Беседа с андреем сидерским. Интервью с А.Сидерским

Выпускающий редактор Yoga Journal Мария Русакова побеседовала с девушкой с обложки, великолепной Еленой Сидерской, преподавателем «Yoga23» и директором йога-студии Сидерского.

YJ: Ваш отец - известный йог Андрей Владимирович Сидерский, основатель школы «Yoga23». Как в связи с этим складывались ваши собственные отношения с йогой?

Елена: Моё знакомство с йогой началось ещё когда я ходила в детский сад. У нас с отцом был ранний подъём и тренировки. Потом эти эксперименты продолжились в начальных классах школы. Конечно, это была не длинная тренировка, а 20-минутная зарядка - но полноценная, с позами Кобры и Верблюда, а в конце отец обязательно проводил мне Шавасану, то есть расслабление тоже было качественным.

YJ: Как долго вы жили в таком режиме?

Елена: Через какое-то время наши тренировки переместились в бассейн и йогу заменило плавание. У меня прооперировано сердце, операция делалась со спины, которая разрезана от груди до позвоночника. Это повлекло за собой очень сильную ассиметрию, начались стремительные сколиотические изменения. При таких сильных нарушениях осанки в подростковом возрасте, в период сильного роста, самое эффективное - это плавание. Поэтому лет до 14 отец тренировал меня в бассейне, пока спина не окрепла. А потом на какое-то время тренировки прекратились. Лет в 18 я вернулась в йогу сама, уже сознательно.

YJ: Когда вы поняли, что пора преподавать?

Елена: Лет в 20 я начала работать с людьми - не потому, что рвалась в преподаватели, а потому, что отец у меня находится в перманентном творческом поиске и всё время придумывает новые варианты, как ещё можно подойти к вопросу практики и освоения йоги. Я первой знакомилась с его разработками, потому что всё время была рядом, и в какой-то момент он начал отправлять ко мне своих учеников. Первая моя студентка, которую он ко мне направил, занимается до сих пор - уже почти 9 лет.

YJ: У вас вся жизнь связана с йогой. Что такое йога для вас?

Елена: Да, у меня никогда не было разграничения жизни на «до» и «после» начала занятий йогой, она всегда была в моей жизни. Мало того, что у меня отец занимается йогой, она также свела меня с мужем, который приехал ко мне на интенсив - там мы познакомились. Потом мы много общались, и через несколько лет поженились. И всё, чем бы я ни занималась, у меня связано с йогой. Мои родители создали студию, мама очень хотела, чтобы семейное дело подхватили мы с братом. В итоге так и получилось - студией сейчас руковожу я. Столько интересных людей появилось благодаря йоге! Поэтому без неё я никак не смогу. Это судьба, от которой никуда не деться.

YJ: Ваши дети тоже занимаются?

Елена: Да. Сыну скоро 6 лет, дочке сейчас 4. С детской йогой у нас связана смешная история. Как-то сын приходит из детского садика и говорит: «Мама, посмотри, чему нас учили на физкультуре». И показывает позу Бабочки, потом ложится на живот, захватывает ноги и делает прогиб; ложится на спину, уводит ноги за голову и делает позу Плуга. И вот так, совершенно случайно, мы узнали, что у нас в детском саду детям на физкультуре дают элементы йоги - причём очень качественно. Потом выяснилось, что один из учредителей этого садика родом из Индии - тоже судьба! А так как в Индии йога в школах - норма жизни, учредитель высказал пожелание, чтобы и у них на физкультуре были элементы йоги.

YJ: Важен ли для вас внутренний аспект йоги и почему?

Елена: Я человек очень эмоциональный, у меня это одно из ключевых свойств характера. А эмоции контролировать, отслеживать и осознавать довольно сложно. Тут йога очень помогает. Даже если не всегда удаётся справиться с эмоциями и направить их в правильное русло, абсолютно всегда удаётся отследить, как эта реакция зарождается, как развивается внутри. По крайней мере, можно потом проделать над собой определённую работу и проанализировать произошедшее. Уменьшение эмоционального автоматизма для меня очень важно. Мама говорит, что я с детства была чрезвычайно ответственной, всё принимала близко к сердцу, а при таком подходе стрессы ощущаются очень сильно. Здесь йога отлично справляется - появляется стрессоустойчивость и способность к контролю эмоций. Я это в себе очень хорошо замечаю.

У вас есть уникальная возможность посетить занятия Елены Сидерской на . Это событие пройдет на одной из самых красивых и комфортных площадок города – в Crystall Ball Room в башне «Око», Москва-Сити.

На своих классах Елена расскажет, как правильно работать с намерением без мистики, и отдельный класс посвятит йогатерапии в методике Yoga23.

Конференция Yoga Journal – это уникальная возможность прикоснуться к многообразию мира йоги, поэкспериментировать с новыми стилями, усовершенствовать собственное мастерство и конечно получить заряд вдохновения от практики под руководством опытных преподавателей.

Не пропустите главное событие в мире йоги!

Интервью: Мария Русакова

Начало интервью в
Части 1 и
Части 2

С чего началась история с маятником? (Андрей использует сидерический маятник, как средство индивидуализации практики)

Лет десять назад мама принесла маятник и сказала: «Смотри, какая штучка, вот как она работает…». На что я ответил: «Ма-ма, давай не будем. Это же мутная магия. Я не хочу сказать, что это шарлатанство, в каком-то смысле оно работает, но я не по этим делам». И он лежал в полиэтиленовом кармашке у нас в коридоре рядом с остальным хламом.

А потом я начал думать о том, что сейчас у нас очень массовой стала йога, но ситуацию вряд ли можно назвать благоприятной. Народ — книжек почитал, что-то увидел, недослушал, появился к одному, появился ко второму, с кем-то пообщался и все – уже мастер. Со всеми вытекающими последствиями.

Но йога сама по себе явление гениальное. Фишка заключается в правильном способе применения этого инструмента в наших условиях. Во-первых, нужно индивидуализировать практику, потому что люди и их условия очень разные. Я долго не мог понять, как это сделать. А потом начал искать способ добраться до первичной информационной матрицы. Там самое главное – суметь снять информацию, причем снять ее в как можно более простом виде. По принципу: да, нет; плюс, минус, ноль. И потом мне в голову стукнуло, что рамка очень хороший инструмент для этого, действительно рабочий. Я посмотрел литературу. Сначала все, что было по биолокации на Петровке, потом еще кое-что, а потом мне в руки попала книга Джорджа Гариштайна. Это ученый-физик много лет проработавший в академической науке, впоследствии сотрудничавший с НАСА по обеспечению безопасности полетов на сверхзвуковых истребителях.Плюс ракетостроение, космическое приборостроение и тому подобное. То есть человек без понтов, настроенный критически.И тут он пишет книжку об основных устройствах биолокации: пирамиде, рамке, маятнике, машине Иеронима (элементарная электронная схема, которая используется для определения процентного содержания минералов в породе). Он описывает принципы применения каждого инструмента, пишет, что с точки зрения наших знаний о вселенной они работать не должны, но все равно работают. Есть такие-то гипотезы, проведены такие-то эксперименты с соответствующей статистикой. В общем, без балды. Такое изложение мне понравилось. Эта книга меня убедила, что можно пробовать. Сугубо инженерный подход. Он пишет о том, что, если бы он был чисто академическим ученым, то остался бы на стадии «докопаться почему?»,но в прикладной наукемного раз применяли разработки, толком не зная, почему они работают. Но если получалась верифицируемая повторяемость результата, доказывающая, что система работает — ее применяли. Впоследствии могло находиться объяснение, но это было уже потом. В таких областях как индустриализация космоса по-другому невозможно.

Я начал с себя. Внимательно себя проанализировав, я составил индивидуальную программу. Потом было совпадение, которое убедило меня окончательно. Я, с помощью маятника вычислил, что мне не нужно делать упражнения из серии випарита-карани-мудра, где поясница поддерживается руками. Причем поддержка под таз – нормально, а под позвоночник – нельзя. Потом прихожу как-то к Инне Петровне, она смотрит мне спину и говорит: «Слушай, да у тебя тут был перелом». Я ей: «Не было никакого перелома». Она: «Не надо мне рассказывать. В таком-то возрасте у тебя была такая травма, которая вызвала такие-то ощущения в течение года». Действительно, я падал с лестницы с очень сильным прогибом назад рывком, после чегополгода еле ходил, а потом еще полгода были сильные боли. Она объяснила, что диски были деформированы, тела позвонков тоже, но спинномозговой канал остался цел, поэтому ходить я не перестал. Но из-за этой деформации три позвонка сместились вперед. Вылечить она это не может, слишком старая травма, все уже заросло, но порекомендовала не делать определенные нагрузки соответствующие… все той же випарита-карани-мудре! Притом, что эти асаны очень сильные и в системе занимают достойное место, мне от них следует отказаться. Эта история послужила индикатором того, что метод работает.

Я когда-то экспериментировал с маятником, но метод показался мне довольно энергоемким.

Да, он подъедает. Дело в том, что его движение связано с током, только с каким я не понял. Не электрический ток явно. Он идет по нитке и взаимодействует снашим полем. Генерируется это поле на уровне солнечного сплетения. Если ты вышел на ячейку, указав правильный адрес, то есть, правильно сформулировал запрос, ты получаешь ответ, который меняет твое поле. И это требует энергии. Никуда не денешься.

А другие способы такие, как мускул-тест, не пробовал использовать?

Я человек ленивый. От добра добра не ищут. Пока маятник работает — хорошо, конкретно перестанет работать – буду думать.

Со временем я пришел к систематизации общего материала. Довольно много времени ушло на формулировку правильных запросов. Пришлось, конечно, повозится, но в итоге получилась интересная система входа в практику, которая оказалась не очень сильно похожа на то, что обычно у нас делается.Получилась, можно сказать без моего участия. Я просто направлял поток вопросов. Это грамотно организованная последовательность освоения. К тому времени, когда человеку предлагается исполнить некий трюк, его мышечно-сухожильный корсет и общее состояниепозволяют ему сделать это без особых усилий и уж тем более без осложнений. Каждая следующая стадия развития этой системы предполагает введение в практику элементов на базе уже основательной подготовленности организма к их исполнению. Вплоть до того, что стойка на руках осваивается значительно раньше, чем стойка на голове.

Речь, я так понимаю, идет об ЭТО? (Так называется последняя тренировочная система Сидерского). Почему ЭТО?

Очередную йогу выплодить – это кому-то надо? Когда мы с питерцами в Дахабе общались, они говорили – ну это, это самое. Так и оставили.

В адвайта-веданте термины ЭТО и ТО используется для обозначениянедвойственности восприятия и чистого неомраченного сознания, неуловимого, но являющегося всепроникающей основой мира.

Я не знал об этом. Но, хочешь прикол. После всей этой фигни, когда я пытался сообразить, что же сдохло, то я понял … что сдох Сидерский. Потому что название Андрей Сидерский уже не соответствует ни чему. А когда я начал думать, как же мне теперь назваться (даже паспорт собирался поменять), то оказалось, что … никак назвать это просто нереально. Так пришлось и оставить, а что делать. То, что мы называем именем – это личность. А когда она сдохла…? То, что на самом деле есть Я, к личности имеет отношение лишь постольку, поскольку использует ее как дельфирующую зону между собой и исполнительными инструментами. Когда эта дельфирующая зона проваливается и подключка происходит непосредственно к исполнительным инструментам, весь тот комплекс качеств и свойств, который назывался личностью, исчезает, и название больше не имеет смысла.

Мне кажется, чтопосле такого интервью у некоторых людей может пропасть желание заниматься йогой.

Ты знаешь, я считаю, что если человеку перехотелось заниматься йогой, то ему крупно повезло. Потому как лишняя попсовость явлению только вредит. Когда человек начинает заниматься, потому что это модно, могут возникнуть нюансы. С другой стороны раз веление времени такое, значит, что-то в этом есть. Бывают пики и спады интереса, но всегда найдутся такие, которым это зачем-то нужно.Но если можно не заниматься, лучше конечно не заниматься.

P.S. Подробнее об
Андрее Сидерском читайте в разделе
Мастера.

Мастеру йоги и подводного плавания, создателю уникальной системы саморазвития Йога 23, автору бестселлеров по йоге и психотронных картин, трансформирующих пространство, можно было бы задать сотню вопросов. Однако, при встрече, вопросы пропадают сами собой. Поэтому мы беседуем обо всем подряд, опираясь на то, что просили выведать у мастера мои друзья и коллеги-йоги:

  1. О связи между словами «Сидерский», «сиддхи» и «сидерический маятник»
  2. Об очередных грандиозных переменах в методической системе Сидерского
  3. О техниках йоги на воде
  4. О том, что нужно и чего не нужно делать, практикуя йогу 23
  5. О «таинственных личностях» и эволюции человеческого осознания
  6. О дне морском - наблюдения Мастера подводной съемки
  7. О том, есть ли у Мастера йоги привычки и болячки

Сид, сиддхи и сидерический маятник

- Сидерский, сиддхи, сидерический маятник, которым так активно пользуются в Йоге 23… Эти слова не случайно так похожи?
- Нет. Сидерский - это распространенная польская фамилия. У меня был прадед, был дед, у них была своя жизнь. Жили они в Литве, а до этого на севере Польши. В Одессе есть Сидерские. Есть ювелиры Сидерские в Америке - эмигранты. Ничего тут такого нет.

- И все-таки, когда я читаю о Вас, возникают мысли о «неслучайности» многих событий. К примеру, «неслучайными» кажутся проблемы с позвоночником в детстве, благодаря которым вы так рано познакомились с йогой. Что вы об этом скажете?
- Если я скажу, что так и есть, у некоторых личностей будет повод для злопыхательства… Если скажу, что это не так, будет неправда. Поэтому я ничего не скажу.

О’кей, переходим к следующему вопросу:

Грандиозные перемены в методической системе «YOGA 23»

- Говорят, Ваша методика снова сильно меняется. Появляется уйма новых упражнений. С чем это связано?
- Я изначально пытался сделать систему такой, чтобы техники гимнастики йогов проявляли по максимуму свою эффективность. И это работало совсем, как у Сватмарамы в Прадипике. Но оказалось, что это нужно далеко не всем. В массе случается так, что походит человек на йогу, и вдруг понимает, что, все, на что он жизнь положил, на что годами вкалывал, ему по большому счету и не нужно. И что ему теперь делать, он не знает. Расширение диапазона восприятия ему, как козе пятая нога… Он приходит и говорит: «Что вы со мной сделали? Я хочу, чтобы все было, как раньше…». Поэтому теперь «йогический» аспект я решил приглушить.

- То есть, вы специально возвращаете в свою методическую систему менее эффективные упражнения?
- Почему? Они обладают высокой эффективностью как терапевтические и атлетические формы. Они - «рабочие» во всем, что касается отрешенности, внимания, управления праной, «магическими прибамбасами»… Но как психотронный, сугубо йогический материал, они послабее, чем те, которые составили основу системы. Я решил многие из них вернуть в практику... как психофизиологический балласт, что ли.

- По-журналистски, льете в текст «воду»?
- Ну... это не «вода». Все-таки у меня немного другая функция - не фитнес-йогу развивать. В массовом применении это очень прогрессивная гимнастика, и она может быть очень полезна для социума.

- На ком «обкатываются» новые упражнения?
- Сначала на себе. Потом - в работе с людьми. Когда нужно подтверждение аспектов терапевтической активности, на себе проверять сложно, поскольку лечить у наших ребят особенно нечего. Но когда приходит человек с проблемой, и эта проблема решается, естественно, делаются определенные выводы насчет того набора упражнений, за счет которых проблема решилась.

- Как теперь будет выглядеть Йога 23?
- Теперь в ней вместо пяти стадий будет семь. Вместо прежних 500 упражнений - более 2000.

- А каковы Ваши следующие планы? - У меня планов вообще никаких нет. Моя задача в том, чтобы сформировать методическую базу и обучить людей, которые бы могли ей пользоваться и учить людей дальше. Когда система заработает, а она уже практически заработала…

- Что, уйдете на пенсию? А без вас система будет работать так же эффективно?
- Ну… я же никуда не денусь. Все равно буду тут рядом.

Техники йоги на воде

- Вы начали проводить занятия по плаванию для тренеров. Это значит, что в систему будут включаться плавательные техники?
- Да они давно есть. По моим плавательным техникам работают спортсмены-олимпийцы. В Тернополе есть Саша Волонец, очень хороший тренер и спортсмен. Он сейчас тренирует ребят из Олимпийского резерва, пользуется моими гимнастическими разработками для пловцов и дыхательной гимнастикой в воде.

- Это тоже йогические техники?
- Да. Если точнее, в их основе лежит техника дыхательной гимнастики при плавании, описанная в книжке Есудиана «Йога и Здоровье». В общем, я сначала учу людей плавать, а затем накладываю на это дыхательную технику. Получается мощная энергодинамика, и пранаяма, и терапевтическая работа - все вместе.

Что нужно, и чего не нужно делать, практикуя йогу 23

- Практикуя йогу по Вашей методике, стоит ли четко формулировать задачи: похудеть, разбогатеть, развить «третий глаз»?..
- Если человек без установки жить не может, конечно, стоит. Если человеку установка - кость в горле, то, естественно, не нужно. Тогда практика должна идти спонтанно - куда выведет.

- Вы ставите перед своей практикой конкретные задачи?
- Да, бывает. Любую задачу лучше решать самыми простыми «человеческими» способами. Но есть вещи, которые так не решаются...

- Можно ли совмещать практику Йоги 23 с другими методиками? Это не опасно?
- Я знаю, что есть люди, которые очень любят селедку с молоком. Несовместимые вещи, а человеку в кайф. Если в кайф - ради бога!

- Почему в Йоге 23 нет пения мантр и техник работы с цветовым восприятием?
- Смысла нет. До того момента, когда процессы практики лайя-йоги активируются сами, можно дойти и без привлечения этих техник - за счет физкультуры. А когда они активируются, уже и так становится понятно, что делать. Поэтому я не вижу смысла добавлять их в методическую систему. Не могу сказать, что я никогда их не применял, но в каждом случае практика с вибрациями начиналась тогда, когда она становилась актуальна для конкретного человека.
«Таинственные личности» и эволюция человеческого осознания.

- Вы не раз упоминали о таинственных людях, которые «не хотят светиться», но имеют достаточно влияния, чтобы попросить Вас, к примеру, вернуться к преподаванию йоги, когда вы от него уже почти отошли… Что, кто-то пристально следит за развитием йоги в России?
- Не то, чтобы следят. Мистики нет. Есть люди, которые занимаются научными наблюдениями за тенденциями развития человеческого социума: какие инструменты необходимы, чтобы сделать более эффективным процесс эволюции осознания. В своих областях деятельности они светятся, и даже очень. Они старше меня, больше знают. И не то, чтобы они говорят: «Построился и пошел». Это на уровне взаимодействия коллег. Никакого масонского заговора тут нет, по крайней мере, я о нем ничего не знаю.

- Почему на нашем этапе таким популярным инструментом развития стала йога?
- А я откуда знаю? Так сложилось.

- Можно ли утверждать, что сейчас наблюдается некий скачок осознания?
- Да вы телевизор включите! По улицам походите! Это очевидно!

- Чем это вызвано?
- Историческими процессами (интеграция и дезинтеграция государств), космическими факторами, изменениями в поле земли, на солнце… да масса причин! Человек - часть процесса эволюции, и он никуда от этого не денется. Если мутации попадают в позитивное направление эволюционного процесса, они закрепляются, и когда их накапливается определенное количество, вид начинает меняться. Меняется режим работы мозга. В данном случае мощный мутагенный фактор для нашего сознания - это технический прогресс, который я не считаю негативным фактором.

О «принудительном» вегетарианстве

- Вы не раз говорили, что вегетарианство вызывает агрессию. Это связно с чувством собственной важности вегетарианца?
- Нет. Это на уровне биохимии. Это доказано исследованиями. Бывает, что мясо «не идет». Когда меняется вибрационная структура организма, многие внутренние процессы тоже меняются. И это нормально. Но это не в том случае, когда человек решает: «Я сегодня перестаю есть мясо», а потом смотрит на того, кто ест, пускает слюни, ходит злой и недовольный.

Наблюдения мастера подводной съемки

- Вы сейчас занимаетесь подводной съемкой?
- Сейчас немножко не до того, хотя в принципе мне это интересно.

- А вам удавалось общаться с морскими обитателями, наладить контакт?
- Какой может быть осознанный контакт с существом, которое само по себе не сильно осознанно? Рыба она и есть рыба. Так... красиво плавает в поисках пищи. С дельфинами да, с ними контакт сразу налаживается, причем очень хороший контакт. Ну, они и соображают хорошо. Дельфины даже знают, что ты снимаешь. Умеют позировать. Причем, откуда они это знают - непонятно. Если это делают дельфины в дельфинарии, то можно понять - они с людьми живут, у них команды. А дикие дельфины, они откуда знают, что перед этой штучкой нужно проплыть, застыть в красивой позе на мгновение, а когда вспыхнет вспышка, плыть дальше? Вот этого я не понимаю, но это факт. С осьминогами более-менее интересно. Они любопытные, очень умные. А еще есть такие - дюгони. Тоже млекопитающие, тюленеобразные. С ними тоже можно хорошо договариваться.

- А подробнее?
- Ну, был такой момент смешной. Есть на Красном море бухта Марса Абу Дабаб. Туда из гостиниц близлежащих приводят туристов - смотреть дюгоня. Он приходит в бухту каждый день пообедать в два - в три часа. Ест траву и мелких моллюсков, которые на дне живут. Всплывет - сделает вдох и - на дно. Просто ил собирает и прожевывает. А я сам, когда там бываю, тоже делаю вдох и ложусь с камерой на дно (там много интересной живности всякой). И он от меня не шарахается - видит, что «друг, такой же, по крайней мере, ведет себя так же»… А туристы, они ж приставучие. С масками, с ластами носятся по поверхности воды, визжат. Особенно итальянцы… И вот был такой момент, когда они ему сильно надоели, он ныряет вниз (там неглубоко), хвостом взбивает муть, делает обманный маневр и уходит вбок, а потом подплывает ко мне, ложится рядом и спокойно начинает есть с таким видом: «Фу… друг, как они меня достали!». А еще был момент, когда он просто бросился в мою сторону с таким безмолвным воплем: «Друг! Спаси меня от этих идиотов!»

Привычки и болячки

- Вам случается болеть?
- Почти нет. Когда устаешь очень сильно, можно пару дней сопли попускать. Но тоже редко… А так, чтобы серьезно… Мне, по крайней мере, об этом не известно. Вот Виктор Сергеевич Бойко 15 лет назад говорил, что с такой практикой йоги, как у нас с Андреем Лаппой, к 50 годам мы будем инвалидами. Мне в этом году 50 исполняется... Я не чувствую себя инвалидом. По практике, я сейчас в лучшем состоянии, чем 15 лет назад.

- Есть ли у вас правила, привычки?
- Нет. Я делаю то, что в данный момент целесообразно. Отслеживаю ситуацию. Если нужно почистить зубы - пошел, почистил. Нужно съесть что-то - съел. Ну, да, сложилось так, что я ем очень мало и редко. А что я ем - в зависимости от обстоятельств.

- Есть какие-то вещи, которых Вы никогда не делаете?
- Да много таких вещей... Я никогда ничего не ворую ни у кого. Но это не потому, что в книжке про яму-нияму так написано, а просто, потому что… не делается.

Ну, вот и все. Если у вас тоже есть вопросы к известным личностям в мире йоги, присылайте их нам на , и мы постараемся наладить связь!

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь -

Андрей Владимирович Сидерский, мастер йоги и создатель YOGA23, в интервью проекту SLAVYOGA раскрыл свою точку зрения на актуальные вопросы йогической жизни.

SLAVYOGA: Андрей Владимирович, здравствуйте. Что Вы можете сказать по поводу собственного успеха и признания в качестве практика, преподавателя йоги и создателя эффективных тренировочных алгоритмов?

ANDREI SIDERSKI: Тем, что я делаю то, что интересно и не размениваюсь на попсу. Я стараюсь следовать заветам Сватмарамы и двигаться в этом русле, и, если что-то и придумываю, то только вещи, которые позволяют в наших условиях, которые изменились за последние 600-700 или тысячу лет, извлечь из классической практики и классических техник их реальную эффективность в плане организации управления состояниями сознания.

Есть Сватмарама, есть Патанджали. Всё. Есть много других работ, но они, в общем-то, в том же русле.

SLAVYOGA: Поделитесь, пожалуйста, своим мнением относительно «Хатха-йога Прадипики» и мыслей Сватмарамы в контексте нади-шодхана пранаямы. Он говорит о том, что при соблюдении определённых условий, практика нади-шодхана пранаямы в течение трёх месяцев приводит к очищению всех тонких каналов – нади и достижению определённого состояния. Как Вы считаете, возможно ли достижение такого же состояния другими методами, в частности практикой гимнастических форм (асан) в определённых режимах дыхания при работе с вниманием и намерением.

ANDREI SIDERSKI: Смотрите. Сватмарама писал это достаточно давно, и прежде чем говорить о нади-шодхана пранаяме, нужно сказать о тех условиях, в которых должен обитать йогин. Попробуйте сейчас найти такие условия. Поэтому есть нюансы.

Что касается практики асанической. Сватмарама пишет, что на первом месте в йоге находятся асаны, вокруг них всё строится, на них всё основано. И, когда люди считают, что на первом месте находятся асаны, это значит, что сначала их делают, а потом их можно выкинуть, то это – ерунда. Асаны – основа практики, её структурный базис.

Если мы посмотрим на более поздние вещи: тот же корейский куксандо, или вьетнамский заонгшинь, или Тунцзы Гунфу, то обнаружим, что там идёт упор на асаны, совмещённые с правильными переходами в движении и правильным дыханием внутри асан. Это естественно и понятно, потому, что в нынешних условиях должна быть более высокая плотность общего энергетического фона для того, чтобы получить тот же результат, который в идеальных, описанных Сватмарамой, условиях можно было когда-то получать за счёт одной только нади-шодхана пранаямы.

Поэтому сейчас, на мой взгляд, практика, собранная на последовательностях асан, совмещённых с дыханием, которая приобретает свойства жёсткого цигун более актуальна, чем когда-либо. Это мнение сформировано на основе опыта.

SLAVYOGA: Часто можно услышать мнение, что «Йога Патандажали» фактически не описывает практику асан. Асанам посвящена буквально короткая выдержка, и большое количество людей разделяет мысль о том, что практика асан нужна сугубо для того, чтобы сесть в падмасану, держать спину ровно и дальше практиковать пранаяму, а также более сложные техники. Что Вы думаете по этому поводу?

ANDREI SIDERSKI: Дело в том, что там, где речь идёт о стхира сукха асанам, во второй паде (главе) - это вообще не касается практики хатха-йоги. Это касается описание позиции, в которой наилучшим образом осуществляются внутренние процессы, связанные с управлением вниманием.

Основной инструмент, которым предлагает пользоваться Патанджали – это внимание. И для того, чтобы научиться управлять этим инструментом, нам нужно выполнить то, о чём он пишет в самом начале, т.е. остановить бесконтрольное блуждание ума и обрести контроль над его поведением. В самом начале Патанджали пишет, что деятельность ума «читта вритти» бывает 5 видов, и для того, чтобы все эти 5 видов деятельности поставить под контроль (что, собственно говоря, и является йогой, если переводить её в первом значении согласно санскритского словаря) необходимо добиться состояния вайрагьи(бесстрастности), которое имеет 3 составляющих: отрешённость, полная фоновая внутренняя тишина и безмолвие в плане прекращения внутреннего диалога. Внутренняя тишина и прекращение внутреннего диалога – это немножко разные вещи. И дальше по тексту он пишет, что это достигается путём напряжённого усилия, которое продолжается достаточно долго и повторяется регулярно. Если мы посмотрим, что из себя представляет гимнастическая практика асан, то мы обнаружим, что это как раз оно и есть.

Видимо, во времена Патанджали ещё не было такого термина как «хатха-йога», и он просто описывает приём, с помощью которого очень легко останавливается внутренней диалог и достигается внутренняя тишина и безмолвность. А дальше он уже развивает результат: что может быть и как нужно обращаться с вниманием для того, чтобы получить различные аспекты эволюции сознания в одной отдельно взятой особи вида Homo Sapiens.

Так что, когда люди говорят о том, что у Патанджали нет ничего о физкультуре, то это из-за того, что данное место не переводится корректно. Его переводят как угодно: усердная концентрация, напряжённая практика и т.д., но, если перевести то, что там написано прямыми простыми значениями слов, то, в общем-то хатха-йога описана в самом начале первой пады (главы).

SLAVYOGA: Андрей Владимирович, Вы упоминали, что те условия, которые описаны в первоисточниках значительно отличаются от тех условий, в которых мы все сейчас живём. Что по этому поводу Вы думаете в отношении диначарьи (распорядка дня) и митахары(рекомендаций по питанию). Применимы ли они только для географической и климатической полосы Индии и близлежайших территорий или это универсальные принципы и методы, которыми должен руководствоваться любой, кто занимается серьёзной практикой.

ANDREI SIDERSKI: Не знаю. Я склонен больше наблюдать и пользоваться собственной головой, а также не склоняюсь к догматичным следованиям в чём бы то ни было. Главное – результат.

ANDREI SIDERSKI: Внимательно относится к тому, что подсказывает тело и включать мозг.

SLAVYOGA: Андрей Владимирович, как Вы считаете, что ожидает современную йогу в ближайшем будущем (3-5 лет)?

ANDREI SIDERSKI: Во-первых, мне кажется, что будет возвращаться запрос на методические разработки, которые опять актуализируют сакральность практики и вынимают из-под завала попсы суть, выраженную словами: «хатха-йога нужна для раджа-йоги». Сейчас есть очень серьёзные запросы у людей на то, чтобы не просто получить здоровье и успех, а реально научиться управлять состояниями сознания и эмоциональной сферой.

Во-вторых, сейчас очень многие люди, которые ничего не добились по жизни и толком ничего из себя не представляют, решают идти «йогатичерствовать», потому что это неопределимо – хороший ты или не хороший. Свою публику находит каждый. А если тебе скажут: «Парень, чего ты гонишь» - ты скажешь: «А это у меня такая йога. Она высокодуховная, вы не понимаете».

Это то, с чем Соединённые Штаты столкнулись в начале 90-х. И это то же самое, что происходило с боевыми искусствами, когда в каждом подвале и школьном спортзале кто-то кого-то обучал карате странных стилей. Закончилось это всё тем, что выделились профессионалы, квалифицированные люди, выделился запрос публики на грамотное методическое сопровождение, а всё остальное ушло, словно мусор, который сдуло, как пену.

И с «йогством» начинает происходить примерно то же самое. Люди начинают понимать, где ерунда, а где настоящее. И настоящее будет пользоваться всё большим спросом, тем более, что среди молодежи: гибких девочек и мальчиков метросексуалов, постепенно выделяются, обучаются и становятся опытными толковые ребята, превращаясь в профессионалов. Через какое-то время они станут «конкретными мужиками» и «грамотными тётками», и всё будет хорошо.

SLAVYOGA: Не станет ли возвращение сакральности в йогу тем фактором, который определит удел тех немногих, кто сможет заниматься этой практикой.

ANDREI SIDERSKI: Сейчас очень изменились времена: изменилась модальность пространства, сильно увеличился процент людей, которые способны к определённым шагам в плане контроля мозговой деятельности. Сейчас основной аспект человеческого бытия – это информация и, соответственно, чтобы работать с информацией, нужна дисциплина ума, поэтому это – потребность времени.

Конечно, возможно, такой тотальной массовости не будет, но это уже будут не десятые и сотые доли процентов. Не просто так в США йогой занимается 15% населения. Это страна, где степень использования потенциала мозга одна из самых высоких, как и в Израиле, потому что там информационные технологии – это значительная часть национального продукта.
Эти технологии должны были сохраниться у человечества, созреть и дойти до определённого момента, чтобы в нужное время их достали как туз из рукава.

SLAVYOGA: Андрей Владимирович, у Вас, как и любого человека, который сделал действительно что-то значимое в этом мире существуют недоброжелатели. В адрес методики YOGA23 иногда можно услышать высказывания о том, что это «бездуховная практика» иногда даже ещё хлеще – «демоническая практика», ввиду того, что практикующему и преподавателю предоставляется квинтэссенция – сжатый технологический алгоритм без его погружения в изучение первоисточников, объяснения свода ямы-ниямы и других моментов. Что Вы можете сказать по данному поводу?

ANDREI SIDERSKI: Во-первых, это говорят люди, которые, скорее всего, никогда не были в процессе обучения и не знают чему, кого и как учат, а во-вторых, обычно «гонят» те, кто сам грешит. Я на такие вещи просто не обращаю внимание, потому что это всё ерунда.

SLAVYOGA: Какое внимание на сегодняшний день в методике YOGA23, YOGA23FIT и других Ваших разработках уделяется изучению пранаямы, пратьяхары , концентрационных и медитативных техник как отдельных компонентов, не в связке с практикой асан хатха-йоги?

ANDREI SIDERSKI: Естественно, уделяется, только это те вещи, до которых нужно дойти, поэтому широко и популяризационно о них никто не трубит. На сегодняшний день методика YOGA23 сформирована и закончена. Она в большей степени является откликом на потребность массового потребителя, т.е. это в большей степени «йога для жизни», для здоровья, настройки на активную социальную деятельность. И там такие глубокие вещи мало кому нужны.

Поскольку методику YOGA23 я успешно закончил, она показала свою работоспособность и успешно внедряется, я сейчас занялся следующим этапом. Это будет (вернее, он уже практически есть) методический продукт, который основан на концепции Сватмарамы, что хатха-йога имеет реальный сакральный смысл только для достижения состояния раджа-йоги. Там, конечно, всё это присутствует более основательно и данный методический продукт не будет таким открытым и широкодоступным как YOGA23, потому что в нём расставлены другие акценты.

SLAVYOGA: Кто будет обладать к нему доступом? Преподаватели методики YOGA23?

ANDREI SIDERSKI: Я не собираюсь его закрывать или прятать. Просто сам по себе он другой и там есть достаточно большая и интересная «открытая часть». В отличие от YOGA23, в основе которой положена идея адаптация практики под человека, его запросы и жизненную ситуацию, в новом продукте реализован концепт, озвученный Паттабхи Джойсом: «Не практика должна подстраиваться под человека, а человек должен начинать соответствовать практике». Только в отличие от аштанга-виньяса-йоги, где вход начинается сразу с достаточно высокого для обычного человека уровня сложности, там будет более плавный вход. А так практика достаточно фиксированная и её «открытая часть» будет доступна всем, потому что никто не знает из какого социального слоя и места появится человек, которому это нужно. А то, что там дальше и особенно то, что касается подготовки преподавателей, там, конечно, будет «закрытая часть». Исключительно из соображений безопасности.

SLAVYOGA: Андрей Владимирович, несколько месяцев назад и вчера вечером накануне нашего интервью заходил на сайт GYAMS.COM, на котором ранее были размещены материалы для профессиональных йогатичеров, но он не открылся. Это техническая проблема или что-то другое?

ANDREI SIDERSKI: Эта штука своё отработала и стала не нужна в силу того, что появились более актуальные разработки, и мы её просто закрыли. Она работала в какой-то момент, была важна, интересна и позволила профессионалам продвинуться в понимании и выходе на специфические состояния, которые помогали глубже заглянуть в себя. Сейчас всё это есть более концентрированно в новых разработках.

SLAVYOGA: Андрей Владимирович, в последнее время наблюдается тенденция активной экспансии, в том числе в жизни йогов, психоактивных препаратов. Люди, которые употребляют их, чаще всего объясняют своё решение стремлением расширения сознания, получения нового духовного опыта и т.д. Что Вы думаете по этому поводу и какова Ваша позиция в данном вопросе?

ANDREI SIDERSKI: Я против. Принципиально против. За каждым препаратом стоит определённая традиция, история, разработки, определённые силы. Теми препаратами, которые продвигаются на наших территориях толком никто не умеет пользоваться. Я недавно разговаривал с западным специалистом, который имеет специализацию по применению психоактивных препаратов для лечения наркоманов. Это очень сложная технология. Она требуют точного и филигранного знания биохимии и других дисциплин. Для её применения нужна очень серьёзная подготовка.

Те же самые перуанские шаманы говорят, что на территории бывшего СССР нет ни одного человека, который компетентен и может проводить такие вещи. Все, кто поехали туда этим заниматься, направились либо «косить бабло», либо это люди, которые себе что-то возомнили.

Плюс, те люди, которые это делают у нас, допускают такие ошибки, в частности в плане сочетания препаратов, которые стоят людям здоровья, а иногда – жизни. Поэтому я принципиально против любых таких вещей и особенно в совмещении с йогой.

SLAVYOGA: Преподаватели YOGA23 обучаются в Вашей школе составлению групповых программ и программ персональной практики при помощи использования радиоэстезического метода – сидерического маятника. Часто можно услышать мнение, что данный метод обладает своими плюсами и минусами и сильно зависит от личности, которая этим процессом управляет со всеми вытекающими положительными и негативными аспектами. Что Вы можете сказать по поводу универсальности такого метода и почему вы остановились именно на нём?

ANDREI SIDERSKI: Я могу сказать, что он не универсален. В своё время в Германии этот метод пытались внедрить как основу диагностики и как обязательный элемент подготовки студентов медицинских вузов, но в итоге было выявлено, что этот метод более-менее надёжно работает максимум у 30%, а, скорее, у 25% людей, и его оставили как факультатив, отказавшись от внедрения.

Естественно, метод имеет погрешности и задаёт вопросы в связи с личными качествами и особенностями людей и далеко не каждый его осваивает и применяет. В нашей школе пока человек является инструктором, его к этому не допускают. Только когда человек проходит тренерское обучение, возможны нюансы, но далеко не каждый берётся за это. Есть люди, которые относятся к себе критически, есть люди, которые берутся, хотя им и не следовало бы… «Life is life» и часто бывает так, что мы переоцениваем свои возможности. Главное – вовремя увидеть, что стоит остановиться и подумать.

ANDREI SIDERSKI: Да никаких. У меня в этом плане нет проблем. Я просто делаю, то, что я делаю. У меня принцип очень простой: «Делать то, чего я не могу не делать». Поэтому какие тут могут быть трудности? Просто делаешь своё дело.

SLAVYOGA: Андрей Владимирович, если бы Вы сейчас имели возможность послать сжатое сообщение самому себе в молодости, то каким бы оно было в контексте гармоничного и эффективного развития на пути йоги.

ANDREI SIDERSKI: Будь внимателен и не ведись на эмоциональный «разводняк». Внимание к тому, что действительно тебе нужно, чего ты действительно намерен добиться, потому что обычно нас сбивают ситуации, люди, события, которые вызывают эмоциональную реакцию и пытаются заставить нас почувствовать себя должным что-то кому-то доказывать. Просто нужно внимательно слушать себя. Истинное знание – знание сердца.

SLAVYOGA: Чем Вы можете объяснить динамику развития йоги в сторону сакральности и появления методик, которые действительно приводят к состояниям йоги на фоне общего «разводняка», который существует в социуме, ведь, по сути, йога в какой-то степени идёт в разрез с манипуляциями, которые активно используются определённым структурами, личностями и т.д.? Почему происходит развитие йоги? Почему ей дают «зелёный коридор»?

ANDREI SIDERSKI: Время такое. Это потребность эволюции сознания, социума и ответ на такие негативные посылы, которые заполонили пространство человеческого действия.

SLAVYOGA: Андрей Владимирович, в завершение нашего интервью что бы Вы хотели лично от себя посоветовать читателям и зрителям проекта SLAVYOGA в виде напутствия и благостного слова?

ANDREI SIDERSKI: Ничего. Будьте внимательны.

SLAVYOGA: Спасибо за общение.