Боевое каратэ – эффективная система самозащиты. Классификция стилей каратэ их описание и техника

Карате (яп. 空手 — «пустая рука») - японское боевое искусство, которое представляет собой систему защиты и нападения. Термин «карате» был введён в обращение в XVIII веке.

В карате нет какой-то одной международной федерации, в нем каждый крупный стиль имеет свою федерацию.

История возникновения и развития карате

Многие считают, что жители острова Окинава (в то время он был центром независимого королевства Рюкю) вели постоянную партизанскую борьбу против японских захватчиков и ради этой борьбы создали искусство карате. Но существуют и противники данной теории, они утверждают, что боевые искусства на острове практиковались, в основном, среди потомков переселенцев из Китая, и уже от них постепенно перешли к другим жителям.

В конце XIX века Окинава стала префектурой Японской империи. Во время набора призывников в ряды доблестной японской армии, врачи заметили, что ряд призывников из Окинавы отличаются хорошей физической формой. Было установлено, что все они занимались местным боевым искусством тотэ. После этого, тотэ было включено в программу обучения в младших классах окинавских школ в качестве физкультуры.

Боевое искусство быстро вышло за пределы Окинавы и завоевало всю Японию. В 1936 году была открыта школа, получившая название Сётокан, где преподаваться стиль созвучный с названием школы. Позже он был признан классическим стилем карате. Для Сётокана не важна сила удара, основной упор делается на быстроту и точность.

После поражения Японии в 1945 году, все японские боевые искусства были запрещены. В 1948 году была создана Японская ассоциация карате (JKA). С этого времени карате стало развиваться и как система самозащиты, и как вид спорта. Карате начало стремительно набирать популярность во всем мире, в 1957 году состоялся первый японский чемпионат по карате, а в 1963 году в Чикаго прошёл чемпионат мира по неофициальному контактному карате.

Основные стили карате

Сито-рю (яп. 糸東流) - один из старейших стилей карате. Он включает в себя мощные ката Сюри-тэ, жёсткие и мягкие ката Наха-тэ и артистичные ката китайского стиля «Белого журавля». Основатель Кэнва Мабуни.

Годзю-рю (яп. 剛柔流) - один из самых распространённых стилей карате. В его основе лежит техника ближнего боя, включающая в себя удары локтями, коленями, бросковую технику, захваты и борьбу в партере. Существуют 3 основных варианта этого стиля — окинавский, японский и американский. Основатель Тёдзюн Мияги.

Вадо-рю (яп. 和道流) - один из четырёх крупнейших стилей. К особенностям стиля можно отнести стремление бойся свести к минимуму расход сил и амплитуду движений, совершаемых на защиту, не принося в жертву ее эффективность. Основатель Хиронори Оцука.

Сётокан (яп. 松濤館) - стиль, отличительными особенностями которого являются линейные перемещения и линейное приложение силы. Стойки низкие и широкие. Блоки жёсткие. Удары руками мощные и реверсивные с включением в удар бедра. Основатель Гитин Фунакоси.

Кёкусинкай (яп. 極真会) - контактный стиль карате, поединки в нем насыщены высокими ударами ногами и мощными ударами руками. В кёкусинкай запрещены удары руками в голову. Основатель Масутацу Ояма.

Стили в карате не перестают появляться, каждый выдающийся мастер пытается привнести что-то свое, что зачастую приводит к созданию нового стиля.

Система поясов и степеней в карате

Начать стоит с того, что в карате выделяют ученические степени — «кю» и мастерские степени — «даны». Обычно их количество равно десяти, но в зависимости от стилей может отличаться. Интересная особенность — номер «кю» уменьшается с ростом мастерства, а номер «дана», наоборот, возрастает.

Для получения каждой следующей степени необходимо продемонстрировать мастерство выполнения ката, а также свободного боя. Многие ошибочно полагают, что степени в карате зависят от результатов соревнований. Атрибутом степени в карате является пояс (оби).

Наиболее распространена следующая система, она используется Японской Ассоциацией Каратэ (JKA) и большинством международных ассоциаций Сётокан:

  • 9-й кю — белый
  • 8-й кю — желтый
  • 7-й кю — оранжевый
  • 6-й кю — зеленый
  • 5-й кю — красный
  • 4-й кю — фиолетовый или темно-синий
  • 3-й кю — светло-коричневый
  • 2-й кю — коричневый
  • 1-й кю — темно-коричневый
  • 1-й дан и выше — чёрный

Черный пояс - именной и делается на всю жизнь, он более толстый и прочный чем пояса других цветов.

Рассмотрим систему поясов в кёкусинкай:

  • 10 кю (белый пояс)
  • 9 кю (белый пояс с голубой полоской)
  • 8 кю (голубой пояс)
  • 7 кю (голубой пояс с жёлтой полоской)
  • 6 кю (жёлтый пояс)
  • 5 кю (жёлтый пояс с зелёной полоской)
  • 4 кю (зелёный пояс)
  • 3 кю (зелёный пояс с коричневой полоской)
  • 2 кю (коричневый пояс)
  • 1 кю (коричневый пояс с золотой полоской)
  • 1-9 дан (чёрный пояс)
  • 10 дан (красный пояс)

Существуют минимальные интервалы времени между экзаменами, они разные в разных федерациях. Интервалы эти увеличиваются с увеличением степени. Ученические и мастерские степени присваиваются пожизненно.

2017-02-10

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему "Карате".

Часть первая

Современное каратэ как раздел рукопашного боя

Строго говоря, искусство каратэ является японской системой рукопашного боя. Бесспорно, что любой занимающийся спортивным каратэ может применить свои навыки для защиты себя и окружающих. Однако у войны и у боя насмерть свои законы и правила.

Одним из главных отличий каратэ от других видов спорта является то, что в нем не просто есть специальный прикладной раздел, в котором учат приемам самозащиты, но и то, что само каратэ даже в его спортивном варианте является составной частью этой системы самообороны и способом специальной подготовки.

Начнем с того, что в рукопашной схватке снимаются все ограничения с правил на использование навыков и наработанных приемов и техник каратэ. Кроме того, вся техника боевого рукопашного боя по системе каратэ состоит именно из запрещенных ударов, приемов и техник.

В специальном разделе каратэ уделяется особое внимание изучению и отработке техники нанесения поражающих ударов руками и ногами, техники борьбы, техники бросков, выполнению приемов по освобождению от захватов, выполнению удушающих и болевых приемов.

Особый раздел составляет обучение защите от угрозы оружием. Причем, оружием и древним – меч, посох, весло, и оружием непреходящим во времени – нож, палка, дубинка, и оружием современным – пистолет, автомат.

Объединяющим началом и боевого, и спортивного разделов каратэ являются общие методики и принципы подготовки обучения и тренировки. Эти принципы и методы можно назвать универсальными.

Однако считается, что иногда спортивный уклон мешает развитию абсолютных навыков овладения боевым разделом каратэ. И в то же время спортивные состязания способствуют развитию таких необходимых для овладения боевым разделом каратэ качеств, как сила воли, стремление к победе, хладнокровие и гуманизм.

Арсенал боевых техник и приемов прикладного каратэ практически неисчерпаем. Однако в его основе лежат простые приемы и техники ударов, защит, бросков и приемов, которые отрабатываются точно так же, как и в спортивном каратэ.

Следует заметить, что базовая техника и спортивного каратэ, и боевого раздела каратэ практически одинакова. Разница только в целях и условиях применения этих базовых навыков.

Уровень подготовки в каратэ определяется системой КЮ и ДАНОВ. Кю – ученическая степень. Дан – мастерская. Всего десять ученических и десять мастерских ступеней. Кроме того, в школе Дзё‑Син‑До предусмотрена степень кандидата на первый дан.

Классификация «IOD» – «МОД»

10‑кю – белый пояс

9‑кю – белый пояс (одна красная полоска)

8‑кю – белый пояс (две красных полоски)

7‑кю – белый пояс (три красных полоски)

6‑кю – синий пояс

5‑кю – синий пояс (одна красная полоска)

4‑кю – зеленый пояс

3‑кю – зеленый пояс (одна красная полоска)

2‑кю – коричневый пояс

1‑кю – коричневый пояс (одна красная полоска)

1 дан хо – кандидат на мастерскую степень (черный пояс)

С 1 по 10 дан – черный пояс с желтыми полосками (количество желтых полосок соответствуют степени дана).

Стиль – это магистральное направление, имеющее характерные черты, объединяющее разные школы и мастеров.

Острое соперничество между мастерами каратэ и их учениками, пытавшимися доказать превосходство своего наставника или школы, привели к быстрому развитию новых, современных стилей каратэ, которых в мире сегодня насчитывается несколько десятков.

  • Сёто кан,
  • Кёкусинкай,
  • Сито рю,
  • Годзю рю,
  • Вадо рю.

Одним из ведуших и классических стилей в мире является

Создан он в 30-е годы XX века мастером Гитином Фунакоси (1869-1957). Большой вклад в развитие данного стиля внесли также мастера Йоситака Фунакоси, Масатоси Накаяма, Сигеру Эгами, Генсин Хироноси, Исао Обата, Ногути Хироси.

Техника сёто кан

В основе стиля лежит техника староокинавского стиля Сюри тэ, для которого были характерны приемы боя на близкой дистанции и удары ногами, наносимые преимущественно на нижнем уровне. Фунакоси и его ученики дополнили стиль многими современными техническими приемами и ввели спортивный раздел каратэ до.

Преимущества

Сёто кан отличается преимущественно линейным приложением силы, поскольку кратчайший путь к цели – прямая, что контрастирует, к примеру, с Годзю рю, изобилующим круговыми движениями.

  • Низкие, широкие, прочные стойки.
  • Переходы динамичные и четкие.
  • Мощные и энергичные движения.
  • Удары идут от бедра.
  • Блоки жесткие, движения экономные: быстрота и максимальная эффективность при минимуме средств.
  • В защите – надежность и сила блока.
  • Основное оружие – мощные реверсивные прямые удары руками, удары в выпаде, резкие удары ногами по среднему уровню в корпус, подбивы под опорную ногу или под обе ноги.

Важное место в системе тренинга Сёто кан каратэ до, наряду с кихон и кумитэ, занимают формальные упражнения – ката. Этот стиль вобрал и органично объеденил в себе легкие и подвижные ката Сёрин рю: Хэйян, Бассай, Канку, Эмпи, Гангаку и более «тяжелые» и «силовые» ката Сэрей рю: Тэкки, Дзюттэ, Хэнгэтсу, Дзион.

Виднейшие мастера стиля

Гима Макото, Йоситака Фунакоси, Накаяма Масатоси, Канадзава Хирокэзу, Нисияма Хидэтака, Эноэда Кэйносукэ, Асано Сиро, Миками Такаюки, Казэ Тайдзи, Окадзаки Тэруюки, Оти Хидэо, Миядзаки Тору, Кавасоэ Масао, Сираи Хироси, Касуя Хитоши, Танака Масахика, Осима Цутому, Асаи Тецухико, Танака Такэнори, Абэ Кейго, Сугимура.

КЁКУСИНКАЙ (Союз искателей абсолютной истины)

Cоздан мастером Масутацу Оямой (1923-1994), выходцем из Кореи. В 1954 году был открыт первый додзё Кёкусинкай, где возрождалась древняя традиция боевых искусств в условиях новейшего времени. Реформы Оямы состояли прежде всего в возврате к изначальной, традиционной системе обучения.

Техника КЁКУСИНКАЙ

Техника Кёкусинкай внешне похожа на технику Годзю рю.

Базовая техника включает в себя:

  • изучение стоек,
  • перемещений,
  • ударов,
  • блоков,
  • комбинаций (рэнраку),
  • формальных упражнений.

Практикуются непрерывные спарринги, направленные на развитие автоматизма и выносливости, жесткие спарринги в полный контакт, поединки с несколькими противниками одновременно. Большое внимание уделяется разбиванию твердых предметов руками и ногами (тамэсивари), закалке ударных поверхностей. Причем тамэсивари рассматривается как способ активной медитации, позволяющий сконцентрировать энергию и волю для преодоления психологического барьера.

Прямой удар в кёкусинкай наносится не от бедра, а от груди. Техника ног включает расширенный арсенал приемов, в том числе много подсечек с обманными движениями. Стиль предъявляет высокие требования к ученикам, отличается серьезной атлетической подготовкой и суровой дисциплиной.

Ката, изучаемые в кёкусинкай каратэ: Тайкеку 1-3, Пинан 1-5, Сантин, Тэнсе, Цуки но ката, Янцу, Сайфа, Гэкисай дай, Гэкисай сё, Сэйэнтин, Канку, Суси хо, Га рю, Сэйпай. Дополнительно изучаются Ура тайкеку 1-3, Ура пинан 1-5, Кихон ката 1-2.

Виднейшие мастера стиля

Мацуи Шокей, Ояма Сигеру, Стив Арнейл, Н. Рояма.

СИТО РЮ (Школа Итосу (Сюри тэ) и Хигаонны (Наха тэ)

Один из крупнейших стилей японского каратэ до. Создан в середине 30-х годов XX века другом Фунакоси – Мабуни Кэнва (1889-1957), который назвал стиль по начальным иероглифам имен своих учителей: Итосу и Хигаонно.

Стиль СИТО РЮ

Стиль этот представляет собой нечто среднее между окинавскими стилями и Сётоканом, отличается жесткостью, большой мощью, резкостью и предельной концентрацией движений.

Ката, изучаемые в Сито рю: Пинан 1-5, Бассай дай, Косокун дай, Кусянку, Сотин, Чинто, Чинтэ, Нисэйси, Мацукадзэ, Унсу, Сайфа, Сэйпай, Сэйсан, Тэнсе и другие. Всего в стиле насчитывается более 50 ката.

Виднейшие мастера стиля

Ивата Мандзо, Кеней Мабуни.

ГОДЗЮ РЮ (Сила и мягкость)

Стиль создан на базе окинавского Наха тэ и китайского цюань шу учеником мастера Канре Хигаонно – Тедзюном Мияги (1888-1953) в 1928 году. В технике Годзю рю ярко выражены китайские корни. Слово «Годзю» представляет собой японский перевод китайского идиоматического выражения, состоящего из двух слов противоположного значения: «го» (твердое) и «дзю» (мягкое).

Техника ГОДЗЮ РЮ

Будучи человеком физически очень сильным, Мияги в своем стиле сделал основной упор на силу, жесткость. Однако в стиле четко выделяется хорошее сочетание резких и плавных действий. От «го» до «дзю» и от «дзю» до «го» должна быть свобода и легкость в чередовании движений. Когда противник атакует вас началом «го», то необходимо встретить его началом «дзю».

Если соперник противостоит началом «дзю», нужно встречать его началом «го» и сбивать с ног. Здесь жесткое начало «го» символизирует боевые искусства, а мягкое начало «дзю» – дзенскую медитацию.

Стиль

Как правило в Годзю рю атака не пресекается эквивалентным по жесткости блоком.

Его характерные черты:

  • высокие стойки,
  • медленные,
  • «тяжелые движения»,
  • мощные удары.

Стиль этот не так красив, как Сётокан, но более эффективен.

Ученик Мияги, Ямагути Гоген, ставший преемником учителя, в 1935 году организовал общенациональную организацию Годзю рю, объединившую множества школ по всей Японии. Он ввел в практику обучения методику парной работы: дзию кумитэ (свободный поединок).

В мае 1950 года Ямагути реформировал свою организацию, назвав ее «Каратэ до Годзю кай».

Базовые формы ГОДЗЮ РЮ

Базовыми формами Годзю рю являются ката Сантин и Тэнсё, так как они демонстрируют и «го» и «дзю». В Сантин напряжена каждая мышца тела. Здесь нет ни одной незащищенной точки и все ката наполнена боевым духом. Это типичное воплощение начала «го».

Ката Тэнсё в противоположность этому не раскрывает так явно боевой дух, он проявляется в медленных дугообразных движениях, будто бы человек ожидает момента для внезапного выброса энергии, глубоко запрятанной внутри тела. Это и есть начало «дзю».

ВАДО РЮ (Путь мира)

Создан мастером Хиронори Оцука (1892-1982), одним из первых учеников Фунакоси, в 1939 году. В отличие от предыдущих стилей является чисто японским, влияние китайской и окинавской техники в нем практически незаметно, тем более, что ряд приемов заимствован из джиу-джитсу. Он менее жесткий, чем Годзю рю и Сито рю, и ставка в нем делается не на силу, а на ловкость.

Техника ВАДО РЮ

Вместо тяжелых ударов и прямолинейных действий он предлагает обманные движения, финты и уходы. Оцука отказался от усиленной подготовки поверхностей рук и ног, считая это пустой тратой времени и сил. Главный смысл тренинга в Вадо рю состоит не в шлифовке технических приемов, не в принципах работы тела, а в развитии разума.

Ученик обязан всячески развивать в себе внутреннюю уверенность и спокойствие характера, самоконтроль, должен проявлять уважение к окружающим и быть истинно гуманным в отношениях с людьми. Оцука сделал акцент прежде всего на духовности.

Он говорил: «Насилие может быть истолковано как путь боевых искусств, однако истинное предназначение боевых искусств состоит в том, чтобы искать и добиваться мира и гармонии».

Ката, изучаемые в Вадо рю: Пинан 1-5, Пассай, Найханти, Кусанку, Дзион, Вансу, Сэйсн, Чинто, Дзюттэ, Нисэйхи, Рохай.

Виднейшие мастера стиля

Сигиура Кэнго, Дайтиро Аидзава, Татсуо Судзуки, Адзари Йосиаки, Сиомитсу Масафуми, Сунсукэ Янагита, Катсуми Хакоиси, Сейджи Нисимура.

Общие черты между всеми стилями каратэ

Как показывает практика, методика обучения, техника исполнения приемов и движений, психофизический тренинг – все это в общих чертах схоже во всех стилях каратэ. Разделение на «жесткие» и «мягкие» стили также очень условно, т. к. в каждом движении каратэ есть и жесткость и мягкость, напряжение и расслабление. Так что, несмотря на некоторые различия между стилями, общего между ними гораздо больше.

Какой стиль лучше?

Вопросы «чистоты» и оригинальности любого стиля или системы всегда относились к числу дискуссионных. Споры на данную тему ведутся ровно столько времени, сколько существуют различные школы боевых искусств, и будут продолжаться до тех пор, пока не исчезнет конкуренция между ними. А поскольку в обозримом будущем этого не произойдет, постольку будут продолжаться и споры. С позиций анатомии, физиологии и биомеханики ясно, что число вариантов наиболее эффективных способов защиты и нападения в схожих ситуациях ограничено.

Именно поэтому многие приемы самообороны по существу одинаковы в системах, возникших в разное время и в разных местах. Другое дело, что сами эти системы не могут быть полностью идентичны по своим принципам, методам тренинга, тактике ведения поединка, по соотношению ударных и болевых приемов и т. д.

За прошедшие века радикальные изменения произошли не в технике, а в характере ситуаций, требующих ее применения. К примеру, никто не станет сейчас нападать на прохожего с мечом, никому не придется выбивать всадника из седла ударом ноги в прыжке.

Итог выбора стиля

Стиль – это не разновидность движения, не форма перемещения. Это методика обучения одному и тому же. В разных школах учат одному и тому же, но разными методами.

В конечном счете, современное японское каратэ до – это детище нескольких окинавских мастеров, творчески переосмысленное японскими учениками, с учетом этнических и национальных традиций.

Изначально к слову каратэ не нужно было добавлять каких-либо уточняющих терминов, ибо существовало исключительно боевое каратэ, созданное окинавцами для обороны от японских самураев. Причем, это было именно искусство боя безоружного крестьянина против вооруженного воина-самурая. В тот период, когда Окинава была японской колонией, местным жителям было запрещено иметь оружие. Ситуация доходила до абсурда - иногда на целую рыбацкую деревню полагался один железный нож, привязанный к столбу посреди площади. А самурай мог запросто «испробовать остроту своего меча» на любом местном крестьянине, и это совсем не противоречило японскому кодексу «Бусидо». Кроме этого, беззащитность населения способствовала увеличению числа разбойников и пиратов, ищущих легкой добычи.

И в какой-то момент эта ситуация привела к тому, что местные жители задумались над тем, как им выжить. Постепенно стали возникать школы боевых искусств, развитие которых привело к появлению того, что позже было названо окинава каратэ. В ход шло всё - руки, ноги, домашняя утварь (молотилки, серпы, лопаты), из которой постепенно стало возникать «традиционное оружие каратэ». Люди учились пробивать пальцами доски, потому что кроме пальцев им ничего не оставили. Целью было защититься и выжить. К примеру, знаменитое в наше время холодное оружие удушающего и ударно-раздробляющего действия - нунчаки - это простой цеп для обмолотки риса. Бо - обычный деревянный посох, прородителем которого является Тэнбит - аналог привычного русской культуре коромысла. Саи, наиболее вероятно, произошли от трезубца, рыхлящего землю.

Нунчаки, бо и саи - традиционные предметы оружия крестьян Окинавы, прототипом которых служили предметы быта

Сегодня жизнь сильно изменилась - существует спортивное каратэ с соответствующим сопровождением обучения технике (федерации, чемпионаты и пр.), детское каратэ, где в секции набирают с 4 лет и почти сразу устраивают турниры. Поэтому требуется уточнение: о каком именно каратэ может идти речь.

Боевое каратэ не рассчитано на спортивные поединки в залах. В нем нет подсчета очков и призов победителям. Оно используется в армиях, спецподразделениях полиции и ориентировано, как и в старые времена, на победу над противником.

Боевое каратэ не имеет разделения на стили и школы, оно использует все, что может быть эффективным в реальной жизни - ударную и бросковую техники, элементы рукопашного боя, самбо, дзюдо и т. д. В умелых руках (и ногах) это всё равно, что хорошо смазанный автомат. Фидель Кастро в свое время называл каратэ «оружием революции». Боевое каратэ и в самом деле - истинное оружие.

Хочется надеяться, что современная действительность, в которой большинство людей никогда не сталкивается с ситуацией борьбы за жизнь, все-таки позволит сохранить и это искусство, проверенное поколениями бойцов.

Большинство видов боевых искусств, как недавно возникших, так и уходящих корнями в глубину веков, развивались обычно как мастерство ведения рукопашного боя. Различные системы единоборств вырабатывали принципы самозащиты и в процессе эволюции подразделялись на виды, направления, школы и стили. Определенные виды популярных в наше время боевых искусств, такие как айкидо и карате, возникли на основе синтеза Кэндзюцу (мастерства владения японским мечом), Дзюдзюцу (японской техники боя с «мягкой» техникой движений) и боевых искусств Окинавы.

Карате или «путь пустой руки» разрабатывали для самообороны люди, которым не полагалось иметь оружие. Основное отличие от других видов японских единоборств – минимальная степень контакта между участниками поединка при нанесении точных ударов.

История карате

Достоверных сведений о зарождении боевого искусства карте история не сохранила. Согласно легенде, создателем карате является основатель дзэн-буддизма Бодхидхарма, перенесший в 520 г. н.э. свою резиденцию из Индии в китайский монастырь Шаолинь, ставший центром чань-буддизма. Именно здесь, на склонах лесистой горы Шаоши, суровый патриарх обучал своих последователей основам своего учения, а также уделял внимание их физическому воспитанию. Разработанный «бородатым варваром» (а Бодхидхарма, в отличие от китайских монахов, был бородат) комплекс «18 движений рук архата» был основан на элементах самозащиты и принципах движений животных. Данные упражнения, укрепляющие силу духа и тела, требовали быстроты, ловкости и гибкости. Достичь уровня, необходимого для длительных медитаций, можно было только путем длительных тренировок. Вместе с чань-буддизмом этот комплекс перекочевал в Японию, где и смешался с местными боевыми искусствами.
Документальных подтверждений этой легенды очень мало. Достоверно известно, что жителей Окинавы познакомили со своим боевым искусством в XII в. разбитые в сражении и ушедшие на юг самурайские дружины дома Тайра. А в 1392 г. столицу Окинавы, город Наху, с целью распространения знаний по различным ремеслам посетили китайские колонисты. В 1392 г. в пригороде Нахи появилась китайская колония, а затем подобные поселения появились в городах Томари и Сюри. Именно эти колонисты познакомили японцев с боевыми искусствами Китая, которые со временем органично дополнились боевыми навыками самураев и дали начало новому виду боевого искусства — карате.
В конце ХIХ века карате получило в Японии широкое распространение, его даже стали использовать в обязательной армейской программе подготовки личного состава.

Стили карате

Как и многие другие боевые искусства, карате разделяется на стили и школы. Так как все выдающиеся мастера карате

п
риносили в изначальный стиль что-то свое, а иногда, основывая свою школу, просто меняли название, в настоящее время выделя
ют около 200 различных школ и стилей карате.В 1930-м году в Японии официально зарегистрировали 4 основных стиля:
«Дом сосен и волн» — Сётокан или шотокан карате;
«Сила и мягкость» – Годзю-рю;
«Школа Пути гармонии» — Вадо-рю;
Сито-рю (название образовано из первых иероглифов мастеров-основателей).
Во второй половине ХХ века появились такие стили, как:
«Общество высшей истины» — Кёкусинкай;
Контактный стиль Асихара-каратэ;
Фудокан и др.

Стиль карате шотокан

Шотокан, относящийся к основным стилям карате, был разработан уроженцем Окинавы Гитином Фунакоси. Повсеместное распространение карате за пределы Окинавы началось с открытия в 1924 г в токийском университете Кэйо Гитином Фунакоси первого публичного клуба карате. Уже в 1936 г. Фунакоси основал школу Сётокан. Название школы произошло от литературного псевдонима Фунакоси — «Сёто», а сам стиль, эмблемой которого стал тигр, унаследовал название школы. Со временем Фунакоси изменил термин карате на каратэ-до («Путь каратэ»), и стиль стали называть шотокан карате-до.
Основа стиля — техника мастеров Адзато и Итосу, учителей Фунакоси. Особенностями этой техники был бой на короткой дистанции с применением изощренных приемов и ударов ногами на нижнем уровне. Благодаря Фунакоси, а затем и его ученикам техника дополнилась ударами ног на среднем и верхнем уровнях, а поединок стали вести по большей части на средней дистанции. Техника каратэ шотокан также характеризуется:
линейными перемещениями и линейным приложением силы;
широкими, прочными, низкими стойками;
четкими и динамичными переходами;
сложной и богатой техникой рук с мощными, энергичными движениями;
ударами от бедра с обязательным выходом, жесткими блоками;
сериями обманных движений перед атакой;
четким окончанием каждого приема;
правильным дыханием в каждом действии.
При защите важна надежность и сила блока, а при атаке — скорость, выбор подходящего момента для нападения и максимальная эффективность при использовании минимума средств.
Поскольку техника шотокан подразумевает одновременный бой с несколькими людьми, большое значение придается технике ката и поединку без правил. Для этого используется тщательно продуманная бросковая техника и эффективно действующие подсечки. Многие ката предполагают наличие у каратиста оружия.
Добиться успеха в изучении данного стиля можно при наличии хорошей физической подготовки, четкого знания техники и предельной самоотдачи.
Всемирная Федерация шотокан карате-до, проводящая время от времени чемпионаты мира и Европы, включает 25-30 стран, а филиалы ассоциаций и национальные федерации карате шотокан распространены по всему миру.