Бхакти йога — практика служения и преданности Богу.

Мир вокруг нас – разнообразен, люди, окружающие нас – разные, каждый из нас двигается по своему индивидуальному жизненному пути, даже те из нас, кто уже осознанно направляет свои усилия для достижения конечной цели йоги - просветления (видения природы вещей) и последующего слияния с Абсолютом. Фундаментом и началом пути служит в большинстве случаев – хатха-йога.

Несмотря на условный регламент и перечень существующих техник и практик, а также общность конечной цели, для каждого практика – набор наиболее подходящих и действенных инструментов будет свой, а значит и сам путь, и тот тип йоги, с помощью которого он сможет его преодолеть. На данном этапе важно понимать, что выбор типа йоги будет зависеть от конкретной ступени эволюции человека, его психо-физиологических характеристик, уровня развития здесь и сейчас. Способности и предрасположенности к определенным практикам – индивидуальны и обусловлены, в первую очередь, кармически. Именно поэтому так важно определить и использовать тип йоги, соответствующий текущему уровню развития. Безусловно, это можно и нужно делать личным опытным путем, используя набор инструментов (техник и практик каждого отдельного типа йоги), наиболее эффективный именно для Вас сейчас. Более того, нужно учитывать тот факт, что один тип йоги является продолжением другого, они дополняют друг друга и ни в коем случае не противоречат. В современном мире существует множество типов йоги, но наиболее древними (о чем свидетельствуют Мудрецы) являются:

Раджа-йога;

Бхакти – йога;

Джняна – йога;

Карма – йога.

Раджа-йога (королевская йога)


Владеет собой тот, кто способен заставить улечься волны на поверхности ума.

Вивекананда Свами «Афоризмы Патанджали из классической `Йога-сутры`»


Цель данного типа йоги – обуздать свой ум, то есть сосредоточить свое сознание, затем выделить отдельные факты в сознании, обобщить и проанализировать их, придя к собственным осознанным выводам – заключениям.

Раджа-йога - вершина Аштанга-йоги (после Самадхи), все основные принципы которой изложены в труде «Йога Сутры Патанджали».

Раджа-йога состоит из следующих ступеней:

Яма/нияма (определенные принципы нравственной дисциплины, чистоты внутренней и внешней, общие, как правило, для представителей практически всех религиозных конфессий);

Асаны (физические упражнения для тела, его подчинение посредством аскез и накопление тапаса);

Пранаямы (дыхательные упражнения, направленные на работу уже не только с физическим, но и энергетическим телами человека; управление жизненной силой).

Данные техники являются подготовительными для более глубоких:

Пратьяхара (буквально «собирание в себе», то есть подчинение органов чувств);

Дхарана (концентрация ума, его сосредоточение на одном центре в течении 12 секунд);

Дхьяна (медитация или созерцание продолжительностью 12 Дхаран);

Самадха (слияние с Абсолютом, полное сосредоточение, сверхсознание или 12 Дхьян).

Основными средствами освоения раджа-йоги являются:

Медитация, являющаяся инструментом, который позволяет достичь контроля ума;

Мантры, необходимые для того, чтобы пробудить в уме человека его глубинное состояние;

Замещение информации, которое может достигаться как многократным чтением священных текстов, так и энергетическим самолечением в виде циклических практик или аскез в хатха-йоге.

Раджа-йога позволяет на личном пути убедиться в том, что наше сознание имеет точно такое же влияние на наше тело, что и тело на сознание, то есть весь внешний мир и то, что нас окружает является оборотной стороной или грубой формой нашего же тонкого, или внутреннего мира. Это есть высшая из всех Йог.

В великом индийском эпосе «Махабхарата» есть часть под названием «Бхагавад-гита», в которой Кришна дает наставления Арджуне и указывает на следующие 3 типа йоги: (бхакти, джняна и карма йоги).

Бхакти-йога

"Сияющее существо находится скрытым в каждом творении, пронизывая всё. Это внутреннее Я всех существ, наблюдатель всех действий, житель всех сотворённых вещей, свидетель, сердце, абсолют, свободный от всех атрибутов.",

Шветашватара Упанишада


Бхакти-йога представляет собой служение Богу и обществу в зависимости от своего предназначения в стремлении соединиться с Абсолютом. Ее отличительной особенностью является настолько сильная, чистая и искренняя преданность Обществу, Государству, Человеку, Гуру или Божеству, Богу, что объект и служение этому объекту для практика стоят всегда на первом месте, в независимости от внешних и внутренних обстоятельств.

В современном мире бхакти-йога свойственна, в основном, людям восточным и чужда западному обществу. Данная практика предполагает полный отказ от своего эго, плодов своей деятельности, привязанности, проявлениям таких негативных качеств как гнев, зависть, жадность, ревность и взращиванию истинной добродетели и милосердия.

Существует 9 форм бхакти (преданности Всевышнему):

Шравана – это слушание Божественных Лил, историй о Боге и связанных с его различными формами, описаний его добродетелей и т.д. посредством чего происходит растворение сознания в информации и слияние с Абсолютом;

Киртан – это воспевание Божественной славы посредством музыки и танцев. Этот метод подходит абсолютно для всех людей, даже семейных, потому что нисколько не противоречит, а даже основывается на сути человеческой природы;

Смарана – постоянное воспоминание о Боге. Несмотря на кажущуюся легкость данного метода, ум значительно усложняет его выполнение и требует предварительной подготовки. Большую помощь в освоении его может оказать Джаппа (повторение имени Бога);

Падасевана – это непосредственно служение Господу посредством поклонения в храмах, образам, а также всем нуждающимся и всему Миру, который пронизан и состоит из Бога по сути;

Арчана – это поклонение и преподнесение подношений Богу, которые могут осуществляться как в специальных местах (храмах и других религиозных заведениях), так и дома; как физически, так и мысленно;

Вандана – это молитва, простирания. Практикуя на регулярной основе, данный метод позволяет избавиться от Эго для перехода на следующий этап;

Дасья – это служение Богу (выполнение работ и служение в храмах, ашрамах, Мудрецам и т.д.), помощь нуждающимся, соблюдение предписаний священных писаний;

Сакхья – служение Богу как другу, желание и его реализация быть постоянно полезным Богу, обществу, нуждающимся;

Атма Ниведана – самоотречение, то есть абсолютная любовь к Богу, при которой в человеке не остается ничего, кроме его Божественного начала.

В повседневной современной жизни к основным практикам бхакти-йоги относят:

Пение и слушание мантр, прославлений Бога;

Использование ритуалов и обрядов;

Чтение и изучение жизнеописаний Мудрецов, святых и т.д.

Данный тип йоги наиболее предпочтителен для эмоциональных, чувственных людей с открытым свободным умом, а также людей с ограниченными физическими возможностями.

Бхакти- йога – это путь от простого к сложному, от грубого к тонкому, вершиной которого является Пара Бхакти или Абсолютная преданность. Несмотря на часто возникающие разногласия, по сути Пара Бхакти и есть Джняна.

Джняна-йога


Джняна-йога – это полное соединение себя с Абсолютом, достижение которого возможно только при условии наличия соответствующего опыта, наработок и квалификации.

Данный тип йоги наиболее близок современному западному обществу, которое привыкло воспринимать мир преимущественно посредством различных исследований и получения интеллектуальных знаний. Соответственно подходит для людей сомневающихся и недоверчивых, упрямых и морально сильных.

Техники и навыки джняна-йоги:

Различение иллюзорных и реальных явлений;

Использование техник самоанализа, движения внутрь себя. Современной альтернативой таких практик вполне может служить ведение личного дневника с последовательным описанием мыслей практика для контроля как ума, так и поведения;

Медитации;

Поиск ответов в ведических писаниях, философских трактатах и других авторитетных источниках;

Получение и накопление личного опыта.

Залог успеха джняна-йоги – это наличие у практика большого желания освобождения и одновременно саморазвития. Джняна –йога – это йога мудрости, которая помогает найти ответы на такие глубоко философские вопросы, как «Что есть Реальность? Материя? Сила? Энергия? Формы жизни?» И последовательно приводит практика к самостоятельному заключению о том, что Реальность, как и Основа – Едины. Абсолютный Дух и есть вездесущее Бытие, чьей внешней природой является Жизнь, вечная и бесконечная во всем многообразии ее форм и видов, а внутренней - Любовь. И доказывает утверждение о том, что время (как и реальность) существуют только в нашем уме. Джняна-йога раскрывает такие фундаментальные понятия, как Абсолют, Дух, Жизнь, Бытие, Реальность, Единый Существующий. Тот, кто знает и понимает устройство и законы Бытия, приближает понимание и сознание Единой Жизни и Силы, а также Творческой Воли, увеличивает собственные силы, сливаясь в конечном итоге с Источником Всякой Силы. Джняна –йога говорит словами из загадки Сфинкса: «Внутри себя ищи то, что тебе нужно».

Карма-йога


«Трудись беспрестанно, но не позволяй труду поработить себя»

Карма-йога. Свами Вивекананда.


Карма-йога – это йога служения, помогающая взрастить терпение.

Данный вид йоги подходит для большинства современных людей, ведущих социальный образ жизни, так как она предлагает такие методики, которые позволяют сохранить свою деятельность, но придать ей осознанность и избавиться от привязанности к ее результатам (плодам). Карма-йога учит нас работать и трудиться исключительно ради самого процесса, дает возможности взрастить в себе самоконтроль, а через него и сильную волю и сильный характер. Это служит мощной защитой от любых негативных последствий, так как каждое наше слово, мысль и действие приводят к положительным или отрицательным последствиям. Но любовь, правдивость и бескорыстие испокон веков являются наивысшими общественными идеалами, через которые возможно достичь получение огромной энергии. Преуспеть в выработке характера помогает совершение добрых дел, размышления о добром, желание освободиться от привязанностей нашего материального мира.

Для достижения успеха в карма-йоге необходимо любить и верить в себя. Важно как соблюдать данный принцип, так и не путать его проявление с гордыней. Для этого нам важно четко понимать, что Человек является лишь маленькой каплей, частицей в огромном мире Абсолюта. И его истинная сила проявляется лишь в единении с этим Абсолютом. Эту силу нужно раскрыть, заработать, выработать в себе и посредством деятельности прийти к уравновешенности, добродетели, гармонии с собой, Миром, Абсолютом.

Что же мы имеем в виду под словом «деятельность»? Наивысшей деятельностью является оказание духовной поддержки, несение знаний. Следующей по значимости идет деятельность интеллектуальная, а материальная может принести нуждающимся лишь временную поддержку.

Выполнять любую работу нужно с позиции хозяина, которому нравится сам процесс, независимость своего существования, позиция раба же неизменно порождает зависть. Также необходимо быть благодарным всем тем, кто встречается на нашем жизненном пути и дает возможность проявить милосердие и другие высшие душевные порывы, а также выполнять свой Долг. Долг… Мало кто имеет четкое представление, что же является по сути его долгом. Понятие это весьма субъективно и для его определения мы должны исходить, в первую очередь, из происхождения человека, затем по мере его взросления – положением в жизни и обществе. У каждого из нас разные возможности, но каждый из нас может совершать разные добрые дела, моральные поступки и воздерживаться от совершения зла, аморальных поступков. Для укрепления понимания морали, добра и зла, также мощную помощь оказывает изучение символики и выполнение ритуалов. Это важная часть карма-йоги, которая помогает установить крепкие взаимосвязи между мыслью, словом и действием. Добро рождается внутри нас, внешне же оно проявляется в наших добрых поступках. Самопожертвование – основа любой морали.

В заключении, мне хотелось бы отметить, что указанные 4 пути или вида йоги перетекают одна в другую, на разных жизненных этапах взаимодополняют или заменяют друг друга, но ведут к единой цели – достижению самоконтроля, развитию, избавлению от своего Эго, «Я» и конечному освобождению. Этому разными способами учат и раджа-, и карма-, и бхакти-, и джняна – йога. Вне зависимости от выбранного начального направления для достижения положительных результатов в любой йоге нужно следовать общим правилам:

1.Слушать;

2.Думать;

3.Практиковать.

Помните о том, что все 4 пути (знания, психологии, любви, труда) обязательно приведут Вас к конечной цели при наличии у Вас настоящего желания, чистого и бескорыстного: получать и отдавать добро, быть благодарным за все уроки нашей жизни, взрастить в себе все то лучшее, что даровано нам Абсолютом, что отличает Человека от животного, воздерживаться от проявления зла и негатива. Здравомыслия, терпения и упорства в благих начинаниях! Ом!

Как мы уже писали в первой статье этого раздела (Истинный смысл йоги), слово «бхакти» можно перевести как «любовь и преданность», «йога» - «единение с Богом». Таким образом, бхакти-йога - это единение с Богом в любви и преданности. Бхакти-йога - это высшая система йоги, все другие системы предназначены для того, чтобы привести практикующего к бхакти-йоге. Знание, достигаемое в гьяна-йоге , управление жизненным воздухом и медитация в системе аштанга-йоги являются лишь предварительными условиями для развития взаимоотношений любви с Верховной Душой.

Первая стадия духовного осознания - «я духовная душа, а не временное материальное тело ». Если вы понимаете это, вам нет смысла направлять свою любовь вовне, во временное, ограниченное материальное измерение. Что же вам делать с вашим естественным стремлением к деятельности и любви? Вам нужно перенаправить его на Верховный Дух, у которого есть духовная форма и который является личностью - но не материальной личностью. Этот внутренний обмен любовью между душой и Верховной Душой, атмой и Параматмой, называется бхакти, и в этом истинный смысл религии и йоги.

Осознавшая себя душа не против того, чтобы продолжать быть в материальном теле, в этом мире. Она просто хочет использовать своё тело в служении Тому, с кем у неё есть внутренние вечные любовные отношения. Счастье, которое она испытывает, имея такие отношения любви, намного превосходит то счастье, которое можно испытать в этом мире, будь то счастье чувственного удовольствия или так называемых любовных отношений.

А. Ч. Бхактиведанта Свами пишет в предисловии к своей книге «Нектар преданности»:

Служение и любовь - непременные и естественные качества живого существа. Когда ваша любовь направлена на определённого человека или людей, ваше служение будет связано с теми, кого вы любите. Возьмём, к примеру, мать: её дети растут и в возрасте примерно двадцати лет покидают гнездо, и ей больше некому служить. Она привыкла ходить на рынок, чтобы купить им еду, привыкла заботиться, чтобы у них было то и это. Поскольку ей больше некому предложить своё служение, она может завести птичку или собаку и направить свою любовь на нового любимца, служа ему. Но извращённый характер такого служения очевиден, потому что она держит эту птичку или собаку в большей или меньшей степени для того, чтобы наслаждаться служением ей. Если вы хотите любить птичку, первое, что вам нужно сделать, это запереть её в клетку. Тогда вы сможете пролить на неё своею «любовь» и заботу, покупая ей птичий корм. Вы начинаете думать: «Какие зёрнышки ты любишь?» Вы покупаете зеркальце для птичьей клетки, и т.д.

Душа не только духовна по своей сущности; неотъемлемой частью души является её свойство совершать поступки и потребность любить. Когда активная, любящая душа оставляет тело, оно перестаёт быть активным, и любовь через него больше не проявляется. Свойство любить уходит вместе с душой; оно неотделимо от неё. От души невозможно отделить это стремление любить, а также потребность служить тому, кого она любит, так же как невозможно отнять влажность у воды или жар у огня. Бхакти означает, что стремление любить и служить направлено не на кого-нибудь или что-нибудь в материальном мире, а на Верховную Личность.

Любовное служение, связанное с этим временным миром, не может принести настоящего счастья или безопасности, потому что душа вечна; если мы отдаём всю свою любовь кому-то в этом мире, это входит в противоречие с нашим естественным положением. По своей природе мы нуждаемся в том, чтобы любить кого-то и служить кому-то вечно. Каждый раз, когда мы влюбляемся в кого-то в этом мире и начинаем служить ему, он или уходит от нас вместе со своим телом, или уходит, оставляя своё тело нам. Это причиняет нам боль.

В кинофильмах прославляют поиски вечных любовных отношений: Сьюзи влюбляется в Джимми, но на их пути встаёт много препятствий; затем они все их преодолевают и оба понимают: «Да, это именно то; я, наконец, нашёл совершенную личность». Зрители говорят: «Ах!» У всех бешено колотится сердце, солнце садится, и фильм заканчивается тем, что влюблённые стали жить-поживать и жили долго и счастливо. Такова наша мечта. Мы ищем совершенную личность, с которой могли бы жить вечно, любить её и быть счастливыми, служа ей.

Вкус, который человек чувствует, служа объекту своей любви, называется раса. В качестве примера можно привести отца семейства, работающего день и ночь из любви к своей жене и детям. Или борца за независимость своей страны, воюющего с превосходящими силами врага из любви к родине. Любовь - к своей семье, стране, народу или чему-то другому - даёт им силы продолжать служение.

В материальном мире раса всегда эгоистична и временна, или преходяща; в ней никогда нет настоящего счастья. Бизнесмен, например, в выходные должен отдохнуть, забыв обо всех делах. Он усердно трудится ради того или тех, кого любит, но поскольку работа не удовлетворяет его полностью, ему нужен отпуск. Для того, кто занимается бхакти-йогой, не существует такого понятия, как отпуск. Такого человека нисколько не обременяет его служение. Он на самом деле наслаждается вкусом служения Верховной Личности.

Бхакти, или преданное служение, означает нечто большее, чем просто поклонение Богу или почитание Бога; оно означает любовное служение. Служение предполагает некоторую деятельность, а любовь - существование двоих, одна личность служит другой. Поэтому, когда мы говорим о бхакти, мы тем самым говорим о личностях, о любовном служении, о деятельности и об обмене чувствами между двумя существами. Это значит, что видение или понимание личностной черты Бога служит основой бхакти. Обычно люди не могут понять бхакти, потому что они знают только безличный аспект Бога. Такие люди должны понять, что Бог, на самом деле, личность. Вы не становитесь Богом, как утверждают йоги- имперсоналисты; Бог всегда Бог, а вы всегда вы . Йога не означает потерю индивидуальности, она означает связь с Верховным Живым Существом с помощью любви. Например, Господь Иисус Христос любит Бога как своего отца и друга. Это бхакти в настроении отца и сына или друзей. Каждый остаётся индивидуальной личностью. Иисус говорит: «Я и Отец - одно» (От Иоанна, 10.30). Их двое, но они - одно. Именно это единство движет Иисусом в его служении и позволяет ему с готовностью принять столько аскез и лишений. Такие внутренние отношения любви с Верховной Личностью, бхакти, и есть настоящая духовная жизнь.

Духовный мир не бездеятелен и не лишён любви; он полон разнообразных вкусов духовной любви. Представление имперсоналистов о том, что разнообразие, любовь и деятельность принадлежат материальному миру и что быть «духовным» значит стать подобным камню, т.е., бездействующим, лишённым разнообразия или чувств, ведёт к материализму, потому что, в конце концов, людям нужна любовь и деятельность. Если человек считает, что жить духовной жизнью значит быть бездеятельным и лишённым любви, он, конечно же, подумает: «Я к этому ещё не готов». И никто из нас не готов к этому; всем нужно кого-то любить. Если духовная жизнь означает стать ничем, то люди лучше будут любить и действовать в этом мире, и при этом чувствовать боль, чем освободятся от боли. Такие люди приходят к выводу, что лучше жить и переживать некоторые разочарования в своих любовных отношениях, чем быть пустотой. Они считают, что им нужно выбрать одно из двух. Но на самом деле они могут одновременно избавиться от отрицательного - разочарований и грязи материальной жизни - и ощутить настоящий вкус духовной любви.

Даже те, кто верит в Бога, не знают Верховную Личность так хорошо, чтобы действительно отдать Ему свою любовь. Вместо этого они обычно отдают её тому, кого могут воспринять своими грубыми материальными чувствами, а Бога по большей части считают безличной силой. Если у них есть хоть какие-то отношения с Богом как с личностью, то цель их - просить, чтобы Он помог им сохранить те любовные отношения, которые у них есть: «Не дай моему мужу умереть», «Не дай моей жене умереть», «Дай мне красивого ребёнка, чтобы я могла его любить». Хотя они и молятся Богу и почитают Его, они не в состоянии на самом деле направить свою любовь на Него. Они по-прежнему ищут в этом мире совершенную личность, которую могли бы любить, и их любовное служение связано с личностями в этом мире.

Бхакти основана не только на понимании того, что Бог - личность, но также на знании о Нём, чтобы вы могли на самом деле направить свою любовь на Него. Вы не можете полюбить кого-то, если не знаете его. Например, Майк не может влюбиться в Сьюзи, пока не узнает о её существовании: «Где ты была всю мою жизнь? Я даже не знал о твоём существовании!»

Поэтому сначала вы должны узнать, что личность существует, а затем, чтобы влюбиться в неё, вы должны осознать качества этой личности.

Люди ищут совершенную личность, которую они могли бы любить. Они думают: «Вот она! Кажется, я действительно нашёл ту, которую можно любить!» Они женятся - и начинают видеть недостатки. Возможно, их совершенная личность храпит. В материальном мире ваша любовь к другому человеку может расти лишь до определённого предела, а затем, чем больше вы узнаёте его, тем меньше становится ваша любовь, потому что вы понимаете, что объект вашей любви вовсе не совершенен. Направлять своё желание любить совершенную личность на кого-то другого - несправедливо, потому что эта личность не является Верховной Личностью. Никто из нас, на самом деле, не является совершенной личностью, или Богом. Если вы попытаетесь найти совершенную личность, ваш опыт будет горьким. Вы ищете того, кто всегда будет рядом, кто никогда не станет старым и безобразным. Затем вы начинаете понимать, что человек, которого вы считали совершенным, вовсе не таков, и впадаете в депрессию. Вы разводитесь и ищете совершенную личность в ком-то другом. Но такие ожидания слишком велики. Никто не совершенен, кроме Верховной Личности, и вам нужно направить свою любовь на Него. Бхакти-йога означает, что вы сознательно занимаетесь любовным служением Верховной Личности, направляете свою потребность любить и быть привязанным к кому-то на Него. Нужно любить Бога так, как слуга любит своего господина, друг любит друга, мать любит своего ребёнка, жена любит мужа или двое влюблённых любят друг друга. Бог - самый лучший отец, друг и ребёнок. Вы можете любить Бога как своего мужа. Бог всегда рядом, готовый принять самую горячую любовь. Но сначала вы должны понять, что Верховная Личность действительно существует, а затем слушать о Нём от тех, кто знает Его. Когда вы слушаете того, кто знает и любит Его, ваша любовь к Верховной Личности развивается естественным образом.

Что касается этого мира, то ваша любовь к Верховной Личности сама собой распространится на всех живых существ, и вы будете действовать им во благо. Это доставляет удовольствие Верховной Личности, с которым у вас есть вечные любовные отношения.

Таким образом, бхакти означает иметь внутренние вечные любовные отношения с Верховной Личностью и, пока у вас есть материальное тело, использовать его в служении Ему - делать то, что доставляет Ему удовольствие и не делать того, что Ему не нравится. Вы служите Богу не ради какого-то результата или награды, например, рая или освобождения, вы получаете удовлетворение от любовного служения Тому, кого любите. В этом суть бхакти, и таково естественное вечное положение живого существа.

В заключение кратко сформулируем основные идеи, касающиеся бхакти-йоги.

    Вы - духовная душа, а не материальное тело, вы вечны. Вашим неотъемлемым вечным свойством является желание действовать и любить (см. «Кто вы? Открывая ваше истинное „ я“ », «Вы - духовная душа, искра Бога», «Реинкарнация »).

    Любовь неотделима от деятельного служения объекту вашей любви.

    Как духовные существа, мы нуждаемся в безграничном вечном счастье, которое можно найти только в любовных отношениях с совершенной личностью - Богом.

    До тех пор, пока у нас нет любовных отношений с Богом, мы не удовлетворены. Мы ищем совершенную личность среди живых существ в этом мире, и в результате требуем от них слишком многого и ведём себя как эгоисты.

    Если у нас есть любовные отношения с Верховным Господом, мы воспринимаем все живые существа как детей Бога. Мы по-настоящему любим свою жену, мужа, родителей, детей и всех остальных живых существ. Мы знаем, в чём они нуждаются, и действуем им во благо. Если у нас нет любовных отношений с Богом, мы не можем по-настоящему любить других, мы пытаемся в той или иной степени использовать их для собственного удовлетворения.

    Бог - личность. Чтобы полюбить Его, нужно узнать Его как личность - узнать о Его качествах, деятельности, о том, что Ему нравится и что не нравится. Чтобы установить с Ним отношения любви, необходимо стараться делать то, что Ему нравится и воздерживаться от действий, которые Он не одобряет. В этом заключается служение Богу.

    Чтобы узнать Бога, необходимо найти того, кто Его уже знает и любит, слушать его и следовать его наставлениям. Такая личность называется «настоящий духовный учитель». Под его руководством необходимо выполнять практику садхана-бхакти .

Бхакти-йога - суть учения Иисуса Христа и всех авторитетных духовных учителей - вайшнавов.

Различные системы йоги предназначены для того, чтобы привести практикующего к бхакти-йоге. Бхакти-йога - высшая система йоги, заключение Вед, подлинная медитация.

Приглашаем почитать вводную статью по данной теме: Истинный смысл йоги , а также другие статьи раздела.

___________________________

По этой причине учение Свами Вивекананды нельзя считать авторитетным. Его книга, озаглавленная «Бхакти-йога», не имеет никакого отношения к настоящей бхакти-йоге.

Чтобы вернуться к чтению текста, нажмите значок сноски.

Каждая культура имеет свой ответ на вопрос, кто такой Бог. В любой стране есть свои религиозные устои и традиции, в зависимости от ее истории и вероисповедания. В последнее время культура Индии набирает популярность, хотя ее обычаи и традиции непонятны человеку, выросшему среди европейского населения. Поговорим, что такое бхакти-йога для начинающих, и какие принципы вмещает в себя данная религиозная философия.

Определение

Начнем с определения. Бхакти йога в переводе с санскрита означает - «бескорыстное богослужение». Это одна из разновидностей йоги, направленной возрождение взаимосвязи с Богом. В традиционных религиях, любовь к Богу понимается, как беспрекословное подчинение высшему существу, духовному мудрецу - гораздо более мудрому и просветленному, чем любой из людей. В христианстве таким духовным мудрецом выступает Иисус, в Иудаизме - Моисей, в мусульманстве - Мохаммед.

Бхакти - йога, проповедующая совершенно иной подход: Бог это не тот, кого надо страшиться, подчиняться. Бог в индийской культуре - это безупречный разум, понимающий и любящий все живое на Земле. Чтобы познать Бога нужно уметь безусловно любить, выражать признание за собственную жизнь, и возможность обрести связь с божественным разумом через это чувство безусловной любви.

Другие три вида йоги готовят тело к безусловному служению:

  • Карма йога;
  • Джана;
  • Раджа.

Разновидности Бхакти как философского учения

Бхакти не рассматривается в качестве единого цельного философского течения, религии. Она включает в себя множество сект, но все они признают одного Бога -творца и относятся уважительно, или по крайней мере толерантно к другим религиям.

Философы Индии разделяют Бхакти на две большие группы:

  1. Приверженцы первой из них почитают единого Бога - абсолюта, всего что он создал и в чем растворился. Эта разновидность именуется, как Пара Бхати, но она не слишком распространена в связи с духовными ограничениями, принятыми на территории Индии.
  2. Вторая группа - гауни Бхати, получившая более широкое распространение и понимание. Оно включает в себя любовь к одной из ипостасей верховного Бога -Вишну. В этой форме, философы видят источник разногласий и общественных конфликтов, так как она легко перерастает из веры в фанатизм.

Движение бхакти

Движения бхакти поклоняются одному из индийских богов, почитая его как верховную ипостась высшего разума. Это могут быть:

  • Кришна;
  • Вишна;
  • Шива;
  • Шакти.

Каждое из движений привнесло свой вклад в развитие индуисткой культуры в целом, отражая эмоции и мировоззрение жителей страны и присутствуя в каждом этапе ее исторического развития.

В отличие от философии, меняющей мировоззрение и образ того, как человек мыслит, бхакти призывает его к самому светлому и естественному из чувств, переключая внимание с материальных объектов и целей к высшей ступени осознания собственной сути и служению Богу, основанном не на страхе и подчинении, а на любви.

Проповедники

Самые известные проповедники Бхакти:

  1. Нарада - мудрец-полубог, который является одним из самых почитаемых. По преданию он предсказал рождение Кришны, принес людям математику, астрономию и обучил земледелию. Пураническая литература описывает его в качестве монаха-путешественника, обладающего магической силой, заключающейся в перемещении с одной материальной Вселенной в другую, путешествиях на планеты, принадлежащие к духовным мирам. У Нарады есть инструмент, с помощью которого он играет мантры славя Вишну и Кришну.
  2. Альвары - двенадцать святых поэтов, преданно любящие Вишну. Они жили на земле примерно 5 тысяч лет назад, там, где находится Южная Индия. Именно Альвары возродили Бхати, через поэмы и гимны. Наммальвар - самый почитаемый из всех поэтов.
  3. Наянары - поэты, жившие и творившие в период с пятого по десятый века.
  4. Шанкара - в Индии его почитают, как реформатора, мистика и поэта.
  5. Мадхва - индийский ученый и проповедник. Он и его брат Саян написали несколько комментариев к ведам, грамматические и юридические трактаты. Мадхва выступает автором примерно сорока сочинений, он принадлежал к вишнуитам.
  6. Джаядева - древний поэт, живший в Индии и писавший на санскрите. Он является автором знаменитой «Песни о Пастухе».
  7. Нимбарка - теолог, живший во времена средневековой Индии, проповедник идеи о безусловном служении Кришне.
  8. Чайтанья - именно его называют родоначальником гаудия- вайшнавсской традиции. Его считают воплощением Радхи и Кришны, основатель ведантической школы.
  9. Рамакришна - был рожден в Бенгалии являлся реформатором, мистиком и проповедником. На территории Индии он считался одним из самых авторитетных людей своего времени.
  10. Викекананда - его принято считать идеологом индийского возрождения. Реформатор верил в то, что однажды восторжествует социальная справедливость, видел Индию свободной и независимой страной, выступая против расизма и угнетений. Он пропагандировал универсальную измененную религию, главной целью которой считал оказание помощи бедным и голодающим людям.

Бхакти и кришнаизм

Поклоняющиеся Вишну разделяют бхакти на девять частей. Чувство любви для них постигается через:

  1. Шравану - чтение текстов, преданий о Боге с постоянным восхвалением и произношением божественных имен.
  2. Киртану - славление деяний Бога и его имен.
  3. Смарану - постоянную медитацию, направленную на характеристики Бога, как духовного существа, его имена и совершенные дела.
  4. Пада- севану - глубокое индивидуальное чувство служения Творцу.
  5. Арчану - поклонение статуе или изображению Бога.
  6. Вандану - молитву.
  7. Дасью - вид служения, через которое Бог сможет удовлетворить свои потребности.
  8. Сакхью - проявление дружеских чувств к Творцу на глубинном духовном уровне.
  9. Атма-неведану - полное предание себя духовному Богу.

Бхакти и ортодоксальные индусы

Известно, что в Индии принято многобожие. Бхакти признает одного Бога - творца, единого со всем живым миром, выступая одновременно против принятого в этой стране кастового разделения, встречая сопротивление и непонимание со стороны тех, для кого приемлемо привычное классовое неравенство.

Те, кто принадлежит к самым низшим из каст, напротив, полностью принимают учение, открыто и восторженно воспринимая ее. Такой же путь прошло и христианство, когда встречало нетерпимость сторонников иудейской веры. Учение оказало огромное влияние на развитие культуры в стране, оно воспевается в религиозных и литературных произведениях.

Высшая цель учения

Вера, религия, церковь, религиозная секта всегда преследует какую-то высшую из целей человеческой жизни, проповедуя ее в кругу единомышленников. Высшей целью бхакти является установление связи человеческой души с духовным существом, и обмен энергией любви в рамках нематериального уровня. Тело подчиняется душевным требованиям и потребностям. Бхакти дает последователям более глубокие ощущения и чувства, чем те, что приняты в условиях современного общества.

Основные принципы

Подвижники бхакти, как и другие религиозные люди, обязаны соблюдать ряд ограничений, хотя здесь нет таких жестких правил, как в других религиях. Основные из них:

  1. Разрешено питаться только овощами и фруктами. Мясо, рыба, яйца - запрещены.
  2. Нельзя принимать наркотические, алкогольные вещества. Чай и кофе, также под запретом, наряду с табаком.
  3. Последователям запрещено иметь дело с азартными играми и картами.
  4. Нельзя вступать в сексуальные отношения до заключения брака.

Связь Бхакти-йоги и гаудия-вайшнавизма

Богослов Рупи Госвами разделил любовь на пять основных форм, и назвал их «бхавой». Бхакти включает в себя такие формы любви:

  • Шанту - нейтральную;
  • Дасью - полное подчинение;
  • Сакхью - дружескую любовь;
  • Ватсалью - родительскую любовь;
  • Мадхурью - состояние влюбленности

Йог выбирает одну из пяти форм любви, признавая абсолютную возвышенность Творца и его величие.

С чего начать

Упражнения бхакти-йоги основаны на вхождении человека в состояние глубокой медитации. Практикующий должен чувствовать физический и духовный контакт с Богом. Основная суть в сосредоточении человека на индивидуальных представлениях о том, что или кто является Богом с точки зрения духовного существа. В результате должно возникнуть понимание того, что человек является не тленным телом, которому суждено умереть, а нематериальную душу, вне пределов времени и пространства.

Бхакти не требует знаний упражнений йоги. Практики начинаются с прослушивания и повторения мантр, чтения священных текстов. Начинающим нужно посетить ашрам - центр в котором проводятся йогические практики, найти единомышленников и духовного наставника.

Бхакти-йога - путь к духовному просветлению. Практика поможет наладить отношения с собой, внутренним я, и Богом. Главное правило - точно следовать наставлениям и поддерживать связь с теми, кто разделяет данную философию жизни.

Необычайно важная для духовного здоровья практикующих бхакти-йогу лекция Шрилы Шридхара Махараджа. Она повествует о различиях между Гоудия Матхом Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати и псевдовайшнавскими организациями. Как следует относится к описаниям сокровенных игр Радхи и Кришны? Может ли интеллектуальный подход позволить нам стать их участниками? Ответы на эти и многие другие вопросы содержит эта лекция.

Бесстрашие и высший долг

Так же как в материальном мире мы можем увидеть прогресс, так и духовный мир являет новые откровения. Истина не статична – она находится в развитии. Искренние люди понимают важность духовного знания для страдающего человечества. Они делают его доступным для других, жертвуя благополучием и материальными перспективами. Их страшат не материальные испытания, а отсутствие благодати, поддержки свыше. Те же, кто обрел ее, воистину бесстрашны, ибо их защищает сам Господь.

Поиск Прекрасной Реальности

Вознаграждение за служение. Лозунг Шрилы Прабхупады «Делай то, что необходимо!». Как мы можем удовлетворить Шрилу Гурудева? Служение - это нечто, что нисходит из Высшего Мира. Настроение подлинных преданных. Как мы можем почувствовать, что то, что мы делаем - это служение, нисходящее свыше? Какова подлинная природа Имени Кришны? Имитация и воображаемые отношения с Кришной. Примеры истинных отношений с Кришной. Что необходимо для того, чтобы непрестанно воспевать Имя Кришны? Что и как нужно предлагать Кришне? Либеральный подход в проповеди Сарасвати Тхакура. Враг духовного прогресса - это самообман. Что значит быть «брутально» честным с самим собой? Подлинный преданный никогда не будет думать, что он достиг свободы от заблуждения. Глупцы рвутся туда, куда ангелы ступить не смеют. Духовная жизнь предназначена для тех, кто истощен в материальном смысле. Скромный, смиренный рост в духовной практике.

Темная пещера отречения

В лекции рассматривается пагубность духа отречения. Для человека, который болен этим недугом, люди и явления, существующее вокруг него, предстают нежелательными и лишенными смысла. Разочарованный в этом мире, он стремится перестать чувствовать и желать, чтобы более не страдать Следствие болезни отречения - принятие философских систем, провозглашающих высшей точкой развития утрату индивидуальности. Однако вайшнавы говорят о возможности сохранения вечной индивидуальности в мире, где все чаяния нашего сердца будут удовлетворены.

Реальность за гранью опыта

В чём суть Бхакти-йоги? Счастье самоочевидно. О видах йоги, совершенствующих сознание и его оболочки. Где существует сознание? Какой деятельностью занимаются оболочки нашего тела и душа? В каком направлении двигаться, чтобы встретиться с Абсолютной Красотой? О различных видах и уровнях служения. Что побуждает вайшнава стремиться служить Богу?

Простота и сила бхакти

Введение. Сутра 58-я: «Путь преданного служения легче и эффективнее других путей». Сутра 59-я: «Простота и сила бхакти в самодоказательности». Сутра 60-я: «Бхакти это воплощение умиротворения и высшего экстаза». Сутра 61-я: «Передав Господу заботу о своих мирских и ведических обязанностях, преданный не заботится более о мирских потерях». Сутра 62-я: «Даже приняв преданное служение, человек не должен пренебрегать своими мирскими обязанностями». Смысл внешней деятельности. Вопросы: О самодоказательности бхакти. Каждому своя садхана. Искусство сочетания разных видов служения.

Концентрация или любовь

Как разные виды йоги объясняют медитацию. В чем цель концентрации? Как погрузиться во внутренний мир? Бхакти йога и гимнастика для тела. Люди пробуждаются на разных уровнях сознания. Главное происходит не в теле, а в сознании. Медитация без чистоты сознания - яд. Соприкосновение с высшей реальностью обесценивает все материальное. «Рецепты духовности». Падения на духовном пути. Что говорит Бхакти йога о том как надо прилагать усилия на духовном пути?

Правильное мировосприятие

Бог есть любовь и абсолютное Благо. Для обычных людей это утверждение является абстракцией. Те же, кто соприкоснулся с очарованием Господа, понимают: все в мироздании гармонично. Они относятся равно к мирскому счастью и несчастью и живут лишь Его милостью. Если материалисты склонны самоутверждаться за счет других, то духовные люди стремятся выразить почтение окружающим. Они не желают личных выгод. Подлинная потеря для них – отсутствие связи с Кришной, а подлинное приобретение – быть в обществе Его слуг.

Поиск счастья и Смысл духовности

Социальный смысл духовности. Два типа счастья. Неудовлетворенность души материей. Отречение от мира и отречение от вожделения. Понимание счастья зависит от уровня сознания. Тысячи духовных рецептов. Предсказания Вед. Аватары. Три аспекта Абсолюта. Духовная практика для нашей эпохи. Святое Имя. Красота и Любовь. Антропоморфизм или Теоморфизм. Три источника знаний о Боге. Две группы Ведических Писаний. Шри Чайтанья Махапрабху. Раб-невольник и раб Любви. Служение Богу - источник энергии.

Материалистические философии

Преданность во тьме. Преданность в гуне страсти. Обусловленное знание. Изначальное знание. 64 искусства. Стхала и сукшма. «Измы». Девять идей Джада-вады – материализма. Три категории философии материализма: сукха, нирвана и шакта. Сукха - эгоистичное материальное блаженство. Сукха - бескорыстное материальное блаженство. Исчезновение, уничтожение, Нирвана. Разбор будущей программы лекций. Обсуждение плана.

Введение в Ишопанишад

Зачем задавать вопросы Гуру? Понимание системы философии сознания Кришны. Богоцентрическая жизнь или самообман? Почему нельзя критически обсуждать своего духовного учителя? Деградация Сознания Кришны. Концепция богоцентрической жизни. Бессмысленный прогресс в материальном образовании.

Анализ Бхагавад Гиты Шрилы Прабхупады

Введение и анализ. Короткое описание глав Бхагавадгиты. Карма-йога, Гьяна-йога и Бхакти-йога. Ачит, чит, ишварам. Более подробный разбор каждой из глав Бхагавадгиты. Слабость сердца. Дхарма, артха, кама, мокша. Освобождение от материальных гунн. Объяснении к Бхагавадгите, как поступает Кришна.

Совершенные и несовершенные способы познания

Как познать истину - методы познания. Шабда. Пратьякша. Анумана. Что можно, а что должно - физика и этика. Факты - мёртвая информация. Ограниченность органов чувств или интервью с пауком - модернизм. Постмодернизм, квантовая физика и теория суперволокон. Откуда авторитет у науки? Постмодернизм в концепции нигилизма. Христианство: философия религии, потеря авторитета. Наука против морали или механистическая магия. Изначальное стстояние сознания. Вопросы и ответы.

Основные филосовские концепции

Введение: цели и задачи семинара. Ведическая и западная идеи. Контрасты. Четыре аспекта философии. Гносеология. Логика. Метафизика. Этика. Основы классической западной философии. Сократ. Платон. Аристотель. Философия постмодернизма. Философские течения современности как негативные подходы. Бхакти как позитивная альтернативная философия. Вопросы и ответы

Что такое Бхакти?

Ещё раз о ценности бхакти. Глава 2. Сутра 15-я: «Сейчас я опишу признаки бхакти на основе разных авторитетных мнений». Сутра 16-я: «Бхакти это сильная привязанность к различным видам поклонения Господу». Сутра 17-я: «Бхакти это привязанность к рассказам о Господе и к словам самого Господа». Сутра 18-я: «Бхакти это то, что проявляется после устранения препятствий в процессе взаимоотношений с Верховной Душой». Сутра 19-я: «Бхакти состоит в том, чтобы предлагать Господу каждое своё действие и ощущать великое горе, забыв Его». Сутра 20-я: «Все три определения бхакти, являются совершенно правильными». Сутра 21-я: «Гопи Вриндавана - пример чистого преданного». Сутра 22-я: «В своей любви гопи забывают о величии Кришны, но их за это нельзя обвинять». Вопросы и обсуждения. Шастры, гуру и садху. Вопрос о шалостях Кришны. Делать всё с любовью.

Временный мир

Можем ли мы воспринимать информацию, не исказив ее? Зачем нам знание. Что может помешать нам принять Бхакти. Все получат освобождение, вопрос: когда? Очарование и разочарование. Временный мир. Чем питается наш «друг» ум? Странное представление о Бхакти (корысть).

Мистерия Сознания Кришны

Почему Шридхар Махарадж основал Шри Чайтанья Сарасват Матх в Навадвипе? Навадвип тождественен Вриндавану. Природа Говинда-кунды. Сознание Кришны культивируется в состоянии разлуки. Как Госвами Махарадж попал на даршан Шридхара Махараджа. Шри Чайтанья Чаритамрита - это величайшее произведение, которое когда-либо появлялось в этом мире. «Дживы являются частью сияния Радхарани, частицами Её света, Её сиянием». Боль разлуки в сердцах великих преданных. Почему Кришна становится Гаурангой Махапрабху? Почему имя Радхарани не упоминается в Шримад Бхагаватам? Вход в Кришна-лилу находится в Гоура-лиле. Какова природа Гоура-лилы? Виза в духовный мир. Бхакти Ракшак значит хранитель преданности. Лучше скромный естественный духовный рост, чем искусственная зрелость. В действительности, всё исходит из мадхура-расы, всё прорастает из этого измерения бытия. Вриндаван источник всего мира. Мир нашего опыта - это всего лишь поверхностная оболочка. Татастха-вичар - объективная, беспристрастная точка зрения. Природа измерения Вриндавана. Высочайшее положение Мадхавендры Пури. Что нам следует делать со всеми этими явлениями, реалиями? Смысл посвящения в Харе Кришна Махамантру. Для духовных людей верить - значит видеть. Почему в Кришна-лиле жены брахманов более удачливы чем сами брахманы? Сознание Кришны - это нечто столь пркрасное!

Истина откровения

Интеллектуальный анализ является препятствием, барьером для божественного откровения. Разница между материальным и духовным образованием. Только Кришна может явить Себя, открыть Себя, может дать Себя познать подлинным образом. Материальные знания - мусор. Почему душа попадает в этот материальный мир? Что такое преданность? Как ограниченное начало может познать подлинным образом Безграничное? Высочайший тип поклонения Кришне. Кришна - Мадан-мохан, а Радхарани известна как Мадан-мохан-мохини. Природа Кришна-Нама. Концепция Высшей Реальности - это концепция Реальности, которая поёт и танцует. Арати рассеивает тьму и открывает Истину, природу Истины.

Прославление Любви и Красоты

Сомнение в утверждениях. Понятие «вопрос». Количественные вопросы. Качественные вопросы, их разновидность. Познавая окружающий мир, познают ли ученые Творца? Бесконечные ипостаси Всевышнего. Главное занятие Господа - игра. Очищение своего подлинного «я». Разъяснение термина «сат чит ананда». Прославление Любви и Красоты. Парадоксы буддизма. К кому вы обращаетесь, воспевая святые имена Господа? Что значит «святое» или «трансцендентное»? Отчаянное, молитвенное состояние. Принципы Шри Чайтанья Сарасват Матха. Преданные - не вегетарианцы. Обширный взгляд на карму. Сахаджийя-йога и кундалини-йога. Виды вопросов. Доверие и недоверие учителю. Надежда на собственные силы, знание. Внешний мир, как источник знания. Поиск духовного учителя. Критерий истинности знания. Что такое просветление? Что такое спасение? Как реализовать свою мечту? Что такое мысли? Счастье нельзя ни вообразить, ни реализовать. В чем заключается практика кришнаитов? Безличный аспект Господа - вездесущность. Логическое обоснование существования Всевышнего. Красота - неоспоримое качество Господа. Как сочетать духовное развитие и жизнь в современном обществе? Мнимая и подлинная независимость. Рабство власти и денег. Этапы созревания любви. Послушание на духовном пути.

Внутренняя и внешняя природа души

Развитие наружу или внутрь? Путь погружения в себя. Как внутри найти свою истинную природу? Голос сердца или голос чувств звучит в моей голове? Что такое настоящее раскаяние? Как поступать по совести? Всем ли нужно пройти школу иллюзии материального мира? Мы созданы по образу и подобию, но по какому? Внешняя и внутренняя природы. Иллюзия и истина - единство? Материальный мир справедлив? Чем дорота отличается от милосердия? Бог по отношению к нам высшее начало или равноправный партнер?

Йога

Что такое йога? Цель йоги. Виды йоги. Для чего нужны физические упражнения в йоге? Первоэлементы в йоге. Сверхспособности йогов, сиддхи. Природа экстаза йога. Высшая ступень йоги - бхакти-йога. Как достичь умиротворения? Что значит принцип йоги «отречься от всего, что тебя окружает»? Каким образом мы себя связываем понятиями материального мира? Что значит стать свободным? Иллюзорность окружающего мира. Чувства, ум, разум и я. Для чего нужна еда телу? Внутренняя мольба преданных. Махамантра и мантра «Ом». Что значит Кришна и Шива? Понятие Красоты и Счастья. Самоубийство и освобождение. Почему Саи Баба не йог? Доктрина буддизма. В чем заблуждается буддисты? Природа божественного откровения. Как нужно относиться к Священным писаниям? Какие Писания являются Священными? Методы поиска Счастья.

Рабство абсолюту

Рабство - высочайшая свобода. Универсальная и всеобъемлющая концепция Шримад-Бхагаватам. Соприкосновение Шукадевы с Прекрасной Реальностью. Какова цена обретения бхакти? Кто я по отношению к Абсолюту? Виды отношений с Абсолютом, расы. Наставления Махапрабху своему ученику Рагхунатху Дасу Госвами. Жизненный путь Рагхунатха Даса. Трансцендентные произведения вайшнавов. Молитва Кришнадаса Кавираджа. История жизни Абхирама Госвами. Необыкновенная сила вайшнавов.

Бхакти-йога - это удивительное направление йоги, которое предполагает глубинную внутреннюю связь с одним из проявлений Бога. Само слово бхакти можно перевести на русский язык как любовь и преданность – именно такие чувства йога этого направления и учит нас посылать Творцу. В памятниках древней индийской литературы этот вид йоги ставится выше, чем такие популярные ответвления, как джнана-йога, раджа-йога и карма-йога.

Бхакти-йога: особенности

Практическая философия, такая как йога, не только требует выполнения асан и медитаций на внешнем плане, но и предполагает принятие понятий йоги. Для этого следует ознакомиться с азами, которые донесли до нас древнейшие ведические книги.

Считается, что Бога раскрывают три аспекта:

  1. Низший аспект именуется Брахма джьёти и подразумевает духовное сияние с божественным.
  2. Второй, промежуточный аспект – сверх-душа, или локализованная параматма. Считается, что в самом сердце, возле души любого живого существа, есть и эта сущность.
  3. Третий, наивысший аспект – именуется Кришной или Верховной личностью Бога. Она - причина всех причин.

Многих из тех, кто поверхностно знаком с бхакти-йогой, пугает слово Кришна (а оно, кстати, в переводе с древнего языка – санскрита – несет значение вечного источника наслаждения). Обращаясь к ведическим книгам, можно узнать, что современной эпохе предрекали разнообразие неполных религиозных систем, каждая из которых выделяет и подчеркивает только отдельные качества Кришны. Эти системы можно классифицировать по их уровню в зависимости от их содержания. Бхакти-йога направлена не на мелкие ответвления, а на служение верховному божеству.

Подробнее вникнуть во все тонкости помогут курсы «Бхакти программ», которые проводятся практически в каждом городе.

Бхакти-врикша: для единомышленников

Если вы всерьез увлечены йогой, есть смысл примкнуть к бхакти-врикше – небольшой группе людей, которые еженедельно собираются вместе для обсуждения различный вопросов, связанных с практикой йоги.

Обычно в такие группы входят учителя (проповедники) бхакти, или попросту лидеры группы, которые помогают человеку утвердиться в правильности своего выбора и обратиться к служению Кришне. Именно на них лежит ответственность за то, как именно проходят занятия. Существует даже особый учебник, который называется «Ветви бхакти». Эту книгу в таких группах очень чтят и считают руководством.

Бхакти-музыка и занятия

Зачастую йога неотделима от особого звукового сопровождения, и это ответвление не является исключением. Для занятий, на которых проходят медитации, необходима бхакти-музыка, которая помогает настроиться на нужный лад. Популярностью пользуется альбом «Bhaishjaya»: Medicine Buddha and other Mantras in «close harmony», в который входят следующие композиции:

Эта музыка и мантры способствуют гармонизации души человека и его укреплению в своей вере. Бхакти-йога подразумевает ежедневное повторение особых мантр – так называемая джапа-медитация. Необходимо сделать четки для медитации, включающие в себя 109 бусин – они помогут читать мантру, не сбиваясь со счета 108 раз – последнюю бусину принято пропускать.

Именно для того, чтобы повысить концентрацию на произносимых словах, и нужна музыка, которая позволяет достичь нужного состояния мыслей. Такая медитация позволяет восстановить ранее утраченную связь с Богом. Важно, что при этом не нужно ни покидать семью, ни отрываться от обычных дел или работы – медитировать можно в любой удобной обстановке, а не только в группе единомышленников.