Боевое каратэ – эффективная система самозащиты. "Сётокан" можно перевести, как "дом среди сосен, колышущихся от ветра"

Каратэ (空手 яп. каратэ: «пустая рука») — японское боевое искусство, родиной которого является остров Окинава. Данное название было придумано в 1905 году Томо Ханаширо под влиянием идей дзэн-буддизма, (до 1905 года «каратэ» называли 唐手 «рука династии Тан»).

Окинава Тэ - (沖縄手 "рука Окинавы", на окинавском языке: Uchina-di) - стиль староокинавского каратэ, возникший в 16 веке, как сплав китайского Кэнпо и трех старинных оригинальных окинавских стилей боевых искусств:
- Сюри-те (首里手 на окинавском языке: Sui-dī) который происходит из города Шури - древней столицы княжества Рюкю;
- Томари-те (泊手 на окинавском языке: Tumai-dī) созданное в местности Томари;
- Наха-те (那覇手 на окинавском языке:: Nāfa-dī) созданный в городе Наха, бывшей коммерческой столице княжества Рюкю (современной столице Окинавы).

Высшим достижением стиля стала школа Синдо Рю - "путь истины" - самая закрытая и наиболее жесткая в каратэ. Бои проводятся только в полный контакт. Защитные приспособления не используются. Правил ведения боя не существует, весовых категорий также. Из приемов запрещены лишь удары по глазам.

Синдо Рю создавалось как боевое искусство невооруженного человека против самурая вооруженного мечом и базируется на двух основополагающих принципах: "иккэн хиссацу" - одним ударом наповал, и "мэцкэй сутэми" - хладнокровная решимость идти в бою до конца.

В настоящее время в Окинава тэ входит три стиля: Шорин (Сёрин) рю , Годзю рю и Уэчи рю , в каждый из которых входит несколько школ.

Наиболее жесткой школой классического староокинавского каратэ является Синдо рю. Бои в ней идут в полный контакт, без защитных приспособлений и разрешены удары в любые части тела.

Штаб-квартира Всемирной федерации Окинава тэ находится в г.Наха (Окинава, Япония). Президент международной федерации Окинава тэ Ханши Эйхачи Ота 9-й дан (Япония). www.shorin-ryu.com

Московскую школу "Синдо рю", культивирующую стиль Окинава тэ, возглавляет Сэнсей Валерий Майстровой (7-й дан Окинава каратэ и Кобудо) . Член совета директоров Всемирной федерации Окинава Каратэ, шеф - инструктор Европейского региона, президент Европейской федерации. Сэнсей Валерий Майстровой - ученик Мейтоку Яги (10-й дан), Такаеши Нагаминэ (10-й дан), Эйхачи Ота (9-й дан), Ханаширо Найто (6-й дан).

(На фото: президент всемирной федерации Окинава тэ Такаёши Нагаминэ 10-й дан (Япония) и Сэнсей Валерий Майстровой 7-й дан Окинава каратэ и Кобудо на семинаре в Москве)

Инструкторы и ученики школы "Синдо рю" неоднократные победители и призеры чемпионатов мира и Европы по карате, джиу-джитсу и боевому самбо.

Инструкторы Федерации Окинава Карате России регулярно проводят консультационные семинары по боевым искусствам как для спортсменов, так и для государственных организаций. Были проведены семинары для инструкторов спецназа ГРУ Генштаба России, офицеров Московского СОБРа, аналогичных структур Болгарии, Венгрии, Словакии, Германии, Швейцарии, Люксембурга, Франции. На фото: инструкторы федерации Окинава каратэ и кобудо России.

Ката и Кумитэ

Основа подготовки учеников в школе Синдо Рю помимо общефизической подготовки - ката и кумитэ.

Ката - система боевых движений, в которых содержатся все основные технические действия и передвижения, существующие в стиле.

Выполняющий ката ведет медитативный поединок против нескольких противников, атакующих одновременно, различных по силе, росту, технике владения ударами и вооружению. Ката воссоздает условия реального поединка, заставляет действовать на уровне подсознания.

В результате вырабатывается автоматизм движений и рефлексов. Программа школы Синдо-рю предусматривает изучение боевых ката. 12 без оружия (в том числе 2 дыхательно-энергетических) и 5 ката кобудо.

Кумитэ - (спарринг) как правило в полный контакт включает следующие виды:

Яку соку кумитэ - обусловленный спарринг;

Дзю иппон кумитэ - свободный спарринг на одно движение;

Ури куми дзю кумитэ - свободный спарринг с использованием любой техники, но без "кимэ" в ударах;

Дзиссэн кумитэ - свободный спарринг, в котором запрещены только удары по глазам, но с жестким судейством во избежание тяжелых увечий;

Танганхо кумитэ - свободный спарринг, в котором удары наносятся ладонями;

Ури куми го кумитэ - одна из вершин Синдо рю - свободный бой в полный контакт в котором не существует правил и разрешены любая техника, нанесение любых ударов, за исключением ударов по глазам. Весовые категории отсутствуют, защитные приспособления не используются;

Ниайтэ кумитэ - работа одного против двоих по правилам "ури куми го".

Карате - это не просто искусство боя, это образ жизни, это целая философия, которая помогает человеку разглядеть взаимосвязанность всего, что есть в мире, помогает достичь гармонии с природой, найти ее внутри себя, а также во взаимоотношениях с другими людьми.

В Японии говорят, что карате - это путь, который выбирают сильные люди и идут по нему иногда всю свою жизнь. Эти смельчаки каждый день раздвигают границы возможного, следуя выбранному направлению, укрепляя и закаляя тело и дух, бесконечно открывая в себе новые способности.

История возникновения боевого искусства

Самые ранние сведения об истории карате датируются 1761 годом. Эту дату упоминает Сесин Нагаминэ в своей книге, которая называется «Основы окинавского каратэ-до». Тогда это боевое искусство все знали как «тодэ», что в переводе с японского значит «китайский бокс».

В далекие времена жил такой китайский боец по имени Кусанку, который однажды продемонстрировал свое высокое мастерство и умение в китайском боксе, восхитив зрителей его новизной и особой техникой захвата. Это знаменательное для истории каратэ событие произошло на Окинаве - самом крупном острове, который расположен на архипелаге Рюкю в Японии. Месторасположение этого острова приходилось как раз на пересечение торговых путей, и находился он примерно на одинаковом расстоянии от Кореи, Японии, Тайваня и Китая. Все эти государства постоянно воевали друг с другом за владение архипелагом Рюкю, поэтому каждый мужчина острова был воином, зачастую в нескольких поколениях. Еще с XV века на этой территории существовал запрет на ношение оружия, поэтому воины Окинавы из поколения в поколение совершенствовали свои навыки ведения боя без него.

В конце XVIII века, как гласит история карате, мастером Сокугавой в местечке Шури была открыта первая школа Тэ, занятия в которой были законспирированы. Матсамура Шокун, будучи на Окинаве Верховным наставником боевых искусств, тоже организовал школу с названием "Шорин-рю каратэ" (шорин - молодой лес), где преобладали строгая дисциплина и нравственное воспитание Сюгё. Отличительной особенностью школы были обманные движения и тонкий маневр. Учеником Матсамуры был знаменитый на весь остров и за его пределами Асато Анко, который, в свою очередь, стал наставником Фунакоши Гичина.

А вот уже и считается создателем карате. Он, конечно же, не сам придумал этот но именно этот человек объединил, отфильтровал и систематизировал различные приемы китайской рукопашной борьбы и создал новый вид боя каратэ-дзюдзюцу, что в переводе с японского означает «искусство китайской руки».

Впервые Фунакоши показал миру каратэ-дзюдзюцу в то время, когда в Токио проходил фестиваль боевых искусств в 1921 году. Не прошло и одного десятка лет, как вновь созданный вид борьбы завоевал огромную популярность в Японии, что привело к открытию бессчетного множества различных школ.

Карате: история возникновения названия

В 1931 году состоялся съезд «большой семьи окинавского каратэ», на котором было принято решение, что каждый стиль, появившийся к тому времени, имеет право быть. Также на этом съезде решили дать другое название данному виду боевых искусств, потому что в то время шла очередная война с Китаем. Иероглиф «кара», обозначавший «Китай», заменили иероглифом, который читался так же, но означал пустоту. Также заменили «дзюцу» - «искусство» на «до» - «путь». Получилось название, использующееся по сей день. Оно звучит как «каратэ-до» и переводится как «путь пустой руки».

История распространения и развития каратэ-до в мире

В 1945 году, когда Япония проиграла в войне, оккупационные власти США запретили на острове все виды японских боевых искусств. Но каратэ-до считалось просто китайской гимнастикой и избежало запрета. Это способствовало новому витку развития данного боевого искусства, что привело к созданию в 1948 году Японской ассоциации каратэ, которую возглавил Фунакоши. В 1953 году для обучения элитных подразделений американской армии в США приглашаются наиболее известные мастера.

После Олимпиады в Токио в 1964 году каратэ-до завоевало невероятную популярность во всем мире. Это, в свою очередь, привело к созданию Всемирного союза организаций каратэ-до.

Предназначение карате

Изначально, согласно истории карате, этот вид рукопашного боя создавался как боевое искусство и предназначался исключительно для самообороны без использования оружия. Предназначение карате - помогать и защищать, но не калечить и не причинять боль.

Отличительные особенности карате

В отличие от других единоборств, здесь сведены к минимуму контакты между бойцами. А чтобы одолеть противника, используют мощные и точные удары как руками, так и ногами по жизненно важным точкам человеческого организма.

Есть еще несколько отличительных особенностей данного вида боевых искусств, которые заключаются в устойчивых низких стойках и в жестких блоках, а также в мгновенном переходе в контратаку с одновременным точным и сильным ударом. При этом он происходит молниеносно, по самой короткой траектории с огромной концентрацией энергии в точке удара, которая называется кимэ.

Поскольку карате - в первую очередь оборона, то и все действия здесь начинаются с защиты. Но после нее, и в этом есть суть каратэ, следует молниеносная ответная атака.

Принципы использования техник

Для правильного использования различных техник в карате предусмотрен ряд принципов. Среди них: кимэ, упомянутая выше; дачи - оптимальный выбор позиции; хара - соединение силы мышц с внутренней энергией; дзесин - непоколебимый дух. Все это постигается посредством длительных тренировок в формальных упражнениях «ката» и в поединках «кумитэ». Между ката и кумитэ в разных стилях и школах может соблюдаться баланс, а может отдаваться предпочтение либо упражнениям, либо поединкам.

Стили каратэ-до

В наше время в мире известно уже несколько сотен различных стилей. В карате дробление основ началось еще со времен его зарождения. Множество разных людей занимались этим боевым искусством, и каждый, кто достиг высокого уровня, вносил в него что-то свое.

Однако необходимо отметить, что любой стиль, доживший до современности, тем или иным образом соприкасается с одним из следующих направлений:

1. Кэмпо - китайско-окинавское боевое искусство.

2. Каратэ-дзютцу - японская боевая версия в духе Мотобу.

3. Каратэ-до - японская философско-педагогическая версия в духе Фунакоши.

4. Спортивное карате - либо контактное, либо полуконтактное.

Есть несколько стилей, которые необходимо отметить.

Карате в России

История развития карате в России начинается с возникновения самодеятельных секций и клубов. Их основателями были люди, которым посчастливилось побывать за рубежом и пройти там обучение этому боевому искусству.

Бешеная популярность занятий этим видом единоборств и стихийность их распространения привели к тому, что в ноябре 1978 года в СССР была создана специальная комиссия по развитию каратэ. По результатам ее работы в декабре 1978 года была образована Федерация каратэ СССР. Поскольку правила обучения этому виду единоборств постоянно и грубо нарушались, было внесено дополнение в Уголовный кодекс об «ответственности за незаконное обучение каратэ». С 1984 по 1989 год это боевое искусство в Советском Союзе находилось под запретом, что было установлено приказом № 404, изданным Спорткомитетом. Но секции, обучающие данному виду единоборств, продолжали существовать подпольно. В 1989 году, 18 декабря, Госкомспорт СССР принимает постановление № 9/3, которым приказ № 404 признавался утратившим силу. В настоящее время в России существует огромное количество федераций и стилей, которые активно сотрудничают с международными организациями карате.

Философия каратэ-до

Если говорить о философии карате, то необходимо отметить, что в основе ее находится принцип ненасилия. В клятве, которую ученики клубов карате дают перед началом занятий, они обязуются не применять полученных умений и знаний во вред людям и не использовать их в корыстных целях.

Стиль – это магистральное направление, имеющее характерные черты, объединяющее разные школы и мастеров.

Острое соперничество между мастерами каратэ и их учениками, пытавшимися доказать превосходство своего наставника или школы, привели к быстрому развитию новых, современных стилей каратэ, которых в мире сегодня насчитывается несколько десятков.

  • Сёто кан,
  • Кёкусинкай,
  • Сито рю,
  • Годзю рю,
  • Вадо рю.

Одним из ведуших и классических стилей в мире является

Создан он в 30-е годы XX века мастером Гитином Фунакоси (1869-1957). Большой вклад в развитие данного стиля внесли также мастера Йоситака Фунакоси, Масатоси Накаяма, Сигеру Эгами, Генсин Хироноси, Исао Обата, Ногути Хироси.

Техника сёто кан

В основе стиля лежит техника староокинавского стиля Сюри тэ, для которого были характерны приемы боя на близкой дистанции и удары ногами, наносимые преимущественно на нижнем уровне. Фунакоси и его ученики дополнили стиль многими современными техническими приемами и ввели спортивный раздел каратэ до.

Преимущества

Сёто кан отличается преимущественно линейным приложением силы, поскольку кратчайший путь к цели – прямая, что контрастирует, к примеру, с Годзю рю, изобилующим круговыми движениями.

  • Низкие, широкие, прочные стойки.
  • Переходы динамичные и четкие.
  • Мощные и энергичные движения.
  • Удары идут от бедра.
  • Блоки жесткие, движения экономные: быстрота и максимальная эффективность при минимуме средств.
  • В защите – надежность и сила блока.
  • Основное оружие – мощные реверсивные прямые удары руками, удары в выпаде, резкие удары ногами по среднему уровню в корпус, подбивы под опорную ногу или под обе ноги.

Важное место в системе тренинга Сёто кан каратэ до, наряду с кихон и кумитэ, занимают формальные упражнения – ката. Этот стиль вобрал и органично объеденил в себе легкие и подвижные ката Сёрин рю: Хэйян, Бассай, Канку, Эмпи, Гангаку и более «тяжелые» и «силовые» ката Сэрей рю: Тэкки, Дзюттэ, Хэнгэтсу, Дзион.

Виднейшие мастера стиля

Гима Макото, Йоситака Фунакоси, Накаяма Масатоси, Канадзава Хирокэзу, Нисияма Хидэтака, Эноэда Кэйносукэ, Асано Сиро, Миками Такаюки, Казэ Тайдзи, Окадзаки Тэруюки, Оти Хидэо, Миядзаки Тору, Кавасоэ Масао, Сираи Хироси, Касуя Хитоши, Танака Масахика, Осима Цутому, Асаи Тецухико, Танака Такэнори, Абэ Кейго, Сугимура.

КЁКУСИНКАЙ (Союз искателей абсолютной истины)

Cоздан мастером Масутацу Оямой (1923-1994), выходцем из Кореи. В 1954 году был открыт первый додзё Кёкусинкай, где возрождалась древняя традиция боевых искусств в условиях новейшего времени. Реформы Оямы состояли прежде всего в возврате к изначальной, традиционной системе обучения.

Техника КЁКУСИНКАЙ

Техника Кёкусинкай внешне похожа на технику Годзю рю.

Базовая техника включает в себя:

  • изучение стоек,
  • перемещений,
  • ударов,
  • блоков,
  • комбинаций (рэнраку),
  • формальных упражнений.

Практикуются непрерывные спарринги, направленные на развитие автоматизма и выносливости, жесткие спарринги в полный контакт, поединки с несколькими противниками одновременно. Большое внимание уделяется разбиванию твердых предметов руками и ногами (тамэсивари), закалке ударных поверхностей. Причем тамэсивари рассматривается как способ активной медитации, позволяющий сконцентрировать энергию и волю для преодоления психологического барьера.

Прямой удар в кёкусинкай наносится не от бедра, а от груди. Техника ног включает расширенный арсенал приемов, в том числе много подсечек с обманными движениями. Стиль предъявляет высокие требования к ученикам, отличается серьезной атлетической подготовкой и суровой дисциплиной.

Ката, изучаемые в кёкусинкай каратэ: Тайкеку 1-3, Пинан 1-5, Сантин, Тэнсе, Цуки но ката, Янцу, Сайфа, Гэкисай дай, Гэкисай сё, Сэйэнтин, Канку, Суси хо, Га рю, Сэйпай. Дополнительно изучаются Ура тайкеку 1-3, Ура пинан 1-5, Кихон ката 1-2.

Виднейшие мастера стиля

Мацуи Шокей, Ояма Сигеру, Стив Арнейл, Н. Рояма.

СИТО РЮ (Школа Итосу (Сюри тэ) и Хигаонны (Наха тэ)

Один из крупнейших стилей японского каратэ до. Создан в середине 30-х годов XX века другом Фунакоси – Мабуни Кэнва (1889-1957), который назвал стиль по начальным иероглифам имен своих учителей: Итосу и Хигаонно.

Стиль СИТО РЮ

Стиль этот представляет собой нечто среднее между окинавскими стилями и Сётоканом, отличается жесткостью, большой мощью, резкостью и предельной концентрацией движений.

Ката, изучаемые в Сито рю: Пинан 1-5, Бассай дай, Косокун дай, Кусянку, Сотин, Чинто, Чинтэ, Нисэйси, Мацукадзэ, Унсу, Сайфа, Сэйпай, Сэйсан, Тэнсе и другие. Всего в стиле насчитывается более 50 ката.

Виднейшие мастера стиля

Ивата Мандзо, Кеней Мабуни.

ГОДЗЮ РЮ (Сила и мягкость)

Стиль создан на базе окинавского Наха тэ и китайского цюань шу учеником мастера Канре Хигаонно – Тедзюном Мияги (1888-1953) в 1928 году. В технике Годзю рю ярко выражены китайские корни. Слово «Годзю» представляет собой японский перевод китайского идиоматического выражения, состоящего из двух слов противоположного значения: «го» (твердое) и «дзю» (мягкое).

Техника ГОДЗЮ РЮ

Будучи человеком физически очень сильным, Мияги в своем стиле сделал основной упор на силу, жесткость. Однако в стиле четко выделяется хорошее сочетание резких и плавных действий. От «го» до «дзю» и от «дзю» до «го» должна быть свобода и легкость в чередовании движений. Когда противник атакует вас началом «го», то необходимо встретить его началом «дзю».

Если соперник противостоит началом «дзю», нужно встречать его началом «го» и сбивать с ног. Здесь жесткое начало «го» символизирует боевые искусства, а мягкое начало «дзю» – дзенскую медитацию.

Стиль

Как правило в Годзю рю атака не пресекается эквивалентным по жесткости блоком.

Его характерные черты:

  • высокие стойки,
  • медленные,
  • «тяжелые движения»,
  • мощные удары.

Стиль этот не так красив, как Сётокан, но более эффективен.

Ученик Мияги, Ямагути Гоген, ставший преемником учителя, в 1935 году организовал общенациональную организацию Годзю рю, объединившую множества школ по всей Японии. Он ввел в практику обучения методику парной работы: дзию кумитэ (свободный поединок).

В мае 1950 года Ямагути реформировал свою организацию, назвав ее «Каратэ до Годзю кай».

Базовые формы ГОДЗЮ РЮ

Базовыми формами Годзю рю являются ката Сантин и Тэнсё, так как они демонстрируют и «го» и «дзю». В Сантин напряжена каждая мышца тела. Здесь нет ни одной незащищенной точки и все ката наполнена боевым духом. Это типичное воплощение начала «го».

Ката Тэнсё в противоположность этому не раскрывает так явно боевой дух, он проявляется в медленных дугообразных движениях, будто бы человек ожидает момента для внезапного выброса энергии, глубоко запрятанной внутри тела. Это и есть начало «дзю».

ВАДО РЮ (Путь мира)

Создан мастером Хиронори Оцука (1892-1982), одним из первых учеников Фунакоси, в 1939 году. В отличие от предыдущих стилей является чисто японским, влияние китайской и окинавской техники в нем практически незаметно, тем более, что ряд приемов заимствован из джиу-джитсу. Он менее жесткий, чем Годзю рю и Сито рю, и ставка в нем делается не на силу, а на ловкость.

Техника ВАДО РЮ

Вместо тяжелых ударов и прямолинейных действий он предлагает обманные движения, финты и уходы. Оцука отказался от усиленной подготовки поверхностей рук и ног, считая это пустой тратой времени и сил. Главный смысл тренинга в Вадо рю состоит не в шлифовке технических приемов, не в принципах работы тела, а в развитии разума.

Ученик обязан всячески развивать в себе внутреннюю уверенность и спокойствие характера, самоконтроль, должен проявлять уважение к окружающим и быть истинно гуманным в отношениях с людьми. Оцука сделал акцент прежде всего на духовности.

Он говорил: «Насилие может быть истолковано как путь боевых искусств, однако истинное предназначение боевых искусств состоит в том, чтобы искать и добиваться мира и гармонии».

Ката, изучаемые в Вадо рю: Пинан 1-5, Пассай, Найханти, Кусанку, Дзион, Вансу, Сэйсн, Чинто, Дзюттэ, Нисэйхи, Рохай.

Виднейшие мастера стиля

Сигиура Кэнго, Дайтиро Аидзава, Татсуо Судзуки, Адзари Йосиаки, Сиомитсу Масафуми, Сунсукэ Янагита, Катсуми Хакоиси, Сейджи Нисимура.

Общие черты между всеми стилями каратэ

Как показывает практика, методика обучения, техника исполнения приемов и движений, психофизический тренинг – все это в общих чертах схоже во всех стилях каратэ. Разделение на «жесткие» и «мягкие» стили также очень условно, т. к. в каждом движении каратэ есть и жесткость и мягкость, напряжение и расслабление. Так что, несмотря на некоторые различия между стилями, общего между ними гораздо больше.

Какой стиль лучше?

Вопросы «чистоты» и оригинальности любого стиля или системы всегда относились к числу дискуссионных. Споры на данную тему ведутся ровно столько времени, сколько существуют различные школы боевых искусств, и будут продолжаться до тех пор, пока не исчезнет конкуренция между ними. А поскольку в обозримом будущем этого не произойдет, постольку будут продолжаться и споры. С позиций анатомии, физиологии и биомеханики ясно, что число вариантов наиболее эффективных способов защиты и нападения в схожих ситуациях ограничено.

Именно поэтому многие приемы самообороны по существу одинаковы в системах, возникших в разное время и в разных местах. Другое дело, что сами эти системы не могут быть полностью идентичны по своим принципам, методам тренинга, тактике ведения поединка, по соотношению ударных и болевых приемов и т. д.

За прошедшие века радикальные изменения произошли не в технике, а в характере ситуаций, требующих ее применения. К примеру, никто не станет сейчас нападать на прохожего с мечом, никому не придется выбивать всадника из седла ударом ноги в прыжке.

Итог выбора стиля

Стиль – это не разновидность движения, не форма перемещения. Это методика обучения одному и тому же. В разных школах учат одному и тому же, но разными методами.

В конечном счете, современное японское каратэ до – это детище нескольких окинавских мастеров, творчески переосмысленное японскими учениками, с учетом этнических и национальных традиций.

Карате (яп. 空手 — «пустая рука») - японское боевое искусство, которое представляет собой систему защиты и нападения. Термин «карате» был введён в обращение в XVIII веке.

В карате нет какой-то одной международной федерации, в нем каждый крупный стиль имеет свою федерацию.

История возникновения и развития карате

Многие считают, что жители острова Окинава (в то время он был центром независимого королевства Рюкю) вели постоянную партизанскую борьбу против японских захватчиков и ради этой борьбы создали искусство карате. Но существуют и противники данной теории, они утверждают, что боевые искусства на острове практиковались, в основном, среди потомков переселенцев из Китая, и уже от них постепенно перешли к другим жителям.

В конце XIX века Окинава стала префектурой Японской империи. Во время набора призывников в ряды доблестной японской армии, врачи заметили, что ряд призывников из Окинавы отличаются хорошей физической формой. Было установлено, что все они занимались местным боевым искусством тотэ. После этого, тотэ было включено в программу обучения в младших классах окинавских школ в качестве физкультуры.

Боевое искусство быстро вышло за пределы Окинавы и завоевало всю Японию. В 1936 году была открыта школа, получившая название Сётокан, где преподаваться стиль созвучный с названием школы. Позже он был признан классическим стилем карате. Для Сётокана не важна сила удара, основной упор делается на быстроту и точность.

После поражения Японии в 1945 году, все японские боевые искусства были запрещены. В 1948 году была создана Японская ассоциация карате (JKA). С этого времени карате стало развиваться и как система самозащиты, и как вид спорта. Карате начало стремительно набирать популярность во всем мире, в 1957 году состоялся первый японский чемпионат по карате, а в 1963 году в Чикаго прошёл чемпионат мира по неофициальному контактному карате.

Основные стили карате

Сито-рю (яп. 糸東流) - один из старейших стилей карате. Он включает в себя мощные ката Сюри-тэ, жёсткие и мягкие ката Наха-тэ и артистичные ката китайского стиля «Белого журавля». Основатель Кэнва Мабуни.

Годзю-рю (яп. 剛柔流) - один из самых распространённых стилей карате. В его основе лежит техника ближнего боя, включающая в себя удары локтями, коленями, бросковую технику, захваты и борьбу в партере. Существуют 3 основных варианта этого стиля — окинавский, японский и американский. Основатель Тёдзюн Мияги.

Вадо-рю (яп. 和道流) - один из четырёх крупнейших стилей. К особенностям стиля можно отнести стремление бойся свести к минимуму расход сил и амплитуду движений, совершаемых на защиту, не принося в жертву ее эффективность. Основатель Хиронори Оцука.

Сётокан (яп. 松濤館) - стиль, отличительными особенностями которого являются линейные перемещения и линейное приложение силы. Стойки низкие и широкие. Блоки жёсткие. Удары руками мощные и реверсивные с включением в удар бедра. Основатель Гитин Фунакоси.

Кёкусинкай (яп. 極真会) - контактный стиль карате, поединки в нем насыщены высокими ударами ногами и мощными ударами руками. В кёкусинкай запрещены удары руками в голову. Основатель Масутацу Ояма.

Стили в карате не перестают появляться, каждый выдающийся мастер пытается привнести что-то свое, что зачастую приводит к созданию нового стиля.

Система поясов и степеней в карате

Начать стоит с того, что в карате выделяют ученические степени — «кю» и мастерские степени — «даны». Обычно их количество равно десяти, но в зависимости от стилей может отличаться. Интересная особенность — номер «кю» уменьшается с ростом мастерства, а номер «дана», наоборот, возрастает.

Для получения каждой следующей степени необходимо продемонстрировать мастерство выполнения ката, а также свободного боя. Многие ошибочно полагают, что степени в карате зависят от результатов соревнований. Атрибутом степени в карате является пояс (оби).

Наиболее распространена следующая система, она используется Японской Ассоциацией Каратэ (JKA) и большинством международных ассоциаций Сётокан:

  • 9-й кю — белый
  • 8-й кю — желтый
  • 7-й кю — оранжевый
  • 6-й кю — зеленый
  • 5-й кю — красный
  • 4-й кю — фиолетовый или темно-синий
  • 3-й кю — светло-коричневый
  • 2-й кю — коричневый
  • 1-й кю — темно-коричневый
  • 1-й дан и выше — чёрный

Черный пояс - именной и делается на всю жизнь, он более толстый и прочный чем пояса других цветов.

Рассмотрим систему поясов в кёкусинкай:

  • 10 кю (белый пояс)
  • 9 кю (белый пояс с голубой полоской)
  • 8 кю (голубой пояс)
  • 7 кю (голубой пояс с жёлтой полоской)
  • 6 кю (жёлтый пояс)
  • 5 кю (жёлтый пояс с зелёной полоской)
  • 4 кю (зелёный пояс)
  • 3 кю (зелёный пояс с коричневой полоской)
  • 2 кю (коричневый пояс)
  • 1 кю (коричневый пояс с золотой полоской)
  • 1-9 дан (чёрный пояс)
  • 10 дан (красный пояс)

Существуют минимальные интервалы времени между экзаменами, они разные в разных федерациях. Интервалы эти увеличиваются с увеличением степени. Ученические и мастерские степени присваиваются пожизненно.

2017-02-10

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему "Карате".

Ката двух этих родственных видов единоборств сближает то, что их практика вырабатывает навыки эффективного ведения боя. В то же время между ними существует немало различий. Прежде всего это связано с тем, что в ката классического карате присутствуют архаичные элементы, не пригодные в современном рукопашном бою, где необходимо быстро и эффективно поразить противника.

Ката оперативного карате с автоматом (комплекс рукопашного боя с автоматом) представлен в варианте, при котором используется АК-74 с примкнутым штыком. Этот комплекс может вы-полняться с любой другой моделью автомата Калашникова или иным оружием, оснащенным штыком, например карабином.

Ката дзюдо и оперативного карате отличаются по характеру выполнения и набору используемых приемов. Ката оперативного карате (технические комплексы рукопашного боя) занимают промежуточное положение между «образцами» дзюдо, и классического карате. С «образцами» дзюдо ката их сближает прежде всего цель практически изучить приемы борьбы. Однако ката дзюдо предназначены в том числе и для спортсменов, а ката оперативного карате - исключительно для при-менения в реальном поединке.

Одним из главных понятий в карате и других видах восточных единоборств является «ката», или «технический комплекс» рукопашного боя. Ката, или технические комплексы, используемые в системе боевого тренинга оперативного карате и рукопашного боя, отличаются от ката классических школ карате. Все используемые в них наборы действий предельно прагматичны и нацелены на уверенное поражение противника. Поэтому задача отработки ката в боевом тренинге не изящество и красота спортивных выступлений, а победа в настоящей схватке. Несмотря на простоту и доступность, составляющие эти комплексы приемы необыкновенно действенны. Каждый из них может быть использован в реальном поединке: в уличной схватке, «на поле боя, при выполнении служебных задач и при самообороне в любой ситуации.

Оперативное карате, или особое направление рукопашного боя, было создано в КГБ СССР для подготовки бойцов спецназа и оперативных сотрудников. С годами данный комплекс прикладных боевых приемов и методик их изучения превратился в уникальную разновидность единоборств. Для того чтобы овладеть этим «жестким» видом единоборств, и было разработано боевое карате.