Абрамов, Анализ произведения О чём плачут лошади, План. Анализ произведения Абрамова «О чем плачут лошади

Федор Александрович Абрамов - автор талантливых и правдивых произведений, посвященных русской деревне. Герои его романов - главные действующие лица русской истории: пахари и солдаты, колхозники и лесозаготовители, вдовы и сироты, старики и старухи. Со страниц произведений Ф. А. Абрамова звучит прямой, честный голос настоящего писателя, говорящий о человеке, его отношении к миру и природе, любви и ненависти, правде и лжи, добре и зле. Рассказ Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» заставляет задуматься о прошлом и настоящем, о сохранении в себе чувства человечности и любви ко всему живому на земле.

Герой рассказа с любовью и удивительно по-доброму относился к лошадям: «Они волновали, радовали мое крестьянское сердце, придавали пустынному лугу с редкими кочками и кустиками ивняка свою особую - лошадиную - красоту...» Он мог часами любоваться красотой этих добрых и умных животных.

К восхищению лошадьми примешивалось чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними, потому что нелегко жилось беднягам: «Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус... тучей клубился над ними комар и мошкара... На некоторых из них просто мочи не было смотреть...» Были лошади с «тупой покорностью и обреченностью во взгляде, во всей понурой, сгорбленной фигуре».

Автор задумывается, отчего лошадям так тяжело живется. Почему? Ведь были времена, когда «лошадей жалели и берегли пуще всего на свете» . Когда-то «лошадей называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами». Ведь еще недавно были такие времена, «когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба...» Лошадь называли сокровищем и опорой «всей крестьянской жизни, потому как без лошади - никуда: ни в поле выехать, ни в лес». Отношение к лошади было как к самому главному члену семьи, и так оно и было.

Но отношение человека к лошади со временем изменилось. Может быть, в этом виноват стремительный научно-технический прогресс, а может быть, - даже точно! - сами люди, которых нельзя назвать людьми. Ведь у людей должно быть действительно человеческое (в прямом смысле этого слова) отношение к животным. Но герой рассказа не может быть в ответе за всех людей. Тяжело ему было видеть вопрошающие лошадиные глаза и искать ответы на вопросы всего лошадиного царства. Ответов не было: «А что я мог ответить этим бедолагам? Сказать, что старая кобыла ничего не выдумала, что были у лошадей счастливые времена? »

Не найдя ответов на немые вопросы лошадей, напустив «на себя бесшабашную удаль», герой «вдруг стал понимать, что... совершил что-то непоправимое, страшное, что... обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг...» «И тоска, тяжелая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы...»

Доброта к любому живому существу - это и есть то, что делает человека нравственно богатым.

Нравственные ценности - это приобретения, которые нельзя сравнить ни с какими другими сокровищами. В душе человека - опыт предыдущих поколений. И то, как он относится к родной земле, к своим близким, к природе, он передает следующему поколению.

2 вариант

Федор Александрович Абрамов известен как автор правдивых произведений, посвященных в основном русской деревне. И это не случайно. Ведь родился будущий писатель в архангельском селе. И здесь, на Русском Севере, учился в школе, сюда вернулся после войны.

В произведении «О чем плачут лошади» Ф. А. Абрамов поднимает проблему отношения людей к животным, проблему прошлого и настоящего, а также проблему сохранения в людях чувства человечности и любви по отношению ко всему живому на земле.

Герой рассказа живет в деревне, любовно относится к окружающей природе, которая напоминает ему его детство. С особой нежностью он относится к лошадям, но почему-то лошади вызывали у него «чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними». И вот разговор с его любимицей Рыжухой дает ему разгадку о причине этих непонятных чувств. Она рассказала, что услышала из песен старой кобылы, «что были времена, когда нас, лошадей, жалели и берегли пуще всего на свете».

Но другие лошади не верят этому, ведь теперь все изменилось. Они часто остаются голодными, когда пьяный конюх Миколка сутками не заявляется к ним. Днем им приходится тянуть тяжелую косилку, а злые мужики «то и дело лупят» их. Разве могут они поверить теперь, что когда- то «лошадью дышали и жили», что «ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю

краюху хлеба». Раньше они были главной опорой и надеждой всей крестьянской жизни, потому как без лошади - никуда: ни в поле выехать, ни в лес. И во время войны они были рядом с солдатами. Но люди разучились ценить дружбу с благородными животными, стали неблагодарными и жестокими.

Укор и боль всей живой природы видит герой рассказа в лошадиных слезах. И он чувствует тяжелую вину, которая пригибает его к земле. И он уже сам увидел себя «каким-то нелепым, отжившим существом».

Ф. А. Абрамов с болью описывает нарушение гармонии между людьми и природой и заставляет нас задуматься о проблеме отношения к окружающему миру.


Почему лошади вызывали такое острое чувство жалости у Ф. Абрамова? Какую роль в повествовании играет описание лошади?

Лошади вызывали у рассказчика острое чувство жалости, потому что они находились в бедственном положении, в ужасном состоянии, никто за ними не ухаживал. Вечно пьяный конюх Миколка иногда день и ночь не заявлялся к ним. Привязанные к колу лошади не могли сами о себе позаботиться.

Они съедали вокруг кола не только всю траву, но и дернину, добираясь до земли. Лошади томились, умирая от жажды, их донимал гнус – комары и мошкара.

Описание лошади по кличке Рыжуха играет важную роль в повествовании. С одной стороны, подчёркивается, что Рыжуха ничем не отличалась от остальных некрупных и неказистых лошадок из породы мезенок, обладая выносливостью, неприхотливостью, хорошей приспособленностью к тяжёлым условиям Севера. Так же, как и другие лошади, она стойко переносила тяготы жизни, и это отразилось на её внешнем виде. В четыре – пять лет у неё уже была сбита спина под седёлкой, заметно отвисло брюхо и даже вены в пахах начинали пухнуть. С другой стороны, Рыжуха всё-таки выгодно выделялась среди своих сородичей. Большинство лошадей выглядело неряшливо.

Они казались какими-то опустившимися, с невылинялой клочкастой шкурой, с гноящимися глазами, с какой-то тупой покорностью и обречённостью во взгляде, во всей понурой, сгорбленной фигуре. Рыжуха же была кобылка чистая. Она сохранила весёлый, неунывающий характер, норовистость молодости. Противопоставление Рыжухи другим лошадям подчёркивает, что она не смирилась со своей участью и её тронул рассказ старой лошади о том, что раньше о лошадях заботились.

Задание 2.

Как объяснить название рассказа «О чём плачут лошади» и слова «В каждом из нас, должно быть, живёт пушкинский вещий Олег…»? В чём рассказчик обманул Рыжуху?

Название рассказа помогает понять тему этого произведения – отношение к лошадям в советскую эпоху 70-ых годов (рассказ написан в 1973 году). Лошади не были частной собственностью, они принадлежали обществу, колхозу, и за ними плохо ухаживали. Лошади плачут не только о своей печальной судьбе, о невыносимых условиях, в которых они содержатся, но им больнее оттого, что в прошлом к лошадям было совсем другое отношение: о них заботились, их жалели и берегли «пуще всего на свете».

Рассказчик вспоминает о своём любимом коне по кличке Карько. После войны в 1947 году он вернулся в родительский дом и сразу же захотел увидеть любимого коня. Но старик-конюх сообщил, что Карько закончил свой жизненный путь в День Победы. Самой старой доходягой пожертвовали, что- бы отпраздновать Победу. Рассказчик попытался отыскать останки своего коня. Поэтому он и произносит такую фразу: «В каждом из нас, должно быть, живёт пушкинский вещий Олег…» В произведении А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» волхв, вышедший из леса «кудесник», предсказал Олегу смерть от его же коня. Князь Олег послушался предсказателя и трогательно простился с конём: «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга!» Он приказал отвести коня в конюшню и заботиться о нём, кормить только отборным зерном, поить чистой ключевой водой. Спустя годы князь вспомнил о своём боевом товарище, но ему сообщили, что коня нет в живых. Олег пожалел, что послушался кудесника, «безумного, лживого старика», ведь он напрасно расстался с конём, которого так сильно любил. Князь Олег пожелал проститься с конём и посмотреть на его останки. Таким образом, эта фраза подчёркивает, что в душе каждого человека живёт любовь к лошади, самому благородному и трудолюбивому животному, верно и преданно служащему человеку.

Рассказчик обманул Рыжуху, когда не ответил на её вопрос, правда ли, что раньше лошади жили намного лучше, их любили, о них заботились. Он чувствовал свою вину перед лошадью и поэтому напустил на себя бесшабашную удаль. Избегая смотреть в глаза лошади, он торопливо бросил перед ней кусок хлеба и с разудалой театральностью распрощался с Рыжухой. Он не мог сказать бедолагам правду о прежних счастливых лошадиных временах, потому что это непременно родило вопрос: а почему сейчас так плохо обращаются с лошадьми. Рассказчик понимал, что совершил непоправимое, страшное, что он обманул Рыжуху, что теперь у него уже не будет искренних и доверительных отношений с Рыжухой, и на него навалилась «тяжёлая лошадиная тоска».

Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади". "Лошадь тоже человек"(сл.№1 )

Цели урока: (сл. №2)

  1. Подчеркнуть любовь Абрамова к деревне, её жителям, где всколосилась национальная культура, нравственность, любовь ко всему живому, призыв к гуманному отношению к тому, что нас окружает;
  2. развивать речь и образное мышление учащихся.

Эпиграфы к уроку (сл. №3)

Самые сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади.

Ф.Абрамов.

Деточка, все мы немного лошади, каждый из нас по-своему лошадь В.Маяковский

Подковы и масти – людям на счастье.
Поговорка.

Ход урока

I. Вступление. Слово учителя (тема и цели урока).

Сегодня мы поговорим о судьбе писателя и, самое главное, - порассуждаем над рассказом Ф. А. Абрамова “О чём плачут лошади”. Выясним, почему же плачут лошади. Обратите внимание на название рассказа, в котором содержится не вопрос, а утверждение. (Запись темы урока в тетрадь).

II. Беседа о биографии писателя. (сл.№4)

1) Таких людей, как Ф. Абрамов, называли – “соль земли”, т. е. такие люди хранят в своей душе необыкновенный запас добра и понимания; своим трудом, своим творчеством они приносят добро, свет в души людей.

Ф. Абрамов родился и вырос на Севере, в селе Веркола Архангельской области.) Семья была большая и бедная: отец Александр Степанович, мать Степанида Павловна, пятеро детей. Федя - младший. Из-за плохой обуви отец простудил ноги и был отправлен в больницу в Карпогоры, за 50 км от Верколы. Оттуда он уже не вернулся:

Достаток нелегко дался "ребячьей коммуне", как назвал ее сам Абрамов: подростку Михаилу пришлось занять место отца, работать за взрослого, заботиться о младших.

В 7 классе Федор, в числе других учеников, получил премию за хорошую учебу. В 9 и 10 классе он, отличник, получал стипендию имени Пушкина, которая присуждалась лучшему ученику школы за успехи в учебе и за знание творчества поэта.

В 1938 году Федор Абрамов окончил с отличием школу и осенью того же года был зачислен без экзаменов на филологический факультет ленинградского университета.

В 1941 году студент-третьекурсник Федор Абрамов, как и многие другие студенты, вступает в ряды народного ополчения: уходит на фронт, досрочно сдав экзамены, "чтобы "хвостов" не было".

В сентябре 1941 года рядовой-пулеметчик 377-го артиллерийско-пулеметного батальона Абрамов был ранен в руку, после недолгого лечения он вновь отправился на фронт.

В ноябре того же года взвод получил приказ: проделать проход в проволочных заграждениях под огнем фашистов. Единственное укрытие - тела погибших товарищей. Заранее распределили, кто за кем поползет. Абрамов попал во второй десяток...

Он не дополз до заграждения нескольких метров - пулями перебило обе ноги. В тот день от взвода в живых осталось несколько человек.

С июля 1942 года Федор возвращается в армию на службу в нестроевых частях: вернуться на фронт не позволяют ранения.

27 ноября 1944 года Федор Абрамов подает рапорт с просьбой разрешить ему поступить на заочное обучение в Архангельский педагогический институт и просит руководство отдела запросить документы об окончании им трех курсов филологического факультета ЛГУ.

Заслушивается домашний пересказ материала учебника о дальнейшей судьбе писателя.

3) Какова главная тема творчества Абрамова? О чём были его произведения? (О деревне; таких писателей называют “деревенщиками”).

4) Много испытаний пришлось преодолеть Ф. Абрамову. Вот как он сам говорил о своей жизни… « Известно, что человек строит себя сам. Но, Боже мой, сколько строило людей меня.
Все они влияли на меня, меня делали. Я всегда учусь, всю жизнь у всех…»

III. Переход к произведению.

За свою жизнь Абрамов написал много произведений, но сегодня мы поговорим о его небольшом рассказе “О чём плачут лошади”, который вы прочитали заранее.(сл. №5)

IV. Беседа по произведению.

1) О чём этот рассказ? (О горькой судьбе лошади в современном обществе).

2) Чтобы вспомнить содержание рассказа, давайте обратимся к плану. (Один из учащихся зачитывает подготовленный дома план).

3) Краткий пересказ по плану (сл. №6-10)

4) Ребята, некоторые из вас подготовили иллюстрации к рассказу, в которых вы показали эпизоды, наиболее понравившиеся. Покажите свои рисунки и прокомментируйте их.

5) Работа с текстом и беседа.

Какие чувства вызывали у рассказчика лошади? Найдите в тексте слова автора.

Почему герой испытывает чувство вины перед лошадьми? (Сейчас человек халатно, небрежно относится к этим животным. Образы доходяг и кляч).

Какие слова-ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “лошадь”? (Добро, тепло; нежное, сильное животное; незаменимая помощь; быстрое передвижение…).

В каком рассказе мы уже встречали что-то похожее: герой обижает коня, и на земле в наказание наступает вечная зима? (К. Паустовский “Тёплый хлеб”).(сл. №7)

Какие сказочные черты присутствуют в этом рассказе? (Диалог рассказчика и лошади Рыжухи на человеческом языке).

Чем Рыжуха отличалась от других лошадей, доходяг и кляч? (Чистая кобылка; сохранила свой весёлый, неунывающий характер. Примеры из текста).

V. “Лошадиная жизнь”. (Продолжение беседы).(Сл.№11)

1) Сейчас люди плохо относятся к лошадям, но были времена, когда к лошади относились хорошо, как к настоящей кормилице. (Обращение к 3 эпиграфу).

2) Коньком украшали крышу избы; конь символизирует достаток и благополучие; считается, что подкова приносит счастье. В античности считалось, что по небу едет бог Гелиос в золотой колеснице. Так древние люди объясняли восход и закат солнца.

Лошади очень верные животные. Например, в одном историческом документе сохранилась такая история. В 1809 г. на Дунае был ранен французский гусар. Он упал под ноги своей лошади, и она никому не позволяла приблизиться к телу своего хозяина. Ещё долго и русские, и французы слышали жалобное ржание животного.

VI. “Человек и лошадь”. (Продолжение беседы).

Человек забыл о милосердии в отношениях с лошадьми. Что означает это слово? (Готовность оказать помощь; способность помочь, простить; милосердный человек способен чувствовать чужую боль).

Между героем и Рыжухой существовала дружба. На чём основывается дружба? (На доверии, честности, понимании).

Почему обманул ожидание лошади? Почему чувствовал свою вину, стыд? (Ему было стыдно за современное поведение людей, он не рассказал о прежней, хорошей жизни лошадей).

О чём плакали лошади? (О том, что люди перестали ценить и уважать лошадей, потому что необходимость в них “отпала”, пришёл век машин. Человек чёрной неблагодарностью отплатил за беззаветную преданность).(сл. №12)

Зачитывается отрывок из рассказа

К чему может привести плохое отношение к животным? (Человек будет плохо относиться и к другим людям).

VII. Творческая часть.

А сейчас, ребята, я хочу предложить вам написать мини-сочинение о рассказе “О чем плачут лошади”

(В течение 5 минут учащиеся работают над сочинением, затем заслушиваются три работы)

1. Рассказ “О чем плачут лошади “оставил неизгладимое впечатление. Я никогда не задумывалась о них, читала, что это обычное животное. Мне стало жалко Рыжухи, теперь я буду любить лошадей и ухаживать за ними.

2. Рассказ поучительный. Он учит нас любить и ценить животных. Ведь автор говорит о том, что лошадь тоже человек, что польза от них была и будет большая.

3. Этот рассказ читала с интересом, так как люблю читать произведения о животных. Автор рассказа заставил нас по-иному относиться к этим животным. Он учит нас гуманному отношению к животным.

ВЫВОД:

1. Если человек по-доброму относится к животным, он по-доброму относится и к людям.

2) Если человек по-доброму относится к животным, он по-доброму относится и к людям.

В завершении урока послушайте, пожалуйста, песню “Красный конь”

VIII. Подведение итогов. Домашнее задание.

  1. Прочитать рассказ Е. Носова «Кукла», вступительную статью «Из автобиографии» и ответить на вопрос: что питает «писательское вдохновение» и что является неизменной темой писателя Е.И. Носова?

Литературоведческий анализ.

Рассказ Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» затра-гивает чрезвычайно важную и острую тему. В этом произ-ведении автор рассуждает о нужности, полезности челове-ка и всякого живого существа, занимающего какое-то ме-сто в жизни. Рассказ построен в виде сказки и потому имеет три плана повествования.

Первый план — собственно сказка. Старая лошадь Ры-жуха обращается к автору с вопросом: действительно ли в прежние времена лошадям лучше жилось — действи-тельно ли лошадей по-хозяйски любили и холили за их тя-желый труд? Автор не находится, что ответить, и с бесша-башной удалью предлагает не думать о пустяках, а «грызть хлеб, пока грызется».

Второй план — это реальная ситуация в советской де-ревне в «благополучные» годы окончательной победы со-циализма. Да, лошадь действительно любили и холили, к ней относились по-хозяйски — так было в годы коллек-тивизации, так было после войны. Но затем человек внеш-не стал жить лучше, он все больше заботился о себе и все меньше о других. Технику и одежду стали ценить гораздо больше, чем красивое сильное животное. К лошадям ста-ли равнодушны, исчезла личная связь между колхозни-ком и конем.

Третий план — это внутренний конфликт автора от осо-знания невозможности разом изменить действительность, невозможности в одночасье повлиять на испортившуюся со временем природу человека. Автор вынужден делать вид, что все нормально. Автор проникается общей психологией: надо есть свой кусок, «пока грызется», и не задумываться о больших проблемах, нависших над обществом. Человече-ское равнодушие на самом деле гораздо шире, оно распро-страняется не только на лошадей, но и на людей. Ценим ли мы друг друга, таких же тружеников, как и сами — вот во-прос, который ставит Абрамов. Мы потребительски поль-зуемся многими общественными благами, но забываем ис-тинную цену этих благ — уважение к человеку, делающе-му жизнь лучше.

План
Введение
ФА. Абрамов выбирает в качестве главного героя своего рассказа лошадь Рыжуху.
Основная часть
Рассказ автобиографичен.
Описание в рассказе начинается с предыстории.
Художественные средства:
- портрет лошади;
- описание чувств лошади;
- речь;
- описание характера;
- взаимоотношение лошади с другими лошадьми и рассказчиком.
Заключение
Ф.А. Абрамов использует различные художественные средства, характеризуя образ лошади.
Ф.А. Абрамов выбирает в качестве главного героя своего рассказа «О чём плачут лошади» лошадь Рыжуху. Повествование в рассказе ведется от первого лица, что делает события в рассказе более правдоподобными, заставляет читателя сопереживать героям.
Рассказ Ф.А. Абрамова во многом автобиографичен. Автор размышляет о своем крестьянском детстве, вспоминая мир лошадей, которые радовали и волновали крестьянское сердце. Описывая лошадей, писатель поднимает такие важные вопросы, как проблема сострадания, милосердия ко всему живому.
Автор начинает своё списание с предыстории. Писатель объясняет читателю, чем отличается жизнь лошадей в старые времена и в двадцатом веке с приходом в село техники. Раньше лошадей холили и лелеяли, они были кормильцами в семье; а в двадцатом веке люди стали просто использовать их труд: «Из этих песен я узнала, что были времена, когда нас, лошадей, называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами. И когда я слушала эти песни, я забывала про жару, про оводов, про удары ременки, которой то и дело лупил нас злой мужик. И мне легче, ей-богу, легче было тащить тяжелую косилку. Я спрашивала Забаву - так звали старую кобылу, - не утешает ли она меня. Не сама ли она придумала все эти красивые песни про лошадиное беспечальное житье? Но она меня уверяла, что все это сущая правда и что песни эти певала ей еще мать. Певала, когда она была сосунком. А мать их слышала от своей матери. И так эти песни про счастливые лошадиные времена из поколения в поколение передавались в ихнем роду».
Описывая Рыжуху, автор использует различные художественные средства. Вот как описывает писатель её портрет: «Рыжуха была тех же статей и тех же кровей, что и остальные кобылы и мерины. Из породы так называемых мезенок, лошадок некрупных, неказистых, но очень выносливых и неприхотливых, хорошо приспособленных к тяжелым условиям Севера. И доставалось Рыжухе не меньше, чем ее подругам и товарищам. В четыре-пять лет у нее уже была сбита спина под седелкой, заметно отвисло брюхо и даже вены в пахах начинали пухнуть... И все-таки Рыжуха выгодно выделялась среди своих сородичей». Рыжуха выделялась среди других лошадей: «сохранила свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости». Именно этим она особенно запомнилась рассказчику. Заостряя проблематику рассказа, автор описывает чувства лошади. Однажды рассказчик увидел, что Рыжуха плакала. Лошадь была расстроена тем, что никто из лошадей не поверил ей, что когда-то были другие времена, и лошадям жилось хорошо. Речь Рыжухи - ещё одно художественное средство, которое помогает раскрыть образ лошади. В рассказе лошадь разговаривает с мальчиком. На прямой вопрос Рыжухи рассказчик так и не смог дать ответа: «Скажите мне... Вы человек, вы все знаете, вы из тех, кто всю жизнь командует нами... Скажите, были такие времена, когда нам, лошадям, жилось хорошо? Не соврала мне старая кобыла? Не обманула?» Мальчику было стыдно за людей. Отныне доверительные отношения между мальчиком и Рыжухой невозможны, так как рассказчик обманул доверие лошади.
Ф.А. Абрамов использует различные художественные средства, характеризуя образ лошади: портретную характеристику, речь, описание характера, показывает взаимоотношения лошади с другими лошадьми и рассказчиком.