Адаптивная физическая культура. Классификация физических упражнений в адаптивной физической культуре

Мысль об этом терзает тебя уже не один год, но все нет времени на длительные тренировки? Пора вводить тяжелую артиллерию! Занятия с гирей 20 минут в день дают такой же эффект, как и 30-минутная тренировка на беговой дорожке плюс упражнения в тренажерном зале. Секрет в том, что такая «увесистая» работа несет в себе не только силовую, но и динамичную нагрузку, кроме того, задействуются разные группы мышц. Как результат - за 20 мин. сжигается 400 ккал. Комплекс специальных упражнений адаптивной физической культуры поможет вам избавиться от лишнего и привести тело в тонус.

2 167828

Фотогалерея: Комплекс специальных упражнений адаптивной физической культуры

Гиря: осмотр в деталях

В отличие от гантелей, где вес пропорционально сбалансирован, во время занятий с гирей нагрузка идет несимметрично. При большинстве хватов руки располагаются где-то по середине рукоятки, а значит, далеко от самой тяжелой части гири. Поэтому при выполнении упражнений приходится прикладывать максимум усилий, чтобы поднять вес. Рукоятка - наиболее используемое место для захвата. Держась за нее, ты можешь вращать гирю или перекладывать ее из одной руки в другую.

Выступы

Местоположение рук на гире можно менять, особенно если держишь ее в перевернутом виде. Основа, или база - самая тяжелая часть гири. Берясь за нее в этом месте, ты обеспечиваешь большую устойчивость. Тренировки с любым «грузом», независимо оттого, гири это, гантели или штанга, - чреваты травмами. Поэтому нужно следовать элементарным правилам техники безопасности. Стой прямо. Плечи разведи назад и старайся не поднимать. Живот втяни. Перед тем как начинать каждое движение, мышцы сильно-пресильно напряги. Старайся удерживать их в таком состоянии на протяжении всего упражнения. Дыхание не задерживай. Контролируй движения. Двигайся ритмично, не бросая вес.

Прежде чем начать

Весь комплекс состоит из разогрева {три первых упражнения) и базовых движений. Коротенькую разминку можно выполнять через день, а основную тренировку - 2 раза в неделю. Понадобятся: гиря весом 4 кг и часы, чтобы засекать время выполнения упражнений.

Полуприседания

Возьмись за гантель обеими руками и расположи ее на уровне груди, ноги поставь на ширину плеч. Делая упор на пятки, опустись вниз, как будто собираешься сесть на стул. Затем опять выпрямись. Повторяй упражнений в течение 40 сек. (около 40 приседаний), положение рук не меняй.

По кругу

Возьми гирю в левую руку и, выполнив круговое движение, заведи ее за спину. Перебрось гирю из левой руки в правую и продолжи движение против часовой стрелки, перекладывая вес из одной руки в другую. Выполняй упражнение в течение 20 сек., затем поменяй направление.

Вращение

Переверни гирю сверху вниз и возьмись за нее обеими руками, вытяни их над головой. Выполни круговое движение влево корпусом. Делай упражнение 20 сек., затем поменяй направление. Ноги поставь пошире, гирю возьми в обе руки и удерживай внизу, между бедрами; полуприсядь. Затем выпрямись, с силой выталкивая бедра вперед, а руки с гантелью резко вытяни перед собой. Опуская гирю, одновременно присядь. Повторяй такие колебательные движения в течение 1 мин. (около 25 взмахов). После этого выполняй их одной рукой, перекладывая гантель из одной руки в другую, причем на вершине взмаха. Это займет еще 1 мин. (около 44 повторов). Возьми меньше вес. Возьми гантель в левую руку, а ногу выставь вперед, правая - сзади. Сгибая колени, опустись в выпаде и передай гирю из левой руки в правую, проведя ее под коленом впередистоящей ноги. Затем поднимись и переложи гирю опять в левую руку, но теперь сделай это над ногой. Продолжай в том же духе 30 сек. (около 18 повторов), поменяй направление движения рук и проделай то же самое еще 30 сек. Повтори упражнение с другой ноги. Перекладывай вес из одной руки в другую только в нижнем положении, под ногой. Верх туловища разверни так, чтобы он смотрел в правую сторону. Одновременно опусти руки до уровня плеч, гиря при этом - на запястьях. Затем разверни корпус в исходное положение, а руки подними вверх. Повтори упражнение слева. Чередуй стороны в течение 1 мин (около 20 повторов). Не поднимай руки вверх, а все время держи их на уровне груди. Наклонись влево, гирю опусти вниз к голени. Представь, что ты стоишь между двумя стеклянными рамами, - старайся не падать ни вперед, ни назад. Медленно возвратись в вертикальное положение. Выполни это упражнение в течение 1 мин. (около 20 повторов). Поменяй сторону.

Ноги поставь пошире, гирю возьми обеими руками и установи внизу. Присядь, затем, надавливая на пятки, выпрямись. Используя импульс, созданный движением бедер, подними гирю вверх. Когда руки будут на уровне груди, ладонями обхвати корпус гири. Затем подними ее над головой и возврати в исходное положение. Выполняй упражнение в течение 1 мин. (примерно 20 повторов). Не поднимай гирю над головой.

Программа по адаптивной физической культуре расчитана на детей младшей и средней школы. Так как ов всем мире не приянто употреблять словосочетание Лечебная физкультура, чтобы не ущемлять права детей, наша программа называется Адаптивной, адаптация под здоровый образ жизни. В программе используются упражнения на укрепление здоровья и профилактику отклонений в развитии мышечного тонус у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная программа

Дополнительного образования детей

Адаптивная физическая культура

Возраст детей - 7-11лет

Срок реализации - 4года

Некоркина Р.М.

Педагог, Мастер спорта СССР

Санкт-Петербург

2014

Пояснительная записка 3

Учебно-тематический план 1-4 год обучения 7

Методическое обеспечение 15

Список используемой литературы 17

Приложение 19

Пояснительная записка

Название программы – « Адаптивная физическая культура »

Направленность образовательной программы - физкультурно-спортивная Уровень освоения – общеразвивающая

Дополнительная образовательная программа «Адаптивная физическая культура» включает в себя общеукрепляющие упражнения для формирования не только правильной осанки, но и в целом здорового образа жизни. Считается, что адаптивная физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии. Понятно, что адаптивная физкультура имеет строго индивидуальный характер. Адаптивная физкультура полностью от начала и до конца происходит под руководством специалиста по адаптивной физкультуре.

«Адаптивная» - это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствования.

Программа позволяет добиться системности в работе, привлечение к дополнительным занятиям, формирование положительного интереса к физической культуре. В современном обществе проблема сохранения, изучения и пропаганды здорового образа жизни приобретает особую актуальность. Большая ответственность в этом деле ложится на учреждения, осуществляющие процесс образования и воспитания детей и подростков, особенно в системе дополнительного образования детей. Спортивные занятия с детьми и подростками служат составной частью их всестороннего развития, воспитания и укрепления здоровья. В этом случае вырабатываются самостоятельность, творчество, и инициатива, целеустремлённость, самодисциплина, отказ от вредных привычек.

Адаптивная физическая культура. Привлекательность ее состоит, прежде всего, в разносторонней оздоровительной направленности, способствующей повышению уровня функциональных возможностей организма: развитию дыхательной системы, системы кровообращения, совершенствованию координации движений, а также развитию скоростно-силовых возможностей..

Актуальность

Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше двигаются (эффект гиподинамии), вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности. Возрастает необходимость усвоения и переработки разнообразной информации, и, следовательно, увеличивается пребывание организма в статических позах, перенапрягается зрительный аппарат.

Эти факторы создают предпосылки для развития у учащихся отклонений в состоянии здоровья: нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточной массы тела, что в свою очередь предрасполагает к различным заболеваниям сердечно - сосудистой, дыхательной систем, нарушения обмена веществ и т.д. (М. Д. Рипа, 1988)

Новизна

Новизну программы определяет подготовка к здоровому образу жизни учащегося, на основе здоровье – сберегающих технологий, которая становится приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения и адаптирована к условиям обеспечивающих школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Программа позволяет не только добиться системности в работе, привлечения учащихся к дополнительным занятиям, сформировать у них положительный интерес к физической культуре, но и укрепить здоровье. Внеурочная работа (внеклассная,) по физическому воспитанию школьников дополняет урочные формы организации занятий физической культурой, способствует повышению уровню двигательной активности детей в течении учебного года, содействует полезной организации досуга, удовлетворяет индивидуальные потребности и интересы в физическом совершенствовании, развивает социальную активность школьников..

Цель:

Укрепление психического и физического здоровья, увеличение двигательной активности и расширение двигательного опыта, в процессе использования многообразия общеукрепляющих упражнений с другими методами физического воспитания.

Задачи :

Образовательные

Формирование основ знаний личной гигиены, о влиянии занятий физической культурой на основные системы организма.

Овладеть выполнение упражнений с соблюдение правил техники безопасности.

Развивающие

Повысить уровень физической подготовленности с учетом индивидуальных особенностей;

Развитие координационных и кондиционных способностей;

Развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды.

Воспитательные

Воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки, соблюдения личной гигиены;

Воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, чувства ответственности;

Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой;

Воспитание культуры общения детей в коллективе (команде);

Профилактика вредных привычек;

Воспитание волевых и нравственных качеств;

Воспитание чувства патриотизма и ответственности при выступлении на соревнованиях.

Условия реализации программы

Программа предназначена для детей от 7 до 11 лет.

Срок реализации

Программа рассчитана на четырехлетний период обучения.

Условия формирования групп

В группу принимаются все желающие, имеющие противопоказаний по медицинским показателям для занятий спортом.

Режим занятий:

Занятия в секции проводятся для мальчиков и девочек. Группы могут формироваться разновозрастные».

1 год обучения – 72 часа в год, в режиме работы 1 раза в неделю по 1 часу.

2 год обучения – 72 часа в год. В режиме работы 1 раза в неделю по 1 часа.

3 год обучения – 72 часов в год. В режиме работы 1 раза в неделю по 1 часа

4 год обучения – 72 часов в год. В режиме работы 1 раза в неделю по 1 часа.

Формы организации деятельности воспитанников

Основной формой организации обучения является учебное занятие.

На занятиях используются

Организации детей :

Групповая,

Индивидуальная,

По звеньям,

Формы проведения

Беседа,

Рассказ,

Игра,

Методы

Словесный (рассказ, беседа, устное изложение)

Наглядный (показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение, участие в соревнованиях в качестве зрителей )

Практический (упражнения)

Объяснительно-иллюстративный

Форма подведения итогов реализации программы.

Система дополнительного образования не имеет оценок, но контроль за усвоением материала воспитанниками, проводится при помощи ежегодного трехразового контрольного среза знаний, умений, навыков (входной, рубежный, итоговый).

Для проверки полученных умений и навыков проводятся учебные занятия в группе.

Ожидаемый результат освоения образовательной программы

По окончании обучения в группе по адаптивной физической культуре ребята физически окрепли, освоили основу техники общих физических упражнений.

Учебно-тематический план 1 год обучения

Разделы подготовки

1 год обучения

Всего часов

теория

практика

Вводное занятие

Теоретическая подготовка

Общая физическая подготовка

Специальная физическая подготовка

Итоговое занятие

Общее количество часов

1 год обучения.

Основной принцип первого года обучения – универсальность подготовки.

Задачи: укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности, укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, ловкости, гибкости, обучение основам техники гребли академической и гребли на байдарках и каноэ.

Вводное занятие

Техника безопасности на занятиях в зале, при выполнении беговых, прыжковых упражнений, при игре. Требования к спортивной форме. Личная гигиена. Режим занятий.

Теоретическая подготовка.

Краткие исторические сведения о возникновении адаптивной физической культуры, сведения о строении и функциях организма человека, гигиена, врачебный контроль, предупреждение травматизма, самоконтроль.

Общая физическая подготовка.

Теоретические занятия: значение общей физической подготовки для поднятия и укрепления функциональных возможностей организма и развития физических качеств (быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости). Составление комплексов упражнений для разминки (подготовительной части занятия). Корректировка техники выполнения упражнений.

Практические занятия:

1. Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого пояса. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи.

2.Упражнения с предметами – со скакалками, резиновыми мячами, набивными мячами (1- 2 кг).

3.Упражнения на гимнастических снарядах. Лазание по гимнастической стенке.

После окончания занятий 1 года обучения:

  • Знают и имеют представление:
  • о режиме дня, значении его для укрепления здоровья и успешной работы, правилах личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания, основах закаливания;
  • о терминологии разучиваемых упражнениях, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм.
  • самостоятельно выполнять комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики;
  • соблюдать правила личной гигиены;

Материально-техническое обеспечение

1. Кабинет для занятий (спортивный зал)

2. Гимнастические скамейки – 4шт.

3. Гимнастическая стенка- 8шт.

4. Гимнастические маты – 15шт.

5. Скакалки гимнастические -15 шт.

Число повторений

Методические указания

Подготовительная часть - 15 мин. Построение. Проверка пульса. Опрос о самочувствии. Ходьба с плавными движениями рук (волна), ходьба приставным шагом, ходьба в полуприседе руки на коленях. Бег на носках 35 сек., ходьба 25 сек., дыхательные упражнения. Построение для упражнений с гимнастическими палками.

1. Упражнение. Стойка ноги врозь, палка горизонтально. Поднять палку горизонтально на грудь, затем вверх прогнуть одновременно спину, опустить, палку в исходное положение.

8 раз

Вдох Выдох

2. Упражнение. Основная стойка, палка на груди. Поднять палку горизонтально над головой, поворот туловища влево. Возвратиться в исходное положение. Тоже вправо.

по 5 раз

Дыхание свободное

3. Упражнение. Ноги на ширине плеч, палка на лопатках. Наклоны туловища вниз прогнувшись. Выпрямиться.

6-8 раз

Вдох

4. Упражнение. Основная стойка. Палка горизонтально вперед. Поднять левую ногу, согнутую в колене, касаясь палки коленом, вернуться в исходное положение, то же правой ногой.

5-8 раз

Темп средний. Дыхание свободное

5. Упражнение. Стойка ноги врозь, палка за туловищем на уровне ягодиц горизонтально вниз. Подняться на носки, палку отвести назад, прогнуться, затем наклонить туловище вперед, прогнувшись выпрямиться.

6 раз

Выдох Вдох

6. Упражнение. Основная стойка - палка на лопатках. Руки вверх и одновременно левую ногу вперед на носок, пружинистый наклон влево, вернуться в исходное положение.

6-8 раз

Выдох Вдох

7. Упражнение. Стойка ноги врозь. Дыхательные упражнения. Поднять палку на груди, затем вверх - вдох, опустить - выдох. Ходьба змейкой, переменным шагом в обход для упражнений на гимнастической стенке. (Перед занятиями на гимнастической стенке детей рекомендуется посадить на скамейки).

Основная часть - 22 мин.

1. Упражнение. Сидя на полу упор руками сзади на полу. Поднять прямые ноги вверх, опустить в исходное положение.

6-8 раз

Выдох Вдох

2. Упражнение. Сидя на полу, упор руками сзади. Подражание езде на велосипеде. Делать быстрые движения ногами.

8-10 раз

Дыхание свободное

3. Упражнение. Сидя на полу, руки на поясе. Наклон туловища вперед, руки вперед до касания пальцев ног, возврат в исходное положение.

8- 10 раз

Темп средний. Выдох. Вдох

4. Упражнение. Сидя на полу, руки вверх, ноги под первой рейкой гимнастической стенки или держать друг друга за ноги. Наклон туловища назад, возврат в исходное положение.

8 раз

Вдох. Выдох

5. Упражнение. Сидя на полу, руки на затылке, повороты туловища влево и вправо.

Дыхание свободное

6. Упражнение. Стоя на четвереньках «движение кошки". Выгибание и прогибание медленно, стараясь вовлечь в движение весь позвоночник.

8 - 10 раз

Дыхание свободное Темп средний

7. Упражнение. Исходное положение то же. Сесть на пятки, далее проделать движение, как бы проползти вперед между руками. Продвигаясь вперед, не переставляйте руки.

8 раз

Дыхание свободное

8. Упражнение. Встать правым боком к гимнастической стенке, взяться правой рукой за рейку на уровне плеча, левую руку поднять верх, проделать энергичные движения левой ногой, сгибая ее в коленном суставе вперед и разгибая назад прямую. То же проделать стоя к стенке левым боком. Ходьба мягким шагом (мягкий перекате носка на пятку и затем встать на всю ступню).

по 6 раз

Дыхание свободное

Построение к упражнениям в равновесии.

1. Упражнение. Пройти по широкой площади скамейки, руки за головой на затылке до середины -присесть. Выпрямиться и пройти до конца скамейки.

8 раз

2. Упражнение. Ходьба на носках, руки в сторону.

25 сек.

3. Упражнение. Ходьба с подниманием прямой ноги перед собой, руки на поясе.

20 сек.

4. Упражнение. Ходьба с полуприседанием, руки на колени.

20 сек.

Заключительная часть

7 мин.

Игра. Перетягивание каната. Ходьба шагами вальса. Ходьба обыкновенная. Проверка пульса. Опрос о самочувствии.

2 мин.

Методическая литература для детей и родителей:

  1. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников, - М.:Просвещение, 1991,- 64 с.
  2. Готовец П.И., Дубровский В. И. Самоконтроль при занятиях физической культурой, -М,: Физкультура и спорт, 1984.
  3. Демьянов И.Я Все о гребле. СПб Лимбус Пресс 2000г.
  4. Олимпийская летопись Петербурга. НПК»Вести» СПб 2002г.

Методическая литература для преподавателя:

  1. Колесов Д.В. Физическое воспитание и здоровье школьников,
  2. Лебедева Н.Т. Пути оптимизации двигательной активности детей и подростков / Теория и практика физической культуры. 1986, - № 7.
  3. Практические занятия по врачебному контролю / под ред. А.Г. Дембо.-
  4. Русак Н.И., Иванов О.В. Вместе ищем путь в лидеры. Москва 2012г.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. 1Абралов Р.А., Павлова О.Н. и др. Оценка уровня физической подготовленности школьников 6-11-х классов // физическая культура: Воспитание, образование, тренировка, -1999, - № 3-4. С. 24.
  2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании, - М.: Физкультура и спорт, 1978, - 152 с.
  3. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка, - 1996, - № 1.- С. 23-25.
  4. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого, М.: Физкультура и спорт, 1988, - 208с.
  5. Вавилов Ю.Н., Вавилов К.Ю. Спортивно - оздоровительная программа //Теория и практика физической культуры, - 1997, - № 6. - с. 8-12.
  6. Волков Л.В.Физическое воспитание учащихся: Пособие для учителя.-
  7. Кузнецова З.И. Когда и чему: Критические периоды в развитии двигательных качеств школьников // Физическая культура в школе:- 1975, -№ 1. С. 7-9.
  8. Лях В.И. Двигательные способности школьников: Основы теории и методы развития. - М.: Терра-Спорт, 2000, - 192 с.
  9. Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Террия и практика физической культуры. 1990. -№9.-С.10-14. М.: Просвещение, 1992, - 80 с.
  10. Мак Роберт С. Думай! М.: ООО «Сила и красота», 2002, - 317 с.
  11. Н.Воробьев А.Н., Сорокин Ю.К. Анатомия силы. -М: Физкультура и спорт, 1987, -80 с.
  12. Найданов Б.Н. Особенности организации занятий по физической культуре с учетом спортивных интересов учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. -1996, - № 1. - С. 53-58.
  13. Петров В.К. Ваш помощник тренер, - М.: Советский спорт. 1991, 0 45 с.
  14. Петров В.К. Сила нужна всем, - М.: Физкультура и спорт. 1984, - 160 с.
  15. Разумовский Е.А. Как стать сильным и выносливым // Физическая культура в школе. - 1984, - № 3. - С. 9-12.

16. Русак Н.И. Вместе ищем путь в лидеры. Информационно-методическое пособие-М.:ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва»2012.

17. Смолевский В.М., Ившев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики.-

18. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт. 1980,- 223 с.

19. Юровский С.Ю. Атлетизм – дома (занятия с гантелями), -М.: Советский спорт, 1989, -48с.


nashaucheba.ru

Смотрите также:

    Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. 1 том

    Курамшин Ю. Теория и методика физической культуры

    Лекции - История физической культуры и спорта

    Теория и методика физической культуры и спорта. Роль физической культуры в формировании личности

    Предмет и содержание дисциплины Физическая культура

    Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура

    Кузнецов Ю.В. Социология физической культуры и спорта

    Ответы к экзамену - Физическая культура

    Бизнес-план по созданию группы АФК на базе учреждения инвалидов

    Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта

    Физическая культура, спорт - наука и практика 2008 №04

    Родионов А.В. Психология физической культуры и спорта

Афк - Ответы на вопросы - Теория и организация адаптивной физической культуры

    Понятие «адаптивная физическая культура», предмет, цель, задачи и место в реабилитации и социальной интеграции лиц с откло нениями в состоянии здоровья и инвалидов.

Адаптивная физическая культура (АФК) – это вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Основной целью АФК является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта. Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния представляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающих их. Предмет: принципы, методы и методические приемы обучения двигательным действиям при занятиях АФК.

Для многих инвалидов АФК является единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести новых друзей, получить возможность для общения, полноценных эмоций, познания мира и т.д. и т.п. Именно здесь, зачастую впервые в своей жизни, они познают радость движения, учатся побеждать и достойно переносить поражения, осознают счастье преодоления себя и каждой клеточкой своего тела ощущают философию «честной игры»…

Цель АФК как вида ФК – максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

Задачи, решаемые в АФК, должны ставиться исходя из конкретных потребностей каждого человека; приоритет тех или иных задач во многом обусловливаются компонентом (видом) АФК, учебным материалом, материально-техническим обеспечением образовательного процесса и другими факторами.

В самом обобщенном виде задачи в АФК можно разделить на две группы.

Первая группа задач вытекает из особенностей занимающихся – лиц с отклонением здоровья и (или) инвалидов. Это коррекционные, компенсаторные и профилактические задачи.

Говоря о коррекционных задачах, тут имеют в виду нарушения (дефекты) не только опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие, ожирение и т.п.), но и сенсорных систем (зрения, слуха), речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, соматических функциональных систем и др.

Вторая группа – образовательные, воспитательные, оздоровительно-развивающие задачи – наиболее традиционные для ФК.

У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровьеадаптивная физкультура формирует:

    осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;

    способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

    компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

    способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;

    потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;

    осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;

    желание улучшать свои личностные качества;

    стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

Именно своей ориентацией на хронических больных и инвалидов адаптивная физическая культура отличается от одного из разделов (видов) общей физической культуры, который называется "оздоровительно-реабилитационная, или лечебная физическая культура" или "двигательная реабилитация"

    Характеристика объекта и субъекта педагогической деятельно сти в адаптивной физической культуре.

Объектом и субъектом педагогической деятельности, в том числе и учителя физической культуры, и тренера, является человек (А.Н. Леонтьев, 1975), а объектом и субъектом же деятельности специалиста в области АФК - человек (ребенок или взрослый) с ограниченными физическими и психическими возможностями.Для того чтобы строить педагогический процесс, определять принципы и дидактические линии образовательной деятельности, необходимо знать состояние здоровья, физические, психические, личностные особенности людей данной категории, так как характеристика объекта педагогических воздействий является исходным условием любого процесса образования.

Категория этих людей чрезвычайно разнообразна: по нозологии (поражение зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и др., а также сочетанные формы); по возрасту (от рождения до старости), по степени тяжести и структуре дефекта, времени его возникновения (при рождении или в течение жизни), по причинам и характеру протекания заболевания, медицинскому прогнозу, наличию сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, состоянию сохранных функций, по социальному статусу и другим признакам.

Специалист по АФК получивший подготовку по адаптивной физической культуре, способен реализовать свои знания и умения в различных сферах деятельности: в образовательных учреждениях различных типов и видов с контингентом лиц, отнесенных к специальным медицинским группам; в специальных образовательных учреждениях для детей с дефектами развития, психоневрологических диспансерах;в физкультурно-оздоровительных и реабилитационных центрах, санаториях, домах отдыха, туристических клубах, детских домах-интернатах и др.; на государственных и негосударственных предприятиях, в учреждениях, организациях; в федерациях, клубах, сборных командах, спортивно-юношеских школах; Специалист по адаптивной физической культуре в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья (включая инвалидов): спортивно-педагогическая,рекреационно-досуговая,оздоровительно-реабилитационная, образовательно-профессиональная, коррекционная и консультативная,научно-исследовательская, научно-методическая,организационно-управленческая. Специалист по адаптивной физической культуре может быть: тренером-преподавателем по адаптивной физической культуре,инструктором-методистом по адаптивной физической культуре. Таким образом, сфера его деятельности достаточно широка. Объекты профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре: образовательные учреждения любых типов и видов (контингент лиц, отнесенных к специальным медицинским группам); специальные образовательные учреждения (вспомогательные школы и дошкольные учреждения, школы-интернаты для детей с дефектами развития, классы выравнивания, детские дома-интернаты, психоневрологические диспансеры, классы коррекционного обучения и т.п.); федерация, клубы, сборные команды, спортивные детско-юношеские школы и другие государственные, муниципальные и общественные организации для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов); физкультурно-оздоровительные и реабилитационные центры, лечебно-профилактические учреждения, санатории, дома отдыха, физкультурно-оздоровительные структуры национальных парков и рекреационных земель, туристические клубы и др.; федеральные, республиканские, региональные государственные органы управления физической культурой и спортом; государственные и негосударственные предприятия, учреждения и организации. Специалист по адаптивной физической культуре в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья (включая инвалидов): спортивно-педагогическую (преподавательскую, тренерскую, методическую), рекреационно-досуговую,оздоровительно-реабилитационную,образовательно-профессиональную, коррекционную,консультативную, научно-исследовательскую, научно-методическую, организационно-управленческую. Требования к профессиональным и личностным качествам. Требования к профессиональным качествам специалиста по АФК - Государственных образовательных стандартах высшего и среднего профессионального образования по адаптивной физической культуре и тарифно-квалификационных характеристиках по должностям работников физической культуры и спорта, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18.02.2000 г. № 20. Эти должности называются: тренер-преподаватель по АФК (включая старшего) и инструктор-методист АФК (включая старшего). Специалист должен знать: Специалист должен знать основные положения Конституции Российской Федерации; основные положения законодательства о труде и охране труда Российской Федерации; федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации по вопросам адаптивной физической культуры; нормативные правовые акты Министерства Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму и иных федеральных органов исполнительной власти в части вопросов здравоохранения, образования инвалидов; теорию и методику адаптивной физической культуры; основы комплексной (медицинской, профессиональной и социальной) реабилитации инвалидов; средства и методы физической культуры, способы организации занятий физическими упражнениями при различных нарушениях функций организма; показания и противопоказания к проведению занятий по адаптивной физической культуре; специфику развития интересов и потребностей занимающихся; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, санитарии и противопожарной защиты в процессе занятий физическими упражнениями. возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию и гигиену, тенденцию возможного развития межличностных конфликтных ситуаций, показания и противопоказания к проведению физкультурно-спортивных праздников, соревнований; принципы систематизации методических информационных материалов. Функции: Тренер-преподаватель проводит групп и индивид занятия с инвалидами и лицами, имеющими откл в сост здоровья, всех возрастных и нозологич групп по направлению врача или учреждения Госслужбы мед-соц экспертизы. Использует средства и методы физкультуры для проведения образовательной, воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоров работы, направл на макс коррекцию отклонений в развитии и здоровье занимающихся, на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов. Анализирует индивид программы реабилитации и исходные данные физич подготовленности занимающихся и на основе этого комплектует группы для занятий с учетом основного дефекта и психофизич состояния занимающихся, составляет план и подбирает наиболее эффективные методики проведения занятий. Осуществляет поэтапный контроль подготовленности занимающихся и на его основе коррекцию этого процесса.

    Задачи и содержание адаптивного физического воспитания.

Адаптивная физическая культура - это вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Основной целью АФК является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта. Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния представляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающих их.

Основные виды и наиболее общие задачи АФК:

Адаптивное физическое воспитание (образование). Содержание адаптивного физического воспитания (образования) направлено на формирование у инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека; на более полную реализацию его генетической программы и, наконец, на становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.

Основная задача адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и вообще в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии.

Адаптивный спорт в настоящее время развивается преимущественно в рамках крупнейших международных Параолимпийского и Специального олимпийского движений.

Адаптивная физическая рекреация. Содержание адаптивной физической рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.

Наибольший эффект от адаптивной физической рекреации, основная идея которой заключается в обеспечении психологического комфорта и заинтересованности занимающихся за счет полной свободы выбора средств, методов и форм занятий, следует ожидать в случае ее дополнения оздоровительными технологиями профилактической медицины.

Основная задача адаптивной физической рекреации состоит в привитии личности инвалида проверенных исторической практикой мировоззренческих взглядов Эпикура, проповедовавшего философию (принцип) гедонизма, в освоении инвалидом основных приемов и способов рекреации.

Основная задача адаптивной двигательной реабилитации заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; в обучении их умениям использовать соответствующие комплексы физических упражнений, приемы гидро-вибро-массажа и самомассажа, закаливающие и термические процедуры, и другие средства (су джок акупунктура и т.п.).

Таким образом, очень кратко рассмотрены содержание и задачи основных видов адаптивной физической культуры. Они раскрывают потенциал возможностей средств и методов адаптивной физической культуры, каждый из которых, имея специфическую направленность, способствует в той или иной мере не только максимально возможному увеличению жизнеспособности инвалида, но и всестороннему развитию личности, обретению самостоятельности, социальной, бытовой, психической активности и независимости, совершенствованию в профессиональной деятельности и вообще достижению выдающихся результатов в жизни.

Иппотерапия, как частная методика АФК включает в себя все основные аспекты адаптивной физической культуры:

Иппотерапия, как адаптивное физическое воспитание. Содержание адаптивной верховой езды (при должной организации учебного процесса) и адаптивного физического воспитания тождественны. Так же они, безусловно, имеют общие задачи. Кроме того, адаптивная верховая езда как частная методика адаптивной физической культуры имеет и свои узкоспециальные задачи, связанные с особенностями учебного процесса.

Иппотерапия, как адаптивный спорт. В мировой практике инвалидный конный спорт рассматривается как высшая форма лечебной верховой езды. Это - «мощное средство социальной реабилитации для людей с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями, неиссякаемый источник радости, гордости, удовлетворения своими достижениями, никогда ранее не испытанными, это появление веры в возможность преодолевать страх, совершенствовать свои умения, побеждать, двигаться вперед»

Взаимосвязь между иппотерапевтическими методиками позволяет подобрать необходимую индивидуальную программу, стиль и метод работы для каждого клиента. Также, в зависимости от возможностей, клиент может пробовать свои силы в разных областях иппотерапии, под руководством опытного специалиста, определяя (меняя) цели и задачи использования конкретных методик.

    Задачи и содержание адаптивного (инвалидного) спорта.

Адаптивный спорт (спорт инвалидов) является разновидностью адаптивной физической культуры. Его цель - реализация способностейчеловека и сравнение их со способностями других людей, имеющих аналогичные проблемы в развитии. Адаптивный спорт ориентирован на соревнование, на достижение максимальных результатов. То есть ключевой является установка на рекорд - это и есть главное отличие адаптивного спорта от всех остальных видов адаптивной физкультуры. Необходимым условием при занятиях адаптивным спортом является правильная классификация спортсменов по способностям, стремление к максимальному уравниванию шансов на победу. Такое распределение осуществляется по двум направлениям - медицинскому, где основным критерием является степень имеющегося поражения функций, и по спортивно-функциональному, где учитывается специфика двигательной активности в каждом конкретном виде спорта.

В настоящее время наибольшее распространение получили три направления спорта инвалидов: параолимпийское, сурдоолимпийское и специальное олимпийское.

Основная задача адаптивного спорта заключается в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении его к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры.

    Задачи и содержание адаптивной двигательной рекреации.

«Рекреация» (от лат. recreo) означает восстановление, освежение сил, развлечение, отдых. Добавление «двигательная» конкретизирует понятие, означающее, что в процессе восстановления, отдыха преобладает двигательная деятельность с использованием физических упражнений. Адаптивная двигательная рекреация означает, что это вид двигательной активности, предназначенный для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.Н.И. Пономарев (1996) характеризует двигательную рекреацию как игровую деятельность в сфере досуга, связанную с получением удовольствия от самого процесса выполнения физических упражнений и направленную на организацию активного отдыха. Автор считает, что в основе рекреации лежит гедонизм (от греч. hёdonё- наслаждение, удовольствие) направление, возникшее в античности, утверждающее наслаждение как высший мотив и цель человеческого поведения. Отсюда гедонистическая функция физической рекреации – наслаждение, удовольствие от движения.

По мнению С.П. Евсеева (1996), «содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических и духовных сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд учеба, спорт и др.) на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием» (с. 24).

Из этого определения вытекает ряд важных специфических задач адаптивной двигательной рекреации, отражающих ее сущность: гедонистическая функция (наслаждение, развлечение, удовольствие); оздоровительно-восстановительная (профилактика, оздоровление, восстановление физических сил, переключение на другой вид деятельности); развивающая (поддержание физических кондиций); воспитательная (самовоспитание духовных сил, жизнестойкости).

Под влиянием занятий двигательной рекреацией в сочетании с другими сферами жизнедеятельности инвалида расширяется круг общения и социальной активности, меняются интересы, мотивы, ценностные ориентации на роль физической активности, что, естественно, создает предпосылки к обретению социальной, психической, бытовой независимости, самоактуализации и интеграции в обществе. Таким образом, адаптивная двигательная рекреация осуществляет следующие социальные функции: коммуникативную, социализирующую, интегративную (рис. 4а). Выделение этих функций носит условный характер, так как их проявление воздействует на личность инвалида одновременно и комплексно, формируя характер, поведение, отношения с людьми, природой, обществом.В адаптивной двигательной рекреации, в отличие от рекреативно-оздоровительного спорта, занятия носят преимущественно самодеятельный характер, они могут быть организованными и неорганизованными, систематическими и эпизодическими, частично руководимыми и самостоятельными. В широком диапазоне могут варьировать используемые средства как в одном занятии (бег «трусцой», катание на лыжах, санках, подвижные игры на снегу), так и во временной перспективе (сезонная смена видов двигательной активности). Занятия могут проводиться индивидуально и со всей семьей, где есть инвалид, в группах по интересам и специально организованных секциях на предприятиях, где работают инвалиды, в учебных заведениях, оздоровительных лагерях, медицинских стационарах, реабилитационных центрах, стадионах, клубах, по месту жительства; при наличии мест занятий, специального инвентаря, оборудования, при частичном обеспечении и полном отсутствии его. Рекреативные занятия не предполагают участия в официальных соревнованиях.Главное отличие двигательной рекреации состоит в психофизическом эффекте – получении удовольствия от движения, который достигается нерегламентированными занятиями (Виноградов Г.П., Яшина Т.Д., 1996).

МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова»

Кафедра физической культуры

Конспект занятий по адаптивной физической

культуре для младших школьников

Преподаватель физической культуры: Юркова Лиля Наильевна

Место проведения: спортивный зал

Инвентарь: гимнастические палки (9 штук); гимнастические коврики (9 шт.); мелкие предметы (пробки, шарики); ведерки (8 шт.); теннисные мячи (9 шт.); Фитбольные мячи (9 шт.); мяч (мягкий); магнитофон + диск с релаксацией.

Тема: Цель: Развивающие упражнения в системе занятий адаптивной физической культуры, как условие мотивации младших школьников.

Задачи урока:

1.Образовательная - закрепить выполнение физических упражнений с гимнастическими палками и фитболами, способствовать формированию правильной осанки

2.Оздоровительная – повышать функциональные возможности организма.

3.Воспитательная – воспитывать сознательное отношение к своему здоровью и привить навыки к самостоятельным занятиям ФК.

ВПЧ:

Построение. Ребята, у нас закончилась первая четверть, мы уже немного устали. Поэтому сегодня мы узнаем о том, как можно помочь своему организму восстановиться. Выполним несколько упражнений, которые вы сможете делать сами, когда почувствуете, что вашему телу нужна помощь.

Игра «Знакомство» Построение в круг, учитель в середине - кидает мяч каждому называя свое имя, ребенок возвращает мяч называя свое.

1.Построение в шеренгу у стены.

2.Проверка осанки, начиная последовательно корригируем стопы, положение таза, плечевой пояс и положение головы. Затем шаг вперед и шаг назад с возвратом в и.п. (повторить 3 раза)

Ребята, сейчас вся наша страна готовиться к зимним олимпийским играм в Сочи. По всей нашей огромной стране проносят олимпийский огонь. Выдающиеся спортсмены,политические деятели передают факел из рук в руки. Сейчас мы представим, что у нас в руках олимпийский факел.

Ходьба с гимнастическими палками (палочка вверх - на носочках; палочка –вперед на пяточках; палочка за плечи – перекатом с пяточки на носочек; то же – в полуприсед; то же на гусиный шаг)

Речитатив: «Руки ставим все в разлет, получился самолет, мах крылом туда - сюда, делай раз и делай два».

Разминка на месте с гимнастической палкой.

1.И.п. – ноги врозь - потянутся вперед, палка на уровне глаз;

2. И.п. – о.с. – самомассаж кистей рук

Массаж ног (ходьба по палочке, покатать стопами).

ОЧ:

Комплекс упражнений с фитболами:

    И.п. - сидя на мяче выполнить круговые движения тазом влево, вправо (5 раз).

    И.п. – лежа животом на мяче расслабиться.

    И.п. – лежа спиной на мяче расслабиться.

    И.п. – лежа животом на мяче выполнить перекат по мячу вперед до стоп, подтянуть мяч к животу (согнув ноги в коленях) и обратно.

    И.п. – лежа на спине ноги на мяче, выполняем ударные движения ногами.

    И.п. – сед, обхватить ногами мяч и обнять руками либо побить.

ЗЧ:

Звуковая гимнастика: буквы (Л, О, Р, С и букву своего имени);

ДУ: с теннисным мячом (определить отрезок);

Собирать пальцами ног фишки (пробки) и рисование ногами (фломастер между пальцами);

Релаксация с музыкой (лежа на спине, закрыть глаза, расслабление);

Подведение итогов:

Построение.

«Ребята, помните, вначале я вам говорила, что если ваш организм устал, то мы можем разными упражнениями помочь ему расслабиться?»;

«А вы сами сможете их показать мамам и папам?»;

«Молодцы!»

«А теперь давайте вспомним, какие вы будите делать упражнения, если заболят ноги/глазки/спина/или просто отдохнуть?»

«Мне очень понравилось, как вы выполняете упражнения, с вами было очень приятно работать. Занимайтесь и любите физкультуру!»

Адаптивная физическая культура - это социальный феномен, целью которого является социализация людей с ограниченными возможностями.

Во всём мире ЛФК является неотъемлемой частью комплексного лечения практически всех заболеваний.

Во время выполнения физических упражнений значительно повышается уровень возбуждения двигательных зон центральной нервной системы.

Работа мышц способствует улучшению обменных процессов, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению защитных реакций.

Цель: получение ребёнком комплексной помощи, направленной на индивидуальное развитие и успешную адаптацию ребенка в обществе.

Общие задачи для при всех нарушениях:

  • Создание комфортной среды на занятиях по физической культуре для развития детей и компенсация имеющихся недостатков.
  • Формирования у детей двигательных навыков, улучшение координации движений, увеличение силы и выносливости мышц.
  • Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции и поведения.

Адаптивная физкультура для детей с ДЦП

Несмотря на крайнее разнообразие патологии в двигательной сфере при детском церебральном параличе, клиницистами выделены общие причины нарушений моторики, обусловливающие задачи и специфику физических упражнений.

1.Задача: нормализация тонуса мышц. Обучение подавлению усиленного проявления позотонических реакций. Используются позы, направленные на формирование навыка регуляции положения частей тела по отношению к голове в разных исходных позициях, например лёжа на спине- голова- прямо, вправо, влево, согнута к груди, сидя- голова- прямо, в сторону, вперёд, назад и т.д. Выполняется с открытыми и закрытыми глазами, способствуют развитию мышечного чувства, чувства положения и движения. Здесь же решается задача по нормализации элементарных движений.

2.Задача: содействие становлению и оптимальному проявлению статокинетических рефлексов. Здесь важна функция равновесия, что достигается использованием упражнений на сохранение равновесия при преодолении противодействия, прыжки на батуте, упражнения на качающейся плоскости, на уменьшенной площади опоры.

3.Задача: восстановление мышечного чувства, стабилизация правильного положения тела, закрепление навыка самостоятельного стояния, ходьбы. Применяются упражнения для развития и тренировки возрастных двигательных навыков: ползание, лазание по скамейке, метания. Используют зеркало, перед которым ребёнок принимает положение правильной осанки у опоры.

4.Задача: систематическая тренировка равновесия тела, опороспособности конечностей, развитие координации элементарных движений в сложных двигательных комплексах. Ребёнок пытается прямо стоять и ходить, вырабатываются правильные двигательные навыки в самообслуживании, обучении, игре и трудовом процессе. Совместно с родителями ребёнок осваивает основные виды бытовой деятельности (с учётом умственного развития). Применяются игровые упражнения: «как я одеваюсь», «как я причёсываюсь». Формирование движений должно производиться в строго определённой последовательности, начиная с головы, затем руки, туловище, ноги и совместные двигательные действия. Объём суточной активности детей по мере роста и развития постепенно возрастает.

Двухлетний ребёнок должен использовать различные формы двигательной активности в объёме 2 ч. 30 мин. в день, а в возрасте 3-7 лет - 6 часов.

Индивидуальные и групповые занятия

Индивидуальные занятия направлены в основном на нормализацию координации движений, равновесия, мышечной силы.

Длительность индивидуального занятия составляет обычно 35-45 минут.

Групповые занятия имеют целью не только нормализацию двигательной деятельности, но и ускорение социальной реабилитации детей, поддержание уверенности в том, что они являются полезными членами общества. Обычно группы формируются без учёта возраста, степени тяжести и однородности двигательных нарушений.

Оптимальное количество детей в группе - не больше 5-8 человек. В конце уроков проводится подведение итогов, что вырабатывает у детей ответственное отношение к выполнению заданий.

На групповых уроках дети, благодаря наклонности к подражанию, быстрее осваивают отдельные движения и навыки, обучаясь и копируя друг- друга. Очень важен эмоциональный фон урока. С этой целью часто используют музыкальное сопровождение.

Музыка способствует успокоению и расслаблению, освоению ритмических и плавных движений.

Когда дети вместе играют, то на фоне положительного эмоционального состояния и соревновательного момента они часто выполняют движения, которые в обычных условиях им недоступны.

Формы занятий адаптивной физической культурой

Оптимальное возрастное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно - сосудистой, дыхательной и других систем и органов ребёнка осуществляется благодаря набору разнообразных занятий с ним.

Малоподвижные игры для детей с ДЦП должны быть целенаправленными, например, на столе перед ребёнком методист раскладывает разноцветные кубики разного размера и спрашивает, что бы он хотел с ними сделать. Ребёнок решает строить башню. И далее все действия он проговаривает: «Я беру правой рукой большой синий кубик- это начало дома. Я беру большой белый кубик и ставлю его сверху- это первый этаж.» На этом простом примере видно, что одновременно активизируются двигательная, кинестетическая, зрительная, слуховая, речевая зоны. Формируется зрительно- пространственное восприятие, схема тела и схема движения. Малоподвижные игры (например, шахматы) применяются для тренировки внимания и координации.

Подвижные игры направлены на совершенствование двигательных навыков в меняющихся условиях, на улучшение функций различных анализаторов, обладают мощным общетонизирующим и эмоциональным воздействием. Это игры с элементами ползания, ходьбы, бега, метания, с преодолением различных препятствий.

Гимнастические упражнения позволяют точно дозировать нагрузку на различные сегменты тела, они в первую очередь развивают мышечную силу, подвижность в суставах, координацию движений. Гимнастические упражнения выполняются без предметов и с различными предметами (с гимнастической палкой, обручем, мячом), с дополнительным грузом, упражнения на мячах различного диаметра, на гимнастическом оборудовании. В самостоятельный раздел вынесены дыхательные упражнения, упражнения для расслабления мышц, для формирования функций равновесия, прямостояния, для формирования свода и подвижности стоп, а также упражнения для развития пространственной ориентировки и точности движений.

Среди нетрадиционных форм занятий адаптивной физической культурой при ДЦП можно выделить занятия в сухом бассейне , заполненном разноцветными шариками. Тело ребёнка в бассейне всё время находится в безопасной опоре, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела., стимулируется чувствительность. Занятия развивают общую двигательную активность, координацию движений и равновесие. В сухом бассейне можно выполнять упражнения из различных исходных положений, например, упражнения из исходного положения лёжа на животе укрепляют мышцы спины, развивают опороспособность рук и хватательную функцию кистей, тренируют зрительно- моторные координации, стабилизируют правильное положение головы.

Другой формой занятий с детьми с ДЦП является фитбол- гимнастика- гимнастика на больших упругих мячах.. Впервые фитболы стали использоваться в лечебных целях с середины 50-х годов 20 столетия в Швейцарии для больных с церебральным параличём. Применяются также Физиороллы- два соединённых между собой мяча, мячи-стулья(мячи с четырьмя небольшими ножками), мячи с ручками(хлопы), прозрачные мячи со звенящими колокольчиками внутри, большие массажные мячи. Вибрация сидя на мяче по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (лечением верховой ездой).При оптимальной и систематической нагрузке создаётся сильный мышечный корсет, улучшается функция внутренних органов, уравновешиваются нервные процессы, развиваются все физические качества и формируются двигательные навыки, происходит положительное воздействие на психо- эмоциональную сферу

Развитие пространственных отношений происходит с помощью тренировки вестибулярного анализатора за счёт использования упражнений на матах и на батуте . Сюда входят упражнения для ориентировки в пространстве, такие как прыжки с поворотом, с переменой положения тела и др. В самых разнообразных вариантах используются кувырки, перекаты, группировки.

Совершенствование ритма движений осуществляется благодаря музыкальному сопровождению. Можно использовать бубен, барабан, ложки, магнитофон. Коллективно или индивидуально применять хлопки, удары рукой, топание. Обучающий вместе с детьми делает хлопки, а затем прекращает их. Дети должны продолжить сами в том же ритме. Можно читать стихи или петь, сопровождая текст определёнными движениями. Под танцевальную мелодию дети могут выполнять свободные движения руками и ногами в заданном ритме, сидя или лёжа. Можно передавать предметы в шеренге или парами с сохранением заданного ритма. Идеально проводить занятия с «живым звуком», то есть с аккомпаниатором (под фортепиано или баян).

Адаптация детей с ДЦП требует учёта всех особенностей ребёнка. Работать с ним необходимо в соответствии с имеющимися нарушениями и одновременно по всем направлениям. Неправильно думать, что сперва нужно поработать с двигательными нарушениями, а потом, когда ребёнок начнёт ходить.- с речевыми, зрительными и другими проблемами. Чем раньше начато адекватное регулярное лечение, тем лучше результат. Создаётся единая сеть лечебного воздействия и среды, где всё направлено на стимулирование активности и посильной самостоятельности и в двигательной и в психологической сферах.

Дети с ДЦП нуждаются в адаптивной физкультуре и делают большие успехи при регулярном и правильном применении комплексного лечения.

Адаптивная физкультура для детей с расстройствами аутистического спектра

В настоящее время признано, что помощь средствами образования требуется ребенку с аутизмом не меньше, а во многих случаях даже больше, чем медицинская.

С другой стороны, аутичного ребенка недостаточно просто учить: даже успешное накопление им знаний и выработка навыков сами по себе не решают его проблем.

Известно, что развитие аутичного ребенка не просто задержано, оно искажено: нарушена система смыслов, поддерживающих активность ребенка, направляющих и организующих его отношения с миром. Именно поэтому ребенку с аутизмом затруднительно применять в реальной жизни имеющиеся у него знания и умения.

Всем детям с расстройствами аутистического спектра, при значительной неоднородности этой группы по составу, необходимо лечебное воспитание, задачей которого является, прежде всего, развитие осмыс¬ленного взаимодействия с окружающим миром (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, 2000).

Двигательная сфера детей с аутизмом характеризуется наличием стереотипных движений, трудностями формирования предметных действий и бытовых навыков, нарушениями мелкой и крупной моторики. Детям свойственны, в частности, нарушения в основных движениях: тяжелая, порывистая походка, импульсивный бег с искаженным ритмом, лишние движения руками или нелепо растопыренные руки, не принимающие участия в процессе двигательной деятельности, одноопорное отталкивание при прыжке с двух ног.

Движения детей могут быть вялы или, наоборот, напряженно скованны и механистичны, с отсутствием пластичности. Для детей являются трудными упражнения и действия с мячом, что связано с нарушениями сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.

У многих детей на уроке адаптивной физкультуры проявляются стереотипные движения: раскачивания всем телом, похлопывания или почесывания, однообразные повороты головы, машущие движения кистью и пальцами рук, движения руками, похожие на хлопанье крыльями, ходьба на цыпочках, кружения вокруг своей оси и другие движения, которые связаны с аутостимуляцией и отсутствием самоконтроля. У учащихся с аутизмом отмечаются нарушения регуляции мышечной деятельности, своевременно не формируется контроль за двигательными действиями, возникают трудности в становлении целенаправленных движений, страдает пространственная ориентировка.

Практика показывает, что пониженная произвольность у аутичных детей приводит в первую очередь к нарушению координации движений. Устойчивость вертикальной позы, сохранение равновесия и уверенной походки, способность соизмерять и регулировать свои действия в пространстве, выполняя их свободно, без излишнего напряжения и скованности, — все это необходимо человеку для нормальной жизнедеятельности, удовлетворения личных, бытовых и социальных потребностей.

Чаще всего недостаточность именно этих характеристик лимитирует двигательную деятельность.

Физическая культура, адаптированная к особенностям детей с аутизмом, является не только необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и мощным "агентом социализации" личности.

Для развития двигательной сферы аутичных детей важен осознанный характер моторного обучения. Аутичному ребенку сложно регулировать произвольные двигательные реакции в соответствии с речевыми инструкциями. Он затрудняется управлять движением согласно указаниям другого лица и не в состоянии полностью подчинить движения собственным речевым командам.

Поэтому основными целями обучения аутичных детей на уроках адаптивной физической культуры являются:

  • развитие имитационных способностей (умения подражать);
  • стимулирование к выполнению инструкций;
  • формирование навыков произвольной организации движений (в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве);
  • воспитание коммуникационных функций и способности взаимодействовать в коллективе.

В программу занятий входят следующие классы действий:

  • действия, требующие ориентировки в пространстве тела;
  • действия, обеспечивающие различные виды перемещений ребенка во внешнем пространственном поле - ползание, ходьба, бег, прыжки;
  • точные действия в пространственном поле без предметов и с различными предметами.

Важно развитие двигательной рефлексивности аутичных детей: умения осознавать выполняемые действия, в частности называть выполняемые движения, рассказывать о том, с какой целью, как и в какой последовательности выполняются разнообразные двигательные действия, и т. п.

Осознанное участие детей в выполнении движений является как целью обучения, так и признаком успешного развития их восприятия и навыков воспроизведения.

Кроме того, в ходе занятий адаптивной физической культурой ведется работа по формированию Я - концепции у аутичных детей.

Для этого выполняемые движения и действия проговариваются от 1-го лица (например, "Я ползу", "Я марширую", "Я бегу").

Это помогает развивать у детей представления о самом себе, формировать схему тела и физический образ «Я»

Обучение

При двигательном и эмоциональном тонизировании ребенка, после телесно ориентированных игр или во время упражнений на тоническую стимуляцию у ребенка часто устанавливается прямой взгляд, он начинает разглядывать педагога и окружающий мир (Е.В. Максимова, 2008).

Чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и называть их, необходимо:

  • медленно и четко выполнять движения, комментируя их;
  • описывать выполняемые упражнения просто, но образно, пользуясь одинаковой терминологией для повторяющихся движений;
  • проговаривать выполняемые движения, в том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их;
  • начинать упражнения с простейших движений (растираний ладоней и хлопков в ладоши; растираний рук и движений руками вперед, вверх, вниз;
  • растираний ног, наклонов туловища, различных движений ногами и др.);
  • одновременно работать над небольшим количеством упражнений, повторяя их;
  • сопровождать движения ритмичным стихотворением или счетом;
  • помогать ребенку и ободрять его, исправлять неправильные движения, поощрять даже малейшие успехи.

Если ребенок демонстрирует страх перед телесным контактом или отказывается от него, а любая попытка принудить его к этому влечет за собой проявление тревоги и агрессии, то можно помогать выполнять упражнения, сидя или стоя за спиной ребенка, так как приближение со стороны спины переживается им как меньшее вторжение, а значит, и меньшая опасность. Можно использовать также спортивный инвентарь, например, гимнастическую палку, за которую ребенок держится и выполняет все необходимые движения.

Обучать детей с аутизмом выполнению движений во внешнем пространстве следует, начиная с упражнений на перемещение и переходя затем к упражнениям на преодоление и обход внешних препятствий. Эти упражнения распределяются на 4 группы, по степени нарастания координационной сложности: упражнения в ползании, в ходьбе, в беге и в прыжках.

Чтобы научить ребенка различным видам перемещений и движений во внешнем пространственном поле, необходимо:

  • начинать обучение с коротких перемещений по прямой;
  • постепенно переходить к передвижению на более длинные дистанции и к перемещениям с изменением направления движения: по кругу, дуге, зигзагообразно и др.;
  • облегчить выполнение заданий, разметив помещение сплошными цветными линиями или другими ориентирами, четко обозначив линии "старт" и "финиш", а также "зону отдыха";
  • формулировать задания точно и таким образом, чтобы они побуждали ребенка к действию, например: "Проползи рядом со мной", "Пробеги по линии";
  • показывать и называть незнакомые движения, используя пошаговую инструкцию;
  • сопровождать выполняемые движения ритмичными словами, хлопками в ладоши и т. д., что является существенной помощью ребенку;
  • формировать у ребенка указательный жест и указательный взгляд;
  • не утомлять ребенка, чередовать выполнение упражнений во внешнем пространстве с упражнениями в пространстве;
  • собственного тела, дозировать нагрузку;
  • двигаться вместе с ребенком, рядом с ним;
  • поощрять даже малейшие успехи.

Обучив ребенка движениям на перемещение во внешнем пространстве, можно переходить к обучению точным действиям во внешнем пространственном поле.

Развивать умение выполнять точные действия в пространственном поле рекомендуется с помощью, во-первых, упражнений на точность перемещений во внешнем пространственном поле и, во-вторых, упражнений на развитие умения выполнять точные действия в пространственном поле с предметами.

Чтобы научить ребенка выполнять точные действия в пространственном поле, необходимо:

  • сопровождать образцы движений коротким, но образным объяснением, относящимся только к одному из аспектов движения или к одному действию;
  • выполнять движение (или действие) вместе с ребенком (хотя бы частично), обязательно сопровождать движение (действие) инструкцией, в том числе пошаговой;
  • использовать для облегчения выполнения заданий различные ориентиры и четко обозначать зоны пространства, например "зону для выполнения упражнений", "зону для игр", "зону для отдыха" и др.;
  • давать ребенку по ходу движения (или действия) словесные объяснения;
  • создавать интересные ситуации и побуждать ребенка реализовывать их, например: "Этот мячик с колокольчиком внутри; попади в него другим мячиком - и он зазвенит";
  • исправлять неправильные движения ребенка;
  • радоваться вместе с ребенком его успехам, помогать ему преодолевать чувство страха перед незнакомыми предметами или движениями.

В процессе обучения детей с аутизмом необходимо соблюдать определенные правила:

  • предъявлять учебный материал в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия аутичного ребенка (выполнение упражнений с помощью взрослого, по подражанию взрослому, по инструкции и показу);
  • соблюдать правило "от взрослого к ребенку": взрослый выполняет движение вместе с ребенком, комментируя каждое его пассивное или активное движение и давая таким образом почувствовать, как правильно нужно выполнять движение и какое именно движение выполняется в данный момент;
  • соблюдать правило "от простого к сложному": начинать с простых движений в пространстве тела и постепенно переходить к движениям внешнего пространственного поля (различным видам перемещений), таким образом постепенно усложняя двигательный репертуар и добиваясь автоматизации базовых движений;
  • соблюдать цефалокаудальный закон, сущность которого заключается в том, что развитие движений в онтогенезе происходит от головы к ногам: сначала ребенок осваивает контроль за мышцами шеи, рук, затем - спины и ног;
  • соблюдать проксимодистальный закон: развитие идет по направлению от туловища к конечностям, от ближних частей конечностей к дальним (ребенок учится сначала опираться на локти, затем на ладони; сначала - стоять на коленях, потом - на выпрямленных ногах и т. д.);
  • обеспечивать последовательное освоение ребенком различных уровней пространства - нижнего (лежа на спине, на животе), среднего (сидя), верхнего (стоя);
  • соотносить степень оказания помощи с той ступенью развития, на которой в данный момент находится ребенок. В частности, упражнения могут выполняться ребенком пассивно или пассив- но-активно, первоначально с максимальной помощью, а в дальнейшем с постепенной минимизацией помощи и стимуляцией самостоятельного выполнения движения.

Одной из конечных целей программы адаптивного физического воспитания детей с аутизмом является обучение аутичного ребенка выполнять упражнения без помощи взрослых. Ускорить этот процесс помогают однообразные занятия. Следует придерживаться последовательного структурированного однообразного порядка, а в программу обучения включать разные виды упражнений, так как аутичные дети способны концентрировать внимание только в течение короткого периода времени.

Нормализация физического состояния и психофизического тонуса является одним из важных аспектов социализации детей с расстройствами аутистического спектра.

Поэтому таким детям необходимы постоянные физические нагрузки для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения.

ПОМОЩЬ ПРОФЕССИОНАЛОВ!