Церемония зажжения олимпийского факела. История олимпийского огня, факела, эстафеты

«Посмотрите на факелы прошлых зимних Олимпиад! Их внешность можно описать словами “квадратиш, практиш, гут”. Нашей же задачей было разработать совершенно выдающийся дизайн, с этаким исконно русским “подвывертом”. Но важнее всего – он должен быть душевным. Не просто сухой и функциональный промдизайн, а именно душевный!» – последнее слово Владимир Пирожков произносит с придыханием. Владимир – руководитель центра промышленного дизайна и инноваций AstraRossa Design, где разрабатывался внешний вид факела зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.

Лет семь назад Владимир Пирожков и представить себе не мог, что покинет солнечную виллу в Ницце, вернется в Россию и займется зимним факелостроением. Выпускник Свердловского архитектурного института, он чуть ли не автостопом покинул страну в начале 1990-х и угодил в подмастерья к основателю биодизайна, легендарному Луиджи Колани. Затем успешно работал дизайнером по интерьерам в компании Citroёn, где из-под его пера вышли интерьеры моделей C3, C3 Pluriel, С4 Coupe, С5 и специально «заточенного» под президента Франции Жака Ширака C6 Lignage.

Потом работал в европейском центре Toyota в Ницце, где дослужился до начальника подразделения, которое занимается «автомобилями будущего».

А в 2007 году тойотовский дизайн-центр в Ницце с экскурсией посетил тогдашний министр экономразвития РФ Герман Греф, который и предложил дизайнеру вернуться на родину. Так появился центр AstraRossa Design, дебютом которого стал проект визуального стиля самолета SuperJet 100.

«Задача спроектировать дизайн факела зимней Олимпиады в Сочи свалилась на нас как снег на голову, – говорит Владимир. – Пару лет назад оргкомитет Олимпийских игр проводил конкурс на разработку дизайна олимпийского факела. Мы подали заявку и, конечно, надеялись на попадание в финал, иначе какой смысл участия? Но надежда была осторожной. Почему? Посмотрите, кто разрабатывал дизайн факелов хотя бы двух прошлых зимних Олимпиад: Pininfarina (Турин, 2006) и Bombardier (Ванкувер, 2010). На фоне таких гигантов планетарного масштаба наша компактная российская компания смотрелась просто вызывающе, но мы все же подали заявку. А через месяц нам позвонили из оргкомитета».

Внешность и эргономика

По словам Пирожкова, в дизайне факела нет ни одной прямой, все линии витиеватые, они не западные и не восточные – они наши. Корпус выполнен из литого алюминия. Вставки из красного поликарбоната, выкрашенного изнутри ярко-желтым, создают ощущение внутреннего свечения. Цветовая гамма олицетворяет девиз нашей Олимпиады: «Лед и пламень». А идея дизайна основана на артефакте, который так стремятся получить герои русских сказок, – пере Жар-птицы.

Эргономика факела, рассказывает Владимир Пирожков, поставила немало вопросов. «В отличие от факелов летних Олимпийских игр, зимние должны быть лучше защищены от капризов непогоды. Соответственно, они более мощные и тяжелые, а это накладывает дополнительные ограничения на эргономику. К примеру, факел Ванкуверской олимпиады весит всего 1,8 кг, но в руке неудобен – болтается. А если взять туринский – за 2 кг, но идеально сбалансирован! Мы постарались перенести центр тяжести максимально близко к ручке факела и в итоге сохранили канадский вес и итальянскую эргономику».



Давайте немного отвлечемся от темы и вспомним факелы прошлых олимпиад:

Современную Церемонию зажжения олимпийского огня проводят одиннадцать женщин, изображающие жриц, в ходе которой одна из них зажигает огонь с помощью параболического зеркала, фокусирующего лучи Солнца. Затем этот, однако в разное время использовались и другие способы транспортировки. Кроме основного факела, от олимпийского огня зажигают и специальные лампы, предназначенные для хранения огня на случай, если основной факел (или даже огонь на самих играх) погаснет по той или иной причине. Известен как минимум один случай, когда огонь погас во время игр (Монреаль, 1976, во время ливня).

Традиция зажигания олимпийского огня существовала в Древней Греции во время проведения античных Олимпийских игр. Олимпийский огонь служил напоминанием о подвиге титана Прометея, по легенде, похитившего огонь у Зевса и подарившего его людям.

Традиция была возрождена в 1928 году и сохраняется до сих пор. Во время Олимпийских игр 1936 года, проводившихся в Берлине, впервые была проведена эстафета Олимпийского огня (по идее Йозефа Геббельса). Более 3000 бегунов участвовали в доставке факела из Олимпии в Берлин. На зимних Олимпийских играх огонь зажигался и в 1936, и в 1948 году, но эстафета впервые была проведена в 1952 году перед зимними Олимпийскими играми в Осло, причём брала начало не в Олимпии, а в Моргендале.

Итак, олимпийские факелы , давайте подробнее о некоторых их них.

Факел Олимпиады 1972 в Мюнхене (Германия)

Главной чертой дизайна Игр стали знаменитые пиктограммы спортсменов, разработанные Отлом Айхером. Газовый факел был изготовлен из нержавеющей стали и прошел тесты на выносливость в разных погодных условиях, кроме экстремальной жары. Когда на пути из Греции в Германию температура достигла 46 градусов по Цельсию, пришлось использовать специальный герметичный факел.

Факел Олимпиады 1980 в Москве (СССР)

Судьбой олимпийского факела в СССР занимался специально созданный в 1976 году отдел Управления эстафеты олимпийского огня Игр-1980. Группе специалистов предстояло решить, какими будут форма факела и его внутреннее устройство. Изначально планировалось поручить его изготовление японцам, но советским чиновникам не понравился предложенный ими факел в виде тростника. В итоге разработку перепоручили Ленинградскому машиностроительному заводу им. Климова, причем отвели на это специалистам предприятия всего месяц. Группа инженеров во главе с Борисом Тучиным в установленный срок уложилась, установив тем самым своеобразный рекорд. Всего к Олимпиаде на заводе выпустили 6200 факелов с верхушкой и рукояткой золотого цвета. Внутри факелов помещались баллоны со сжиженным газом, а также специальные шнуры, пропитанные оливковым маслом, что придавало пламени розовый оттенок.

Факел Олимпиады 1992 в Барселоне (Испания)

Выбрать столицу летней Олимпиады-1992 предстояло в 1986 году на 91-й сессии МОК. В числе претендентов была Барселона, делегация которой использовала во время презентации интересный ход. На карте Европы горящие факелы отмечали столицы прошлых Олимпиад, а вот Иберийский полуостров тонул во тьме. Задумку испанцев оценили, и Барселона получила право провести игры. Оставалось лишь создать факел, который не был бы похож на предыдущие. Столь ответственное задание доверили индустриальному дизайнеру Андре Рикарду. Его целью, как он сам это сформулировал, было придать факелу «латинский характер». В результате Рикард создал один из самых оригинальных факелов за всю историю Олимпиад. По форме он напоминал длинный гвоздь, «шляпка» которого случила чашей для огня. Необычный факел смогли оценить жители 652 населенных пунктов, по которым прошла эстафета олимпийского огня.

Факел Олимпиады 1994 в Лиллехаммере (Норвегия)

Впервые Зимние и Летние Олимпийские игры начинают проводится поочередно через каждые два года. Этот тонкий факел прошел тесты на устойчивость при ветреной погоде. Дело в том, что на стадион Лиллехаммера его внес прыгун с трамплина, держа факел в полете на вытянутой руке. И снова, как и перед Олимпиалой в Осло, огонь был зажжен не в Греции, а в норвежском Мордегале. На этот раз эстафета огня растянулась на 12 тысяч километров. Но неожиданно греки заявили протест, призывая организаторов норвежских Игр вернуться к традиции. В результате огонь из Греции был все-таки доставлен к открытию Игр, и именно от него зажгли факел, который и доверили прыгуну с трамплина.

Факел Олимпиады 1996 в Атланте (США)

Летняя Олимпиада-1996 в Атланте проходила в год 100-летнего юбилея современных Олимпийских игр. И поэтому разработчики дизайна олимпийского факела решили отдать дать античной традиции. Над внутренним устройством работала команда специалистов из технологического университета Джорджии, а за внешний облик отвечал дизайнер Малколм Грир. Именно он придумал выполнить факел в виде связки тростника. Число алюминиевых стеблей должно было символизировать 26 летних Олимпиад, прошедших с 1896 года. Но несколько трубок расплавилось, и в итоговом варианте стеблей было 22. Также форма факела отсылала к прямым линиям классической греческой архитектуры. Факел Игр в Атланте стал самым длинным в истории всех Олимпиад и единственным с захватом посередине. Права зажечь им олимпийский огонь на церемонии открытия Игр удостоился легендарный Мохаммед Али.

Факел Олимпиады 1998 в Нагано (Япония)

Факел сделан по подобию традиционных японских факелов Таймацу, но с некоторыми современными элементами. Он был целиком из алюминия, а горел на основе пропана — и считался самым экологически чистым из всех сделанных до тех пор. Шестиугольная форма верхушки факела символизирует снежинку, а серебряный цвет — зиму. Честь внести Олимпийский огонь на стадион Нагано выпало британцу Крису Муну, потерявшему руку и ногу в Мозамбике, где обезвреживал противопехотные мины. Под шквал оваций Мун пробежал по стадиону, несмотря на то, что вместо одной из ног у него протез.

Факел Олимпиады 2000 в Сиднее (Австралия)

Когда на 101-й сессии МОК право принять Олимпиаду получил австралийский Сидней, многие задумались о том, насколько длинной получится эстафета олимпийского огня. В итоге ее протяженность составила 17 000 км. Факел с олимпийским огнем доставляли пешком, поездами, велосипедами, байдарками, паромом, самолетом, верхом на лошадях и даже под водой. Последний отрезок пути аквалангисты проплыли с факелом сквозь расщелины Большого Барьерного рифа. За четыре года до старта игр олимпийский комитет Австралии устроил тендер среди четырех десятков местных дизайн-бюро и в итоге остановил выбор на Blue Sky Design. Источниками вдохновения для проектной группы послужили здание Сиднейской оперы, Тихий океан и охотничий бумеранг. В результате факел сиднейской Олимпиады получился многослойным, причем каждый из слоев олицетворял отдельную стихию: землю, воду и огонь.

Факел Олимпиады 2002 в Солт Лейк Сити (США)

Дизайн факела в виде сосульки, сделанной из серебра и меди со стеклянным наконечником, призван проиллюстрировать девиз Олимпиады в Солт-Лейк-Сити: «Зажги огонь в себе». Язык пламени как бы пробивается сквозь лед. Наряду со спортсменами в эстафете участвовали родственники тех, кто погиб в результате трагических событий 11 сентября в Нью-Йорке.

Факел Олимпиады 2004 в Афинах (Греция)

Факел афинской Олимпиады был представлен общественности за год до старта игр. Его создателем стал промышленный дизайнер Андреас Варотсос, до этого занимавшийся разработкой офисной мебели. Основными материалами, из которых был изготовлен факел, стали оливковое дерево и металл. Первое должно была символизировать древнюю историю Греции, а второй - современность. Афинский факел, форма которого напоминала скрученный лист оливы, получился весьма лаконичным и даже скромным, но это не смущало представителей олимпийского комитета Греции. Хуже оказалось то, что факел оказался технически несовершенным: его неоднократно задувало ветром в ходе эстафеты олимпийского огня, а в довершение всех бед пламя погасло прямо в храме Геры в момент торжественной передачи Олимпийского огня президенту оргкомитета афинских игр Иоанне Ангелопулу-Даскалаки.

Факел Олимпиады 2006 в Турине (Италия)

Знаменитая итальянская дизайнерская фирма Pininfarina, работающая с такими гигантами автомобилестроения, как Ferrari, Maserati, Rolls-Royce и Jaguar, решила попробовать себя и в создании олимпийской символики. По форме факел напоминает лыжу, а пробивающиеся сквозь отверстия языки пламени создают иллюзию огненного шара. Однако, несмотря на изящный дизайн, этот факел был подвергнут критике со стороны представителей различных Олимпийских комитетов за то, что оказался слишком тяжелым. Многие спортсмены чувствовали себя не слишком комфортно, неся почти двухкилограммовый факел.

Факел Олимпиады 2008 в Пекине (Китай)

Почти год команда дизайнеров и технических специалистов работала над созданием факела пекинских Олимпийских игр 2008 года. Столь ответственное задание было поручено IT-компании Lenovo - известному производителю компьютеров. Факел пекинских Игр был выполнен в виде свитка, ведь именно бумага считается одним из великих изобретений Китая. Главными цветами факела стали красный, символизирующий торжество победы, и серебристый. А оформить его верхнюю часть было решено узором из облаков, который часто встречается в живописи и элементах интерьера в Китае. Факел Олимпиады-2008 стал одним из самых технологичных и экологичных в истории и даже получил название «Облако надежды». Он был сделан из сплава алюминия и магния, а в качестве топлива в нем использовался пропан, не загрязняющий в процессе горения атмосферу и не причиняющий вреда легким спортсменов.

Факел Олимпиады 2010 в Ванкувере (Канада)

Дизайн этого факела придумали художники компании-производителя транспортных средств Bombardier и Hudson’s Bay Company. Его длина — 94,5 см, а вес — 1,6 кг. Форма факела напоминает следы лыж на снегу, а также канадский ландшафт. Боковые отверстия для горения вырезаны в форме кленового листа. На белоснежном факеле изображена эмблема Олимпийских игр в Ванкувере — Инукшук. Инукшук — это нагромождение камней в форме человечка с разведенными в стороны руками. Коренные жители региона, инуиты, устанавливали их в качестве дорожных указателей.
Десятки инженеров и дизайнеров в течении двух лет разрабатывали и тестировали далеко не простое устройство факела. Пришлось создавать специальное топливо (смесь пропана и изобутана), которое бы горело при низкой температуре. Особая конструкция воздухозаборных отверстий формирует пламя в виде развивающегося флага.

Факел Олимпиады 2012 в Лондоне (Великобритания)

Ровно за 100 дней до старта лондонской Олимпиады публике был представлен факел грядущих Игр. Его разработку доверили жителям британской столицы - дизайнерам Эдварду Барберу и Джею Осгерби. Прежде чем приступить к работе, каждый из них получил 80-страничное описание требований с изображениями всех ранее существовавших моделей олимпийских факелов. Для игр в Лондоне дизайнеры придумали факел треугольной формы, выполненный из алюминиевого сплава. Выбор материала сумел одновременно обеспечить его легкость и прочность, а три грани символизировали не только слова олимпийского девиза «Быстрее, выше, сильнее», но и третью по счету Олимпиаду в Лондоне. Кроме этого, оригинальной оказалась нанесенная на факел перфорация: 8000 круглых отверстий символизируют число факелоносцев, которые приняли участие в эстафете олимпийского огня.

А теперь вернемся к нашему факелу 2014.

Внутренний огонь

«Перо Жар-птицы» – это лишь внешняя оболочка. Горючую начинку разработали специалисты крупного российского оборонного предприятия – Красноярского машиностроительного завода, «Красмаша». Система горения состоит из трех основных частей: газового баллона, крана и горелки-испарителя.

Инженеры-ракетчики могли бы использовать чистый промышленный пропан, который отлично горит и имеет довольно низкую температуру кипения, –42°С, что немаловажно в условиях русской зимы. Однако чистый пропан имеет октановое число 100 единиц, взрывоопасен и невозможен для использования по требованиям безопасности. Поэтому была выбрана смесь пропана с бутаном в безопасном соотношении 80:20. Этой сжиженной смесью специально сконструированный под форму корпуса баллон, давление в котором составляет 12 атм, наполнен на половину своего объема.

60 г газа хватает примерно на 8–10 минут горения. Опять же из соображений безопасности забор газа производится именно из жидкой фракции (трубка-заборник опущена на дно баллона). Казалось бы, работать с газообразной фракцией удобнее – в системе поддерживается практически постоянное давление, и пламя очень стабильно.

Но если такой факел резко наклонить или перевернуть, произойдет «захлестывание» заборника жидкости и, как следствие, перебой системы горения. Тем не менее факел московских Олимпийских игр 1980 года был сделан именно так! Дело в том, что тогда факелоносцами были профессиональные спортсмены, которым было приказано

держать факел строго вертикально, и они четко соблюдали это правило. Кстати, из более чем 6000 московских факелов погасло всего 36 штук, что, по сравнению с другими олимпиадами, отличный показатель.



Ясным пламенем

При открытии игольчатого клапана газ по трубопроводу через первый жиклер (калиброванное отверстие для подачи строго определенного количества топлива) поступает в трубку испарителя, спирально намотанную на корпус горелки, где, нагреваясь, переходит в газообразное состояние. А затем через еще один жиклер газ вырывается наружу ясным пламенем.

Но не слишком ясным: смесь должна быть переобогащена горючим газом. В этом случае в пламени образуются частицы углерода (попросту говоря, сажа), которые и светятся желтым светом, делая огонь мощным и хорошо заметным. Однако важно соблюсти баланс: такое пламя менее устойчиво, чем полностью сгорающая смесь. Сама горелка может работать красиво, но корпус факела сильно ограничивает приток воздуха.

Если сделать отверстия в нижней части корпуса, факел станет напоминать паяльную лампу, расход топлива резко увеличится, а само пламя будет едва заметным – прозрачно-синего цвета. Сделаем отверстия по бокам корпуса – тоже получим почти невидимое пламя, температура горения которого при сильном боковом ветре очень высока, что приводит к риску плавления элементов корпуса. Во избежание этого инженеры «Красмаша» поместили горелку на дно специального тугоплавкого стакана, а по его периметру накрутили нихромовую нить.

При горении факела нить выполняет роль спирали для калильного зажигания – раскаляется докрасна и поджигает газовоздушную смесь, если пламя «сорвет» сильным порывом ветра.

Казалось бы, все предусмотрено, проверено, испытано. Но дьявол, как известно, кроется в мелочах.



Разбор полетов

6 октября 2013 года погода стояла неплохая. Солнце часто подмигивало из-за облаков, дул слабый ветерок, всего лишь 1 м/с. И все же факел погас. Прямо под стенами Кремля, на 20-й секунде забега в руках у 17-кратного чемпиона мира по подводному плаванию Шаварша Карапетяна. Этот случай получил особый резонанс еще и потому, что «прикурил» погасший факел оказавшийся поблизости сотрудник ФСО – и не олимпийским огнем из специальной лампадки, а обычной зажигалкой.

(Кстати, это был не первый такой случай в истории: в 1976 году в Монреале мощный порыв ветра с дождем потушил даже не факел, а олимпийский огонь в чаше стадиона, а оказавшийся поблизости техник, недолго думая, поджег его обычной зажигалкой. Позднее, конечно, для соблюдения традиции огонь был потушен и вновь зажжен от «оригинала», как и в Москве). И это было только начало: за следующие два дня «прикуривать» «перо Жар-птицы» от специальной лампадки с олимпийским огнем пришлось четыре раза.

Причина была найдена довольно быстро. Для корректного процесса горения необходимо полностью открыть канал подачи газа. В противном случае несвободный канал может повлиять на устойчивость пламени. Но игла клапана имеет небольшой люфт в обжимающей ее обойме и может свободно вращаться вокруг продольной оси. Сделано это специально, чтобы не деформировать края запираемого канала.

С другой стороны, нужно, чтобы кран открывался при повороте на четверть оборота, а дальнейший поворот был ограничен упором. Делается это для обеспечения эргономичности факела. Поворачивать кран более чем на 90 градусов просто-напросто неудобно: нужно неестественно выворачивать кисть или просить кого-нибудь о помощи. В итоге оказалось, что при повороте ручки крана на четверть оборота отклонение иглы из канала недостаточно открывает его. Понятно, что в какой-то момент игла может вновь перекрыть канал! Вопрос решили полным открыванием крана. В результате число погасших факелов сразу же заметно сократилось.

Разве могли специалисты «Красмаша», мощного предприятия с безупречным продуктом, допустить просчет? Как утверждает Владимир Пирожков, это обычная часть рутинной конструкторской работы: «По условиям Международного олимпийского комитета факел должен гореть только один раз и только олимпийским огнем. То есть… каждый факел отправляется на эстафету без испытаний, прямо с конвейера.

Но для любого машиностроительного завода (и «Красмаш» не исключение) запустить с нуля серийное производство без многоуровневых квалификационных испытаний готовых изделий – это нонсенс. У любого производства в любой стране есть определенный опытный процент некондиции, он как раз и отсеивается в процессе испытаний. По результатам которых, кстати, в производственный процесс вносятся коррективы, чтобы уменьшить этот процент. А производство факелов из этой схемы полностью выбивается.

Разумеется, была партия изделий, предназначенных именно для испытаний. Эта спонтанная выборка из серии вела себя идеальным образом. Что только не делали с факелами: обдували в аэротрубе, поливали водой, морозили при –40°С, роняли в сугроб – и хоть бы что! Вот такие удачные экземпляры попались. Испытывать остальные 16 000 изделий «Красмашу» было запрещено.


На ошибках учатся

Факел олимпийского огня – главный символ любой Олимпиады. Отношение к нему всегда подчеркнуто сфокусированное. Но погасшие факелы были на всех Олимпийских играх, просто эти случаи не получили широкой огласки. Олимпийские игры 2014 года в Сочи освещаются очень широко и ярко, и поэтому может сложиться впечатление серьезных технических проблем. На самом деле никакой трагедии в погасших факелах нет. «Канадцы испытывали колоссальные проблемы с факелом Олимпийских игр в Ванкувере, – поясняет Владимир Пирожков. – Его разрабатывал, напомню, канадский промышленный гигант Bombardier.

Из произведенных 7000 экземпляров погасло 146. А при сильном ветре температура пламени ванкуверского факела повышалась до такой степени, что начинали плавиться пластмассовые элементы конструкции, и позднее прямо по ходу эстафеты разработчики привинчивали к факелу специальные огнеупорные щитки. (Первый факел начал плавиться чуть ли не прямо в руках у премьер-министра Канады Стивена Харпера, который давал старт эстафете Олимпийского огня. – «ПМ».) И это, вообще говоря, нормальная практика. За годы своего существования Международный олимпийский комитет выработал условие считать нормой ситуацию, когда число погасших факелов не превышает 5% от общего их количества.

Эстафета олимпийского огня всегда сопровождается специальной командой, которая несет в нескольких лампадках огонек, аутентичный тому, что зажигают на греческом Олимпе. От него и поджигают потухшие факелы. Наша эстафета – самая длинная в истории – более 65 000 км. В ней задействовано рекордное количество факелов. В экстремальных условиях (Северный полюс, Заполярье) факел ведет себя очень надежно. 16 000 штук изготовил «Красмаш», из них число потухших вряд ли превысит 2%. Учитывая наши суровые климатические условия, это очень неплохой результат.

Мистический рок довлеет над олимпийскими факелостроителями всех времен и народов, какими бы маститыми они ни были. Трудно усомниться в компетенции специалистов Bombardier, производителя самолетов и железнодорожного транспорта, или грозного «Красмаша». Десятками гасли и туринские факелы, хотя их разработчик и производитель, всемирно известная компания Pininfarina, умеет проектировать объекты посложнее – автомобильные кузова для Ferrari, Rolls-Royce и Jaguar. Рациональное объяснение тем не менее существует.

«Нет в природе компаний, систематически занимающихся разработкой олимпийских факелов, – констатирует Владимир Пирожков, – и мы очень гордимся сотрудничеством с оргкомитетом “Сочи-2014” и легендарным заводом “Красмаш”! – Соответственно нет накопленного и зафиксированного опыта. Каждой стране приходится начинать с нуля. И создается впечатление, что всякий раз инженерная мысль работает примерно одинаково: “Да не вопрос! Подумаешь, большую зажигалку смастерить!”.

И хотя действительно технология газовой горелки отработана до мелочей, как только ее пытаются одеть в рубашку оригинального корпуса – начинается самое интересное. Рассказ о вопросах, с которыми столкнулись наши специалисты при разработке факела, уверен, будет полезен для будущих олимпийских факелостроителей».

А вот например , а вот . Напомню вам и Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Сейчас Олимпиаду проводят в разных городах нашей планеты. Но по традиции история олимпийского огня начинается на его родине – в Греции . А началась эта традиция в 1912 году . Историк, педагог и общественный деятель Кубретен придумал эту идею и создал загадочный ритуал зажигания священного олимпийского огня, считающегося живым, так как загорается он от солнечного света. Специальный вогнутым зеркалом солнечные лучи собираются в один тонкий луч, от которого факел сперва начинает дымиться, а потом вспыхивает ярким пламенем.

На родине олимпийских игр в Олимпии , где древние развалины старинных зданий помнят победителей древних олимпиад, и зажигается этот факел олимпийского огня , который потом отправляется в путешествие через весь огромный земной шар.

«Нет ничего благороднее солнца, дающего столько света и тепла.
Так и люди прославляют те состязания, величественнее которых нет ничего, – Олимпийские игры»
(с) Пиндар

Древняя история Олимпийского огня

Эти хвалебные слова были произнесены более двух тысяч лет назад, но в памяти людей они сохранились до сих пор. Каждую Олимпиаду смотрят миллиарды людей по всей планете, болея за свою страну.
Такое старинное спортивное состязание не могло обрасти за эти годы многими мифами и легендами. Так считается, что начало Олимпиаде дали греческие боги, цари и великие герои. Но известно одно – первая Олимпиада была проведена в Греции в 776 году но нашей эры , почти 3000 лет назад. Вдумайтесь, что еще дошло до нас из такой глубокой древности?

Первые Олимпиады проходили Олимпии , небольшом городке в Греции. В роще рядом с городом недалеко от реки Алфей, там, где в нее впадает ручей Кладей, находился священный круг Зевса . В честь него, верховного Бога греков берет начало история олимпийского огня . Там проводились первые Олимпийские игры, которых тогда успело пройти более 300. Там, у подножия холма Кронос была священная территория, куда людям вход был разрешен лишь раз в четыре года – во время Олимпиады.

В настоящее время Олимпия – это небольшой провинциальный город, который, как и почти вся Греция, живет за счет наплыва туристов, желающих своими глазами взглянуть на древние развалины олимпийской арены, побродить по ней и попытаться понять, как же проходили состязании у древних людей.

Не удивительно, все в Олимпии говорит о древней Олимпиаде – названий улиц, гостиниц, магазинов, меню в ресторанах и сувенирных лавках. Из интересного можно отметить лишь археологический музей и музей, посвященный Олимпиаде. Больше задерживаться там незачем, так что можно смело переходить по мостику ручей Кладей и отправляться в священную рощу . Сейчас вход открыт всем, на входе темный мрамор ступеней и украшения из священного ракушечника. В самой роще можно дотронуться рукой до священной оливы, венком и ветвей которых венчали победителя Олимпиады. Если прогуляться по роще, то можно найти развалины древнего храма и олимпийской арены, которые не пощадили ни время, ни землетрясения.

Есть версия, что олимпийский факел связан с еще одним героем греческого эпоса – Прометеем . За что, что он пришел на Олимп, украл из кузницы Гефеста священный огонь, спрятал его в тростниковый посох и принес людям, Прометей был жестоко наказан. На долгие годы его приковали к скале, и каждый день орел прилетал и клевал его печень, пока герой Геракл не освободил его.

Огненный факел священного огня , что отдал Прометей людям, символизирует стремление к совершенству, а разве не это является целью Олимпиады? Также есть исторические упоминания о том, что в некоторых областях Греции Прометея считали Богом людей, и в честь него устраивали Прометейи – соревнования бегунов с зажженными факелами, воссоздающими древнюю легенду.

Древние Олимпийские игры проходили практически до 400 года нашей эры . Но с принятием императором Греции Феодосием I христианства, начались преследования языческой веры и всего, что с ней связаны. Олимпийские игры, как прославляющие языческих богов, были запрещены указом императора в 394 году. Олимпийский огонь погас практически на 1500 лет, когда история олимпийского огня началась заново.

Новая история олимпийского огня

Позднее, уже во времена Эпохи Ренессанса, Эпохи Возрождения, когда интерес к греческой культуре, архитектуре и искусство проснулся с новой силой, вспомнили и про традицию олимпийских игр . И вот в 19 веке их снова решают возродить. Было даже проведено 4 игры в 1859, 1870, 1875 и 1879 годах, которые особого успеха в международных отношениях не имели, но положили начало развитию современных Олимпийских игр.

История олимпийского огня и тех Олимпийских игр международных соревнований, которыми они стали сейчас, никогда бы не получила такого продолжения и развития, если бы не общественный деятель, историк и педагог Пьер Де Курбетен , который радел за спорт и хотел сделать его интернациональным, объединив под Олимпийскими играми народы всего земного шара.

Первая Олимпиада прошла в столице Греции на Панафинийском стадионе в 1896 году . Тогда не шибко большой стадион, рассчитанный на 70 тысяч мест, сумел приютить 80 тысяч желающих. Но тогда традиция Олимпийского огня еще не была возрождена.

Впервые со дня закрытия древней Олимпиады, олимпийский факел был зажжен в Амстердаме , на стадионе которого проводила Олимпиада 1928 года. Но в исторических хрониках не ни слова о том, что этот олимпийский огонь был зажжен именно в Олимпии, традиционном месте проведения олимпийских игр.

Так что началом новой истории олимпийского огня можно считать 1936 год . Именно тогда во время летней Олимпиады состоялась первая факельная эстафета. И факел, зажженный в Олимпии, был доставлен на место проведения Олимпиады, проделав путь в 3075 километров из Греции через Болгарию, Югославию, Чехословакию, Венгрию, закончив путешествие в Германии.
Морская история олимпийского огня началась в 1948 году , когда олимпийский факел совершил свое первое путешествие через море.

Сегодня традиция зажигать факел в Олимпии на своей исторической родине и доставлять его на арену, где будут проходить соревнования, через половину земного шара, моря, океаны, другие страны и континенты, прижилась и окрепла, никто уже не представляет себе Олимпийские игры без традиционного олимпийского огня – факела.

Зажжение олимпийского огня в Олимпии

Зажженный факел несут бегуны-факелоносцы, не прерывая эстафету даже на ночь, лишь сменяя дергунов. Никакие погодные условия тоже не могут прервать этот путь. И в дождь, и в град, и в метель пылает яркий олимпийский огонь. Даже горы не становятся преградой для факелоносцев. В 2008 году по дороге на Олимпиаду в Пекина олимпийский огонь побывал на Эвересте – самой высокой горе мира, высотой 8844 метра.



План:

    Введение
  • 1 Эстафета
  • 2 Церемония зажжения Олимпийского огня
  • 3 Персоналии, получившие право зажечь олимпийский огонь
    • 3.1 Летние Олимпийские игры
    • 3.2 Зимние олимпийские игры
  • 4 Способы транспортировки олимпийского огня

Введение

Генрих Фридрих Фюгер. Прометей приносит огонь людям (1817)

Олимпи́йский ого́нь - один из символов Олимпийских игр. Его зажигают в городе проведения игр во время их открытия и он горит непрерывно до их окончания.

Традиция зажигания Олимпийского огня существовала в Древней Греции во время проведения античных Олимпийских игр. Олимпийский огонь служил напоминанием о подвиге титана Прометея, по легенде похитившего огонь у Зевса и подарившего его людям.

Традиция была возрождена в 1928 году и сохраняется до сих пор. Во время Олимпийских игр 1936 года, проводившихся в Берлине, впервые была проведена эстафета Олимпийского огня (по идее Геббельса). Более 3000 бегунов участвовали в доставке факела из Олимпии в Берлин. На Зимних Олимпийских играх огонь зажигался и в 1936 и в 1948 году, но эстафета впервые была проведена в 1952 году перед Олимпийскими играми в Осло, однако она брала начало не в Олимпии, а в Моргендале.

Обычно зажжение огня доверяют известному человеку, чаще всего, спортсмену, хотя бывают и исключения. Считается большой честью быть избранным для проведения этой церемонии.


1. Эстафета

В настоящее время олимпийский огонь зажигают в Олимпии (Греция), за несколько месяцев до открытия игр. Одиннадцать женщин, в основном актрисы, изображающие жриц, проводят церемонию, в ходе которой одна из них зажигает огонь с помощью параболического зеркала, фокусирующего лучи Солнца. Затем этот огонь доставляют в город, проводящий Олимпийские игры. Обычно используют факел, который несут бегуны, передавая его друг другу по эстафете, однако в разное время использовались и другие способы транспортировки. Кроме основного факела, от олимпийского огня зажигают и специальные лампы, предназначенные для хранения огня на случай, если основной факел (или даже огонь на самих играх) погаснет по той или иной причине. Известен, как минимум, один случай, когда огонь погас во время игр (Монреаль, 1976, во время ливня).

Во время проведения Олимпиады в Лондоне (1948) - первых Олимпийских игр после Второй мировой войны - первым факелоносцем стал капрал греческой армии, который перед началом эстафеты олимпийского огня снял свою военную форму и оружие в знак священного перемирия.

Сюрпризы начались уже в 1952 году. Организаторы зимних игр решили отказаться от традиционной идеи зажжения олимпийского огня. Источником огня стал камин в доме-музее пионера норвежского лыжного спорта Сандре Норгейма. Весь эстафетный путь был проделан на лыжах. В том же году огонь Летней Олимпиады в Хельсинки часть пути (из Греции в Швейцарию) пролетел на самолёте. Кроме того, в Финляндии, он был смешан с пламенем, зажжённым от незаходящего полярного Солнца.

В 1928 году была построена специальная башня в Амстердаме для Олимпийского огня.

В 1964 году эстафета олимпийского огня была очень короткой. Огонь самолётом был доставлен из Афин в Вену, а оттуда в Инсбрук.

Эстафета олимпийского огня Олимпиады в Мехико повторила большей частью путь путешествия Христофора Колумба.

В 1976 году для того, чтобы перебраться из Европы в Америку, часть энергии пламени была преобразована в лазерный луч, который через спутник был отправлен в Оттаву, где эстафета продолжилась.

В 1992 году огонь был зажжён горящей стрелой, выпущенной из лука параолимпийцем Антонио Роболло.

С 1996 года организацию и спонсирование эстафеты олимпийского огня осуществляет компания Кока-Кола. Используя свои общественные программы, компания активно участвует в отборе факелоносцев.

В 2000 году в Сиднее олимпийский огонь даже успел около трёх минут пробыть под водой.

Первая кругосветная эстафета олимпийского огня состоялась перед открытием Олимпиады 2004 года в Афинах. Путешествие длилось 78 дней, за которые была покрыта дистанция длиной 78 000 километров и задействовано 11300 факелоносцев.

Международным олимпийским комитетом принято решение о прекращении международных этапов эстафеты олимпийского огня, и ограничении её лишь территорией страны, принимающей Олимпиаду.


2. Церемония зажжения Олимпийского огня

Эстафета завершается на центральном стадионе столицы игр, в конце церемонии их открытия. Последний участник эстафеты зажигает огонь в чаше, установленной на стадионе, где он продолжает гореть до окончания игр.

Организаторы игр стараются придумать оригинальный способ зажжения огня в олимпийской чаше и сделать это событие запоминающимся. Подробности церемонии держатся в тайне до самого последнего момента. Кому будет поручено зажечь огонь, обычно, также заранее не сообщается. Как правило, это поручают известному спортсмену страны-хозяйки Олимпиады.


3. Персоналии, получившие право зажечь олимпийский огонь

3.1. Летние Олимпийские игры

Год Город/Страна Факелоносец Специализация
1936 Берлин/Германия Фриц Шильген Лёгкая атлетика
1948 Лондон/Великобритания Джон Марк Лёгкая атлетика
1952 Хельсинки/Финляндия Пааво Нурми Лёгкая атлетика
1956 Мельбурн/Австралия Рон Кларк, в Стокгольме - Ханс Викне Лёгкая атлетика
1960 Рим/Италия Джанкарло Перис Лёгкая атлетика
1964 Токио/Япония Йосинори Сакаи Студент, родившийся 6 августа 1945 года,
в день атомной бомбардировки Хиросимы
1968 Мехико/Мексика Норма Энрикета Басилио де Сотело Лёгкая атлетика
1972 Мюнхен/Германия Гюнтер Зан Лёгкая атлетика
1976 Монреаль/Канада Стефан Префонтэн и Сандра Хендерсон Спортсмены в возрасте 18 и 16 лет,
олицетворение олимпийской смены
1980 Москва/СССР Сергей Белов Баскетбол
1984 Лос-Анджелес/США Рафер Джонсон Десятиборье
1988 Сеул/Южная Корея Чон Сун-Ман, Ким Вон-Тхак, Сон Ми-Чун Лёгкая атлетика
1992 Барселона/Испания Антонио Реболло Стрельба из лука
1996 Атланта/США Мохаммед Али Бокс
2000 Сидней/Австралия Кэти Фримэн Лёгкая атлетика
2004 Афины/Греция Никос Какламанакис Виндсёрфинг
2008 Пекин/Китай Ли Нин Спортивная гимнастика

3.2. Зимние олимпийские игры

Год Город/Страна Факелоносец Специализация
1948 Санкт-Мориц/Швейцария Ришар Торриани
1952 Осло/Норвегия Эйгил Нансен Внук Фритьофа Нансена
1956 Кортина д"Ампеццо/Италия Гвидо Кароли Конькобежный спорт
1960 Скво-Вэлли/США Кеннет Хенри Конькобежный спорт
1964 Инсбрук/Австрия Йозеф Ридер Горнолыжный спорт
1968 Гренобль/Франция Ален Кальма Фигурное катание
1972 Саппоро/Япония Хидеки Такада Школьник
1976 Инсбрук/Австрия Йозеф Файстмантль и Кристль Хаас Санный спорт
1980 Лэйк-Плэсид/США Чарльз Морган Керр Доктор психологии
1984 Сараево/Югославия Сандра Дубравчич Фигурное катание
1988 Калгари/Канада Робин Перри Школьница
1992 Альбервиль/Франция Мишель Платини и Франсуа-Сирилл Гранж Футболист и школьник из Савойи
1994 Лиллехаммер/Норвегия Хокон Кронпринц Норвегии
1998 Нагано/Япония Мидори Ито Фигурное катание
2002 Солт-Лейк Сити/США Олимпийская сборная США 1980 года Хоккей с шайбой
2006 Турин/Италия Стефания Бельмондо Лыжные гонки
2010 Ванкувер/Канада Уэйн Гретцки, Катриона Лемэй-Доан,
Стив Нэш, Нэнси Грин, Рик Хансен
Хоккей с шайбой, конькобежный спорт,
баскетбол, горнолыжный спорт, паралимпиец

4. Способы транспортировки олимпийского огня

Вид транспорта Год Город проведения Игр
Лыжи 1952 Осло (ЗОИ)
Самолёт 1952 Хельсинки (ЛОИ)
Лошади 1956 Стокгольм (ЛОИ)
Корабль, шлюпка, водные лыжи 1968 Мехико (ЛОИ)
Мотоцикл 1972 Мюнхен (ЛОИ)
Лазерный луч 1976 Монреаль (ЛОИ)
Вертолёт 1984 Лос-Анджелес (ЛОИ)
Снегоход 1988 Калгари (ЗОИ)
Сверхзвуковой самолёт Concorde 1992 Альбервиль (ЗОИ)
Фрегат Cataluna 1992 Барселона (ЛОИ)
Оленья упряжка, парашют,
инвалидная коляска
1994 Лиллехаммер (ЗОИ)
Каноэ, пони-экспресс, пароход, поезд 1996 Атланта (ЛОИ)
Собачья упряжка, снегоход,
сани, запряжённые лошадьми
2002 Солт-Лейк Сити (ЗОИ)
Болид «Формулы-1» команды «Феррари»,
венецианская гондола
2006 Турин (ЗОИ)

«Посмотрите на факелы прошлых зимних Олимпиад! Их внешность можно описать словами “квадратиш, практиш, гут”. Нашей же задачей было разработать совершенно выдающийся дизайн, с этаким исконно русским “подвывертом”. Но важнее всего - он должен быть душевным. Не просто сухой и функциональный промдизайн, а именно душевный!» - последнее слово Владимир Пирожков произносит с придыханием. Владимир - руководитель центра промышленного дизайна и инноваций AstraRossa Design, где разрабатывался внешний вид факела зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.


Лет семь назад Владимир Пирожков и представить себе не мог, что покинет солнечную виллу в Ницце, вернется в Россию и займется зимним факелостроением. Выпускник Свердловского архитектурного института, он чуть ли не автостопом покинул страну в начале 1990-х и угодил в подмастерья к основателю биодизайна, легендарному Луиджи Колани. Затем успешно работал дизайнером по интерьерам в компании Citroёn, где из-под его пера вышли интерьеры моделей C3, C3 Pluriel, С4 Coupe, С5 и специально «заточенного» под президента Франции Жака Ширака C6 Lignage.


Потом работал в европейском центре Toyota в Ницце, где дослужился до начальника подразделения, которое занимается «автомобилями будущего».




А в 2007 году тойотовский дизайн-центр в Ницце с экскурсией посетил тогдашний министр экономразвития РФ Герман Греф, который и предложил дизайнеру вернуться на родину. Так появился центр AstraRossa Design, дебютом которого стал проект визуального стиля самолета SuperJet 100.


«Задача спроектировать дизайн факела зимней Олимпиады в Сочи свалилась на нас как снег на голову, - говорит Владимир. - Пару лет назад оргкомитет Олимпийских игр проводил конкурс на разработку дизайна олимпийского факела. Мы подали заявку и, конечно, надеялись на попадание в финал, иначе какой смысл участия? Но надежда была осторожной. Почему? Посмотрите, кто разрабатывал дизайн факелов хотя бы двух прошлых зимних Олимпиад: Pininfarina (Турин, 2006) и Bombardier (Ванкувер, 2010). На фоне таких гигантов планетарного масштаба наша компактная российская компания смотрелась просто вызывающе, но мы все же подали заявку. А через месяц нам позвонили из оргкомитета».

Внешность и эргономика


По словам Пирожкова, в дизайне факела нет ни одной прямой, все линии витиеватые, они не западные и не восточные - они наши. Корпус выполнен из литого алюминия. Вставки из красного поликарбоната, выкрашенного изнутри ярко-желтым, создают ощущение внутреннего свечения. Цветовая гамма олицетворяет девиз нашей Олимпиады: «Лед и пламень». А идея дизайна основана на артефакте, который так стремятся получить герои русских сказок, - пере Жар-птицы.


Эргономика факела, рассказывает Владимир Пирожков, поставила немало вопросов. «В отличие от факелов летних Олимпийских игр, зимние должны быть лучше защищены от капризов непогоды. Соответственно, они более мощные и тяжелые, а это накладывает дополнительные ограничения на эргономику. К примеру, факел Ванкуверской олимпиады весит всего 1,8 кг, но в руке неудобен - болтается. А если взять туринский - за 2 кг, но идеально сбалансирован! Мы постарались перенести центр тяжести максимально близко к ручке факела и в итоге сохранили канадский вес и итальянскую эргономику».

Давайте немного отвлечемся от темы и вспомним факелы прошлых олимпиад:

Современную Церемонию зажжения олимпийского огня проводят одиннадцать женщин, изображающие жриц, в ходе которой одна из них зажигает огонь с помощью параболического зеркала, фокусирующего лучи Солнца. Затем этот, однако в разное время использовались и другие способы транспортировки. Кроме основного факела, от олимпийского огня зажигают и специальные лампы, предназначенные для хранения огня на случай, если основной факел (или даже огонь на самих играх) погаснет по той или иной причине. Известен как минимум один случай, когда огонь погас во время игр (Монреаль, 1976, во время ливня).


Традиция зажигания олимпийского огня существовала в Древней Греции во время проведения античных Олимпийских игр. Олимпийский огонь служил напоминанием о подвиге титана Прометея, по легенде, похитившего огонь у Зевса и подарившего его людям.


Традиция была возрождена в 1928 году и сохраняется до сих пор. Во время Олимпийских игр 1936 года, проводившихся в Берлине, впервые была проведена эстафета Олимпийского огня (по идее Йозефа Геббельса). Более 3000 бегунов участвовали в доставке факела из Олимпии в Берлин. На зимних Олимпийских играх огонь зажигался и в 1936, и в 1948 году, но эстафета впервые была проведена в 1952 году перед зимними Олимпийскими играми в Осло, причём брала начало не в Олимпии, а в Моргендале.


Итак, олимпийские факелы , давайте подробнее о некоторых их них.

Факел Олимпиады 1972 в Мюнхене (Германия)


Главной чертой дизайна Игр стали знаменитые пиктограммы спортсменов, разработанные Отлом Айхером. Газовый факел был изготовлен из нержавеющей стали и прошел тесты на выносливость в разных погодных условиях, кроме экстремальной жары. Когда на пути из Греции в Германию температура достигла 46 градусов по Цельсию, пришлось использовать специальный герметичный факел.

Факел Олимпиады 1980 в Москве (СССР)


Судьбой олимпийского факела в СССР занимался специально созданный в 1976 году отдел Управления эстафеты олимпийского огня Игр-1980. Группе специалистов предстояло решить, какими будут форма факела и его внутреннее устройство. Изначально планировалось поручить его изготовление японцам, но советским чиновникам не понравился предложенный ими факел в виде тростника. В итоге разработку перепоручили Ленинградскому машиностроительному заводу им. Климова, причем отвели на это специалистам предприятия всего месяц. Группа инженеров во главе с Борисом Тучиным в установленный срок уложилась, установив тем самым своеобразный рекорд. Всего к Олимпиаде на заводе выпустили 6200 факелов с верхушкой и рукояткой золотого цвета. Внутри факелов помещались баллоны со сжиженным газом, а также специальные шнуры, пропитанные оливковым маслом, что придавало пламени розовый оттенок.

Факел Олимпиады 1992 в Барселоне (Испания)


Выбрать столицу летней Олимпиады-1992 предстояло в 1986 году на 91-й сессии МОК. В числе претендентов была Барселона, делегация которой использовала во время презентации интересный ход. На карте Европы горящие факелы отмечали столицы прошлых Олимпиад, а вот Иберийский полуостров тонул во тьме. Задумку испанцев оценили, и Барселона получила право провести игры. Оставалось лишь создать факел, который не был бы похож на предыдущие. Столь ответственное задание доверили индустриальному дизайнеру Андре Рикарду. Его целью, как он сам это сформулировал, было придать факелу «латинский характер». В результате Рикард создал один из самых оригинальных факелов за всю историю Олимпиад. По форме он напоминал длинный гвоздь, «шляпка» которого случила чашей для огня. Необычный факел смогли оценить жители 652 населенных пунктов, по которым прошла эстафета олимпийского огня.

Факел Олимпиады 1994 в Лиллехаммере (Норвегия)


Впервые Зимние и Летние Олимпийские игры начинают проводится поочередно через каждые два года. Этот тонкий факел прошел тесты на устойчивость при ветреной погоде. Дело в том, что на стадион Лиллехаммера его внес прыгун с трамплина, держа факел в полете на вытянутой руке. И снова, как и перед Олимпиалой в Осло, огонь был зажжен не в Греции, а в норвежском Мордегале. На этот раз эстафета огня растянулась на 12 тысяч километров. Но неожиданно греки заявили протест, призывая организаторов норвежских Игр вернуться к традиции. В результате огонь из Греции был все-таки доставлен к открытию Игр, и именно от него зажгли факел, который и доверили прыгуну с трамплина.

Факел Олимпиады 1996 в Атланте (США)


Летняя Олимпиада-1996 в Атланте проходила в год 100-летнего юбилея современных Олимпийских игр. И поэтому разработчики дизайна олимпийского факела решили отдать дать античной традиции. Над внутренним устройством работала команда специалистов из технологического университета Джорджии, а за внешний облик отвечал дизайнер Малколм Грир. Именно он придумал выполнить факел в виде связки тростника. Число алюминиевых стеблей должно было символизировать 26 летних Олимпиад, прошедших с 1896 года. Но несколько трубок расплавилось, и в итоговом варианте стеблей было 22. Также форма факела отсылала к прямым линиям классической греческой архитектуры. Факел Игр в Атланте стал самым длинным в истории всех Олимпиад и единственным с захватом посередине. Права зажечь им олимпийский огонь на церемонии открытия Игр удостоился легендарный Мохаммед Али.

Факел Олимпиады 1998 в Нагано (Япония)


Факел сделан по подобию традиционных японских факелов Таймацу, но с некоторыми современными элементами. Он был целиком из алюминия, а горел на основе пропана — и считался самым экологически чистым из всех сделанных до тех пор. Шестиугольная форма верхушки факела символизирует снежинку, а серебряный цвет — зиму. Честь внести Олимпийский огонь на стадион Нагано выпало британцу Крису Муну, потерявшему руку и ногу в Мозамбике, где обезвреживал противопехотные мины. Под шквал оваций Мун пробежал по стадиону, несмотря на то, что вместо одной из ног у него протез.

Факел Олимпиады 2000 в Сиднее (Австралия)


Когда на 101-й сессии МОК право принять Олимпиаду получил австралийский Сидней, многие задумались о том, насколько длинной получится эстафета олимпийского огня. В итоге ее протяженность составила 17 000 км. Факел с олимпийским огнем доставляли пешком, поездами, велосипедами, байдарками, паромом, самолетом, верхом на лошадях и даже под водой. Последний отрезок пути аквалангисты проплыли с факелом сквозь расщелины Большого Барьерного рифа. За четыре года до старта игр олимпийский комитет Австралии устроил тендер среди четырех десятков местных дизайн-бюро и в итоге остановил выбор на Blue Sky Design. Источниками вдохновения для проектной группы послужили здание Сиднейской оперы, Тихий океан и охотничий бумеранг. В результате факел сиднейской Олимпиады получился многослойным, причем каждый из слоев олицетворял отдельную стихию: землю, воду и огонь.

Факел Олимпиады 2002 в Солт Лейк Сити (США)


Дизайн факела в виде сосульки, сделанной из серебра и меди со стеклянным наконечником, призван проиллюстрировать девиз Олимпиады в Солт-Лейк-Сити: «Зажги огонь в себе». Язык пламени как бы пробивается сквозь лед. Наряду со спортсменами в эстафете участвовали родственники тех, кто погиб в результате трагических событий 11 сентября в Нью-Йорке.

Факел Олимпиады 2004 в Афинах (Греция)


Факел афинской Олимпиады был представлен общественности за год до старта игр. Его создателем стал промышленный дизайнер Андреас Варотсос, до этого занимавшийся разработкой офисной мебели. Основными материалами, из которых был изготовлен факел, стали оливковое дерево и металл. Первое должно была символизировать древнюю историю Греции, а второй — современность. Афинский факел, форма которого напоминала скрученный лист оливы, получился весьма лаконичным и даже скромным, но это не смущало представителей олимпийского комитета Греции. Хуже оказалось то, что факел оказался технически несовершенным: его неоднократно задувало ветром в ходе эстафеты олимпийского огня, а в довершение всех бед пламя погасло прямо в храме Геры в момент торжественной передачи Олимпийского огня президенту оргкомитета афинских игр Иоанне Ангелопулу-Даскалаки.

Факел Олимпиады 2006 в Турине (Италия)


Знаменитая итальянская дизайнерская фирма Pininfarina, работающая с такими гигантами автомобилестроения, как Ferrari, Maserati, Rolls-Royce и Jaguar, решила попробовать себя и в создании олимпийской символики. По форме факел напоминает лыжу, а пробивающиеся сквозь отверстия языки пламени создают иллюзию огненного шара. Однако, несмотря на изящный дизайн, этот факел был подвергнут критике со стороны представителей различных Олимпийских комитетов за то, что оказался слишком тяжелым. Многие спортсмены чувствовали себя не слишком комфортно, неся почти двухкилограммовый факел.

Факел Олимпиады 2008 в Пекине (Китай)


Почти год команда дизайнеров и технических специалистов работала над созданием факела пекинских Олимпийских игр 2008 года. Столь ответственное задание было поручено IT-компании Lenovo — известному производителю компьютеров. Факел пекинских Игр был выполнен в виде свитка, ведь именно бумага считается одним из великих изобретений Китая. Главными цветами факела стали красный, символизирующий торжество победы, и серебристый. А оформить его верхнюю часть было решено узором из облаков, который часто встречается в живописи и элементах интерьера в Китае. Факел Олимпиады-2008 стал одним из самых технологичных и экологичных в истории и даже получил название «Облако надежды». Он был сделан из сплава алюминия и магния, а в качестве топлива в нем использовался пропан, не загрязняющий в процессе горения атмосферу и не причиняющий вреда легким спортсменов.

Факел Олимпиады 2010 в Ванкувере (Канада)


Дизайн этого факела придумали художники компании-производителя транспортных средств Bombardier и Hudson’s Bay Company. Его длина — 94,5 см, а вес — 1,6 кг. Форма факела напоминает следы лыж на снегу, а также канадский ландшафт. Боковые отверстия для горения вырезаны в форме кленового листа. На белоснежном факеле изображена эмблема Олимпийских игр в Ванкувере — Инукшук. Инукшук — это нагромождение камней в форме человечка с разведенными в стороны руками. Коренные жители региона, инуиты, устанавливали их в качестве дорожных указателей.

Десятки инженеров и дизайнеров в течении двух лет разрабатывали и тестировали далеко не простое устройство факела. Пришлось создавать специальное топливо (смесь пропана и изобутана), которое бы горело при низкой температуре. Особая конструкция воздухозаборных отверстий формирует пламя в виде развивающегося флага.

Факел Олимпиады 2012 в Лондоне (Великобритания)


Ровно за 100 дней до старта лондонской Олимпиады публике был представлен факел грядущих Игр. Его разработку доверили жителям британской столицы — дизайнерам Эдварду Барберу и Джею Осгерби. Прежде чем приступить к работе, каждый из них получил 80-страничное описание требований с изображениями всех ранее существовавших моделей олимпийских факелов. Для игр в Лондоне дизайнеры придумали факел треугольной формы, выполненный из алюминиевого сплава. Выбор материала сумел одновременно обеспечить его легкость и прочность, а три грани символизировали не только слова олимпийского девиза «Быстрее, выше, сильнее», но и третью по счету Олимпиаду в Лондоне. Кроме этого, оригинальной оказалась нанесенная на факел перфорация: 8000 круглых отверстий символизируют число факелоносцев, которые приняли участие в эстафете олимпийского огня.

А теперь вернемся к нашему факелу 2014.

Внутренний огонь


«Перо Жар-птицы» - это лишь внешняя оболочка. Горючую начинку разработали специалисты крупного российского оборонного предприятия - Красноярского машиностроительного завода, «Красмаша». Система горения состоит из трех основных частей: газового баллона, крана и горелки-испарителя.


Инженеры-ракетчики могли бы использовать чистый промышленный пропан, который отлично горит и имеет довольно низкую температуру кипения, -42°С, что немаловажно в условиях русской зимы. Однако чистый пропан имеет октановое число 100 единиц, взрывоопасен и невозможен для использования по требованиям безопасности. Поэтому была выбрана смесь пропана с бутаном в безопасном соотношении 80:20. Этой сжиженной смесью специально сконструированный под форму корпуса баллон, давление в котором составляет 12 атм, наполнен на половину своего объема.


60 г газа хватает примерно на 8-10 минут горения. Опять же из соображений безопасности забор газа производится именно из жидкой фракции (трубка-заборник опущена на дно баллона). Казалось бы, работать с газообразной фракцией удобнее - в системе поддерживается практически постоянное давление, и пламя очень стабильно.


Но если такой факел резко наклонить или перевернуть, произойдет «захлестывание» заборника жидкости и, как следствие, перебой системы горения. Тем не менее факел московских Олимпийских игр 1980 года был сделан именно так! Дело в том, что тогда факелоносцами были профессиональные спортсмены, которым было приказано


держать факел строго вертикально, и они четко соблюдали это правило. Кстати, из более чем 6000 московских факелов погасло всего 36 штук, что, по сравнению с другими олимпиадами, отличный показатель.

Ясным пламенем


При открытии игольчатого клапана газ по трубопроводу через первый жиклер (калиброванное отверстие для подачи строго определенного количества топлива) поступает в трубку испарителя, спирально намотанную на корпус горелки, где, нагреваясь, переходит в газообразное состояние. А затем через еще один жиклер газ вырывается наружу ясным пламенем.


Но не слишком ясным: смесь должна быть переобогащена горючим газом. В этом случае в пламени образуются частицы углерода (попросту говоря, сажа), которые и светятся желтым светом, делая огонь мощным и хорошо заметным. Однако важно соблюсти баланс: такое пламя менее устойчиво, чем полностью сгорающая смесь. Сама горелка может работать красиво, но корпус факела сильно ограничивает приток воздуха.


Если сделать отверстия в нижней части корпуса, факел станет напоминать паяльную лампу, расход топлива резко увеличится, а само пламя будет едва заметным - прозрачно-синего цвета. Сделаем отверстия по бокам корпуса - тоже получим почти невидимое пламя, температура горения которого при сильном боковом ветре очень высока, что приводит к риску плавления элементов корпуса. Во избежание этого инженеры «Красмаша» поместили горелку на дно специального тугоплавкого стакана, а по его периметру накрутили нихромовую нить.


При горении факела нить выполняет роль спирали для калильного зажигания - раскаляется докрасна и поджигает газовоздушную смесь, если пламя «сорвет» сильным порывом ветра.


Казалось бы, все предусмотрено, проверено, испытано. Но дьявол, как известно, кроется в мелочах.


Разбор полетов


6 октября 2013 года погода стояла неплохая. Солнце часто подмигивало из-за облаков, дул слабый ветерок, всего лишь 1 м/с. И все же факел погас. Прямо под стенами Кремля, на 20-й секунде забега в руках у 17-кратного чемпиона мира по подводному плаванию Шаварша Карапетяна. Этот случай получил особый резонанс еще и потому, что «прикурил» погасший факел оказавшийся поблизости сотрудник ФСО - и не олимпийским огнем из специальной лампадки, а обычной зажигалкой.


(Кстати, это был не первый такой случай в истории: в 1976 году в Монреале мощный порыв ветра с дождем потушил даже не факел, а олимпийский огонь в чаше стадиона, а оказавшийся поблизости техник, недолго думая, поджег его обычной зажигалкой. Позднее, конечно, для соблюдения традиции огонь был потушен и вновь зажжен от «оригинала», как и в Москве). И это было только начало: за следующие два дня «прикуривать» «перо Жар-птицы» от специальной лампадки с олимпийским огнем пришлось четыре раза.


Причина была найдена довольно быстро. Для корректного процесса горения необходимо полностью открыть канал подачи газа. В противном случае несвободный канал может повлиять на устойчивость пламени. Но игла клапана имеет небольшой люфт в обжимающей ее обойме и может свободно вращаться вокруг продольной оси. Сделано это специально, чтобы не деформировать края запираемого канала.


С другой стороны, нужно, чтобы кран открывался при повороте на четверть оборота, а дальнейший поворот был ограничен упором. Делается это для обеспечения эргономичности факела. Поворачивать кран более чем на 90 градусов просто-напросто неудобно: нужно неестественно выворачивать кисть или просить кого-нибудь о помощи. В итоге оказалось, что при повороте ручки крана на четверть оборота отклонение иглы из канала недостаточно открывает его. Понятно, что в какой-то момент игла может вновь перекрыть канал! Вопрос решили полным открыванием крана. В результате число погасших факелов сразу же заметно сократилось.


Разве могли специалисты «Красмаша», мощного предприятия с безупречным продуктом, допустить просчет? Как утверждает Владимир Пирожков, это обычная часть рутинной конструкторской работы: «По условиям Международного олимпийского комитета факел должен гореть только один раз и только олимпийским огнем. То есть… каждый факел отправляется на эстафету без испытаний, прямо с конвейера.


Но для любого машиностроительного завода (и «Красмаш» не исключение) запустить с нуля серийное производство без многоуровневых квалификационных испытаний готовых изделий - это нонсенс. У любого производства в любой стране есть определенный опытный процент некондиции, он как раз и отсеивается в процессе испытаний. По результатам которых, кстати, в производственный процесс вносятся коррективы, чтобы уменьшить этот процент. А производство факелов из этой схемы полностью выбивается.


Разумеется, была партия изделий, предназначенных именно для испытаний. Эта спонтанная выборка из серии вела себя идеальным образом. Что только не делали с факелами: обдували в аэротрубе, поливали водой, морозили при -40°С, роняли в сугроб - и хоть бы что! Вот такие удачные экземпляры попались. Испытывать остальные 16 000 изделий «Красмашу» было запрещено.


На ошибках учатся


Факел олимпийского огня - главный символ любой Олимпиады. Отношение к нему всегда подчеркнуто сфокусированное. Но погасшие факелы были на всех Олимпийских играх, просто эти случаи не получили широкой огласки. Олимпийские игры 2014 года в Сочи освещаются очень широко и ярко, и поэтому может сложиться впечатление серьезных технических проблем. На самом деле никакой трагедии в погасших факелах нет. «Канадцы испытывали колоссальные проблемы с факелом Олимпийских игр в Ванкувере, - поясняет Владимир Пирожков. - Его разрабатывал, напомню, канадский промышленный гигант Bombardier.


Из произведенных 7000 экземпляров погасло 146. А при сильном ветре температура пламени ванкуверского факела повышалась до такой степени, что начинали плавиться пластмассовые элементы конструкции, и позднее прямо по ходу эстафеты разработчики привинчивали к факелу специальные огнеупорные щитки. (Первый факел начал плавиться чуть ли не прямо в руках у премьер-министра Канады Стивена Харпера, который давал старт эстафете Олимпийского огня. - «ПМ».) И это, вообще говоря, нормальная практика. За годы своего существования Международный олимпийский комитет выработал условие считать нормой ситуацию, когда число погасших факелов не превышает 5% от общего их количества.

Эстафета олимпийского огня всегда сопровождается специальной командой, которая несет в нескольких лампадках огонек, аутентичный тому, что зажигают на греческом Олимпе. От него и поджигают потухшие факелы. Наша эстафета - самая длинная в истории - более 65 000 км. В ней задействовано рекордное количество факелов. В экстремальных условиях (Северный полюс, Заполярье) факел ведет себя очень надежно. 16 000 штук изготовил «Красмаш», из них число потухших вряд ли превысит 2%. Учитывая наши суровые климатические условия, это очень неплохой результат.


Мистический рок довлеет над олимпийскими факелостроителями всех времен и народов, какими бы маститыми они ни были. Трудно усомниться в компетенции специалистов Bombardier, производителя самолетов и железнодорожного транспорта, или грозного «Красмаша». Десятками гасли и туринские факелы, хотя их разработчик и производитель, всемирно известная компания Pininfarina, умеет проектировать объекты посложнее - автомобильные кузова для Ferrari, Rolls-Royce и Jaguar. Рациональное объяснение тем не менее существует.


«Нет в природе компаний, систематически занимающихся разработкой олимпийских факелов, - констатирует Владимир Пирожков, - и мы очень гордимся сотрудничеством с оргкомитетом “Сочи-2014” и легендарным заводом “Красмаш”! - Соответственно нет накопленного и зафиксированного опыта. Каждой стране приходится начинать с нуля. И создается впечатление, что всякий раз инженерная мысль работает примерно одинаково: “Да не вопрос! Подумаешь, большую зажигалку смастерить!”.


И хотя действительно технология газовой горелки отработана до мелочей, как только ее пытаются одеть в рубашку оригинального корпуса - начинается самое интересное. Рассказ о вопросах, с которыми столкнулись наши специалисты при разработке факела, уверен, будет полезен для будущих олимпийских факелостроителей».








Как делают медали для Олимпиады в Сочи 2014 , а вот Как я несу виртуальный факел Олимпийского огня! . Напомню вам и

Конечно же испокон веков главная интрига любой церемонии открытия заключалась в том, каким способом будет осуществляться зажжение олимпийского огня на время проведения игр.

Причем всегда этот секрет до последнего момента относился в буквальном смысле к категории «государственная тайна».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города» : «Давайте оглянемся на прошлые игры и посмотрим как это происходило. Начнем, конечно же, с Москвы. 1980-й год».

Право зажечь огонь Олимпиады-80 на стадионе «Лужники» получил баскетболист Сергей Белов. Факелоносец поднимался к чаше буквально по головам людей: импровизированную дорожку по трибуне составили из дощечек, каждую из которых держал один человек. Разумеется, это были специально отобранные студенты спортивных вузов с отличной физической подготовкой.

На репетиции накануне церемонии открытия шел проливной дождь. Дощечки стали скользкими, бежать по ним было трудно. Поэтому за ночь на них были нанесены специальные насечки, благодаря которым Сергею Белову было проще держать равновесие.

После Первой мировой войны и до 1988 года на церемониях открытия игр по традиции запускали в небо белых голубей — символ мира. Возможно, традиция дожила бы и до наших дней, если бы не трагический случай в Сеуле.

На церемонии открытия в небо, под музыку олимпийского гимна, должны были взлететь более 2000 птиц. Но красивого жеста не получилось. Несколько десятков голубей присели на ободок чаши с олимпийским огнем и тут же сгорели. Некоторые увидели в этом дурной знак, но игры прошли благополучно.

Церемония открытия игр в Барселоне в 1992 году посвящена истории города и подвигам Геракла. Зрители готовились увидеть факел, но среди полной темноты, в круге света появился лучник-паралимпиец Антонио Реболло. Он держал лук с зажженной стрелой. Один выстрел — и в чаше над стадионом вспыхнул огонь. А если бы промахнулся? Вот стыд-то был бы.

Позже выяснилось, что лучник прошел длительную подготовку и выдержал серьезный конкурс, в котором участвовало более 200 спортсменов. На тренировках специально имитировали сильный ветер. Уже после церемонии открытия Реболло признался, что не боялся промазать мимо цели: он был натренирован до автоматизма.

В норвежском Лиллехаммере церемония открытия Олимпиады прошла не на главном стадионе, а в комплексе для прыжков на лыжах с трамплина. И неспроста: олимпийский огонь был эффектно доставлен к чаше по воздуху. Спортсмен эффектно влетел на стадион с факелом в руках. Приземлился. И уже на земле передал факел кронпринцу Хокону, который и зажег огонь. Хотя, конечно, с испанским лучником по эффекту прыжок с трамплина не сравнить.

Лепестки огня в Лондоне. Летняя Олимпиада в Лондоне, 2012 год.

На играх в Лондоне британцы придумали олимпийский огонь-мозаику. Чаша состояла из 205 медных сосудов, по форме напоминавших лепестки на длинных стеблях. Количество элементов соответствовало числу команд стран-участниц. Причем каждая сборная во время парада атлетов выносила на стадион по одному лепестку.

Эта идея принадлежала дизайнеру Томасу Хезервику. Уже после окончания Олимпиады он признался, что хранил тайну олимпийского огня даже от собственной матери.

Ну, и наконец, прошлая зимняя Олимпиада в Ванкувере 2010 год.

Олимпийский огонь впервые должен был быть зажжен четырьмя спортсменами. Одновременно. Но возникли технические неполадки, от которых никто не застрахован. На стадионе в течение 10 минут ничего не происходило, а организаторы пытались что-то исправить. Не удалось.

И в итоге на стадионе появились три гигантские желоба, которые должны были поджигать 4 спортсмена. Вот такая вот заминка была. Ошибка была исправлена на церемонии закрытия. На арене появился тот самый нерадивый электрик, который устранил неисправность прямо на арене.