.

7. Пациенты с ограничением движений различного происхождения.

8. Двигательная расторможенность у детей.

9. Логоневрозы и другие нарушения речи.

10. Дефицит внимания и гиперактивность.

11. Глухота, слепота.

12. Синдром Дауна.

13. Олигофрения с психопатоподобным нарушением поведения.

14. Сколиоз и нарушение осанки.

15. Остеохондроз.

16. Различные проявления атеросклероза, в том числе стенокардия.

17. Артериальная гипертензия.

18 Пациенты с алкогольной и наркотической зависимостью в период реабилитации.

19. Люди, подверженные хроническим стрессам.

Противопоказания для иппотерапии

1. Выраженный остеопороз.

2. Острый и хронический остеомиелит.

3. Гемофилия.

4. Эпилепсия.

5. Тяжелые заболевания почек.

6. Аллергические реакции на шерсть лошади.

Иппотерапия – удивительный метод лечения, совмещающий в себе единение с природой, оздоровление тела и исцеление души. Конечно, это не панацея, но для многих больных и практически здоровых людей она становится настоящим спасением.

Статью подготовила врач Екатерина Владимировна Карташова

Программа "Иппотерапия, как средство восстановления и оздоровления детей дошкольного возраста "


Пояснительная записка : В настоящее время занятия по оздоровлению детского организма являются приоритетным направлением государственной политики в области физической культуры и спорта населения РФ.
Одной из основных задач ФГОС ДО является задача о сбережении здоровья дошкольника, а именно, «оберегать и укреплять здоровье детей (как физическое, так и психическое), заботиться об эмоциональном благополучии ребенка» (ФГОС ДО, пункт 1.6).
Однако в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. Проблемы различных заболеваний опре¬деляется отрицатель¬ным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.
За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. На сегодняшний день в дошкольном учреждении № 35 практически здоровые дети составляют всего 3-4%, с нарушением осанки - 50-60%, с плоскостопием - 30%, выделяется группа детей (1%) с эмоционально-волевыми нарушениями (РДА, гиперактивность).
Не утешают результаты состояния здоровья детей, поступающих в детский сад. На сентябрь 2016г вновь прибывших воспитанников составило 101 человек, из них:
1 группа здоровья – 16%;
2 группа здоровья – 69%;
3 группа здоровья – 15%.
Следовательно, вопрос постоян¬ного поиска новых средств сохранения и укрепления здоровья детей, направленных на повышение резистентности организма неспецифическими средствами, например, оздоровительное влияние живой природы на организм ребенка, остается всегда актуальным.
Иппотерапия, как один из методов оздоровительной технологии в работе с детьми дошкольного возраста, в данном контексте представляет собой большой интерес. Этот метод является экологичным, безболезненным, имеет небольшое количество противопоказаний, высокую эффективность, практически не имеет возрастных ограничений, и показан практически при всех нарушениях развития и здоровья (неврологических, сердечнососудистых заболеваниях, желудочно-кишечных, опорно-двигательного аппарата и др.).
Гиппократ указывал, что «верховая езда восстанавливает в страдающем организме гармонию».

Актуальность программы:

Воздействие метода иппотерапии на ребенка можно рассматривать в двух аспектах оздоровления детского организма - физиологическом и психологическом.
Верховая езда - это великолепное физическое упражнение, при котором тренируются и развиваются различные группы мышц. Животное при движении шагом выступает в роли «терапевтического посредника» для всадника, передавая от 90 до 110 разнонаправленных двигательных импульсов, аналогичных движению человека при ходьбе. Данное двигательное воздействие вызывает ответную реакцию пациента, которая помогает корректировать двигательную активность больного. На основе стимуляции реакций, направленных на удержание равновесия, решаются следующие задачи:
нормализация мышечного тонуса,
совершенствование координация движений,
укрепление мышц,
достижение двигательной симметрии.
Это объясняется тем, что температура тела лошади на 1,5-1,7 градус выше человеческой, при этом движения мышц спины движущегося коня разогревают и массажируют спастические мышцы ног всадника, что способствует формированию адекватного двигательного стереотипа. По сути, она представляет собой оздоровительную реабилитационную, а также лечебную верховую езду - это форма лечебной физкультуры, где в качестве развивающего инструмента выступает лошадь.
Психологический механизм складывается из общения с живым организмом – лошадью, крупным темпераментным и сильным животным, управление которым дарит больному ощущение победы не только над лошадью, но и над своими страхами и своей болезнью. С этого взгляда иппотерапию можно рассматривать как один из методов лечения, направленных на воспитание синдрома мотивации - желание самостоятельно справиться со своим страхом, сделать шаг вперед к победе с трудностями.
Коммуникация и построение контакта между человеком и лошадью является невербальным: лошадь чувствует как эмоциональную связь, жесты, речь пациента, так и его физическое состояние. Такой эмоциональный фон обусловлен радостью от общения с лошадью – прекрасным, сильным и добрым животным, а так же с доброжелательным инструктором, коноводом и со сверстниками. Социальное позитивное влияние оказывает на дошкольников ощущение свободы и раскрепощенности, которое дает им простор манежа или летнего плаца. Известно, что положительные эмоции сами по себе лечебны, а в сочетании с влиянием верховой езды этот эффект значительно усиливается.
Таким образом, есть необходимость внедрения иппотерапии для оздоровления детей в деятельность ДОУ.
Цель программы: создать условия оздоровления в МБДОУ через нетрадиционные способы воздействия, ориентированные на детей с ОВЗ, нарушением осанки, с ОНР и психоэмоциональными нарушениями, использования их в профилактических и коррекционных целях.
Задачи программы:
1. Использовать обучение навыкам верховой езды детей для воздействия на физическую, психоэмоциональную и личностную реабилитацию и адаптацию;
2. Способствовать восстановлению двигательных функций и утраченных навыков путем проведения регулярных занятий лечебной верховой ездой;
3. Оказывать воспитательно-образовательное воздействие на детей, приобщать их к живой природе при помощи лошадей (формирование бережного отношения к живой природе, взаимопомощь; изучение окружающего мира, расширение знаний о природе своего региона, овладение методами исследований окружающей среды для наиболее увлеченных детей);
4. Содействовать интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в обществе;
5. Способствовать мотивации активного образа жизни детей;
6. Осуществлять помощь семьям, имеющим детей с ОВЗ и нарушениями осанки, с ОНР и психоэмоциональными нарушениями через оздоровительную и коррекционную работу.
Для достижения этих задач требуется систематическая совместная работа МБДОУ № 35, Городского реабилитационного центра «Росток», Читинской государственной заводской конюшни с ипподромом имени Хасоена Хакимова.
Ожидаемые результаты:
Стабильное психоэмоциональное состояние ребенка;
Восстановление и увеличение объема активных и пассивных движений;
Снижение возбудимости, постепенное избавление от безучастности, страхов, замкнутости, агрессивности
Позитивное включение в жизнь группы детей с ОВЗ, нарушениями осанки, с ОНР и психоэмоциональными нарушениями;
Социализация ребенка с ОВЗ, нарушениями осанки, с ОНР и психоэмоциональными нарушениями в обществе сверстников.
Предполагаемые риски:
Метеорологические условия.
Негативное отношение родителей к занятиям детей иппотерапией.
Отрицательные эмоции детей к занятиям.

1.5.Основные принципы программы.:

Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
Принцип гарантированной результативности - реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.
Принцип природосообразности - определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.
Принцип дифференциации содержания педагогического процесса – педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности каждого ребенка, темпы развития и физические возможности детей

Участники программы:

І. Воспитанники МДОУ №35 г.Читы в возрасте от 3 до 7 лет.
Часто болеющие простудными заболеваниями дети;
дети с хроническими заболеваниями;
дети с ограниченными возможностями (дети - инвалиды);
дети с нарушениями осанки, плоскостопия;
дети с речевыми нарушениями;
дети с психоэмоциональными нарушениями;
дети, посещающие занятия по запросу родителей и желанию самих детей.
ІІ. Сотрудники городского реабилитационного центра «Росток» (иппотерапевт).
ІІІ. Работники Читинской государственной заводской конюшни с ипподромом имени Хасоена Хакимова (тренер, конюх);
ІV. Администрация и педагогический коллектив МБДОУ № 35;
V. Родители воспитанников МБДОУ (законные представители ребенка)

Необходимые условия для проведения занятий:
Перед занятием необходимо объяснить простейшую технику безопасности: животное нельзя дразнить, подходить к лошади сзади, кричать, махать руками, кормить без разрешения инструктора. Для лечебных занятий вместо седла используется специальная попона.
Оценка результативности проводится при посещении не менее 8 занятий за курс.
Все животные, приводимые на занятия с детьми, должны иметь ветеринарную справку о том, что они клинически здоровы, исследованы на заболевания и вакцинированы против сибир¬кой язвы.
Принципы организации занятий:
Индивидуальный подход к каждому ребенку.
Принцип взаимной человечности.
Принцип разумного сочетания опеки и самостоятельности.
Принцип соревновательности, где главное - соревнование с самим собой, как первичной формы самоутверждения.
Принцип комбинированности физических и психологических нагрузок.
Формы и методы работы:
Форма проведения - индивидуальные занятия, чаще всего на лошади без седла с одной только страховочной подпругой с ручками. При этом лошадь выступает в качестве лечебного средства: используется благотворное воздействие ее тепла, ритмичных колебаний, возникающих при движении, массирующих движений ее спинных мышц.
На индивидуальных занятиях дети учатся сидеть на лошади, управлять ею, выполняют упражнения, которые задаются врачом-иппотерапевтом, психологом, тренером и контролируются инструктором.
На занятиях дети имеют возможность выбрать наиболее понравившуюся лошадь, но для более тяжелых детей лошадь подбирает специалист – врач-иппотерапевт, поскольку важным фактором влияния на спастичные мышцы является правильный подбор лошади, так как от ширины ее спины зависит степень воздействия на группу приводящих мышц.
Индивидуальные занятия преследуют цель более углубленного изучения элементов управления лошадью. В проведении занятия участвуют: коновод, ведущий лошадь, инструктор и страхующий, если тяжесть заболевания ребенка или его поведение на лошади требует особых мер предосторожности.
Движение лошади желательно производить по кругу. Во время прохождения круга ребенок делает одно из упражнений комплекса. Интенсивность выполнения упражнений, амплитуда движений (например, наклон) могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка и уровня выразительности двигательного дефекта. Для вовлечения ребенка в процесс обучения и для проверки его способности различать разные ритмы и звуки, осознания своего тела и хореографии движений, возможно применение музыкотерапии.
Использование дополнительного инструментария: игрушек, мячей, посторонних предметов, рисунков, музыки помогает установлению контакта с ребенком и способствует развитию мыслительных процессов.
К иппотерапии относятся и теоретические занятия, где дети знакомятся с породами лошадей, историей их происхождения, конским снаряжением, видами конного спорта и др.
Хороводы, ролевые игры, проводимые с детьми, помогают обогатить внутренний мир ребенка, помочь ему прожить, прочувствовать и «примерить на себя» роль героя, волшебника, тем самым даря разнообразие жизненных переживаний и мироощущений, способствуют положительной идентификации себя в мире и обществе. В ходе игры достигается развитие коммуникативных навыков, развитие чувства товарищества, взаимопомощи, вовлеченности и заинтересованности в действиях и событиях, происходящих в игровой ситуации. Получают свое развитие когнитивные процессы последовательности и закономерности, взаимосвязи событий и действий.
Как и в случае с верховой ездой, в фольклорных играх большое значение уделяется ритму, включающему в себя движения, тембр голоса и музыку, под которую проходит игра. Обучение ритму детей с нарушением развития позволяет им полнее включиться в нормальную детскую жизнь.

2.4.Основные требования для педагогов и специалистов, задействованных в организацию занятий в группе.

Противодействовать гипокинезии, развивать физическую активность ребёнка.
Адаптировать организм ребёнка к физическим нагрузкам.
Способствовать восстановлению нарушенных функций организма (ЛФК, массаж).
Восстанавливать здоровье и улучшать его психоэмоциональное состояние.
Действовать по правилам «не навреди».

Основные условия применения иппотерапии:

Применение только патогенетически обоснованного (показанного для данного заболевания или сочетания заболеваний) комплекса методов ЛФК: ЛВЕ, лечебной гимнастики, массажа, занятий творческой деятельностью;
Постоянного контроля со стороны врача детского сада и педагога -психолога за адекватностью и эффективностью физических нагрузок, их коррекция в случае необходимости;
Постоянного и последовательного наращивания физической активности;
Рациональное сочетание ЛВЕ с психологическим и социально – творческими методами работы;
Активного по возможности сознательного участия ребенка в реабилитационном процессе.

2.6.Показания и противопоказания для организации занятий иппотерапией

Как и любой другой метод коррекции и реабилитации, иппотерапия имеет свои показания и противопоказания. Воздействующая многопланово и многофакторно, она может быть показана и с успехом использована при самых разных видах для детей с ОВЗ, соматических, психоэмоциональных заболеваний, а так же при нарушениях общения, умственного, физического развития при трудностях обучения.
Показания, при которых применяется иппотерапия:
нарушение опорно–двигательной системы, возникающие вследствие параличей, полиомиелита и других поражений ЦНС;
нарушение психоэмоциональной сферы – аутизм, неврозы;
различные формы нарушения интеллекта;
нарушение социальной адаптации, общее недоразвитие речи (ОНР);
нарушение осанки у детей дошкольного возраста.
Медицинские противопоказания для использования ЛВЕ являются:
болезнь Ломштайна – Фродика, приводящая к ломкости костей;
гемофилия (несворачиваемость крови);
острые инфекционные заболевания;
любые заболевания в остром периоде и стадии обострения.
Относительными противопоказаниями при соблюдении необходимых мер предосторожности являются:
диабет (можно заниматься при нормальном содержании сахара в крови);
хронические заболевания почек;
эпилепсия любого генеза;
состояние после травматических повреждений и некоторых заболеваний в шейном и поясничном отделе позвоночника (занятия на шагу и только на облегченной рыси);
синдром Дауна, допускаются дети при наличие рентгенограммы шейного отдела позвоночника, свидетельствующей об отсутствии патологии в этой области.

2.7. Методические рекомендации проведения занятий.
Занятия иппотерапией предполагают слаженные действия пятерых участников – ребенка, воспитателя детского сада, инструктора, ассистента, коновода и лошади. Инструктор руководит занятием, страхует ребенка, дает ему задания, направляет всадника и следит за выполнением заданий, общается с ребенком, а так же руководит действиями коновода.
Ассистент инструктора страхует ребенка, оказывает помощь в выполнении упражнений, страхует инструктора при выполнении им упражнений на лошади, готовит инвентарь и оборудование для занятий. Коновод отвечает за поведение лошади, по команде инструктора останавливает, посылает или поворачивает лошадь и выполняет другие его распоряжения. Воспитатель наблюдает за поведением ребенка, его реакцией на иппотерапию для внесения рекомендаций в маршрутный план ребенка.
Более подготовленные дети начинают с индивидуальных занятий, но для них это только первый этап. Эта категория детей целенаправленно движется к обучению элементам управления лошадью, к работе с поводом, укреплению правильной посадки в седле, что и является следующей формой иппотерапии. Помимо уникального и разнообразного опыта, приобретенного на занятиях и позитивных изменений в его самооценке, очень важно изменение отношения их родителей к своим детям. Рейтинг ребенка с ОВЗ и слабым здоровьем в глазах его родителей резко возрастает, когда они видят его, радостного, смело и умело обращающегося с лошадью, который на равных обращается с окружающими.

Структура занятия

1. Разминка.
2. Основная часть.
3. Растяжка.
4. Заключительная часть.
Занятие для ребенка должно начинаться с разминки. Она включает в себя комплекс физических упражнений, которые проводятся на полу. С детьми воспитатель проводит пассивные упражнения или использует элементы массажа для согревания и разминания мышц. Основная часть включает пассивную езду на лошади и комплекс упражнений выполняемых верхом. Растяжка выполняется на полу для сознательного снижения тонуса определенных групп мышц, а так же направлена на восстановление функции внешнего дыхания и сердечнососудистой системы. Заключительная часть носит психологический характер – это кормление лошади в благодарность за проведенное занятие.


4. Критерии оценки результатов воздействия иппотерапии
Для отслеживания результатов в МБДОУ № 35 используется:
Ведение журнала результативности – иппотерапевт фиксирует свои наблюдения по выполнению ребенком задания, его эмоциональное состояние.
Специальные анкеты для родителей и родственников пациентов, для специалистов, ответы на которые выражают их мнение о результатах комплексной реабилитации их детей на базе иппотерапии.
Обычные наблюдения специалистов по направлениям:
изменения в физическом статусе (увеличение объёма движений в суставах, снижение количества и уменьшение амплитуды гиперкинезов, снижение патологического тонуса мышц, проявлений атаксии, улучшение равновесия и улучшение походки)
сдвиги в психоэмоциональной и личностной сферах (улучшение общего состояния и настроения, появление уверенности в своих возможностях, повышение самооценки, появление раскованности, активности, снижение излишней возбудимости, избавление от страхов, вялости, безучастности, улучшение коммуникабельности, проявление интереса к общению с окружающими, в т.ч. с лошадью и др.)
изменение в определенном направлении (речь, социализация, логика и т.д.)
Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию речи старших дошкольников

Лошади — это прекрасные животные: сильные, добрые, умные. С давних пор лошади — любимые домашние животные, служащие верой и правдой хозяину.

Наш родной Воронежский край издавна славился своими лошадьми. Здесь вывели знаменитых орловских рысаков, известных во всем мире.

Орловские рысаки

Справедливости ради отмечу, что за прошлое столетие наш край потерял свою былую славу первоклассных конезаводчиков. Только в последние десятилетия появились энтузиасты, разводящие лошадей, заработал . Но теперь воронежским лошадкам до мировых лидеров далеко.

Тем не менее, желающие всегда могут покататься на лошадях и даже полечиться.

Обучаться верховой езде можно взрослым и детям с 12 лет, некоторые конные клубы начинают заниматься с детьми 5 лет. А до 5 лет с детками можно заниматься иппотерапией .

Иппотерапия (греч.hippo- лошадь) — это лечение с помощью лошади. Иппотерапию проводит инструктор, обученный лечебно-верховой езде. На организм человека положительно влияют упражнения по верховой езде и биополе лошади.

Методом иппотерапии лечат следующие заболевания:

  • боли в спине и в суставах
  • неврозы и депрессии
  • заболевания легких
  • нарушения опорно-двигательного аппарата (дети с ДЦП).
  • аутизм

Я расскажу Вам о занятиях иппотерапии, которые проводят с детьми.

Наша дочка обожает лошадей. Сначала она каталась на , а с двух лет дочка катается верхом на взрослой лошади. Конечно, лошадь ведет инструктор и за ножку ее придерживает папа. Так кататься дочка может 15-20 минут.

Раньше, чтобы покататься на лошадке нам приходилось ездить в конный клуб. Но недавно я узнала, что в 10 минутах ходьбы от нашего дома, живут настоящие лошади, на которых можно покататься.

Когда я позвонила хозяйке и спросила «можно ли трехлетнему ребенку покататься на лошадке?», то девушка сказала, что у них нет пони.

Я объяснила, что нашу дочку интересуют не пони, а лошади. Девушка очень удивилась и сказала, что получасовая езда слишком утомительна для ребенка и может принести вред. Девушка предложила нам провести занятие иппотерапии.

Первая реакция у меня была отрицательной, ведь иппотерапией лечат детей с ДЦП, а у меня нормальный ребенок. Но дочке очень хотелось покататься на лошадке и я решилась.

Нашу лошадку звали Памелла, дочке она очень понравилась. На занятии девушка ведет лошадь под уздцы, а мужчина страхует ребенка.

Сначала Олесю посадили на лошадку обычным способом. Так дочка проехала один круг.

Потом дочку опустили на спину лошади, так что Олеся уже не сидела, а лежала. Сначала Олеся засопротивлялась, зачем ее укладывают, но потом улеглась и расслабилась. После занятия Олесечка рассказала, что это упражнение понравилось ей больше всего — лежишь себе — отдыхаешь и смотришь на небо, а лошадка сама везет.

На третий круг дочку посадили на лошадь и попросили вытянуть руки. Дочка ехала верхом на лошади, совсем не держась. Это упражнение помогает выработать отличную координацию и способствует формированию правильной осанки.

Когда пошел четвертый круг, Олесю положили на лошадку животиком, лицом к попе лошади, прижавшись левой щечкой. Дочка радостно обняла лошадку.

На пятом кругу дочка осталась лежать животиком на лошадке, только щечка поменялась.

Шестое упражнение иппотерапии — Олесю положили поперек лошади и она так ехала круг.

Седьмое упражнение — дочку посадили на лошадку, как принцессу: ноги были свешены в одну сторону.

Все эти упражнения повторились трижды.

Время занятия пролетело очень быстро и дочка просила «еще покататься». Но на очереди уже была другая девочка.

Занятие иппотерапией нам очень понравилось. Конечно, для маленького ребенка иппотерапия гораздо полезнее, чем просто получасовое катание на лошади. Я думаю, что к 5 годам, когда можно будет начать обучение верховой езде, Олеся будет уверенно держаться в седле. Она и сегодня уже отлично каталась на лошади не держась.

Когда мы вернулись на детскую площадку возле дома, то Олеся так эмоционально рассказывала о том, как интересно она каталась на лошадке, что все дети были в восторге. Несколько мам попросили телефончик хозяев лошадки.

Общение с живыми лошадьми приносит огромную радость и взрослым и детям, а иппотерапия успешно лечит заболевания, против которых традиционная медицина бессильна.