Бурятский лук и стрелы. Бурятский лук и стрелы Из чего изготавливают старинный бурятский лук

Бывают в жизни удивительные совпадения. Вчера замечательный литератор Вера Панченко отправила мне из Прибалтики фотографию 1958 года, на которой она, тогда корреспондент газеты "Комсомолец Забайкалья" (если я правильно понял), беседует со знаменитым мастером изготовления традиционного бурятского лука Дондоком Эрхэтуевым из села Зуткулей Агинского бурятского округа.

Лет пятнадцать тому назад я создавал и издавал книгу Дашинимы Норбоева "Вещие стрелы великой степи". Естественно, были там строки и об Эрхэтуеве, а портрет его - вынесен на обложку.
Знаменитого мастера потомки, особенно бурятские лучники, помнят и будут помнить ещё долго.

Вчера же я нашёл интересную работу "Земля Мергенов", где ученица 10 класса Лиана Мункуева рассказывает о бурятских лучниках. В собранной ею обширном материале говорится и об Агинских лучниках:

"Со своими национальными луками агинские лучники впервые вышли на стадион «Авангард» в 1957 году, когда в Москве проводился всемирный фестиваль молодежи и студентов. Кроме традиционных видов, они познакомились с рядом спортивных новинок. В их числе была стрельба из лука.
С удивлением восприняли польские, чешские и финские лучники показательные выступления бурятских стрелков из национального лука без прицела, сохранившего традиционную форму древнейших времен. Стрелы деревянные, длиннее классических, а вместо мишени на гаревой дорожке были уложены в ряд цветные войлочные валики - «суры». Длина валиков составляла 10 см, а диаметр 8 см. Одетые в яркие национальные костюмы, бурятские лучники вышли на линию стрельбы и, легко натягивая тетиву, очень быстро, как бы не прицеливаясь, метко посылали стрелу за стрелой в красный войлочный валик - «ласти», символизирующий центр мишени. Такая точность изумляла весь стадион.

Луки и стрелы, хранившиеся много лет, в большинстве были непригодными для стрельбы. А ведь было задумано организовать массовые командные состязания. Кто сможет восстановить, казалось бы, утраченные луки? И такой человек нашелся - Дондок Эрхэтуев из села Зуткулей - мастер древнейшей технологии по изготовлению национальных луков. Именно он в течение 40 лет восстанавливал, реставрировал древние луки и делал новые. Благодаря такому мастеру удалось создать материальную базу для развития массовой национальной стрельбы из лука в Агинском национальном округе".

Надо полагать, что через год после выступления бурятских лучников на стадионе "Авангард" в Москве редакция газеты "Комсомолец Забайкалья" командировала своего корреспондента в Зуткулей, к Дондоку Эрхэтуеву. Настало время рассказать о бурятском луке.

А через несколько лет после этих событиях о бурятских лучниках заговорили во всём мире.

Инженер-программист изготавливает бурятские луки по древним технологиям

Традиция изготовления бурятского лука может прерваться. Калмыки, чьи полки, вооруженные луками и стрелами, в 1812 году брали Париж в составе русской армии, уже не состязаются на своем Сурхарбане в стрельбе из национального вида оружия. Неужели такова же будущая судьба традиционного бурятского лука? А ведь когда-то предков бурят в Китайской империи называли "нацией лука и стрел".

Все началось с древнего лука

Нет, я уверен, что традиция не прервется, - говорит Дылгыр Цырендоржиев, инженер-программист Бурятского национального лицея-интерната и энтузиаст оружейного дела.

В детстве он не раз видел соревнования бурятских лучников, но загорелся идеей самому сделать настоящий национальный лук восемь лет назад. Тогда к нему в руки попал древний лук.

Луку было уже лет 150, но он был в отличном состоянии, - вспоминает Дылгыр, - трудно передать мои ощущения, когда я его держал... Мне виделись сражения древности. Свист стрел и топот тысяч копыт. Храп лошадей. Скачущие всадники, без промаха поражающие врага. Звон тетивы и шорох улетающей стрелы. Ветер в лицо и вся степь впереди... долго не хотелось его из рук выпускать.

Дылгыр Цырендоржиев поставил себе задачей изготовить лук так, как это делали буряты сто, двести, тысячу лет назад.

К сожалению, здесь, в Бурятии, мне так и не удалось поучиться у мастеров, - говорит мастер, - те люди, с которыми я общался, либо ревностно относятся к своим секретам, либо занимаются откровенным "новоделом", выдавая его за традиционный бурятский лук. Мне пришлось восстанавливать традиции изготовления бурятского лука по книгам, по материалам в Интернете, в личных беседах с историками и археологами. В прошлом году я познакомился с одним мастером приехавшим из Аги на Сурхарбан. Он сделал несколько луков и является в этом деле действительно большим мастером. К сожалению, я потерял с ним связь, насколько я помню, он бывший водитель, а сейчас, на пенсии, изготавливает луки.

Опасная профессия

Первый лук Дылгыр делал целых полгода:

Лук получился хороший, только я не во всем следовал рецептам наших предков, и в итоге после одного из выстрелов у меня отломился рожок на луке, а текстолит, которым я заменил рог животного, просто разорвало на куски. Хорошо, что я не пострадал во время стрельбы. После этого я решил во всем следовать старинным технологическим тонкостям и использовать только оригинальные материалы.

Дылгыр объясняет, что специалисты делят все традиционные луки на два типа: простые и сложносоставные. Пример простого лука - это английский, вы все его видели в фильмах про Робин Гуда. По сути, это просто деревянная палка, согнутая в дугу, концы которой стягивались тетивой. Английский мастер мог изготавливать в день несколько таких луков из тиса. Бурятский же лук является разновидностью монгольского сложносоставного лука, который делали не менее двух-трех лет. У него пять деревянных частей склеенных в четырех соединительных точках, и три слоя из сухожилия, дерева и рога, аккумулирующих энергию при натяжении тетивы. Все это снаружи защищено тонким слоем бересты для защиты от атмосферной влаги. Все они имеют различное функциональное назначение, улучшающие стрелковые качества оружия.

Директор московского Музея кочевой культуры, Константин Куксин так сравнивает английский и монгольский луки:

Стрела из лука Робин Гуда летела всего лишь на 300-400 метров, а из монгольского лука на - 800 метров. Поэтому если монгольские лучники и войска европейских рыцарей столкнулись бы, допустим, в 13-м веке, конечно, монголы одержали бы победу. Это как если бы сейчас воевали с автоматами Калашникова против кремневых ружей, то есть они были недосягаемы для противника.

Работа двух лет

К изготовлению своего второго лука Дылгыр приступил после долгого перерыва, когда вернулся жить в Улан-Удэ из Москвы. На этот раз изготовление лука заняло у него два года. Начал он с посещения республиканских музеев и поездок по деревням, где срисовывал старинные луки и стрелы, снимал с них чертежи. Определившись с моделью, он принялся за заготовку древесины.

Дерево, из которого потом можно будет стрелять, необходимо отбирать с особой тщательность. - говорит Дылгыр. - Нужен ствол березы, растущей в пади, где она изо всех сил тянется к солнцу, из-за чего она прямая и у нее почти нет веток, а значит, и сучков. У уже срубленного дерева берется только северная часть, потому что там древесина плотнее. Я следовал всем дошедшим до наших дней рекомендациям.

Заготовленную древесину Дылгыр выварил в большом котле, а полученный материал несколько месяцев сушил дома. Бычьи рога для лука он хотел купить на БМП, но как раз перед его приездом какой-то оптовик скупил на комбинате многолетний запас рогов. Пришлось довольствоваться коровьими, а они более извилистые и короткие. Выпрямлять рога вручную пришлось очень осторожно, нагревая их над свечой. Недостаточно длинные коровьи рога дополнялись фрагментами лосиного рога, пришлось воспользоваться и современным материалом - эбонитом.

Сухожилия, которыми обклеивается наружная часть лука, заготавливались следующим образом: сначала от туши коровы или лошади отделяются сухожилия и сушатся, пока они не станут прозрачными. Затем на наковальне сухожилия расщепляют до волокон, разделяют на пряди толщиной в миллиметр, а уже потом долго и тщательно наклеивают на лук в несколько слоев. Традиционно для этого использовался клей, сваренный из плавательного пузыря байкальского осетра, но сейчас он занесен в Красную Книгу. А тот осетровый клей, который продают легально, - был на тот момент для Дылгыра слишком дорогим. Так что вполне подошел костный клей. Концы лука, там где тетива трется о древесину, мастер обтянул рыбьей кожей.

Изготовленный лук Дылгыр Цырендоржиев взял с собой в детский лагерь, где в качестве воспитателя обучал лицеистов основам стрельбы из бурятского лука.

Я специально сделал его достаточно ослабленным, чтобы натянуть тетиву мог и ребенок, - говорит Дылгыр. - Дети с большим удовольствием стреляют из лука, можно сказать, сами тянутся к истории. Многие мои знакомые привозят на наши выезды на природу детей, чтобы они с малолетства знали, как выглядит лук, как щелкает тетива, когда выпускаешь стрелу в мишень.

Священная реликвия семьи

Сейчас друзья и знакомые приносят Дылгыру старинные луки, которые на протяжении многих лет хранились у них в семье. На просьбу о реставрации он почти всегда отвечает отказом.

Я видел примеры неудачной, почти варварской реставрации, когда с двухсотлетнего лука просто сдирали старинные узоры и фирменный знак ("тамга") автора, - говорит Дылгыр. - Конечно, мне было бы очень любопытно самому разобрать старый лук, посмотреть, как древний мастер его изготавливал, но мне кажется, что лучше вообще не браться, если не уверен, что сможешь сделать как надо. Я бы взялся только за небольшой ремонт. Мои друзья-историки говорят, что по большому счету, история Бурятии еще не написана. И очень важно максимально сохранить предметы старины, особенно такой важной сферы, как боевая история. Не хочу, чтобы в будущем какой-нибудь талантливый историк из БНЦ поминал меня и мою реставрацию нехорошим словом. Есть еще одна причина, почему я не советую реставрировать луки. По многим поверьям, в семейном оружии, которое переходит из поколение в поколение, может храниться сила этой семьи, этого рода. А после того как оружие будет неудачно починено, снимут уникальные "тамга", имеющие религиозное значение, стержень семьи может надломиться.

Рассказал мастер и своей любимой бурятской легенде, связанной с луком и стрелами.

Есть легенда, рассказывающая о черной заговоренной стреле, - говорит Дылгыр, - однажды выпущенная из лука, эта стрела будет летать за своей целью, пока не поразит ее. Спрятаться от нее или сбить в полете - невозможно. Единственный способ спастись для приговоренного - это сбрызнуть на нее аршан, тогда она станет мягкой и, поразив человека, не убьет его, а лишь слегка стукнет.

Из лука можно было стрелять и на охоте, и в бою. Для битвы использовались оригинальные наконечники стрел: наконечникполумесяц отсекал голову врага, наконечник-игла должен был проникнуть между стыками в доспехах, наконечник с зазубринами наносил максимальные раны, когда его вытаскивали из тела. Стрелы с тупыми наконечниками, не портящие шкуру, предназначались для пушного зверя.

Изготовив второй лук, Дылгыр уже думает о третьем. Теперь, когда у него уже есть заготовленная древесина, процесс создания оружия можно будет сократить до пяти месяцев. На вопрос о том, будет ли он делать луки на заказ, Дылгыр пожимает плечами. Неизвестно, во сколько можно оценить такую работу.

Мастера национальных луков - это народ "штучный". Например, на 47-миллионную Корею не больше 10 человек, которые посвятили свою жизнь изготовлению корейского лука. В Монголии примерно такое же количество мастеров лучного дела. Дылгыр Цырендоржиев надеется, что и в Бурятии молодые люди заинтересуются продолжением традиции бурятского лука. Он готов помочь всем желающим советом и передать опыт более старых мастеров.

Трудно описать ощущения, которые испытываешь, когда сделаешь свой первый лук, - говорит Дылгыр, - это как стать в один строй со своими предками, почувствовать сопричастность к истории и испытать гордость. Бурятский лук - это машина времени, переносящая в эпоху сурового быта и боевой славы далеких предков.

Международный фестиваль «Алтаргана-2016» в Бурятии обещает стать крупным событием в истории бурятской стрельбы из лука сурхарбан. Правительство республики совместно со спортсменами и активистами из других бурятских регионов изучило ситуацию со стрельбой из бурятского лука. Были учтены опыт предыдущих стрельб в Монголии, а также новые реалии в технологиях изготовления бурятского лука. Правила сурхарбана на «Алтаргане 2016» несколько обновлены.

Команды для сурхарбана будут состоять из девяти человек (6 мужчин, 3 женщины). В первый день соревнований все участники выполнят стрельбу на дистанциях 50 м., 45 м. На каждый день даются два пробных выстрела на начальной дистанции. Далее на каждой дистанции участник выполняет 8 зачетных выстрелов, сериями из 2-х стрел, если в процессе стрельбы одна или обе стрелы ломаются, то разрешается делать только замену. Нельзя стрелять одной стрелой подряд два раза т.е. серию. Очередность дистанций: 50 м., 45 м. За выбивание «ласти» участнику дается 3 очка, слева и справа от «ласти» - 2 очка, остальные по 1 очку. Количество суров на кону: по 6 штук с каждой стороны от «ласти» - всего 12 штук.

Лук со стрелами в бурятской культуре остаются важными символами, своего рода маркерами традиции и в то же время динамизма, движения сквозь века и поколения. Бурятская стрельба сурхарбан стала одним из тех элементов традиционной культуры, который выжил в современном мире и имеет неплохие шансы на развитие.

Спорт в целом и национальные виды в частности, как отмечают исследователи и специалисты, имеет любопытную зависимость от социально-экономических показателей страны и/или региона. Так, на Олимпиаде 2008 года в Пекине семь из десяти первых позиций по количеству золотых медалей были заняты представителями стран Большой Восьмерки. Однако прекрасные результаты показали и не входящие в G8 Китай (1 место), Австралия (6 место) и Южная Корея (7 место). Среди стран тогдашней «Восьмерки» в топ-10 не попала Канада, а США общим количеством медалей (золото, серебро и бронза) незначительно обошли Китай. Заметим, что Австралия и Корея далеко не лидируют по количеству населения, их успех — результат не простого «давления числом».

Феномен успехов развитых стран в спорте обычно объясняется повышенным вниманием богатых государств к вложениям в сферу, от строительства капитальных объектов спортивной инфраструктуры до проведения массовых, но не рейтинговых, соревнований и игр во дворах, в парках и на улицах населенных пунктов. С другой стороны историки обращают внимание на взаимную связь показателей.

Промышленная революция практически во всех странах сопровождалась массовой миграцией крестьян в города, где поднимался уровень алкоголизма и преступности. Реформы в социальной сфере, в том числе связанные с организацией быта и досуга пролетариата, вызвали не только снижение напряженности в рабочих кварталах, но и способствовали росту качественного уровня рабочей силы. В свою очередь налаживание социальной сферы, здоровья и образования пролетариата позволило развитым странам двигаться к производству высокотехнологичной продукции. Таким образом, зависимость между массовым спортом и социально-экономическим развитием страны/региона проявляется в обоих направлениях, хотя это проявление неравномерно в аспекте времени.

Если государственные вливания в спортивную инфраструктуру могут сказываться на формальных результатах в первые же 5-7 лет, то ощутимая отдача от развития массового спорта занимает период примерно в поколение (20-25 лет). При этом в массовом спорте важны не столько формальные показатели, например, количество медалей, сколько именно широта охвата населения. В свою очередь популяризация спортивного образа жизни в массах рано или поздно приводит и к успехам на международной спортивной арене, что хорошо видно по Австралии. В этой стране увлеченность спортом сразу бросается в глаза, даже в дождливый день там не пустуют спортивные площадки. В университетских городках в зимнее время (а там темнота наступает уже в 6 вечера) на футбольных полях включают прожекторы и студенты тренируются до позднего вечера. При довольно неласковой погоде (зимой к вечеру температура опускается до +2-0), в дождь и ветер, повсюду в зеленых зонах можно видеть людей, занимающихся бегом или спортивными играми.

Достаточно заметна популяризация здорового образа жизни в Южной Корее. В этой стране внедрение в массы спортивных увлечений идет синхронно с так называемой «корейской волной», эстрадной музыкой и кино, пропагандирующей тотальную моду на физическую красоту. В густонаселенных городах крайне редко можно встретить людей с ожирением, со значительным избытком веса и т. д. Молодежь поражает красивыми фигурами. Массовое увлечение командными играми, в отличие от Австралии, не так заметно, но, судя по всему, молодые корейцы достаточно много времени уделяют индивидуальным занятиям в фитнес-центрах и тренажерных залах.

Корея, между прочим, является своеобразным немонгольским аналогом Бурятии в плане комплекса национальных видов спорта. Для Бурятии (и почти любого другого монгольского региона, за исключением Калмыкии) родными, никогда не прерывавшимися, традициями были конные скачки, борьбы и стрельба из лука. Ровно то же самое относится к Корее, с той разницей, что здесь более популярным за пределами страны стала не древняя борьба ссиррым, а сравнительно новое боевое искусство таэквондо.

Корейский лук и корейская техника стрельбы не такой известный бренд страны, как таэквондо, но он входит, наряду с японским и монгольским, в тройку самых известных из современных луков, которые продолжают изготавливаться по традиционным технологиям, и по стрельбе из которых проводятся соревнования. Поскольку в мире существует устойчивое и с развитием Интернета все более растущее сообщество любителей лучной стрельбы, то интерес к традиционным видам соревнований по стрельбе из лука в 21 веке также вырос, пожалуй, на порядок.

Бурятский лук, имея собственную историю и технологию (он отличается от ныне принятого в Монголии «халхаского лука»), а также — ежегодные соревнования, с каждым годом приобретает все большую известность. В основном это является результатом энтузиазма отдельных популяризаторов и мастеров, ведущих какую-то деятельность на просторах мировой сети. Государство, будучи в гораздо большей степени заинтересовано в формальных показателях, старается концентрировать внимание прежде всего на олимпийских видах спорта, и на обычной спортивной стрельбе из лука.

Это общий подход не только России, но и многих других стран, в какой-то степени как раз Россию тут можно понять, ибо на ее территории национальных видов спорта уж очень много, и за всеми из них не угонишься. Тем не менее, такие эксклюзивные и в потенциале, безусловно, зрелищные виды как бурятская стрельба из лука, должны бы получать побольше внимания. Мнение о том, что национальные виды бесперспективны и якобы имеют предел популяризации, наталкивается на примеры бейсбола, и многочисленных боевых искусств стран Дальнего Востока. Все эти виды были раскручены за пределами своих регионов по большому счету за небольшой период в 20 веке. Рано или поздно, инвестиции в перспективные виды спорта вернутся, пусть не в прямом виде, но опосредовано.

На сегодня поддержкой бурятской лучной стрельбы занимаются в основном Республика Бурятия и Буддийская традиционная Сангха. На территории Республики, по оценкам Минспорта Бурятии, стрельбой из лука по национальным правилам занимается около 300 человек и есть тенденции к росту. С этого года начинают проводиться Республиканские соревнования для детей и молодежи. Подготовлен проект присвоения спортивных разрядов до мастера спорта Республики Бурятия. По финансированию также наконец происходят маленькие, но все же положительные сдвиги, хотя конкретные цифры не озвучиваются. Все это внушает надежды и демонстрирует внимание к теме.

В плане технологий изготовления луков жизнь внесла свои коррективы и на сегодня ситуация такова, что в соревнованиях все чаще принимают участие спортсмены с луками, изготовленными с применением современных материалов. Такие луки имеют преимущество над чисто традиционными, поэтому дистанция стрельбы на сурхарбане будет увеличена. Если раньше стрельбы проводились на дистанциях 45 и 30 м., то в этом году на «Алтаргане» планируется увеличить дистанции до 50 и 45 м.

В перспективе было бы неплохо возродить некоторые старинные бурятские виды стрельбы из лука, обладающие повышенной зрелищностью. Прежде всего тут стоит упомянуть состязания бай-харбан, бытовавшие на памяти ныне живущих людей, и проводившиеся в годы Великой Отечественной войны в Бичурском и Мухор-Шибирском районах во время молений на обоо.

Кроме того, существовала очень интересная традиция стрельбы на меткость и пробивную силу одновременно. Этот вид, видимо, дольше всех практиковали буряты эхиритского племени. Здесь использовалась оригинальная мишень в виде тележного колеса, перед которой вывешивался кусок войлока. Стрела должна была пробить войлок и попасть в центральное отверстие колеса. В легендах утверждалось, что некоторые батуры могли пробить стрелой мокрый войлок или даже несколько кусков войлока. Предположительно этот интереснейший вид происходит от военных упражнений кочевых монголов, устраивавших свои лагеря (курени) внутри кольца из телег и повозок. Для защиты от навесной стрельбы в куренях устанавливали завесы из свободно висящих длинных кусков войлока, в которых застревали стрелы, особенно если войлоки были мокрыми. Стрельба по колесу через кусок войлока вероятно имитировала штурм такого кочевнического куреня.

Исконно присущие бурятам лук и стрела активно использовались до середины XVIII века. Из лука можно было стрелять и на охоте, и в бою. Для битвы использовались оригинальные наконечники стрел: наконечник-игла должен был попасть между стыками в доспехах, наконечник-полумесяц отсекал голову врага, наконечник с зазубринами наносил максимальные раны, когда его вытаскивали из тела. Стрелы с тупыми наконечниками, не портящие шкуру, предназначались для пушного зверя.

На охоте использовались также свистящие стрелы. Со второй половины XVIII в. лук использовался бурятами наравне с огнестрельным оружием.

Бурятский лук является разновидностью монгольского сложносоставного лука, изготовление которого занимало несколько лет. Это тип степных луков, обладавших лучшими техническими характеристиками: дальнобойностью, прочностью, легкостью и относительной простотой конструкции. Его кибить состояла из деревянного остова, обложенного костяными и роговыми пластинами, которые склеивались с ним и обтягивались сухожилиями. У лука пять деревянных частей, склеенных в четырех соединительных точках, и три слоя из сухожилия, дерева и рога, аккумулирующих энергию при натяжении тетивы. Все это снаружи защищено тонким слоем бересты для защиты от атмосферной влаги. Кибить имела своеобразный изгиб, плавный, почти ровный в середине, в области рукояти, и сильно преломляющийся в центральной части рогов, где лук давал наибольшую амплитуду при растягивании. Из него буряты били по мелким целям на расстоянии 35-40 м, свободный же выброс стрел достигал 200 и более метров (Михайлов В. А. "Оружие и доспехи бурят"). Монголы XII-XIII вв., обладавшие типологически схожим луком, могли отправлять стрелы в свободном полете на 500 и 900 ходовых шагов.

По имеющимся данным, буряты применяли две разновидности луков. Помимо легкого степного лука "номо" существовал также тяжелый большой лук "манзан", кибить которого имела широкие и утолщенные рога, в своем сечении приближающиеся к овалу, и круглый захват, или рукоять. Она отличалась чрезвычайной упругостью и, следовательно, убойной силой. Тяжелые луки были рассчитаны не на слабых людей. Стрельба из них велась, скорее всего, из необычного положения с упором одного рога ступней ноги.
Тяжелые луки буряты привозили из Монголии.
К середине ХIX века использование лука свелось преимущественно к спортивно-развлекательному, что было обусловлено изменением социально-экономических условий проживания бурят, переходом на кочевое скотоводство и оседлое земледелие. Спортивные игры, изначально являвшиеся тренировочными имитациями охоты для обучения молодежи, приобрели самостоятельную форму, превратившись в национальный вид спорта.

Наиболее значительными и популярными играми бурятского народа являлись стрельба из лука (сурхарбан), борьба (бухэ-барилдаан) и конные скачки. В наши дни национальные торжества бурят тайлаганы, состоявшие в древности из молебна и жертвоприношения духам-покровителям, общей трапезы и различных игр-состязаний, проводятся в рамках мероприятий по сохранению национальной культуры и развития ремесел и включают в себя только спортивные состязания под общим названием – сурхарбан.
Издревле лук и стрелы висели в бурятской юрте на почётном месте. Через лежащие лук и стрелы никому было нельзя переступать, это считалось кощунственным навлекающим беду действием. Стрела играла важную роль в обрядах плодородия, счастья, была талисманом – оберегом.