Абрамов, Анализ произведения О чём плачут лошади, План. Пересказ произведения "О чем плачут лошади" Абрамова Ф.А

Цели урока:

    познакомить с биографическими данными Ф.Абрамова; продолжить формирование умений анализировать на примере рассказа “О чём плачут лошади”; проследить, как решается автором проблема нравственного выбора.

    продолжить развивать у школьников умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать эмоции учащихся, их коммуникативные умения, навыки чтения, рассказывания; активизировать познавательный интерес;

    воспитывать любовь к животному миру, к природе.

Эпиграф:


Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

С, Есенин.

Ход урока

Орг. момент.

I. Вступление. Слово учителя (тема и цели урока).

II. Актуализация изученного.

Какие значения образа лошади вы бы могли назвать?

С какой сферой деятельности человека обычно связан конь? (героической )

Какова символика образа коня в мифологии? (Пегас - поэтическое вдохновение; кентавры )

Назовите символику образа коня в сказках. (помощник, друг, советчик )

III .Формирование новых понятий и способов деятельности.

1. Слово о биографии писателя.

Таких людей, как Ф. Абрамов, называли – “соль земли”, т. е. такие люди хранят в своей душе необыкновенный запас добра и понимания; своим трудом, своим творчеством они приносят добро, свет в души людей.

Ф. Абрамов родился и вырос на Севере, в селе Веркола Архангельской области. (Учитель зачитывает стихотворение В. Токмана “В Пинеге, как в зеркале, отразилась Веркола…”).

В Пинеге, как в зеркале,
Отразилась Верколка,
Отразилась Верколка –
Русское село.
Тишина заветная,
Терема столетние,
Семьи многодетные –
Так уж повелось.
Лесом заворожено,
Снегом припорошено,
Дождиком умытое,
Богом позабытое
Русское село.
Поздно как-то, рано ли,
Но в семье Абрамовых
Появился сын.
Родился он с норовом,
Прозывался Федором.
К Пинеге он с вёдрами
За водой ходил.
Чистая водица,
Сполохи зарницы,
Сиверко, метели –
Годы пролетели.

Вот в таком, Богом забытом, селе родился Ф. А. Абрамов.

Только в 18 лет будущий писатель впервые увидел город, железную дорогу, поезд, трамвай, театр. Его поразило и надолго насторожило городское многолюдье, где даже в одном доме люди не знают друг друга.

Детство и юность, проведённые в далёкой таёжной глуши, были нелёгкими. Большая многодетная, рано осиротевшая семья. Отец умер, когда мальчику не было и двух лет. Трудное полуголодное детство и юность закалили характер. Трудолюбие, воля, упорство – от тех детских лет. А душу Абрамова формировали требовательная мать, староверка, ещё более набожная тетушка и местный святой – отрок Артемий Праведный, убитый молнией в 12 лет, известный своим благочестием, послушанием, кротостью, трудолюбием. Поначалу Федор Абрамов хотел во всём походить на Артемия.

Затем Абрамов поступает на филологический факультет Ленинградского университета. Но начинается ВОВ, и Абрамов уходит защищать Ленинград. Получает тяжелое ранение, и его через Ладогу отправляют в тыл.

После госпиталя получает отпуск по ранению и едет в родное село (1942г.).

Но дома он не находит душевного покоя, так как видит, как голодные, разутые дети, женщины и старики взвалили на себя всю мужскую работу в поле, в лесу, на сплаве.

После войны окончил университет, аспирантуру, работал на кафедре советской литературы. Писал только по вечерам и в выходные дни.

Трудной была и писательская судьба. Он говорил: “ Меня били! Крепко били”. Что же это значило? Первый роман был одобрительно встречен критикой. Последующие книги восторженно принимались читателями и негативно официальной критикой. А сколько произведений не было опубликовано при жизни, “зарезано” цензурой! А сколько было сделано цензурных изъятий в опубликованных книгах! Каждое цензурное изъятие писатель воспринимал трагически. Это и было главной причиной того, что Федор Абрамов так рано ушёл из жизни. А произошло это 14 мая 1983 года.

Абрамов большинство своих творений посвятил деревне, простому человеку. Его известные произведения «Братья и сестры», «Две зимы и три лета», «Старухи» и т.д. Многие авторы создавали произведения, в которых говорилось, что в деревне всё хорошо. Это не соответствовало действительности. Эти писатели признавались официальной критикой. Федор Абрамов критиковал такие произведения, а в своих романах и повестях рассказывал правду. Он всегда трезво смотрел на народ, не идеализировал его, но и не преуменьшал его достоинств: “Нет, и народ, как сама жизнь, противоречив. И в народе есть великое и малое, возвышенное и низменное, доброе и злое”.

2. Знакомство с рассказом. Выразительное чтение учителем. (с.404-410.Ф.Абрамов.Деревянные кони.М.,2005.)

IV. Применение. Формирование умений и навыков.

1. Работа с текстом. Беседа. Анализ текста.

Слово учителя :- Наш мир неповторим и вечен. Наша жизнь в этом мире – мгновение. Но осознаем ли мы это? Существует точное наблюдение: воздух мы «замечаем» тогда, когда его не хватает. Когда нет воды, понимаем ее ценность. Ценим здоровье тогда, когда тяжело заболели или когда в дом постучалась беда… К нам ко всем она, кажется, уже постучалась. Один за другим исчезают на земле целые виды растений, животных, птиц. Гибнут реки, озера, степи, луга… Человек почему-то перестает быть человеком, а больше напоминает дикаря. К сожалению, в своей жизни мы забываем о братьях наших меньших. Проходим мимо, не находим минутку, чтобы сказать ласковое слово, приласкать, просто посмотреть в глаза и понять о чем они думают. Ведь и животные умеют чувствовать, переживать и даже плакать. Вот именно об этом мы и поведем наш дальнейший разговор. Мы узнаем, о чем плачут лошади. Именно на этот вопрос нам и предстоит ответить в конце урока.

Понравился вам или нет? Что чувствовали, когда читали?

Что больше всего вас затронуло, взволновало?

Как вы поняли: О чём этот рассказ? (О горькой судьбе лошади в современном обществе ).

Были ли на самом деле счастливые времена у лошадей?

Почему раньше о лошадях заботились, относились к ним как к сокровищу?

Почему теперь изменилось отношение к лошадям?

Чем чревато такое отношение?

Чем Рыжуха отличалась от других лошадей, доходяг и кляч? (Чистая кобылка; сохранила свой весёлый, неунывающий характер. Примеры из текста)

- Как вы думаете, с какой целью автор сравнивает Рыжуху с остальными кобылками?

автор сравнивает людей с лошадьми: многие, попав в одинаковые условия ведут себя по-разному. Кого-то трудности изменяют в худшую сторону, а кто-то сохраняет неунывающий характер и внешне отличается от первых

Обратите внимание на то, что автор проводит параллель между лошадьми и людьми: есть люди, которых жизненные неурядицы изменяют в худшую сторону, а есть те, кто борются с трудностями и сохраняют силу духа, не вешают нос.

Как рассказчик относился к лошадям?

Какие слова помогают понять, что автор сочувствует животным? … “нелегко жилось беднягам”.

Заслужили лошади такое отношение к себе? (Высказываются)

Где и в чём лошадь помогала человеку?

Так только ли для работы нужна была лошадь?

Коньком украшали крышу избы; конь символизирует достаток и благополучие; считается, что подкова приносит счастье. В античности считалось, что по небу едет бог Гелиос в золотой колеснице. Так древние люди объясняли восход и закат солнца.

Лошади очень верные животные. Например, в одном историческом документе сохранилась такая история. В 1809 г. на Дунае был ранен французский гусар. Он упал под ноги своей лошади, и она никому не позволяла приблизится к телу своего хозяина. Ещё долго и русские, и французы слышали жалобное ржание животного.

Почему произошло так, что о лошадях стали плохо заботиться? (Стали ненужные)

Вспомните произведение, в котором была показана похожая ситуация: герой обижает лошадь, после чего на землю спускается лютый холод?

К. П. Паустовский “Тёплый хлеб”.

О чем спорили лошади?

Какие сказочные черты присутствуют в этом рассказе? (Диалог рассказчика и лошади Рыжухи на человеческом языке).

Вы когда-нибудь допускали мысль, что животным может быть “тошно”. Такое состояние бывает у человека, когда ему очень трудно, плохо.

А что лошадей привело к такому состоянию?

отношение к ним;

ненужность.

А как отреагировал рассказчик на рассказ лошади?

Между героем и Рыжухой существовала дружба. На чём основывается дружба? (На доверии, честности, понимании).

Почему в конце рассказа дружба между лошадью и человеком разладилась?

Почему обманул ожидание лошади? Неужели герою так трудно было сказать, что времена, о которых рассказала старая лошадь, были?

Что он испытывал при этом? Почему чувствовал свою вину, стыд? (Ему было стыдно за современное поведение людей, он не рассказал о прежней, хорошей жизни лошадей ).

Легко ли даётся герою это молчание?

герой рассказа ощущает страдания лошадей, поэтому он не способен на жестокость.

Подумайте, может быть, Абрамов ещё что-то хотел сказать, показывая жизнь лошадей?

- О чём плакали лошади? ( О том, что люди перестали ценить и уважать лошадей, потому что необходимость в них “отпала”, пришёл век машин. Человек чёрной неблагодарностью отплатил за беззаветную преданность ).

2. Работа с эпиграфом.

Сергей Есенин говорил:

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

Нужны ли сейчас лошади? Какую пользу они приносят человеку?

V . Подведение итогов. Этап рефлексии.

Каков смысл названия рассказа?

О чём заставил вас задуматься этот рассказ? Можно ли считать, что Абрамов погрузил нас в существующие на земле проблемы? (проблема дисгармонии в отношениях между человеком и природой)

Как в рассказе показана связь человека с природой?

Как в этих взаимоотношениях проявляется личность человека?

Какова символика образа лошади в данном рассказе?

Напишите пятистишье по этому рассказу со словом «лошадь».

VI . Этап информации о домашнем задании: с. 203-208 учебника – краткий конспект, с. 169-181 хрестоматия – читать.

План
Введение
В рассказе автор размышляет о своем крестьянском детстве.
Основная часть
Лошадь Рыжуха - главный персонаж рассказа:
- портрет лошади;
- её жизнь;
- слёзы Рыжухи;
- разговор Рыжухи с героем.
Заключение
Вопрос Рыжухи о лучших временах остаётся без ответа.
Рассказ Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади» во многом автобиографичен. Автор размышляет о своем крестьянском детстве, вспоминая мир лошадей, которые радовали и волновали крестьянское сердце.
В образе главного персонажа писатель описал свою любимицу - лошадь Рыжуху, которая «выгодно выделялась среди своих сородичей». Несмотря на сбитую под седелкой спину, отвисшее брюхо, пухнувшие вены, Рыжуха «сохранила свой веселый, неунывающий характер, нервность молодости». Именно эти качества лошади, ее умение не бояться трудностей, способность чувствовать настоящую радость, выделяли Рыжуху среди других лошадей. Тяжелы будни кобылы: с утра до вечера помогает она людям, но человек очень часто забывает о тех, без кого жизнь была бы сложней. Именно поэтому остальные лошади потеряли свою индивидуальность, превратившись в орудие для достижения собственнических целей человека. Но однажды герой увидел слезы в глазах Рыжухи. Кобыла спросила человека о тех временах, когда «лошадей жалели и берегли пуще всего на свете». Действительно, были такие времена. Не так давно лошадь считалась кормилицей в семье, поэтому ее берегли, ей отдавали лучший кусок со стола, о ней заботились, «выхаживали, водили на водопой, скребли, чистили». Человек умел сострадать и сопереживать и относился к домашнему животному как к подлинному сокровищу. Герой не смог ответить на прямой вопрос кобылы, поэтому лошадиная тоска, навалившаяся на автора, заставила надолго запомнить Рыжуху.
В образе Рыжухи писателем дана непохожая на остальных, особая лошадь, которая стремится выжить, несмотря на нечеловеческие условия существования. Но люди глухи, поэтому вопрос Рыжухи о лучших для лошадей временах так и остался без ответа.

На вопрос План по произведению Абрамова! о чем плачут лошади? заданный автором Великоросский лучший ответ это Ф. А. АБРАМОВ
«О чем плачут лошади»
Произведения Ф. А. Абрамова впервые приходят в средние классы общеобразовательной школы. Его творчество, по словам его друзей, жены, только сейчас обрело силу, стало особенно необходимым и важным. В самом деле, в рассказе, опубликованном в «Огоньке» под названием «СОЭ» , автор рассказывает о трагической судьбе населения целой деревни; люди, убегая от репрессий, поселились в лесу, создали новую деревню, новую жизнь, руководствуясь древними обычаями и традициями. Жизнь была нарушена. Отдаленные на некоторое время от остального населения страны, они создали спокойную мирную обстановку, но она была призрачна и ненадежна… Проблема, поставленная писателем, актуальна и важна. И хотя этот серьезный рассказ может быть осмыслен при более тщательном прочтении и более взрослыми школьниками, но эта проблема, которая высвечивается писателем в своем необычайно трагическом повороте событий, важна для современного читателя любого возраста.
Школьникам предстоит познакомиться с рассказом о писателе, выслушать сообщение о нем учителя, затем прочитать рассказ, предназначенный для школьного изучения.
Семиклассники осознают, что жизненный путь писателя прост и труден одновременно: армия, ранение, университет, аспирантура, заведование кафедрой и писательская деятельность. Но именно здесь и были трудности. «Меня били! Крепко били, - скажет он впоследствии, - но через годы эти произведения причисляли к лучшим» . «Но ничто не могло сломить волю и свободомыслие Абрамова» , - утверждает его жена Л. Крутикова-Абрамова.
Чтение учителем рассказа «О чем плачут лошади» - начало знакомства с текстом. Затем - обсуждение. Почему герой подкармливал лошадей? Почему чувствовал перед ними непонятную вину? Как вы понимаете слова «просто мочи не было смотреть» ? Какой спор был у лошадей? Почему на рассказчика навалилась тоска и почему он казался себе нелепым? В чем обманул рассказчик несчастных кляч и доходяг? Чем интересен рассказ и какими средствами автору удается вызвать сочувствие и сопереживание у читателей? Как рассказ характеризует самого писателя? В чем актуальность этого произведения?
Семиклассники составляют план рассказа, готовят краткий, выборочный, художественный пересказы, читают рассказ по ролям. Рассматривание иллюстраций к тексту позволит школьникам сопоставить свои представления о том, какими видит художник героев и события, описанные автором

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: План по произведению Абрамова! о чем плачут лошади?

Ответ от Просовывать [новичек]
пук


Ответ от Невролог [новичек]
План пересказа





Пересказ
Рассказ начинается с воспоминаний автора о детских годах, когда он брал с собой хлеб и подкармливал лошадей. Самые сложные и противоречивые чувства вызывали у него лошади. Они волновали, радовали его крестьянское сердце. Автор часами мог смотреть на этих добрых и умных животных. Но очень часто лошади вызывали чувство жалости и непонятной какой-то вины перед ними. Ему жаль было лошадей, когда конюх Миколка иногда не кормил их, не поил вовремя.
И вот в один из дней рассказчик не шел, а бежал к лошадям, потому что среди них была его любимица Клара, или Рыжуха. Рыжуха была тех же статей и тех же кровей, что и остальные кобылы и мерины. Из породы так называемых мезенок, лошадок некрупных, неказистых, но очень выносливых и неприхотливых, приспособленных к условиям Севера. Эта кобылка выделялась среди своих сородичей. Некоторые лошади выглядели неряшливыми, с гноящимися глазами, а Рыжуха была всегда чистая, сохранила свой неунывающий характер, нервность молодости. Завидев мальчика, она подавала свой звонкий голос. Но в этот день Рыжуха никак не прореагировала на его появление. Тот забеспокоился: что же с ней случилось?! Он знал, что Рыжуха две недели была на дальнем сенокосе.
Он кормил Рыжуху хлебом, но она не брала его. Слезы, большие, с добрую фасолину, лошадиные слезы лились из ее глаз. И лошадь вдруг заговорила (автор использует элемент сказки, фантастики). Рыжуха рассказала, что она поспорила с лошадьми о жизни. Она вспоминала добрые времена, когда их, лошадей, жалели, берегли, а другие лошади подняли ее на смех, стали издеваться над нею. И тут Рыжуха опять расплакалась. Рассказчик ее успокоил. И вот что лошадь рассказала ему. Оказывается, на дальнем покосе Рыжуха познакомилась с такой же старой кобылой, с которой на пару ходила в конной косилке. Когда им было невмоготу, старая кобыла стала ее подбадривать песнями. Слушая песни, Рыжуха забывала про жару, про оводов, про удары ременки, которой лупил их мужик. Рыжуха спросила Забаву (так звали другую кобылку), не сама ли она придумала все эти красивые песни про лошадиное беспечальное житье. Она отвечала, что эти песни певала еще ее мать, и они передавались из поколения в поколение.


Ответ от тимур миронов [новичек]
пук


Ответ от Вава вава [новичек]
пук


Ответ от Никита казанов [новичек]
пук


Ответ от ЃОПТ УОПТ [активный]
1. Рассказ автора о своей дружбе с лошадьми, особенно с Рыжухой.
2. Рыжуха пытается узнать правду о лошадиной жизни.
3. Лирическое отступление о прежней жизни лошадей.
4.Нынешнему поколению лошадей эта правда недоступна.
5. Дружба человека и лошади дала трещину.


Ответ от Лежнёва Илона [новичек]
1. Автор вспоминает свои детские годы и размышляет о судьбе лошади.
2. Рассказчик описывает свою любимицу - лошадь Клару (ее он также зовет Рыжухой).
3. Диалог лошади с рассказчиком.
4. Автор печалится, так как безвозвратно ушло то время, когда без лошади было немыслимо существование человека.
5. Автор кормит лошадей хлебом и думает о том, что ему нечего сказать им в утешение.


В разделе на вопрос План к произведению "О чем плачут лошади" (Ф. А. Абрамов) Помогите, нужен план. Можно цитатный, можно обычный заданный автором россияне лучший ответ это План пересказа
1. Автор вспоминает свои детские годы и размышляет о судьбе лошади.
2. Рассказчик описывает свою любимицу - лошадь Клару (ее он также зовет Рыжухой).
3. Диалог лошади с рассказчиком.
4. Автор печалится, так как безвозвратно ушло то время, когда без лошади было немыслимо существование человека.
5. Автор кормит лошадей хлебом и думает о том, что ему нечего сказать им в утешение.
Пересказ
Рассказ начинается с воспоминаний автора о детских годах, когда он брал с собой хлеб и подкармливал лошадей. Самые сложные и противоречивые чувства вызывали у него лошади. Они волновали, радовали его крестьянское сердце. Автор часами мог смотреть на этих добрых и умных животных. Но очень часто лошади вызывали чувство жалости и непонятной какой-то вины перед ними. Ему жаль было лошадей, когда конюх Миколка иногда не кормил их, не поил вовремя.
И вот в один из дней рассказчик не шел, а бежал к лошадям, потому что среди них была его любимица Клара, или Рыжуха. Рыжуха была тех же статей и тех же кровей, что и остальные кобылы и мерины. Из породы так называемых мезенок, лошадок некрупных, неказистых, но очень выносливых и неприхотливых, приспособленных к условиям Севера. Эта кобылка выделялась среди своих сородичей. Некоторые лошади выглядели неряшливыми, с гноящимися глазами, а Рыжуха была всегда чистая, сохранила свой неунывающий характер, нервность молодости. Завидев мальчика, она подавала свой звонкий голос. Но в этот день Рыжуха никак не прореагировала на его появление. Тот забеспокоился: что же с ней случилось?! Он знал, что Рыжуха две недели была на дальнем сенокосе.
Он кормил Рыжуху хлебом, но она не брала его. Слезы, большие, с добрую фасолину, лошадиные слезы лились из ее глаз. И лошадь вдруг заговорила (автор использует элемент сказки, фантастики). Рыжуха рассказала, что она поспорила с лошадьми о жизни. Она вспоминала добрые времена, когда их, лошадей, жалели, берегли, а другие лошади подняли ее на смех, стали издеваться над нею. И тут Рыжуха опять расплакалась. Рассказчик ее успокоил. И вот что лошадь рассказала ему. Оказывается, на дальнем покосе Рыжуха познакомилась с такой же старой кобылой, с которой на пару ходила в конной косилке. Когда им было невмоготу, старая кобыла стала ее подбадривать песнями. Слушая песни, Рыжуха забывала про жару, про оводов, про удары ременки, которой лупил их мужик. Рыжуха спросила Забаву (так звали другую кобылку), не сама ли она придумала все эти красивые песни про лошадиное беспечальное житье. Она отвечала, что эти песни певала еще ее мать, и они передавались из поколения в поколение.

План пересказа

1. Автор вспоминает свои детские годы и размышляет о судьбе лошади.
2. Рассказчик описывает свою любимицу — лошадь Клару (ее он также зовет Рыжухой).
3. Диалог лошади с рассказчиком.
4. Автор печалится, так как безвозвратно ушло то время, когда без лошади было немыслимо существование человека.
5. Автор кормит лошадей хлебом и думает о том, что ему нечего сказать им в утешение.

Пересказ

Рассказ начинается с воспоминаний автора о детских годах, когда он брал с собой хлеб и подкармливал лошадей. Самые сложные и противоречивые чувства вызывали у него лошади. Они волновали, радовали его крестьянское сердце. Автор часами мог смотреть на этих добрых и умных животных. Но очень часто лошади вызывали чувство жалости и непонятной какой-то вины перед ними. Ему жаль было лошадей, когда конюх Миколка иногда не кормил их, не поил вовремя.

И вот в один из дней рассказчик не шел, а бежал к лошадям, потому что среди них была его любимица Клара, или Рыжуха. Рыжуха была тех же статей и тех же кровей, что и остальные кобылы и мерины. Из породы так называемых мезенок, лошадок некрупных, неказистых, но очень выносливых и неприхотливых, приспособленных к условиям Севера. Эта кобылка выделялась среди своих сородичей. Некоторые лошади выглядели неряшливыми, с гноящимися глазами, а Рыжуха была всегда чистая, сохранила свой неунывающий характер, нервность молодости. Завидев мальчика, она подавала свой звонкий голос. Но в этот день Рыжуха никак не прореагировала на его появление. Тот забеспокоился: что же с ней случилось?! Он знал, что Рыжуха две недели была на дальнем сенокосе.

Он кормил Рыжуху хлебом, но она не брала его. Слезы, большие, с добрую фасолину, лошадиные слезы лились из ее глаз. И лошадь вдруг заговорила (автор использует элемент сказки, фантастики). Рыжуха рассказала, что она поспорила с лошадьми о жизни. Она вспоминала добрые времена, когда их, лошадей, жалели, берегли, а другие лошади подняли ее на смех, стали издеваться над нею. И тут Рыжуха опять расплакалась. Рассказчик ее успокоил. И вот что лошадь рассказала ему. Оказывается, на дальнем покосе Рыжуха познакомилась с такой же старой кобылой, с которой на пару ходила в конной косилке. Когда им было невмоготу, старая кобыла стала ее подбадривать песнями. Слушая песни, Рыжуха забывала про жару, про оводов, про удары ременки, которой лупил их мужик. Рыжуха спросила Забаву (так звали другую кобылку), не сама ли она придумала все эти красивые песни про лошадиное беспечальное житье. Она отвечала, что эти песни певала еще ее мать, и они передавались из поколения в поколение.

И вот утром Рыжуха эти песни стала петь другим лошадям, а они в один голос закричали, что это все вранье. Рыжуха с надеждой, что мальчик поймет и поможет ей, посмотрела на него. Он, не выдержав прямого вопрошающего взгляда лошади, отвел в сторону глаза и задумался: неужели то, о чем спрашивала его Рыжуха, занимало и других лошадей?

Правильно говорила старая кобылка: были времена, когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, последнюю краюху хлеба. А по вечерам вся семья выбегала встречать ее, и ласкали, и вычищали ее. Ночью по нескольку раз хозяева проверяли свое сокровище. Действительно, все люди тогда знали, что лошадь была главной опорой и надеждой всей крестьянской жизни.

Автор с восторгом описывает гуляние на лошадях. Сами лошади преображались в легких расписных санках с железными подрезами. Самой первой игрушкой для сына крестьянина был деревянный конь. Именно конь смотрел с крыши отцовского дома, про коня-богатыря, про Сивку-Бурку пела и рассказывала мать, конем украшал он, подросший, прялку для своей суженой!.. Во время походов, за каждого коня спрашивали строго. Если кто-то не напоил, вовремя не накормил, или же большой воз навалил на коня... Тогда держись — кулаком могли заехать.

Став студентом, автор не мог забыть тех мест, где паслись лошади. Даже война не вытравила в нем память о родном крае. Вернувшись в послевоенном сорок седьмом году в родные места, рассказчик вспоминает о Карько (так звали коня). Старик-конюх рассказал, что Карька на лесном фронте не стало. Не только люди воевали в ту войну. Лошади тоже ковали победу! Рассказчик попытался отыскать останки своего коня, но не нашел их.

Рыжуха и другие лошади смотрели все так же с мольбой и надеждой. Грустное настроение прерывается восклицанием:

— Ну, ну хватит киснуть! Хватит забивать себе голову всякой ерундой! Давайте лучше хлеб грызть, пока грызется.

Бросив торопливо на луг кусочки хлеба перед Рыжухой, а потом накормив хлебом других лошадей, герой отправился к реке.

Что мог он ответить этим лошадям? Сказать, что старая кобыла была права, что были у лошадей счастливые времена? Автор сожалеет о том, что больше никогда у него не будет доверительного отношения с Рыжухой и другими лошадьми.

И тяжелая тоска, лошадиная тоска, навалилась на него, пригнула к земле...