Что такое йога? Кто такие йоги? Что такое «йога.

Есть мнение, что йога – учение древнее, с религиозным уклоном. Много веков назад так и было. Но все в мире меняется. Сегодня у йоги много новых ракурсов, лиц и имен. Она стала более спортивной, лечебной и доступной, но при этом сохранила свое предназначение и несет свет в жизнь людей, связывая их со своим истинным «я».

Когда в конце XX века йога из индийских ашрамов переселилась в московские подвалы, она уже прошла огромный путь превращений. За время своего «переезда» с Востока на Запад, который длился не одну сотню лет, древнее учение получило десятки толкований, обросло Федерациями и Советами, Институтами и даже чемпионатами. Безусловно, популяризация йоги привела к ее упрощению, но именно этот процесс и позволил миллионам людей во всем мире встать на путь самосовершенствования.

Азбучные истины. Дословно «йога» - это «упражнение», «объединение», «связь», «гармония». Первые упоминания о йоге относятся к древнеиндийским текстам - Ригведе (собрание религиозных гимнов XVII-XI веков до н. э.), Упанишадам (философские и теологические тексты веков до н. э.), Махабхарате (огромный эпос о потомках царя Бхараты, где самой важной для понимания йоги является поэма «Бхагавад-Гита»). «Бхагавад-Гита» была создана как самостоятельное произведение в VIII-VII веках до н. э. и записана в III-II веках до н. э. В этих текстах йога предстает как совокупность духовных, психических и физических практик, направленных на познание истинной природы своего «я». Знание и практики превращают человека в более совершенное существо.

«Букварем йоги» принято считать «Йога-сутры» мудреца Патанджали, созданные предположительно во II-V веках до нашей эры. О жизни самого Патанджали известно не больше, чем о древнегреческом Гомере - авторе «Одиссеи» и «Илиады»; но сборник из его 195 кратких афоризмов заложил основу классической восьмиступенчатой йоги.

Восемь ступеней - это последовательный курс обучения этическим, физическим и метафизическим аспектам йоги, который лежит в основе большинства современных направлений. Предполагается, что посредством освоения этих ступеней ученик в итоге достигнет главной цели - освобождения. Для него закончится земная жизнь, наполненная страданиями, и начнется другое, безмятежное существование. Впрочем, тревожиться, что йога учит быстрой смерти, не стоит, скорее она помогает продлить земную жизнь, чтобы дать возможность достижения освобождения в текущем воплощении.

Первые две ступени, яма и нияма, - это этические правила йоги, которые обязательно предшествуют «асанам», то есть физическим упражнениям.

Яма включает в себя пять принципов. Первый принцип - ахимса - учит не причинять вред живым существам. Второй принцип - сатья - правдивость - это воздержание не только от лжи, но и от самообмана. Третий принцип - астея - неприсвоение чужого, недопущение воровства. Четвертый - апариграха - отказ от обладания ненужными вещами, от стяжательства. Пятый - брахмачарья - воздержание, отстранение от чувственности в широком смысле. Нужно заметить, что разные учителя йоги склонны давать принципам разную трактовку: так, брахмачарья может считаться в одной традиции полным сексуальным воздержанием, а в другой - сексуальной умеренностью, допускающей близость с одним партнером.

Следующая ступень, нияма , переходит от ограничений к рекомендациям. Считается, что с освоением первой ступени йоги сознание ученика освобождается от пороков и готово принять добродетели, среди которых также выделяют пять основных. Шауча - чистота, внешняя и внутренняя. Сантоша - удовлетворенность тем, что имеешь. Тапас - усердие в практике, самодисциплина. Свадхъяя - самопознание и изучение духовной литературы. Ишвара-пранидхана - вверение себя Высшему началу, посвящение плодов всех своих действий божественной силе. Кроме того, в некоторых других традициях указываются и дополнительные принципы ниямы - это сауманасья (благожелательность), нигара (бесстрастность), ман-дхатар (вдумчивость), аваща (независимость), мантра-видья (знание мантр), дамсанавант (обладание необыкновенной силой) и нишпратидвандва (отказ от наличия противников).

Далее практикующий приступает к асанам - упражнениям, соответствующим третьей ступени. Асаны нужны для тренировки тела. Подход утилитарный: здоровый человек может с легкостью переносить часы неподвижного сидения в медитации. Умение концентрироваться на ощущениях в мышцах облегчает процесс освоения медитативных техник, а вытянутый позвоночник и раскрытые суставы способствуют выравниванию внутренних энергетических каналов. Списка обязательных к выполнению асан «Йога-сутры» Патанджали не дают, но их приводят другие источники, например, «Хатха-йога Прадипика» (датируется XV-XVI веками н. э.). Здесь асаны формируются в определенные последовательности, начинающиеся с цикла Сурья Намаскар («Приветствие Солнцу»), повторенного несколько раз. Затем следуют позы стоя, наклоны, позы сидя, лежа, перевернутые позы и завершающая Шавасана. Так, регулярно практикуя асаны и сделав свое тело выносливым, ученик направляет внимание внутрь и осваивает следующие ступени.

Пранаяма - четвертая ступень йоги, посвящена управлению первичной энергией Вселенной, праной. Пранаяма учит контролировать дыхание с помощью специальных техник. Чередуя глубокое, среднее и поверхностное дыхание, активно используя задержки на выдохе и вдохе, а также направляя дыхание в определенные участки тела, йогин накапливает жизненную энергию и использует ее для своих целей. Все клетки тела (в том числе и головного мозга) в процессе дыхательной гимнастики получают огромное количество кислорода.

Одновременно с успокоением ума и расслаблением тела (приятные «побочные эффекты» от техник пранаямы) накапливается жизненная сила. Важно, что в процессе освоения каждой последующей ступени йоги предыдущая не забывается. Все знания складываются и дополняют друг друга. Так, освоив техники пранаямы, ученик может использовать их для более быстрого прогресса в асанах: разогретое дыханием тело становится гибче и послушнее.

Пятая ступень йоги - пратьяхара , практика отвлечения чувств от объектов, на которые они направлены, удержание состояния «здесь и сейчас». Воспринимать происходящее, но не позволять уму фиксироваться ни на внешних, ни на внутренних объектах, - вот главная задача йогина на этом этапе. Постигнув пратьяхару, ученик начинает воспринимать все явления безоценочно, освободившись от влияния эмоций и чувств, и остается один на один со своим сознанием. Именно пятая ступень является, упрощенно говоря, переходом от «прикладной» йоги к «умозрительным» духовным практикам.

Следующая ступень - дхарана, полная концентрация ума на каком-либо одном объекте. Суетливый поток мыслей останавливается, ум не перескакивает с предмета на предмет и сознание однонаправлено. Глубокая концентрация на одном объекте в течение 12 секунд - это дхарана, а 12 таких дхаран - это уже дхьяна, седьмая ступень йоги.

На этой стадии йогин осознает только то, что он существует, и то, что является объектом его медитации. Упорная практика дхараны и дхьяны в конечном итоге приведет к последней ступени восьмеричного пути - самадхи, состоянию сверхсознания, на котором возникает единство воспринимающего и воспринимаемого, и индивидуальное сознание (как микрокосм) сливается с космическим абсолютом (макрокосмом). Состояние самадхи предшествует полному освобождению - от страданий, вызванных желаниями беспокойного ума, и от перерождений.

Йога - древнее, глубокое, мощное по своему потенциальному воздействию учение, и каждый может почерпнуть из него все, что захочет. Сегодня учение раскрошено на множество простых и прикладных методик. Йога для похудения, йога для беременных, йога для зрения, йога для более эффективных тренировок в каком-либо виде спорта…

Какую бы школу йоги вы ни выбрали, важно помнить, что ни трактаты, ни учителя не заставят вас стать строгим аскетом, принять вегетарианство, петь гимны каким-либо богам или закручиваться в бублик без веской на то причины. Это и не средство, и не цель. Но они обязательно заставят вас обратить внимание на свою жизнь, а не только на осанку. Откуда берутся усталость и суета? Почему такое нагромождение в мыслях, вещах и делах? Что в действительности значит «расслабление», или «принятие», или «важность процесса, а не результата»? Все, чему учит йога, - это осознанность, ответственность и спокойствие. «Йога читта вритти ниродха» - «Йога есть остановка колебаний ума».

Дмитрий Барышников
Преподаватель аштанга-виньяса-йоги
(Ashtanga Yoga School Moscow)

«Если мы говорим о действительно серьезной практике йоги на регулярной основе, то она способна круто изменить и даже перевернуть вашу жизнь. Звучит пугающе? Ничуть. Потому что автопилот «жизни», на который большинство из нас переключились, постепенно преобразуется в жизнь более осознанную, уравновешенную, здоровую и счастливую. Все те мелочи, что вас тревожили, начинают влиять меньше, и вы становитесь более счастливыми».

Кирилл Хазанович
Преподаватель хатха-йоги
(Московская школа йоги на Серпуховской)

«Йога - это многогранная система, которая позволяет с помощью постепенной и регулярной практики соединяться со своим внутренним потенциалом. Йога помогает укрепить физическое здоровье, обрести душевное равновесие, активизирует творческое начало. Благодаря практике улучшается внимание, появляется больше энергии, постепенно исчезают вредные привычки, повышается либидо».

Александр Дудов
основатель школы Апнэа-йоги

«Йога - это умная физкультура, с помощью которой вы разовьете не только гибкость тела, но и гибкость ума. Благодаря упражнениям вы начнете лучше понимать свое тело, начнете его чувствовать - а это первый шаг к пониманию себя, своих внутренних склонностей и талантов. Со временем это позволит вам научиться управлять своей жизнью. Если вы выбираете йогу, шанс прожить долго, радостно и плодотворно, максимально раскрывая свой творческий потенциал, повышается».

Вы уже много слышали о йоге, но не знаете с чего начать? Примите участие в с Татьяной Илларионовой.

Самое сложное в йоге – развернуть коврик. Но сделать это все-таки стоит! Первые шаги в йоге самые важные. Поэтому мы разработали для вас эту программу – она идеально подходит для новичков. Вы окунетесь в практику йоги, узнаете ее основные принципы и почувствуете мгновенный эффект. Yoga Start с Татьяной Илларионовой – это удобный видеокурс, с помощью которого вы легко, весело и c пользой для здоровья сможете начать заниматься йогой!

Ведущая: Татьяна Илларионова – старший тренер по методике Yoga23, руководитель инструкторского состава сети центров «Федерация Йоги».

Что в программе?

  • Что такое йога?
  • Разминка и вводный комплекс
  • Асаны и мудры
  • Энергия в теле: что такое прана?
  • Очистительные техники йоги
  • Пранаяма: почему всё-таки выдох, а потом вдох?
  • Медитация

Курс длится 7 дней и состоит из 7 видео-уроков продолжительностью от 30 до 60 минут.

Все материалы останутся у вас в бессрочном пользовании – вы сможете обращаться к ним в любой удобный момент.

Здравствуйте, друзья!

Каждый раз когда я сообщаю людям, что я работаю инструктором по йоге, они закатывают глаза, разводят руки, соединяют большой, указательный и средний пальцы на каждой руке и произносят звук «оооомммм». По их мнению это то, чем я занимаюсь на своих классах. 🙂

Другие удивляются и говорят: «Круто! А покажи-ка какие-нибудь позы». Многие мужчины считают, что йога только для женщин. Не мужское это дело! Многие женщины думают, что йога — это только растяжка.

После этого напрашивается вывод, что большинство людей не имеют понятия, что же такое йога, и почему она становится все более и более популярной в западном мире.

Причем, когда я начала поиск информации о йоге для своей статьи, стала читать разные источники в интернете, я поняла почему. Большинство статей написаны на сложном языке, с использованием терминов из санскрита, что не то, что простому обывателю, но и сведущему человеку сложно разобраться.

Итак, йога — это совокупность различных духовных, психических и физических практик, пришедших к нам из Индии.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЙОГИ

1. Раджа-йога (царская йога) известна как классическая йога. Ее основная цель контроль ума посредством медитации. Раджа-йога состоит из восьми ступеней, затрагивающих все аспекты человеческого бытия.

Яма — нормы поведения, состоит из пяти элементов (ненасилие, правдивость, воздержание от воровства, самодисциплина — контроль над желаниями и отсутствие алчности).

Нияма — следование религиозным правилам и предписаниям — полное посвящение себя духовным практикам. Состоит также из пяти элементов (внутренняя и внешняя чистота, удовлетворенность, аскеза, изучение священных писаний и повторение мантр, предание себя Богу и поклонение Ему).

Асана - возможность занимать определенные позиции тела для медитации. По-другому упражнение. Асаной называется любая устойчивая, неподвижная поза.

Пранаяма - дыхательная практика, направленная на расслабление ума, очищение тела, наполнение тела энергией. Прана означает «жизненная сила», а «яма» - контролировать, управлять.

Пратьяхара — техника отвлечения чувств от объектов на которые они направлены. Пратьяхара даёт внутреннюю духовную силу. Она позволяет достичь умственного сосредоточения и увеличивает силу воли.

Дхарана концентрация. Настоящая йога начинается со сосредоточенности, которая переходит в медитацию. Умственному сосредоточению способствуют удержание дыхания, половое воздержание, чистая еда, уединение, молчание, нахождение в обществе гуру и ограничение общения с людьми.

Дхьяна — медитация. Ощущение счастья и любви.

Самадхи – освобождение от эго, просветление. Исчезают препятствия и блуждания ума, йогин становится независим от внешнего мира и растворяется в безличностном абсолюте.

2. Карма-йога (йога деятельности») основана на учении «Бхагавад-гиты» — священного индуистского писания на санскрите, и её основной смысл состоит в выполнении предписанных обязанностей без привязанности к плодам труда, без эгоистических мотивов, с единственной целью удовлетворения Бога.

3. Джнана-йога (путь знания) еще одно направление йоги, которое выступает как путь самоосознания, на котором индивид учится отличать реальность от иллюзии и осознает свое тождество c миром, с первоосновой всех вещей.

4. Бхакти-йога -практика бхакти-йоги направлена на культивацию любви к Богу посредством бхакти - служения Богу с любовью и преданностью. Практика бхакти-йоги рекомендуется в ряде священных текстах индуизма, как самый лёгкий и действенный вид йоги.

5. Хатха-йога – самое распрастраненное направление йоги в западном мире, систематизированное Свами Сватмарамой (автором трактата «Хатха йога Прадипика») в 15 веке. Хатха-йога представляется как система подготовки физического тела для сложных медитаций. То есть чтобы тело не болело, не отекало и не немело, тем самым не отвлекало от главного, во время многочасовых сидений в одном положении.

Каждое упражнение хатаха-йоги (асана) воздействует на определённую часть тела, орган или группу органов, улучшая их работу.

За пределами Индии термин «йога» зачастую ассоциируется лишь с хатха-йогой и её асанами, что не отражает духовного и душевного аспектов йоги.

Я считаю, что каждый берет от йоги то, для чего он созрел на данный момент. Если человека интересует йога, как средство для улучшения и укрепления здоровья – это прекрасно. Если он готов к духовным практикам – еще лучше. Самое главное — слушать себя и развиваться в своем темпе.

Если человек готов для определенной информации или опыта, он обязательно это получит из итого или иного источника.

Будьте открыты для развития, и вас ждет удивительная, полная открытий жизнь.

Практикуйте йогу и будьте счастливы!

С искренней симпатией, Олеся.

Йога как философское учение берет свои истоки еще со времен существования цивилизации ариев. Она вмещает в себя основы трактовки происхождения мира и понимания человеческой природы, методы духовного самосовершенствования.

Концепция этого учения имеет огромное количество почитателей. Как особая система древней индийской мудрости, йога состоит из теоретической и практической основ, некоторых разделов, методов и направлений. Она является одной из шести известных ортодоксальных философских школ Индии и одной из даршан.

Философия классической йоги

Чтобы понять философию йоги, нужно сперва разобраться с ее истоками и теоретическими основами.

Йога – философия Древней Индии, основы которой изложены в главном труде этой школы, называемым «Йога-сутра», и комментариях к нему. Его автором является Патанаджали, о котором известно очень мало. Рекомендуем ознакомиться со .

Ранее считалось, что великий учитель, философ и йог жил в Индии во II веке до н.э. Но теперь укрепилось мнение, что это было позже на несколько столетий – во II веке н.э. Патанаджали выступает лишь автором труда, а не всего философского учения, так как упоминание о принципах йогической практики упоминается еще в Ведах, Рамаяне и Махабхарате (в части Бхагавадгита). Сам термин «йога» можно встретить в ранних упанишадах, являющихся комментариями к Ведам.

Приступим к основополагающим понятиям философии классической йоги.

Итак, все бытие в себя включают две субстанции Пракрити и Пуруша. Пракрити представляет собой все материальное в существующем мире. Это то, что можно увидеть, услышать или почувствовать каким-либо другим способом, зарегистрировать высокоточными приборами. Рекомендуем ознакомиться с информацией про .

Под понятием «Пуруша» заключено духовное начало, так называемый вечный Дух. Ишвара – Бог среди всех духовных существ – и есть проявлением Пуруши. Он не создал мир и не управляет им, но ему под силу объединять и разъединять духовное с материальным. Если Пракрити невозможно осознать, то Пуруша обладает сознанием.

Если Пракрити постоянно меняется, то Пуруша не подвержен переменам, поэтому он находится вне времени и пространства. Он является словно наблюдателем за изменяющейся картиной мира.

В учении классической йоги человек, как и весь мир, является неким микрокосмосом, соединяющем в себе Пракрити и Пурушу . Материальное в человеке – это его физическое тело, мысли, эмоции, память и пр. Духовное, то есть Пуруша, представляет его сознание, так называемое «Я» – неизменное и вечное.

Пуруша сознательно направляет Пракрити. Это можно сравнить с заблудившимися в лесу людьми, где Пуруша без ног, а Пракрити слепой. И только объединившись, они смогут пробраться через лес и освободиться.

От привязанности к объективному миру, порождающей желания и ожидания, человек испытывает страдания. Пока мы привязаны к формам Пракрити, мы оставляем в нашем буддхи (инструменте восприятия внешнего мира) отпечатки (васаны), поэтому будет существовать наша Карма – зависимость причинно-следственного характера.

После смерти физического тела васаны остаются, а душа переходит в другую сущность. Это называется реинкарнацией, а череда перерождений – колесом сансары.

Освободиться от страданий возможно, утверждает йога. Именно практика йоги, комплекс упражнений для тела и духа, философские размышления помогут осознать Пурушу, бросить стремления к чему-то материальному, освободиться от привязанностей. После этого осознания душа выходит из колеса сансары. Достигаемое бытие можно сравнить только с Ишварой – нет страданий, но есть осознание.

В рамках классической йоги сформировались разные направления. Их целое множество. Мы же рассмотрим некоторые из них.

Особенности и задачи йоги шивананда

Шивананда йога основана Свами Шиванандой (1887-1963), индуистским духовным учителем . Данное направление отличается комплексностью подхода, так как в нем присутствуют упражнения для достижения расслабления, обучение внутренней концентрации, дыхательные упражнения .


Основатель Йоги шивананда — Свами Шивананда

Йога шивананда основывается на пяти важнейших принципах:

  1. Расслабление. Чтобы достичь максимального духовного, физического и ментального расслабления, необходимо регулярно выполнять Шавасаны (упражнение, выполняемое в определенной позе).
  2. Медитация и Веданта помогают достичь позитивного мышления, что способствует благополучию духовного, ментального, физического.
  3. Регулярность и правильность выполнения асан способствуют укреплению тела, омоложению и восстановлению организма.
  4. Дыхательные техники помогают взять контроль над собственным сознанием.
  5. Путем практики вегетарианства и умеренных ограничений в пище организм человека получает полезные вещества, при этом нет негативного влияния на окружающую среду.

Каждое занятие начинается и оканчивается мантрами, позволяющими с помощью звуковых вибраций положительно повлиять на тело, дух, эмоциональное состояние.

Тантра йога – что это

Еще одно из широко известных направлений йоги – тантра йога. Она представлена системой методов, позволяющих пробудить, трансформировать и осознанно использовать сексуальную энергию. Учение основано на священных текстах – тантрах.

Стоит выделить три основных направлений в рамках тантра йоги:

  1. Черная тантра – направлена на тренировку ментальной силы, позволяющей управлять обстоятельствами и даже людьми. С ее помощью учат осуществлять желания.
  2. Белая тантра – практикуется в группах или парах. Подразумевает выход за пределы желаний и побуждений. С помощью мантр и упражнений достигается энергетическое очищение телесной и ментальной составляющей ученика.
  3. Красная тантра – с помощью сексуальных практик, практикующихся с партнером, можно прийти к духовному или творческому развитию, достичь сексуального блаженства.

Данная практика помогает объединить мужское и женское начало, преодолеть комплексы путем правильного принятия собственного тела, значительно расширить сознание.

Гуру-йога как направление классической йоги

Одной из самых важных практик считается гуру-йога. Ее суть заключается в слиянии ума ученика и духовного учителя. В процессе практики происходит пробуждение Четырех состояний Просветления, когда ученик имеет возможность достигнуть благословения тела, речи и ума. Завершающим этапом практики является слияние ума ученика с умом гуру.

Выделяют три неотъемлемых принципа гуру-йоги:

  1. Желание ученика обучаться.
  2. Готовность ученика к взаимодействию с учителем. Ученик должен отвечать за свои поступки и выбор.
  3. Свобода воли и выбора ученика. Ученик не должен преклоняться учителю и беспрекословно подчиняться ему. Приветствуется только свободный выбор самого ученика.

Теперь понятно, что йога – это философия, образ жизни Индии. Практикуя ее, можно достичь абсолютно разных целей: укрепить тело и дух, улучшить физическое здоровье, приобрести уверенность, избавиться от желаний и страданий или даже освободиться от череды перерождений (сансары).

Каждая из школ йоги предлагает свои методы достижения цели, но при этом в каждой из них делается акцент на гармонии физического, духовного и ментального.

Возможно Вас заинтересует:

Практически каждый слышал о йоге и йогах, но что это такое и кто они такие? Сегодня можно услышать много противоречивых и необычайных историй и случаев, всегда интересных!

Наука это или религия? Если принять к рассмотрению все религии мира, их ответвления, можно увидеть, что их объединяет нечто единое – истины, которым они учат и к которым призывают. Есть результаты опытов отдельных лиц, и только. В христианстве верят во Христа, как в воплощение Бога, и доказательством этой веры множества христиан — есть слова: «Это моё верование». Если обратиться к источнику христианства, то можно найти, что в основе его лежит опыт: «Христос говорил, что видел Бога, ученики говорили, что чувствовали Бога». В Буддизме дело обстоит также, это — опыт Будды, который познавал и проповедовал. Точно также и у индусов, и в других религиях.

В большинстве религий утверждается, что подобный опыт доступен лишь для основателей религий, для тех, кто стоял у истоков. И проверить его нельзя – в настоящее время такой опыт, якобы, считается недоступным, отсюда догматизм религии, когда все принимается на веру.

Но в этом мире, если имел место какой-то опыт, то его можно воспроизвести. И если он был в прошлом, то должна быть возможность — повторить его в будущем.

Человеку нужна истина, ему нужно убедиться лично, овладеть ей, удостовериться и чувствовать её.

Йога ближе к науке, ибо она предлагает практический и научно отработанный метод исследования и познания. Мудрецы говорят: «Вот приёмы, примените их добросовестно, и тогда, если вам не откроется высшая истина, вы будете вправе сказать, что наше учение ложно, отрицать же его, не проверив, не разумно».

Йога – это учение, дошедшее до нас из глубины веков и упоминаемое в самых древних источниках, учение, отголоски которого можно встретить практически во всех религиях, ритуальных практиках и эзотерических школах. Археологические раскопки позволяют с определенностью утверждать, что учение йоги было известно уже за 2,5 тыс. лет до н.э. Именно к этому периоду относят изображения йогов в характерных позах, найденные в раскопках древней культуры Мохенджо-Даро.

Однако, произведения древнего эпоса говорят о еще более раннем происхождении йоги. Йога, это очень древняя наука, уходящая в глубь веков — к древней цивилизации Арктиде, располагавшейся на территории Северного Ледовитого океана. Но к нам, в цивилизацию, Йога пришла уже не с Севера, а с Юга – из Индии, сохранившей это учение.

В эзотерических школах Востока эти знания передавались из поколения в поколение и сохранились в неприкосновенности. Из прошлых тысячелетий до нас дошло много текстов, описывающих Йогу: это Веды, философские тексты Махабхараты, Упанишады, афоризмы Патанджали, Тантра и другие. Однако мистические знания не всегда будут оставаться тайной за семью печатями. Наступающая эпоха даст человечеству доступ к самым сокровенным тайнам Природы.

А кто же тогда йоги? В житейском мире бытуют интересные о них представления:

Йог – это гимнаст, акробат: он умеет принимать разнообразные, самые невероятные позы, стоит на голове, может связаться в узел.

Йог – это факир: он спит на гвоздях, с удовольствием пьет серную кислоту, может надолго задерживать дыхание и пульс.

Йог – это экстрасенс, он может лечить руками и взглядом, обладает ясновидением, яснослышанием и другими невероятными способностями.

Йог – это аскет, человек не от мира сего, он прячется от людей в джунгли, в пещеры, почти ничего не ест и проводит время, созерцая собственный пуп.

Йог – это религиозный фанатик, все помыслы его связаны с культом сверхъестественных сил, он то и дело входит в транс, в экстаз, хочет достичь слияния с божеством и чуть ли не сам становится богом.

Отчасти это мнения верны, но только отчасти, да и то- с оговоркой.

Йог – не гимнаст, хотя он постоянно работает с собственным телом, заботится о его чистоте и поддерживает его в бодром и здоровом состоянии.

Йог – не факир, хотя он действительно, используя свои психические резервы, умеет управлять такими функциями внутренних органов, которые считаются непроизвольными, автоматическими, например, ритмической деятельностью сердца и мозга.

Йог – не экстрасенс в обычном понимании этого слова; хотя действительно может обладать удивительными способностями, никогда не стремится к ним, ради них самих.

Йог – не аскет. Сегодняшний йог живет и совершенствуется среди людей, хотя особенности его тренировки требуют частого уединения (хотя бы на 1-1,5 часа у себя в комнате) и довольно строгих ограничений в жизни (на первых порах).

И, наконец, йог – не фанатик. Хотя он и имеет дело с могучими силами, проявляющимися через его тело и психику, йог не привязан к какой-либо религии, ничто не ущемляет его свободы совести и не посягает на его право выбирать себе ту или иную религию или же оставаться атеистом.

Йога- это всеобъемлющий способ жизни на Земле, позволяющий человеку жить в гармонии с окружающим его миром и самореализовываться в этом мире, независимо от того, где он живет, и в какое время. Йога дает возможность духовного развития, ей нельзя заниматься как, к примеру, футболом. Йог тот, кто живет йогой, не занимается ею, а живет, согласуясь с природными законами, с самой Природой, заботясь не только о себе, но и о Земле и ее ресурсах. Если раньше, человек, желавший духовного развития, стремился к одиночеству: уходил в лес, в горы, жил в пещерах, — то теперь это самый обыкновенный человек, живущий нормальной жизнью, имеющий детей и семью, не отгораживающийся от общества, а, наоборот, помогающий ему в эволюции. Йога это осознанный путь духовного гармоничного развития, доступный каждому, вне зависимости от расовой принадлежности, национальности, пола, религиозных убеждений, возраста.

Пути духовного развития различны для разных людей, и каждый, практикуя Йогу, , только ему необходимый и нужный.

Йога - это целостное и многогранное учение о познании себя и окружающего мира, имеющее тысячелетнюю историю. В древности она была крайне закрытой системой, поскольку техники и практики были очень сильными и давали реальное могущество.

Это наука очень конкретная, в ней много конкретных упражнений и методик, позволяющих реализовать свой внутренний потенциал, раскрыть заложенные в каждом человеке колоссальные физические и ментальные способности, поддерживать себя в прекрасной физической форме.

Занимаясь йогой, человек выходит из «серых будней» в новый, совершенно фантастический и волшебный мир, становится все более открытым, искренним, добрым, начинает жить более яркой, насыщенной, полноценной жизнью.

Учение не только помогает улучшить физическое здоровье, обрести сильное, стройное, выносливое тело, но и позволяет полностью реализовать себя во всех сферах жизни - в работе и учебе, в карьере и бизнесе, в семейных и межличностных отношениях, в профессиональном и личностном развитии и многих других областях человеческой деятельности.

Это внекармический подарок Вселенной, оставленный нам учителями и учительницами древности, которые уже достигли всех целей, о которых только можно мечтать. Они оставили нам знания йоги, чтобы помочь нам как можно быстрее изменить свою жизнь к лучшему, подняться на новый духовный уровень.

Является ли йогой любая система самопознания?

Нет, не является. Йогой можно назвать лишь ту систему самопознания, которая строго придерживается первого принципа йоги, или принципа доброты, и второго принципа, или принципа здравого смысла.

Первый принцип говорит нам, что мы «не должны причинять вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости; если же нет возможности не причинять вреда, то мы должны поступать так, как велит наш долг». Этот принцип является краеугольным камнем любой системы самопознания, без соблюдения его невозможно подняться на новый духовный уровень.

Второй принцип, или принцип логики, говорит нам, что «мы не должны растрачивать свое время и силы по мелочам. Мы должны сперва очень четко осознать свои цели, будь эти цели в работе, учебе, йоге или любой другой сфере деятельности, а затем направлять все свои усилия только на достижение этих целей.

Поэтому прежде чем вовлечься в очередную деятельность, мы должны спросить себя, а ведет ли она нас к цели, и если нет, мы должны безжалостно ее отбросить, какой бы заманчивой она нам не казалась».

Соблюдая первый и второй принципы, мы рано или поздно интуитивно «нащупываем» свой жизненный путь, который называется дхармой,или предназначением, а, идя по нему, мы быстрее достигаем всех намеченных целей и при этом лучше осознаем свой долг.

В чем главный секрет? Как понять, какие упражнения являются упражнениями йоги?

Фундамент всей йоги, основной секрет любого упражнения йоги состоит в гармонии, в правильном сочетании того, где надо себя заставить и того, где можно себе позволить.

Если вы будете только себе позволять, прогресс будет идти медленно, потому что занятия йогой требуют от человека воли, решимости, усилия; напротив, если вы будете слишком форсировать процесс и постоянно «держать себя в узде», не расслабляясь ни на секунду, это тоже замедлит вашу практику. Аскетизм в йоге совершенно необходим, но он должен гармонично сочетаться с расслаблением и получением наслаждения от практики.

В йоге самое главное не то, ЧТО вы делаете, а то, КАК вы выполняете то или иное упражнение. Вы можете скрутиться в три узла и принять самую сложную асану, которая будет выглядеть один-в-один как на картинке, но не будет при этом йогой, а можете принять самую простую позу и получить от нее колоссальный эффект.

Другими словами, мы должны избегать крайностей, соблюдать принцип здравого смысла и очень внимательно прислушиваться к своему телу, к своим ощущениям, эмоциям, чувствам. Любое физическое или ментальное упражнение может как быть, так и не быть упражнением йоги, важен элемент внутренней гармонии и радости от его выполнения.

Как определить, что человек действительно преуспевает в йоге?

Главный критерий успеха только один - это привычка заниматься йогой.Безусловно, и гибкость, и стройность, и ощущение гармонии, и умение сосредотачиваться также являются показателями прогресса в йоге, однако все они вторичны и второстепенны.

Если у Вас выработалась привычка заниматься йогой каждый день - каким бы видом йоги вы не занимались, - то успех Вам гарантирован, теперь это только вопрос времени, когда придут те или иные результаты от практики. Если же такой привычки нет, вы можете очень быстро получить какой-то эффект и также быстро его потерять.

Кроме того, следует помнить, что йогой можно назвать только ту систему самопознания, которая строго придерживается первого и второго принципов - принципов доброты и здравого смысла.

Если человек злой, жестокий, причиняет вред окружающим и не хочет при этом меняться, вряд ли он сможет овладеть практиками йоги на действительно серьезном уровне.

Кто может заниматься йогой, кому она подходит?

Строго говоря, йогой может заниматься любой человек. Даже если в силу тех или иных причин вы не можете заниматься физическими йогами (возраст, проблемы со здоровьем и т.д.), вы можете практиковать другие виды йоги - медитацию, йогу сновидений, йогу визуализации, раджа-йогу и др.

Учение очень многогранное, кому-то больше подходят практики, связанные с волевыми усилиями и аскетизмом, кому-то - с методами энергии и упованием на Абсолют. Любой человек может почерпнуть для себя что-то полезное из широкого арсенала практических методов йоги.

Но, каким бы видом йоги вы не занимались, если вы будете заниматься им честно, целенаправленно, регулярно, если у вас выработается привычка заниматься, вы сможете получить поистине прекрасный результат.

Как понять, что упражнение выполняется правильно?

Не существует в принципе никаких внешних приборов или методов диагностики, чтобы определить, правильно ли выполняется то или иное упражнение в йоге. Ни один внешний наблюдатель не сможет этого сделать, определить это может только сам практикующий.

Вместе с тем йога дает некие ориентиры, как это сделать - при выполнении каждого упражнения в йоге вы должны чувствовать гармонию и состояние радости. Если вы выполняете упражнение, и хочется продолжать его делать, значит, вы выполняете его правильно. Вы можете чувствовать радость от преодоления себя, выполняя позу с усилием, применяя волю, или, наоборот, радость от переживания приятных ощущений в теле, когда поза становится комфортной, но и в том и в другом случае должны быть положительные эмоции.

Если же вы чувствуете боль, дискомфорт, желание выйти из позы, но применяете насилие над своим телом, то вы делаете что угодно, но только не йогу. В йоге считается, что насилие над телом абсолютно не эффективно и не приводит ни к каким долгосрочным результатам. Как сказано в древнем трактате по йоге, «боль и йога - несовместимы, если есть боль - нет йоги, если есть йога - нет боли».

Это основной секрет йоги, это то, что отличает ее от физкультуры и спорта. Именно благодаря методу гармонии вы начинаете лучше ощущать себя, переходите от внешнего мира к внутреннему, начинаете духовно расти. Именно этот метод позволяет Вам получить все полезные эффекты от йоги - развить и отточить свои интеллектуальные способности, научиться планировать и достигать поставленных целей, гармонично выстроить отношения с окружающими и многое-многое другое.

Что конкретно дает йога?

Если кратко структурировать все многообразие получаемых от йоги эффектов, можно ответить на этот вопрос так:

  1. Физическое здоровье, хороший энергетический тонус, прилив энергии и жизненных сил.
  2. Красивое, выносливое, стройное физическое тело.
  3. Психическое здоровье, избавление от стрессов, спокойствие, уравновешенность, внутреннюю гармонию и свободу, ощущение радости и счастья.
  4. Реальные положительные изменения в жизни - более интересная и высокооплачиваемая работа, насыщенная, интересная жизнь, выстраивание более гармоничных отношений с окружающими, высвобождение временного ресурса, достижение всех поставленных целей,
  5. Духовное развитие - человек становится более открытым, добрым, искренним, начинает лучше понимать себя и Вселенную, становится опорой для других людей.

Какие существуют виды йоги?

Видов йоги существует очень много, столько же, сколько существует проявлений жизнедеятельности человека. Как правило, к основным, классическим видам йоги относят хатха-йогу, крия-йогу, мантра-йогу, пранаяму, медитацию. Эти йоги позволяют перестроить свое физическое тело, сделать его более совершенным, выносливым, сильным, помогают обрести ясность сознания, отточить свой разум и интеллектуальные способности.

Эти йоги являются фундаментом для более сложных, экзотических йог, таких как тантра-йога, йога влюбленности, ньяса-йога, бхакти-йога, джнана-йога, раджа-йога, йога сновидений, йога визуализации и многих других. В нашей школе йоги в рамках Открытого Йога Университета изучается около двадцати видов йог - более подробную информацию об этих видах вы можете найти на сайте openyoga.ru.

Как долго надо заниматься, чтобы получить результат?

Никто в мире не сможет назвать Вам четкие сроки, даты и цифры - все зависит от вашей конкретной ситуации, от привычки заниматься, от того, какие цели вы перед собой ставите. Бывает, человек только начинает заниматься йогой, и прогресс идет очень быстро, а потом вдруг «упирается в стену».

В этом случае все зависит только от вас, от вашей воли и целеустремленности, от того, сумеете ли вы реализовать для себя метод гармонии. Но в любом случае, если занятия йогой стали для Вас привычкой, все положительные результаты придут, теперь это только вопрос времени.

Где и когда возникла йога? Где можно найти самые древние первоисточники?

История йоги насчитывает тысячелетия, сейчас не представляется возможным с точностью определить, где и когда возникло это учение. Считается, что в древности йога была распространена среди самых разных народов и стран, отголоски этого учения мы находим в мифах и легендах Европы, России, Скандинавских стран, Ближнего Востока, Египта, Индии.

Затем но неизвестным для нас причинам этот ореол значительно сузился, но по прежнему охватывал достаточно широкое географическое пространство - территорию таких стран, как Афганистан, Пакистан, Таджикистан, страны средней Азии, современной Индии, Непала, Бутана и Тибета, страны юго-восточной Азии. Сейчас этот ореол сузился еще больше, до территории современной Индии, Непала, Тибета и других близлежащих стран.

Что касается имен учителей и основателей йоги, назвать их не представляется возможным, поскольку в древности было не принято привлекать внимание к своей личности, это считалось нескромным. Мы знаем только имена менее поздних последователей йоги, таксик как Патанджали, Вьяса и других.

Поскольку знания йоги в древности передавались из уст в уста, от учителя к ученику, письменные тексты и трактаты по йоге появились уже в сравнительно позднее время. Многие тексты по йоге утеряны, а из тех, что сохранились, многие не переведены не только на русский, но даже ни на один европейский язык.

Одним из самых древних текстов по йоге, который не вызывает сомнений у специалистов-востоковедов, считается трактат «Йога сутра Патанджали». Однако в этом тексте Патанджали скорее приводит системное изложение разных подходов в йоге, обобщая их в стройную последовательность из восьми ступеней, но не излагает всю теорию и практику йоги.

На сегодняшний день можно говорить о том, что истинные знания сохранились в первую очередь в тех школах йоги, которые поддерживали традицию передачи знания от учителя к ученику на протяжении многих поколений.

Может ли йога быть опасной?

Йога - предельно безопасная система самопознания. Как показывает многовековая история, йога умеет себя защитить, сделать так, чтобы могущественные знания и техники не попали в руки человека злого, жестокого, который может причинить вред себе и окружающим. Так хитро устроена наша Вселенная, что даже если знание йоги попадет в руки такого человека, он не сможет им воспользоваться. В йоге есть классические методы и так называемые быстрые методы.

Классические методы практически полностью безопасны, изучать их может любой, но и практиковать их для получения результата надо долго, это требует решимости, мужества, воли. Быстрые методы позволяют достичь цели очень быстро, они поистине способны творить чудеса, но содержат в себе много подводных камней и могут быть опасны для практикующего.

Однако обычно человек неподготовленный не может ими воспользоваться и навредить себе, потому что никто из учителей йоги не будет учить такого человека быстрым методам, а, столкнувшись с ними самостоятельно, он просто не сможет их распознать.

Вместе с тем йога еще и еще раз призывает практикующего быть предельно внимательным к своему телу, помнить про принцип гармонии, не допускать никаких болевых ощущений. Соблюдая метод гармонии и строго выполняя все рекомендации своего учителя, вы никогда не сможете себе навредить. Это касается как классической хатха-йоги, так и всех других видов йоги.

Является ли йога открытым или закрытым учением?

В древности йога была крайне закрытым учением - непосвященных даже близко не подпускали к тайным практикам и техникам йоги. Считалось, что неподготовленный человек в любом случае не сможет ими воспользоваться, но будет вызывать негативные ассоциативные связи у других людей, которые будут отождествлять этого человека с йогой.

Однако за последние 150-200 лет ситуация кардинально изменилась. Такое ощущение, что некоторыми учителями и учительницами йоги было принято решение: все, время настало, человечество уже готово воспринять эту науку, сейчас пора полностью обнародовать знания йоги, донести их до как можно большего числа людей.

Самое интересное, что исторически это совпало с научно-технической революцией, словно учителя йоги ждали момента, когда можно будет очень быстро распространить знания йоги с помощью современных средств цивилизации. На настоящий момент получено благословение учителей йоги на открытое распространение знаний йоги - безусловно, в тех школах, которые являются открытыми, поскольку даже в наше время существует много закрытых школ.

В нашей школе йоги традиции Анандасвами считается, что знания йоги принадлежат всему человечеству, более того, история цивилизации будет во многом будет зависеть от того, сумеют ли люди воспринять это древнее знание и заложенные в нем духовные ценности.

Является ли йога религией?

Нет, не является. Йога крайне уважительно относится ко всем религиям, не выделяя ни одну из них, однако сама не является религией - это система самопознания. Заниматься йогой может человек, придерживающийся любых религиозных взглядов, а также атеист.

В йоге считается, что религия - это личное дело каждого. Йога не противоречит и прекрасно дополняет религию, однако полностью дистанцируется от любых религиозных споров и диспутов.

Как соотносятся между собой йога и наука?

Йога крайне уважительно относится к науке, однако сама не является наукой. Различие между наукой и йогой состоит в точке отсчета: наука пытается познать мир, выбрав внешнюю точку отсчета, в йоге же точка отсчета - это «Я» каждого человека. Кроме того, йога свято соблюдает первый принцип, в йоге считается, что лучше не иметь никакого знания, чем иметь знание, полученное за счет страдания живых существ.

В науке же принципы нравственности и гуманизма не всегда так жестко соблюдаются.Однако в йоге, как и в науке, также призывается оттачивать свой разум, везде, где это возможно, соблюдать принцип логики и здравого смысла, в корне пресекать любую нелогичность и мракобесие. Знания йоги никогда не противоречат обычной логике. Йога прекрасно дополняет науку.

Какие болезни можно вылечить с помощью йоги?

Йога не занимается лечением ни физических, ни психических заболеваний - для этого есть медицина. Йога не подменяет собой медицину, если у вас есть проблемы со здоровьем и вы не знаете, можно ли вам заниматься йогой, обратитесь в первую очередь к своему врачу. Йога рассчитана на «практически здоровых» людей, в остальных же случаях надо подходить к занятиям йоги крайне осторожно.

Безусловно, бывают ситуации, когда с помощью йоги человек излечивался от болезней, которые официальная медицина признала неизлечимыми. Поскольку йога - учение очень сильное, бывает, что она поднимает с постели человека, на котором медики, что, называется, поставили крест, но, еще раз, - никаких гарантий.

Как йога относится к наркотикам?

Крайне отрицательно! Йога считает, что принципиально невозможно достигнуть никаких высот самопознания с помощи химии - будь это галлюциногены, психотропные вещества или любые другие наркотики. Основой духовной самотрансформации является только воля человека и честная, целенаправленная работа над собой, «ускорить» этот процесс с помощью химии невозможно.

Принимая наркотики, человек не только наносит страшный вред своему организму, но и резко деградирует в духовном плане, поэтому йога резко отрицательно относится к любым наркотическим веществам. В XXвеке на западе существовал целый бум, огромный всплеск интереса к наркотикам и галлюциногенам, последователи этих течений были убеждены, что они открывают «новые горизонты сознания».

В йоге это считается страшным мифом, одной из опасных ловушек на пути духовной эволюции человечества.

Существует ли сертификация? Как понять, что инструктор профессионально преподает йогу?

Сам менталитет стран Востока не предполагает, что кто-то возьмет на себя смелость сертифицировать учителей йоги, там нет и не может быть единого центра сертификации. В Индии существует множество разных школ йоги, методы этих школ могут иногда кардинально различаться. Кроме того, на Востоке существует предельная свобода в выборе человеком метода самопознания, метода духовного развития, у них эта свобода соблюдается даже больше, чем у нас «Декларация Прав Человека».

Вместе с тем в некоторых школах Индии и на западе существуют практика сертификации преподавателей йоги, которые закончили обучение в этой школе. Однако сама традиция йоги предполагает, что никакой сертификат не может вам гарантировать, что перед вами действительно учитель йоги или профессиональный преподаватель.

Безусловно, с позиции логики, если вы доверяете какой-либо школе йоги, вероятно, есть смысл доверять и преподавателю, имеющему сертификат этой школы. Но - никаких гарантий, поскольку в йоге в первую очередь важна личность самого преподавателя.

Поэтому выбор только за вами - если, занимаясь йогой под руководством инструктора, вы чувствуете к нему доверие и ощущаете внутреннюю гармонию от выполнения упражнений, есть смысл продолжать заниматься. Если же инструктор обладает сертификатами всех школ йоги, всеми мыслимыми и немыслимыми посвящениями, но лично вы не чувствуете к нему доверия - возможно, вам следует найти другого инструктора.

В чем главная цель йоги?

Главная цель - достижение высочайшего и запредельного состояния счастья, осознания своего высшего «Я», обретение полной свободы от любой обусловленности, любой зависимости. Это состояние называется самадхи. Тантра