Анализ произведения абрамова о чем плачут лошади. «Что я понял, прочитав рассказ Абрамова «О чем плачут лошади

Даже городской человек, видевший лошадь разве что в кино или в цирке, всем сердцем потянется к лошадям. А уж тот, кто хотя бы раз кормил лошадь хлебом или сахаром с руки, тот проникнется глубочайшей жалостью к этим загнанным, изработавшимся существам. Конюх вечно пьян и часто забывает не только покормить, но и напоить их. Лошадь Рыжуха плачет. Когда рассказчик спрашивает, о чем плачет его любимая кобыла, в рассказе появляется элемент фантастического допущения: животное, словно в сказке, обрело возможность отвечать человеку. Старая кобыла Забава, оказывается, пела своей молодой подруге песни, где рассказывалось о том, как прежде любили и уважали лошадей. Еще бы! Они были основой крестьянской жизни. Позже в жизнь деревни вошла техника - лошадей оттеснили на второй план. Стали пренебрегать ими…

Внимательному читателю откроется, что рассказчик сожалеет не только о слезах лошадей - он и сам плачет о разрушении былого деревенского уклада, когда люди жили в ладу с природой, знали цену жизни, труду, празднику. Не зря видится герою в большом лошадином глазу отражение его самого - маленького человека. Сказочные кони, деревянные кони, венчающие коньки крыш, - воплощение русской мечты, русской связи одновременно с землей-кормилицей и небом, которое питает душу. Эти кони забыты и преданы.

Герой и сам ощущает себя предателем, представителем нового практичного и жестокого времени. Это подчеркивает выразительная деталь: человек уходит с луга, засунув руки «в кармайы модных джинсов». Но поскольку живая память о прежних временах еще жива в повествователе, то в душе его поднимается тоска. Он и сам чувствует себя существом «нелепой лошадиной породы» - наверное, потому, что и сам он много работает, не ощущая благодарности. И еще потому, что трудно бывшему крестьянину принять все безжалостные законы современного общества. Все-таки главное в том, что связь с природой и ее прекрасным творением - лошадью, будет рваться долго и мучительно.

(1 оценок, среднее: 1.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Школа в небольшом киргизском аиле. Холодный, нетопленый класс. Учительница рассказывает замерзшим и простуженным детям о теплом острове Цейлоне, где растут...
  2. М. М. Пришвин вошел в литературу не только как талантли­вый писатель, но и как этнограф, географ, космограф. Однако его произведения...
  3. Роман “Доктор Живаго” Б. Л. Пастернака нашел своего читателя не так давно, ибо советские чиновники долгое время считали его запретным....
  4. Рассказ «Косцы» - это поэтическая зарисовка, сопровожда­емая размышлениями писателя о судьбе своего народа. Поводом для написания рассказа послужила услышанная писателем...

В этой статье мы рассмотрим краткий анализ рассказа "О чем плачут лошади" Абрамова и посмотрим какова главная идея рассказа и какой урок можно извлечь из него. Федор Абрамов действительно необыкновенно ярко изобразил прелести русской природы, и читая рассказ, мы буквально вдыхаем аромат трав, слышим, как порхают бабочки и летают стрекозы, чувствуем, как лошади касаются нас мягкими и теплыми губами.

Захочется потянуться к лошадям и городскому жителю, который видел животных лишь в зоопарке или на арене цирка. А человека, которому доводилось покормить с рук лошадь и дать ей хлеба или сахара, наполнит жалость и сострадание к этим измученным работой и обращением животным. Вот и Рыжуха всплакнула - конюху, который постоянно пьяный, нет дела до того, чтобы дать корма и воды.

Делая анализ рассказа "О чем плачут лошади", мы видим некое фантастическое допущение. После того как лошадь отвечает рассказчику, почему она плачет, выясняется, что она может, будто в сказке, говорить. От Забавы, старой кобылы, читатель узнает, что в прежние времена лошадям были почет и уважение. А как же иначе! Не могли без этих животных обходиться крестьяне, тем и жили. А с приходом техники лошади стали не так нужны. Не совсем их, конечно, отвергли, но все больше пренебрежения появилось у человека к лошади.

Какую идею хотел донести автор?

Федор Абрамов в своем рассказе "О чем плачут лошади", анализ которого мы проводим, старается вызвать сожаление читателя, потосковать о бывших временах. Если внимательно читать произведение, то становится видно, что и самому рассказчику хочется поплакать о том, что былой деревенский уклад разрушен. Чем же он был хорош, разве технический прогресс и появление техники не облегчило жизнь? Но дело в том, что раньше человек лучше ладил с природой, чувствовалось единение с ней. Каждый знал, что и труд, и праздник, да и сама жизнь имеет свою цену. Герой рассказа смотрит в глаза лошади и отражается в них. А ощущает он себя маленьким человеком...

Рассказ побуждает задуматься также о сказочных, деревянных конях, которые так гордо венчают русские крыши. В них воплотилась мечта крестьянина, но теперь о конях забыли, и можно сказать - предали их.

В чем же идея автора, что он хотел нам сказать? Обратим внимание на ключевую мысль анализа "О чем плачут лошади". Чувства героя рассказа подавлены, ведь герой понимает, что и он такой же предатель, потому что представляет собой новое практичное и жестокое время. В конце концов, мы видим, что на нем модные джинсы, и в их карманы он засовывает руки, оставив луг за спиной.

Выводы в анализе

Однако повествователь не так черств душой, наоборот, он тоскует, ведь прежние времена живы в его памяти, он помнит о них, и поэтому ощущает себя противно. Да, он - существо "нелепой лошадиной породы". Почему? Да потому, что ему приходится много работать, а благодарность никто и не выкажет. К тому же он бывший крестьянин, и душа у него крестьянская, не принимающая законов современности - безжалостных и грубых.

Итак, все меньше человек соприкасается с красотой природы, все меньше ценит ее, все больше работает и думает о себе, но пока эти связи остаются, мы будем глубоко сожалеть о потерянном, в том числе, и о лошадях.

Вы прочитали анализ рассказа "О чем плачут лошади" Федора Абрамова. Надеемся, он оказался полезным для вас. В нашем литературном блоге вы найдете сотни статей с анализами произведений и характеристиками персонажей.

Анализ рассказа Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади»

1) Особенности жанра произведения. Произведение Ф. Абра­мова «О чём плачут лошади» относится к эпическому жанру рас­сказа.

2) Особенности повествования в рассказе. Повествование в рассказе Ф.А. Абрамова ведётся от первого лица.

Как вы думаете, почему повествование в рассказе ведётся от первого лица? (делает события в рассказе более правдопо­добными, заставляет читателя сопереживать героям)

3) Тематика и проблематика рассказа. Рассказ Ф.А. Абрамо­ва «О чём плачут лошади» во многом автобиографичен. Автор размышляет о своём крестьянском детстве, вспоминая мир ло­шадей, которые радовали и волновали крестьянское сердце.

Какова главная тема произведений Ф.А. Абрамова? (жизнь де­ревни)

Какие общечеловеческие проблемы волновали писателя на протяжении всей жизни? (любовь к труду, ко всему живому; борьба за правду и справедливость)

Какие важнейшие проблемы поднимает в своём рассказе «О чём плачут лошади» Ф.А. Абрамов? (проблемы сострада­ния, милосердия ко всему живому)

4) Характеристика героев рассказа.

Образ лошади. В образе главного персонажа писатель опи­сал свою любимицу - лошадь Рыжуху, которая «выгодно вы­делялась среди своих сородичей». Несмотря на сбитую под се­дёлкой спину, отвисшее брюхо, пухнувшие вены, Рыжуха «сохранила свой весёлый, неунывающий характер, нервность молодости». Именно эти качества лошади, её умение не боять­ся трудностей, способность чувствовать настоящую радость, выделяли Рыжуху среди других лошадей. Тяжелы будни кобы­лы: с утра до вечера помогает она людям, но человек очень часто забывает о тех, без кого жизнь была бы сложней. Имен­но поэтому остальные лошади потеряли свою индивидуаль­ность, превратившись в орудие для достижения собственниче­ских целей человека. Но однажды герой увидел слёзы в глазах Рыжухи. Кобыла спросила человека о тех временах, когда «ло­шадей жалели и берегли путце всего на свете». Действительно, были такие времена. Не так давно лошадь считалась кормили­цей в семье, поэтому её берегли, ей отдавали лучший кусок со стола, о ней заботились, «выхаживали, водили на водопой, скребли, чистили». Человек умел сострадать и сопереживать и относился к домашнему животному как к подлинному сокро­вищу. Герой не смог ответить на прямой вопрос кобылы, по­этому лошадиная тоска, навалившаяся на автора, заставила надолго запомнить Рыжуху.

Чем отличается жизнь лошадей в старые времена и в XX веке с приходом в село техники? (Раньше лошадей холили и ле­леяли, они были кормилицами в семье; а в XX веке люди ста­ли просто использовать их труд.)

Цели и задачи урока:

1.Обучение выразительному чтению художественного произведения;

2.Обучение анализу художественного произведения;

3.Экологическое воспитание учащихся;

4.Обучение состраданию к "братьям нашим меньшим".

Оформление урока:

1. Надписи на доске:

а) "Кто не пахарь и не плотник, а первый на селе работник". (Загадка)

б) "Мы в ответе за тех, кого приручили..." (А.-С. Экзюпери)

2. На стендах оформленные ребятами рисунки и отзывы о прочитанных произведениях о лошадях.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Ребята, обратите внимание на загадку. О ком она? Сегодня мы с вами поговорим о лошади.

Просто "лошадь" - что это? Эти животные были одомашнены 5000 лет назад. Предками современных лошадей являются тарпаны, появившиеся в 3 веке до н.э. Это было второе по счету одомашненное животное после собаки. Издавна лошади выполняли разнообразную работу: перевозку почты и пассажиров, военные походы и рыцарские турниры, конноспортивные состязания и пахоту... Во все времена были лошади- аристократы и лошади- плебеи. Особая роль отводилась лошади на Руси - крестьянской стране. В.И. Даль в "Толковом словаре живого великорусского языка" приводит около 200 пословиц и поговорок, связанных с лошадью. Для русского народа лошадь была кормилицей (потеря кормильца часто была равносильна смерти). Не гордые и пылкие, а тихие и работящие, часто не досыта накормленные, но всегда безропотно работающие, даже до полного изнеможения, лошади стали символом крестьянской Руси.

В седьмом классе мы уже читали произведение о лошади. Какое?

(В.В. Маяковский "Хорошее отношение к лошадям"). Подготовленный заранее ученик читает наизусть стихотворение.

Били копыта.
Пели будто:
- Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб. -
Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким
клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
- Лошадь упала! -
- Упала лошадь! -
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой
ему.
Подошёл
и вижу
глаза лошадиные:
Улица опрокинулась,
течёт по-своему:
Подошёл и вижу -
за каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти:
И какая-то общая
звериная тоска, плеща,
вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
"Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
Чего вы думаете, что вы их
плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему
лошадь".
Может быть -
старая -
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя
казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала,
рыжий ребёнок.
Пришла весёлая,
стала в стойло.
И всё ей казалось -
она жеребёнок,
и стоило жить,
и работать стоило.

Почему упавшая, плачущая лошадь в конце стихотворения "хвостом помахивала", была "довольная". (Ей посочувствовали, поддержали морально).

Еще одно замечательное стихотворение Б. Слуцкого "Лошади в океане". (Читает наизусть подготовленный ученик).

Лошади умеют плавать,
Но - не хорошо. Недалеко.

"Глория" по-русски значит "Слава", -
Это вам запомнится легко.

Шёл корабль, своим названьем гордый,
Океан старался превозмочь.

В трюме, добрыми мотая мордами,
Тыща лошадей топтались день и ночь.

Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
Счастья всё ж они не принесли.

Мина кораблю пробила днище
Далеко-далёко от земли.

Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.
Лошади поплыли просто так.

Что ж им было делать, бедным, если
Нету мест на лодках и плотах?

Плыл по океану рыжий остров.
В море синем остров плыл гнедой.

И сперва казалось - плавать просто,
Океан казался им рекой.

Но не видно у реки той края.
На исходе лошадиных сил

Вдруг заржали кони, возражая
Тем, кто в океане их топил.

Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.

Вот и всё. А всё-таки мне жаль их -
Рыжих, не увидевших земли.

Жаль лошадей, тонущих в океане, но жаль и тех, кто плачет. О чем плачут лошади? Как вы думаете? (Ответы учеников: "Лошади могут плакать оттого, что люди думают прежде всего о себе, невнимательны к животным, а иногда вообще плохо обращаются с ними").

П. Ф. А. Абрамов - русский писатель (1920-1983 гг.). Главное его произведение - тетралогия "Пряслины", но было им написано еще много рассказов и повестей. В основном, он писал о проблемах деревни, о человеке - труженике. Сегодня мы читаем его рассказ "О чем плачут лошади". (Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях 7 класс, часть П. Автор-составитель В.Я.Коровина. Москва: "Просвещение", 2005 год).

Чтение рассказа заранее подготовленными учащимися.

III. Обсуждение прочитанного.

Словарная работа: Лексическое значение слов мезенки, каурый, гнедой, вороной, чалый.

(Мезенки - некрупные, но выносливые и неприхотливые, хорошо приспособленные к условиям севера лошади; каурый - темно-коричневая масть лошади, отсюда их клички - Карьки, Карюхи; гнедой - красно- коричневый окрас с чёрной гривой и хвостом, клички - Гнедки, Гнедухи; вороной - чёрный окрас лошади, клички - Воронки, Воронухи; чалый - светло-коричневый, даже палевый окрас шерсти лошади.)

Беседа по вопросам:

  • О чем и о ком этот рассказ? {об отношении людей к лошадям, о самих лошадях и о людях, именно человек приручил лошадь - он за нее в ответе.)
  • Как относятся люди к лошадям в рассказе Абрамова? {Конюх Миколка спустя рукава; старушонки, бабы сопереживают лошадям; главный герой с особым вниманием).
  • Кто из лошадей особенно выделяется в рассказе? Почему? {Рыжуха; зачитывается описание ее: "А Рыжуха - нет. Рыжуха была кобылка чистая, да к тому же ещё сохранила свой весёлый, неунывающий характер, нервность молодости. Обычно, завидев меня, спускающегося с угора, она вся подбиралась, вытягивалась в струнку, подавала свой звонкий голос, а иногда широко, насколько позволяла верёвка, обегала вокруг кола, то есть совершала, как я называл это, свой приветственный круг радости.")
  • Как герой рассказа относился к лошадям и Рыжухе?
  • Докажите, что он понимал и любил этих животных. {Он их кормит, ласкает Рыжуху. "Всякий раз, когда я спускался с деревенского угора на луг, я как бы вновь и вновь попадал в свое далекое детство - в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек и, конечно же, в мир лошадей, которые паслись на привязи, каждая возле своего кола.

Я частенько брал с собой хлеб и подкармливал лошадей, а если не случалось хлеба, я все равно останавливался возле них, дружелюбно похлопывал по спине, по шее, подбадривал ласковым словом, трепал по теплым бархатным губам и потом долго, чуть не весь день, ощущал на своей ладони ни с чем не сравнимый конский душок.

Самые сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади.

Они волновали, радовали мое крестьянское сердце, придавали пустынному лугу с редкими кочками и кустиками ивняка свою особую - лошадиную - красоту, и я мог не минутами, а часами смотреть на этих добрых и умных животных, вслушиваться в их однообразное похрустывание, изредка прерываемое то недовольным пофыркиванием, то коротким всхрапом - пыльная или несъедобная травка попалась". Рассказ автора о Карьке: "Я, отрезанный ломоть, студент университета, еще накануне войны не мог спокойно пройти мимо своего Карька, который когда-то как солнце освещал всю жизнь нашей многодетной, рано осиротевшей семьи. И даже война не вытравила во мне память о родном коне.

Помню, в сорок седьмом вернулся в деревню. Голод, разор, запустение, каждый дом рыдает по невернувшимся с войны. А стоило мне увидеть первую лошадь, и на мысли пришел Карько.

Нету вашего Карька,- ответил мне конюх-старик.- На лесном фронте богу душу отдал. Ты думаешь, только люди в эту войну воевали? Нет, лошади тоже победу ковали, да еще как...

В каждом из нас, должно быть, живет пушкинский вещий Олег, и года три назад, когда мне довелось быть в Россохах, где когда-то в войну шла заготовка леса, я попытался разыскать останки своего коня.

Лесопункта давно уже не было. Старые бараки, кое-как слепленные когда-то стариками да мальчишками, развалились, заросли крапивой, а на месте катища, там где земля была щедро удобрена перегнившей щепой и корой, вымахали густые заросли розового иван-чая.

Я побродил возле этих зарослей, в двух-трех местах даже проложил через них тропу, но останков никаких не нашел...")

Хотя конюх Миколка безответственно относился к животным, но от голода и гнуса они не плакали. Почему же заплакала Рыжуха? О чем ей пела Забава? (Не только песни вызвали слезы Рыжухи, но и злость ее товарок и товарищей).

Права ли была Забава? Докажите. (Да, права: лошадь раньше переживала более счастливые времена, ее холили, жалели, "скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба": "Все, все правильно говорила старая кобыла, ничего не соврала. Были, были такие времена, и были еще недавно, на моей памяти, когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба - мы-то как-нибудь выдюжим, мы-то и с голодным брюхом промаемся до утра. Нам не привыкать. А что делалось по вечерам, когда наработавшаяся за день лошадка входила в свой заулок! Вся семья, от мала до велика, выбегала встречать ее, и сколько же ласковых, сколько благодарных слов выслушивала она, с какой любовью распрягали ее, выхаживали, водили на водопой, скребли, чистили! А сколько раз за ночь поднимались хозяева, чтобы проведать свое сокровище!

Да, да, сокровище. Главная опора и надежда всей крестьянской жизни, потому как без лошади - никуда: ни в поле выехать, ни в лес. Да и не погулять как следует.

Полвека прожил я на белом свете и чудес, как говорится, повидал немало - и своих и заморских, ан нет, русские гулянья на лошадях о масленице сравнить не с чем.

Все преображалось как в сказке. Преображались мужики и парни - чертом выгибались на легких расписных санках с железными подрезами,- преображались лошади. Эх, гулюшки, эх, родимые! Не подкачайте! Потешьте сердце молодецкое. Раздуйте метель-огонь на всю улицу!

И лошади раздували. Радугами плясали в зимнем воздухе цветастые, узорчатые дуги, июльский жар несло от медных начищенных сбруй, и колокольцы, колокольцы - услада русской души...

Первая игрушка крестьянского сына - деревянный конь. Конь смотрел на ребенка с крыши родного, отцовского дома, про коня-богатыря, про сивку-бурку пела и рассказывала мать, конем украшал он, подросши, прялку для своей суженой 2 , коню молился... И конской подковой - знаком долгожданного мужицкого счастья - встречало тебя почти каждое крыльцо. Все - конь, все - от коня: вся жизнь крестьянская с рождения до смерти...

Ну и что же удивительного, что из-за коня, из-за кобылы вскипали все главные страсти в первые колхозные годы!

У конюшни толкались, митинговали с утра до ночи - так выясняли свои отношения. Сбил у воронка холку, не напоил Гнедуху вовремя, навалил слишком большой воз, слишком быстро гнал Чалого, и вот уж крик, вот уж кулаком в рыло заехали.")

  • Как вы думаете, главный герой рассказа был другом Рыжухи? А каким должен быть друг? (Честным, откровенным, способным разделить горе товарища).
  • Почему же тогда друг Рыжухи соврал ей? Не захотел честно обо всем рассказать? (Анализ эпизода. " А я вдруг напустил на себя бесшабашную удаль и воскликнул:

Ну, ну, хватит киснуть! Хватит забивать себе голову всякой ерундой! Давайте лучше грызть хлеб, пока грызется.

И вслед за тем, избегая глядеть в глаза Рыжухе, я торопливо бросил на луг, напротив ее вытянутой морды, давно приготовленный кусок хлеба, потом быстро оделил хлебом других лошадей и с той же разудалой бесшабашностью театрально вскинул руку:

Покель! В энтом деле без банки нам все равно не разобраться...- И, глубоко сунув руки в карманы модных джинсов, быстрой, развязной походкой двинулся к реке. "Модные джинсы", "разудалая бесшабашность", "развязнаяпоходка", пошлые словечки...). Цивилизация?! Не за ней ли кроется предательство? Главный герой "обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг...".

  • В чем именно? (Не разделил их заботы; посочувствовать - значит помочь, но легче прикинуться равнодушным "стилягой").
  • Почему же герой почувствовал себя нелепым, отжившим существом? (Нарушена связь человека и природы).
  • Какие раздумья вызвал у вас рассказ? В какой мере он обращен ко всем нам?

IV. Заключительное слово учителя.

1. Село... Лошадь... 60-е годы - гужевой транспорт. 80-е гг. - конеферма, плуг обрабатывал землю. Есть ли лошадь сейчас? Огромные деньги тратятся на "декоративных" собак и кошек - выставки, прически, массаж, еда. Но нет денег, чтобы сохранить того, кто нам преданно служил тысячи лет. Исчезла лошадь, уменьшается поголовье рогатого скота... Что нас ожидает дальше?

2. Надпись на обратной стороне доски:

Жизнь человека на Земле
прочно и навсегда
связана с животными -
с птицами,
насекомыми и зверями...
Человек
очень силен
и очень мудр.
Поэтому он должен быть
очень добр, благороден
и разумен
в своих отношениях
с животными.

О чём это? Как по-другому об этом сказал А.-С.Экзюпери? ("Мы в ответе за тех, кого приручили".)

V. Домашнее задание.

Письменный ответ на вопрос: "Какие раздумья вызвал у вас рассказ Ф.А.Абрамова "О чём плачут лошади"?"

Федор Александрович Абрамов - автор талантливых и правдивых произведений, посвященных русской деревне. Герои его романов - главные действующие лица русской истории: пахари и солдаты, колхозники и лесозаготовители, вдовы и сироты, старики и старухи. Со страниц произведений Ф. А. Абрамова звучит прямой, честный голос настоящего писателя, говорящий о человеке, его отношении к миру и природе, любви и ненависти, правде и лжи, добре и зле. Рассказ Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» заставляет задуматься о прошлом и настоящем, о сохранении в себе чувства человечности и любви ко всему живому на земле.

Герой рассказа с любовью и удивительно по-доброму относился к лошадям: «Они волновали, радовали мое крестьянское сердце, придавали пустынному лугу с редкими кочками и кустиками ивняка свою особую - лошадиную - красоту...» Он мог часами любоваться красотой этих добрых и умных животных.

К восхищению лошадьми примешивалось чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними, потому что нелегко жилось беднягам: «Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус... тучей клубился над ними комар и мошкара... На некоторых из них просто мочи не было смотреть...» Были лошади с «тупой покорностью и обреченностью во взгляде, во всей понурой, сгорбленной фигуре».

Автор задумывается, отчего лошадям так тяжело живется. Почему? Ведь были времена, когда «лошадей жалели и берегли пуще всего на свете» . Когда-то «лошадей называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами». Ведь еще недавно были такие времена, «когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба...» Лошадь называли сокровищем и опорой «всей крестьянской жизни, потому как без лошади - никуда: ни в поле выехать, ни в лес». Отношение к лошади было как к самому главному члену семьи, и так оно и было.

Но отношение человека к лошади со временем изменилось. Может быть, в этом виноват стремительный научно-технический прогресс, а может быть, - даже точно! - сами люди, которых нельзя назвать людьми. Ведь у людей должно быть действительно человеческое (в прямом смысле этого слова) отношение к животным. Но герой рассказа не может быть в ответе за всех людей. Тяжело ему было видеть вопрошающие лошадиные глаза и искать ответы на вопросы всего лошадиного царства. Ответов не было: «А что я мог ответить этим бедолагам? Сказать, что старая кобыла ничего не выдумала, что были у лошадей счастливые времена? »

Не найдя ответов на немые вопросы лошадей, напустив «на себя бесшабашную удаль», герой «вдруг стал понимать, что... совершил что-то непоправимое, страшное, что... обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг...» «И тоска, тяжелая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы...»

Доброта к любому живому существу - это и есть то, что делает человека нравственно богатым.

Нравственные ценности - это приобретения, которые нельзя сравнить ни с какими другими сокровищами. В душе человека - опыт предыдущих поколений. И то, как он относится к родной земле, к своим близким, к природе, он передает следующему поколению.

2 вариант

Федор Александрович Абрамов известен как автор правдивых произведений, посвященных в основном русской деревне. И это не случайно. Ведь родился будущий писатель в архангельском селе. И здесь, на Русском Севере, учился в школе, сюда вернулся после войны.

В произведении «О чем плачут лошади» Ф. А. Абрамов поднимает проблему отношения людей к животным, проблему прошлого и настоящего, а также проблему сохранения в людях чувства человечности и любви по отношению ко всему живому на земле.

Герой рассказа живет в деревне, любовно относится к окружающей природе, которая напоминает ему его детство. С особой нежностью он относится к лошадям, но почему-то лошади вызывали у него «чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними». И вот разговор с его любимицей Рыжухой дает ему разгадку о причине этих непонятных чувств. Она рассказала, что услышала из песен старой кобылы, «что были времена, когда нас, лошадей, жалели и берегли пуще всего на свете».

Но другие лошади не верят этому, ведь теперь все изменилось. Они часто остаются голодными, когда пьяный конюх Миколка сутками не заявляется к ним. Днем им приходится тянуть тяжелую косилку, а злые мужики «то и дело лупят» их. Разве могут они поверить теперь, что когда- то «лошадью дышали и жили», что «ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю

краюху хлеба». Раньше они были главной опорой и надеждой всей крестьянской жизни, потому как без лошади - никуда: ни в поле выехать, ни в лес. И во время войны они были рядом с солдатами. Но люди разучились ценить дружбу с благородными животными, стали неблагодарными и жестокими.

Укор и боль всей живой природы видит герой рассказа в лошадиных слезах. И он чувствует тяжелую вину, которая пригибает его к земле. И он уже сам увидел себя «каким-то нелепым, отжившим существом».

Ф. А. Абрамов с болью описывает нарушение гармонии между людьми и природой и заставляет нас задуматься о проблеме отношения к окружающему миру.