3 небылицы. Картотека по развитию речи на тему: Русские народные небылицы, потешки в стихах для детей

Небылицы. Небылицы для детей - это небольшие рассказики о явлениях и действиях, которых не бывает в природе, о том, чего на самом деле нет и быть не может. Еще наши предки проявляли фантазию и сочиняли небылицы, которые передавались из уст в уста. Эти забавные стишки очень нравятся детям, кроме того они развивают память и мышление малыша.

Что такое небылица?
Это значит: Волк и Львица
Привезли своих ребят
На машине в детский сад.
А потом - умчались в горы
На работу в Детский город,
Где в «Салоне Доброты»
Дарят Белочкам цветы.
***
Вот послушайте, ребята,
Нескладуху буду петь,
Летит бык на аэроплане,
Петух пашет на свинье.
Летит боров на заборе,
Листья мерит на аршин,
На иголку собирает,
Чтобы не было морщин.
Лежит корова на канаве,
Опоясавшись квашнёй,
Тесто месит и взбивает,
Заправляет лебедой.
***
Лошадка травку ела, ела,
И ей травка надоела.
В магазин пришла Лошадка
И купила шоколадку.
***
Из-за тучи, из-за гор
Едет дядюшка Егор.
Он на пегой на телеге,
На скрипучей лошади,
Топорищем подпоясан,
Нараспашку сапоги,
На босу ногу кафтан,
А на голове карман.
***
Сидит заяц на березе,
Курит вяленный сапог.
Телефонный столб женился,
У быка телегу взял.
Бык на это рассе6рдился
И зарезал самовар.
***
- Говорят: ты жив, здоров?
- Нет, лежу в больнице.
- Говорят: ты сыт по горло?
- Нет, я сильно есть хочу,
Хоть корову проглочу!
***
Мурзик вылепил из снега
Двухколёсную телегу.
Запряглись в нее собачки,
Повезли кота на скачки.
***
Едет повар на тарелке,
Две кастрюли впереди,
А лоханка позади.
Кричит ему кухарка:
«Где мая лоханка?»
Услыхали чугуны,
Загудели как жуки.
Услыхали ложки,
Запрыгали как блошки.
Кочерга пошла плясать,
А ухват ей подпевать.
***
Жил-был дедушка Егор
На лесной опушке,
У него рос мухомор
Прямо на макушке.
Вышел Лось из-за куста,
Гриб красивый скушал
И Егору прошептал:
«Надо чистить уши».
***
У козла в бороде
Живут две лягушки,
На спине сидит медведь,
Держится за ушки.
***
Волк работал пастухом
На «Дошкольной ферме».
Ездил с огненным кнутом
На корове вредной.
Пас детишек-непосед
На конфетном поле.
Им рассказывал секрет,
Как учиться в школе.
А ребята-сорванцы
В поле рвали огурцы,
Угощали пастуха
И смеялись: «Ха-ха-ха!»
***
Сидит заяц на заборе
В алюминиевых штанах.
А кому какое дело, -
Может, заяц космонавт.
***
Вы послушайте, ребята,
Нескладуху буду петь,
На дубу свинья кладется,
В бане парится медведь.

***
Под овином две сороки
Жарили варенье,
Куры съели петуха,
Говорят, собаки.
***
На вокзале в новом зале,
Кот лежит без головы.
Пока голову искали
Ноги встали и пошли.
***
По реке плывет корова,
Обогнала пароход.
На рогах стоит ворона
И соломинкой гребет.
***
Дед кудрявый без волос,
Тоненький, как бочка.
У него детишек нет -
Только сын да дочка.
***
На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.
***
Чепуха, чепуха
Это просто враки:
Сено косят на печи
Коромыслом раки.
***
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул,
Там землетрясенье
И из тучи на него
Капало варенье.
***
Вы послушайте, ребята,
Небылицу вам спою:
Вместо кренделя - баранки
Проглотил мужик дугу.
***
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
***
Из-за тучи, из тумана
Мужик скачет на баране.
А за ним на комариках
Дети скачут в валенках,
А жена на блошке
Скачет по дорожке.
***
Сидит ежик на сосне -
Новая рубашка,
На голове сапожок,
На ноге фуражка.
***
Едет на лисе
Курица верхом,
Бежит кочан капустный
С зайцем кувырком.
Ловит щука в море
Сетью рыбака,
Плавает корова
В крынке молока.
Зернышко пшеницы
Воробья клюет,
А червяк ворону
В коробочке несет.
***
По реке плывет кирпич,
Деревянный, как стекло.
Ну и пусть себе плывет,
Нам не нужен пластилин.
Это сказка про ежа,
Он летит себе в гнездо
А муха тоже самолет,
Только очень маленький.
***
А где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес
Да на полочку отнес.
А полочка обломилась
И яичко не разбилось.
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась:
- Ой, куда-куда, кудах!
Не бывало у нас так,
Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,
Голопузый за пазуху поклал,
А слепой-то подглядывал,
А глухой-то подслушивал,
А безногий во догон побежал,
Безъязыкий «караул» закричал.
***
Покупал баран баранки
На базаре спозаранок
Накупил баран баранок:
Для барашков, для овечек
ДЕСЯТЬ маковых колечек,
ДЕВЯТЬ сушек,
ВОСЕМЬ плюшек,
СЕМЬ лепешек,
ШЕСТЬ ватрушек,
ПЯТЬ коржей,
ЧЕТЫРЕ пышки,
ТРИ пирожных,
ДВЕ коврижки
И ОДИН калач купил -
Про себя не позабыл!
А для женушки - подсолнушки.

Небылицы

Основные понятия: определение, особенности бытования, терминология, особенности (образная система, антропоморфизм, композиция, рифмовка), методика рассказывания, формы, жанровые модели.

Бытование жанра . Небылицы, или небывальщины, представляют особый жанр фольклора, встречающийся у всех народов как самостоятельное художественное произведение или как часть сказки, былички, былины, скоморошины.

Жанр одинаково распространен как во взрослом, так и в детском репертуаре. Отличие заключается в форме. В произведениях, исполняемых для детей или детьми, «небылица принимает форму песенки, рифмованной приговорки (считалки), молчанки, дразнилки, пестушки и т. д.».

Детей привлекают произведения, где развивались бы совершенно невероятные события; происходила перестановка объекта действия или признаков, характеризующих различные предметы; функции и свойства одного предмета приписывались другому. «Нарушение правильной координации вещей вызывает в детях смех, и чем больше это нарушение, тем ощущение смешного сильнее», – отмечала О.И. Капица.

Определение. Обычно небылицами исследователи считают «произведения различной жанровой принадлежности, изображающие действительность с преднамеренным нарушением хронологической последовательности событий, причинно-следственных связей и т. д. и создающие полную несообразностей художественную картину мира».

Вероятно, название «небылицы» дали сами исполнители:

Позвольте, братцы, небылицу с пеги,

Небылицу, да небывальщину.

Старину спою, небывалую, да не слыханную.

Важным их свойством является алогизм. Предметный мир, домашние животные, птицы – все в небылицах показано с «абсурдной» стороны.

Второе свойство обусловлено приписыванием одному предмету свойств другого. Оно было отмечено, в частности, К.И. Чуковским, назвавшим подобные произведения «перевертышами» по аналогии с английскими «Topsy-turvy Rhymes» – «стишки навыворот, стишки перевертыши». Название «перевертыши» отчасти совпадает с немецким названием «Verkehre Welt» – «перевернутый мир».

Изучение , Одной из первых в отечественном литературоведении песенки-перевертыши рассмотрела О.И. Капица, ее выводы впоследствии подтвердили английские ученые И. Оупи и П. Оупи в книге «Фольклор и язык школьников», вышедщей в Кембридже в 1959 году. Примерно в то же время В.П. Аникин закрепил двойное название подобной формы.

Вместе с тем некоторые исследователи проводят различие между ними Е.М. Левина полагает, что необходимо разграничивать небылицы и перевертыши. Различие между Ними наблюдается в своеобразии характера действия: в небылице главным принципом становится антропоморфизм (совершение зверями работы людей, приобретение ими человеческих прозвищ и качеств).

В перевертыше имеет место обратная координация, звери выполняют ту же работу, но делают ее необычным образом – косят сено молотками, кафтан зашивают метлой. Неординарностью отличаются и временные характеристики: в небылицах бедствия птиц и насекомых изображаются как мировая катастрофа, в перевертышах герои перемещаются по морю на решете, путают времена года и сезоны.

Всякое отступление от нормы помогало ребенку искать и находить свои ориентиры в пространстве. Таковыми становились ассоциативные связи. Перевернутый мир позволял по-иному посмотреть на обыденные вещи, определить их, оттенить и подчеркнуть отдельные качества.

М.Н. Мельников уточняет, что анализ текстов, опубликованных В.И. Далем, позволяет утверждать, что небылицы создавались взрослыми и для взрослых. Поэтому нельзя относить их к творчеству детей, скорее речь идет о своеобразных переложениях или приспосабливании детской аудиторией отдельных форм.

Не случайно перевертыши активно использовала народная педагогика, активизируя познавательную деятельность ребенка и формируя у него умение видеть комическое:

Кошка на лукошке

Ширинку шьет,

Кот на полатях

Указывает:

Не так, кошка

Не так, плошка,

Не так черепец,

Наш Иван молодец.

Особенности . Небылицы отличаются игровым характером перевертышей, Чуковский считал их умственной игрой: «Ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями». Научившись складывать бывальщины, ребенок начинает превращать их в собственные истории – «жажда играть в перевертыши присуща чуть ли не каждому ребенку на определенном этапе его умственной жизни».

Круг образов детской небылицы предопределялся условиями крестьянского быта, в них присутствовали знакомые крестьянскому ребенку с детства животные, птицы, насекомые. Только они одевались как люди: «коза в сарафане», «курочка в сапожках», «утка в юбке». Животные выполняли те же обязанности: «курочка избу метет, вымела избушку, положила голичек под порожичек», «кот на печи сухари толчет, кошка ширинку шьет».

Перемещение животных в несвойственную им обстановку, где они были вынуждены действовать несвойственным образом, приводило к созданию комического эффекта. Случалось, что одним животным приписывались свойства других: «по поднебесью медведь летит, ушками, лапками помахивает, серым хвостиком поправливает», «собачка бычка родила», «поросеночек яичко снес».

Основным приемом становится антропоморфизм: животные, насекомые, птицы переодевались в человеческую одежду и наделялись людскими качествами, свойствами и пороками. Они выполняли одинаковые с людьми действия. Люди также работали и действовали в несоответствующей обстановке: «мужики на улице заезки (заколы для рыбной ловли) бьют, они рыб ловят». Животные использовались необычным образом: «Фома едет на курице, Тимошка – на кошке»; «мужик комарами пахал, дубинкою погонял».

По сравнению с сказками антропоморфизм небылиц имеет свои особенности. Сходство проявлялось в очеловечивании животных, однако в сказке животное выступает как носитель определенных качеств: лиса отличалась лукавым нравом, оказывалась изворотливой, способной к воровству; медведь, напротив, всегда неповоротлив и недогадлив.

В небылицах характеристика меняется. Приведем некоторые небыличные песенки, в первой из них представлены переодетые животные, а во второй – ряженые животные пляшут:

Ульяна, Ульяна,

Садись-ка ты в сани,

Поедем-ка с нами

В нову деревню.

В новой деревне

Во старом селеньи

Много дива увидишь:

Курочка в сережках,

Козел в новых портках,

Коза в сарафане,

А бык в кожане,

Утка в юбке,

Селезень в жерельях,

Корова в рогоже -

Нет ее дороже!

У нашего Данилы

Разыгралася скотина,

И коровы и быки

Разинули кадыки,

Утки в дудки,

Тараканы в барабаны;

Коза в синем сарафане,

Во льняных штанах,

В шерстяных чулках,

Вол и пляшет,

Ногой машет,

Журавли пошли плясать,

Долги ноги выставлять,

Бух, бух, бух.

Семья коз выполняет крестьянскую работу:

Козел муку мелет,

Коза подсыпает,

А маленьки козляточки

В амбарах гуляют.

По форме небылица представляет собой краткую сюжетную зарисовку, бытовую картинку с конкретным содержанием без зачина и концовки. Приведем пример небылички, где действующими лицами являются насекомые: тараканы, комар, вошь, блоха:

Таракан дрова рубил,

Комар по воду ходил,

В грязи ноги завязил.

Блоха поднимала -

Живот надорвала.

Вошка баню топила,

Гнидка щелок варила,

Вошка париться ходила,

Со угару-то упала,

На лохань ребром попала,

Слава богу околела,

Всему миру надоела.

Сюжетная законченность описания, насыщенность конкретными деталями, наглядные несообразности обуславливают смысловую емкость, точную и зрелищную передачу действий

Композиционно перевертыш состоит из картин-действий, расположенных цепочкой и слабо соединенных друг с другом. В нем происходит перестановка объекта действия или признаков, характеризующих разные предметы. Иногда эта словесная забава «принимает характер игры в обмолвку»:

Где это видано,

Где это слыхано,

Чтоб курочка бычка родила,

Поросенок яичко снес,

Безрукий-то клеть обокрал,

Нагому за пазуху наклал,

Безногий вприпрыжку побежал

Концовка в небылицах отсутствует или не влияет на основное содержание, воспринимаясь как законченное резюме:

Гнида щелок щелочила,

Вошка париться ходила,

Со угару-то упала,

На лохань ребром попала.

Слава богу околела,

Всему миру надоела.

Некоторые исследователи полагают, что зачин, напротив, играет важную семантическую роль: «в нем сразу подчеркивается, что речь идет о чепухе, небыли, в которую не верят».

Повествование в небылице ведется от первого или третьего

У нашего Данилы

Разыгралася скотина.

Жил я у матушки

В сосновой избушке.

Спал на подушке,

На перинушке.

Характер рифмовки в небылице разнообразен. Наиболее распространены смежные рифмы:

А хозяин на печи обувается,

А медведь на дороге повивается,

А свинья под мостом овес толкет,

А лягушка на дворе песенки поет.

Пример перекрестной рифмы в сочетании с внутренней:

Козел муку сеет,

Коза подсевает,

А барашки крутоторожки

В дудочку играют,

А сороки-белобоки

Ножками топ-топ,

А совища из углища

Глазами-то хлоп-хлоп.

Часто встречаются внутренние рифмы в сочетании с парными

Скок-поскок,

Молодой дроздок.

Перевертыши различаются по жанровой модели; иногда это коротенькая прибаутка:

Эх, сапоги у меня на вате,

А поддевка на скрипах.

Да я на пегой на телеге

На сосновой лошади.

Но может быть и целая песенка:

Лыко мужиком подпоясано.

Ехала деревня середь мужика,

Глядь из-под собаки лают ворота;

Ворота-то пестры, собака-то нова.

Мужик схватил собаку

И давай бить палку.

Собака амбар-то поджала

Да в хвост и убежала.

Изба пришла в мужика

Там квашня бабу месит.

Встречаются перевертыши в форме нарратива:

Я встал поутру, обулся на босу ногу, топор надел, трое лыж за пояс подоткнул, дубинкою подпоясался, кушаком подпирался. Шел я не путем не дорогою; подле лыков горы драл; пошел я в чисто поле, увидал: под дубом корова бабу доит. Я говорю: «Тетенька, маминька, дай мне полтора молока пресного кувшина». Она не дала. Я вышел на улицу: тут лайка собачит (вм. собака лает) на меня; мне чем обороняться? Я увидал: на санях дорога, выхватил из оглобель сани, хлысть лайку и пошел домой.

В данном случае сюжет разворачивается как необычная история, которая приключилась с самим рассказчиком. Е.М. Левина полагает, что даже в том случае, когда присутствуют «мотивы прозаической небылицы, повторы ритмически их организуют».

…Да не курица на ступы соягниласе,

Корова на лыжах прокатиласе,

Да свинья в ели-то ведь гнездо свила.

Да гнездо свила да детей вывела.

Малых деточек да поросяточек.

Поросяточка всё по сучьям вися,

По сучьям вися и полететь хотя.

Обоухая свинья

На дубу гнездо свила,

Поросила поросят

Ровным счетом шестьдесят.

Распустила поросят

Все по маленьким сучкам.

Поросята визжат,

Полететь яны хоцяць.

О.И. Капица отметила, что к небылицам примыкают так называемые «большие песни». В большинстве из них действующими лицами являются животные, которые действуют подобно людям. Наиболее распространенными она считает следующие: «Козел», «Сватовство совы», «Война грибов», «Чечотка», «Смерть и похороны комара», «Поедем-ко, женушка, домик наживать», «Жил я у попа».

Подобные песни П.В. Шейн называет сатирическими и скоморошными. «Почти все они, – замечает он, – отличаются явным сатирическим характером, смысл и цель которого с течением времени сгладились, вследствие чего они в значительной степени потеряли совершенно интерес для людей старших поколений. Но, благодаря обилию аллитераций, тавтологий и рифмы, а равно легкости для запоминания их несложных музыкальных мотивов, они, так сказать, сами напросились своими неоцененными услугами матерям, нянькам, пестуньям, для которых они являлись самыми желанными, самым удобным и подходящим средством занимать и забавлять приятным образом своих и чужих малюток. Эти малютки, выросши и возросши до отроческих лет, сами с удовольствием начинают употреблять эти самые песенки и прибаутки».

Отсутствие точной терминологии привело к тому, что в первом собрании «Русских народных песен» П. Шейн поместил эти песни в детский отдел, а в «Великоруссе» перенес их в группу юмористических песен для взрослых.

Среди больших песен в первую очередь укажем на распространенную у русских, белоруссов и украинцев песню о «козле». О.И. Капица приводит более 10 вариантов песни. В ней рассказывается о том, что любимый бабушкин козлик отправился в лес погулять, а там его растерзали волки. Профессор В.Н. Перетц указывает на прототип этой песенки, находящийся в сборнике польских песен Гинтовта и Рудницкого, относящемся к 1713 г.

Приводим начало наиболее распространенного варианта этой песенки:

Жил-был у бабушки серенький козлик,

Бабушка козлика очень любила.

Вздумалось козлику в лес погуляти,

Напали на козлика серые волки,

Остались от козлика рожки да ножки.

После каждой строки повторяется припев «Вот как, вот как» и два последних слова. Постепенно простой по структуре текст развивается в наполненную разными событиями песню, где козел встречается с волками и погибает.

В начале бабушкин козел похваляется:

Семь волков убить

Бабе шубу сшить.

Козел оказывается трусом и при встрече с заинькой и лисанькой спрашивает:

Ты не смерть ли моя,

Ты не съешь ли меня?

На это ему животные отвечают

Я не смерть твоя,

Я не съем тебя.

Уж я заинька,

Уж я беленькой.

Затем козел встречает семь волков, которые нападают на него. Бабушка находит только его останки и устраивает поминки по своему любимцу. О.И. Капица приводит и вариант с благополучным концом, в котором козел расправляется с волками и возвращается домой невредимым:

Ах ты, бабушка,

Ты, Варварушка,

Отворяй-ко ворота,

Принимай-ко козла.

Песня попала в детскую книгу и широко использовалась для педагогических целей. О.И. Капица полагала, что она дает материал для подвижных детских игр с пением для маленьких, поскольку «из всех больших песен она по форме и содержанию особенно близка детям, чем и объясняется ее популярность». С.Я. Маршак обработал песню в пьесу для детского театра и для театра Петрушки. Очевидно, О.И, Капица имеет в виду пьесу С. Маршака «Сказка про козла».

Не менее распространена по количеству вариантов песня «Сватовство и свадьба совы», в которой действуют птицы. В ней отчетливо прослеживается сатирическая направленность. Характеристики птиц, которых предлагают снегирю в жены, отличаются изобразительностью. Все, они наделяются человеческими качествами:

Взял бы я галку – косолапая она.

Взял бы я ворону – черномазая она.

Взял бы я ласточку – вертлявая она.

Взял бы я кукушку – тоскливая она и т. д.

Одновременно жених пытается выяснить и деловые качества своей невесты:

Умеешь ли ты, совонька, прясть, ткать?

Умеешь ли пашеньку пахать?

В сборниках детских сказок помещается песня «Война грибов»:

Заводилася война

Среди белого дня.

Уж как начато палить,

Только дым пошел валить.

Как сказали на войну

Всему нашему селу,

Пораздумал белый гриб -

Всем грибам полковник,

Под дубочком сидючи,

На грибочки глядючи.

Он обращается к разным грибам, но все отказываются идти на войну: рыжики говорят:

Мы богаты мужики,

Не повинны во полки

Опенки отвечают:

У нас ноги очень тонки

Нейдем мы на войну и т. д.

Соглашаются, наконец, грузди:

Мы – ребятушки дружны

Подавайте сабли, ружья,

Мы – заступники селу,

Мы идем на войну.

Детские песни представляют собой пародию на исторические песни, сложенные в конце XVIII века под влиянием восстания Пугачева. В тексте песни высмеивались те, кто отказывался идти сражаться.

Песни «Будем-ка, женушка, домик наживать» и «Жил я у попа» построены на ряде звукоподражаний и названий, характеризующих животных. В первой песне перечисляются животные, купленные для хозяйства, во второй – животные, подаренные паном работнику за его службу. Вот как характеризуются животные:

А телица – хвастувица,

Мой баран матер-пестер,

Козинька бела-руса,

Свинушка пестра-ряба,

Моя утка – попловутка,

Моя гуска – водоплюска и т. д.

Приведем пример звукоподражания:

Козынька – меке-кеке,

Барашек – бя-бя, бя-бя,

Свинушка – рюхи, рюхи,

Индюшка – шулды-булды,

Гусынька – га-га-гага и т. д.

Взаимодействие небылиц с литературными формами . М.Н. Мельников и Е.М. Левина показывают появление перевертышей на основе книжной традиции: «Плыл по морю чемодан», «Шла изба по мостику…», «Дело было в январе, первого апреля».

Встречаются пародии на современные популярные песни:

У леса на опушке

Жила зима в избушке.

Она людей варила…

В подобных текстах присутствуют мотивы устрашения, органично вошедшие в структуру жанра. Данное обстоятельство сближает песни-пародии с «страшными историями» и показывает, что жанр не утратил популярности в современной детской среде.

Русские народные стишки, небылицы, потешки.

А где это видано

И в какой деревне слыхано,

Чтобы курочка бычка родила,

Поросеночек яичко снес

Да на полочку унес.

А полочка обломилась,

И яичко разбилось.

Овечка расквохталась,

Кобылка раскудахталась:

— Ой, куда-куда-кудах!

Не бывало у нас так,

Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,

Голопузый за пазуху поклал,

А слепой-то подглядывал,

А глухой-то подслушивал,

А безногий водогон побежал,

Безъязыкий «караул» закричал!

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из под собаки

Лают ворота.

Он схватил дубинку

Разрубил топор,

И по нашей кошке

Пробежал забор.

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь погоняет

Мужика кнутом.

На болоте стоит пень,

Шевелиться ему лень.

Шея не ворочается,

А посмеяться хочется.

Лиса по лесу бежала,

Лиса хвост потеряла.

Ваня в лес пошёл,

Лисий хвост нашёл.

Лиса рано приходила,

Ване ягод приносила,

Её хвост отдать просила.

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор

На булановой телеге,

На скрипучей лошади.

Сапоги на нем с карманом,

А жилетка с каблуком.

Подпоясался дубиной,

Опирался кушаком.

Между небом и землёй

Поросёнок рылся

И нечаяно хвостом

К небу прицепился.

Трах-тах, тарарах,

Едет мышка на ежах.

— Подожди колючий ёж,

Больше ехать невтерпёж,

Очень колешься ты, ёж.

Наши уточки с утра -

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда -

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора -

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху -

Грру-грру-угрру-у-грру-у!

Наши курочки в окно -

Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!

А как петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!

Тень-тень-потетень,

Выше города плетень.

Сели звери на плетень.

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

Всему свету я краса!

Похвалялся зайка:

Пойди, догоняй-ка!

Похвалялися ежи:

У нас шубы хороши!

Похвалялся медведь:

Могу песни я петь!

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Деткам спать не даешь?

Раным-рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»

А коровки в лад ему

Затянули: «Му-му-му!»

Ты, Буренушка, ступай,

В чисто поле погуляй,

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молочком.

Скучно волку жить в лесу -

Он заводит песню.

Так неладно, так нескладно -

Хоть беги из лесу.

Перед ним лисица пляшет -

Рыжей лапой машет.

Хоть ни ладу и ни складу -

Пляшет до упаду.

Воробей пищит на ветке

Изо всех силенок.

Пусть нескладно, непонятно-

Все равно приятно.

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Выпал беленький снежок,

Ехал Ванюшка-дружок.

Ваня ехал, поспешал,

Со добра коня упал.

Упал Ваня и лежит,

Никто к Ване не бежит.

Две девушки увидали,

Прямо к Ване подбежали,

На коня Ваню сажали,

Путь-дорогу показали.

Путь-дорогу показали,

Да наказывали:

Как поедешь ты, Иван,

Не зевай по сторонам!

Старый заяц сено косит,

А лиса сгребает.

Муха сено к возу носит,

А комар кидает.

Довезли до сеновала -

С воза муха закричала:

«На чердак я не пойду,

Я оттуда упаду,

Ноженьку сломаю,

Буду я хромая».

Гречку мыли, гречку мяли,

Мышку по воду послали

По мосту-мосточку,

Желтому песочку.

Проплутала долго -

Испугалась волка,

Заблудилась, слезы градом,

А колодец - рядом.

Ой ты, заяц косой - вот так!

Не ходи ты за мной - вот так!

В огород попадешь - вот так!

Всю капусту сгрызешь - вот так,

Как поймаю тебя - вот так,

Как за уши схвачу - вот так,

Да и хвост откручу - вот так!

Приложение №4

Конспект занятия

Тема: Народные художественные промыслы.

Цель: Познакомить детей с народными художественными

промыслами, развить чувство гордости за русскую землю,

славящуюся мастерами, которые создавали и создают своими руками

сказочную красоту.

Дать детям представление об общности народных художественных промыслов и их различиях.

Помочь детям через беседу, дидактические карты, наглядные пособия, развивать воображение, память, чувство света, эстетическое восприятие.

Способствовать формированию у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

Предварительная работа:

Рассматривание открыток, альбомов, слайдов, изделий дымковских, гжельских и хохломских мастеров (каждый промысел на отдельном стенде), рисование в альбомах для раскрашивания.

Материалы и оборудование:

Картинки и открытки с изображением различных народных промыслов. Посуда: Гжель, Хохлома. Дымковские игрушки.

Ход занятия

(Тихо звучит музыка)

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.

Земля наша, Русская, испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Для того, чтобы любить, необходимо все это видеть и знать. Ребята, сегодня на занятии я хочу вам рассказать о народных художественных промыслах.

В России народных художественных промыслов великое множество. И сейчас мы с вами совершим экскурсию по самым знаменитым, самым уникальным центрам народного творчества.

Дети подходят к первому стенду. (Гжель)

В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше свое мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали, да придумали. Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую-белую, и решили слепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, расписывали свою посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получилась посуда, и стали называть ее «нежно-голубое чудо».

Чашка эта голубая

О зиме напомнит вдруг:

На снегу холодном тает

Не расстает синий луг.

Рассветают на морозе

Хризантемы и ромашки.

Колокольчики и розы.

Украшают чашки, вазы

Сколько блеска, сколько глянца

В сине-белом том фасьянсе!

Неужели, неужели

В Вашем доме нету Гжели?

Дети подходят ко второму стенду. (Хохлома)

Продолжим нашу экскурсию, посмотрите, какая красивая посуда.

В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своими яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина, или цветы: маки, колокольчики, ромашки.

Я перечислила элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному - завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок. Найдите на предметах ягоды клубники, ягоды смородины, завиток, листья, цветы.

Молодцы ребята! Послушайте стихотворение о Хохломе.

Вы не знаете, ребята,

От чего и почему,

Очень часто называют

Золотую Хохлому?

Разве золотом покрыты

В ней деревья и дома?

Может, всюду там сияют

Золотые терема?

Деревянная, резная

Расписная Хохлома!

Удивительной посудой, -

Вот чем славится она.

Этот тонкий, этот дивный

Золотистый завиток!

Раз увидишь, не забудешь,

И хотел бы, да не смог.

Дети подходят к стенду с Дымковской игрушкой.

Полюбуйтесь ребята, какая красота! И Барышня,и свистулька, и лошадки. Что же это за узор?

А сейчас послушайте мой рассказ о Дымковской игрушке.

Дымковская слобода, что недалеко от города Вятки, славится своими мастерами. Проходили здесь знаменитые весенние ярмарки, народные гуляния, на которых и появились первые игрушки расписные, дивные такие. Называется такой праздник «свистуньей». Пели на разные голоса свистульки, зазывая весну, прогоняя холодную зиму. Практически в каждой избе жили умельцы, владеющие дымковским мастерством. Из красной глины, смешанной с просеянным песком, рождались, появлялись на свет разные зверюшки: кони озорные, олени золоторогие, индюки важные, кавалеры отважные, свистульки голосистые да звери сказочные, диковинные. Особенностью дымковской игрушки является простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полосок разной толщины. Для этой росписи используют сочетания ярких цветов: красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, оранжевого, синего и, конечно, черного. Словно из далекой доброй сказки пришло к нам чудо: зверюшки-веселушки, дивные дымковские игрушки.

Есть в России уголок,

Где из труб идет дымок,

Знаменита деревушка

Яркой глиняной игрушкой:

Пестрыми фигурками.

Кошечками Мурками,

Расписными петухами,

Курицами, индюками,

Веселит, ласкает взор

Пестрый Дымковский узор.

Итог занятия.

РЕФЛЕКСИЯ

Ребята, интересная экскурсия у нас получилась? А вы хотите стать народными умельцами? (Ответы детей). Хорошо! Тогда я приглашаю вас на следующее занятие по изобразительному искусству в нашу мастерскую, где вы сможете стать народным умельцем.

Источники информации

КнязеваО.Л. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,СПб, 1997.

Небылицы-перевертыши - один из видов народного творчества. В стихах заложена "небывальщина", чепуха, доведенная до абсурда. Название "перевертыши" принадлежит Корнею Ивановичу Чуковскому. Дети очень любят такие стихи, они помогают успокоить ребенка, отвлечь от капризов и улучшить настроение.

Чик-чики-чикалочки!
Едет гусь на палочке,
Уточка на дудочке,
Курочка на чурочке,
Зайчик на тачке,
Мальчик на собачке.

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.

Таракан дрова рубил,
Себе голову срубил.
Комар воду возил,
В грязи ноги увязил.
Его мухи выдирали,
Животы все надорвали.

Как петух в печи пироги печет,
Кошка в окошке рубаху шьет,
Поросенок в ступе горох толчет,
Конь у крыльца в три копыта бьет,
Уточка в сапожках избу метет.

По синю морю корабль бежит,
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Как бы зайку украсть,
Как бы веревку сорвать.

Между небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаяно хвостом
К небу прицепился.

Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Лошадь ела сало, а мужик овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.

В новой-то деревне
Дивное диво:
Утка-то в юбке,
В синем полушубке.
Корова в рогоже -
Нет ее дороже.
Петушок в сапожках,
Курочка в сережках.

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
На булановой телеге,
На скрипучей лошади.
Сапоги на нем с карманом,
А жилетка с каблуком,
Подпоясался дубиной,
Опирался кушаком.

Как у нашего Данилы
Разыгралася скотина:
Овцы - в донцы,
Тараканы - в барабаны,
Утки - в дудки,
Сверчки - в смычки,
Комары - в котлы,
Козел пляшет,
Ножкой машет.
Журавли пошли плясать,
Долги ноги выставлять.
Бух, бух, бух, бух,
Захватило, братцы, дух!

Это, братцы, да не чудо ли?
Бегала дубинка с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах.
Кнут схватил собаку парить мужика,
А мужик со страху влез под ворота.
Деревня закричала: "Озеро горит!"
Сено со дровами тушить пожар спешат.

А где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес
Да на полочку унес.
А полочка обломилась,
И яичко разбилось.
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась:
- Ой, куда-куда-кудах!
Не бывало у нас так,
Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,
Голопузый за пазуху поклал,
А слепой-то подглядывал,
А глухой-то подслушивал,
А безногий вдогон убежал,
Безъязыкий "караул" закричал!

Сидит ежик на березе -
Новая рубашечка,
На головке сапожок,
На ноге фуражечка.

Запрягу я кошку в дрожки,
А котенка в тарантас
И поеду по деревне
Всем ребятам напоказ.

На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги,
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.

На базаре чепуха
Жарила варенье,
Куры съели петуха
В одно воскресенье.

Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Куры съели петуха,
Говорят собаки.

Чепуха, чепуха,
Это просто враки.
Сено косят на печи
Молотками раки.

Как по речке по Волжанке
Соловейплывет на палке.
Сел на доску тонкую -
Развел гармошку звонкую.

У нас лошади в галошах,
А корова в сапогах.
У нас пашут на телегах,
А боронят на санях.

Эх, сапоги у меня на вате,
А поддевка на скрипах.
Да я на пегой телеге,
На сосновой лошади.

Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
А за нею во всю прыть,
Тихими шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Кто-то на небо взглянул -
Там землетрясенье,
Отчего-то кот чихнул -
Завтра воскресенье.

Вот приехали два брата
Во деревню из села,
Одного зовут Ерема,
А другого звать Фома.
Вот Ерема купил лодку,
А Фома купил челнок.
У Еремы лодка с дыркой,
У Фомы челнок без дна.
Вот Ерема стал тонуть,
Фому за ноги тянуть.
Вот Фома пошел на дно,
А Ерема там давно.

Из-за леса, из-за гор
Выезжал дядя Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучей лошади.

Он овсом колеса мазал,
Дегтем лошадь напоил,
Топором он подпаясан,
Кушаком дрова рубил.

Вот во двор Егор въезжает,
Свою Дарью распряягает,
А лошадушку берет,
Прямо в горницу ведет.
Небывальщина да неслыхальщина!
На заборе сидит утка
Песню звонкую поет,
А егорова старуха
Сено свежее жует...
Небывальщина да неслыхальщина!

Cел я на пенек, просидел весь денек.
Шел мимо таракан, бил в барабан.
Увидел мое горе.
"Поезжай, - говорит, - за сине море!
За морем скот дешев: быков меняют на оводов,
Другой - полный мух, третий - комаров.
Поехал за море. Cтал мой скот обменивать.
Обменял все три мешка.
А домой дорога далека. Как переправлять?
Стал я мой скот через море в свою деревню
За хвосты метать. Переметал весь скот,
Себе одного бычка оставил.
Размахнулся, швырнул его - да и сам
Прыгнул я вниз, думал - внизу бабкина печь,
А попал в болото, увяз до самых плеч.
Бился, бился, едва выбрался.
Отмылся - да вот и к вам пришел!

Жил-был карапуз,
У него был вот такой длинноый ус!
Надел карапуз
Картуз,
На картуз положил арбуз,
На арбуз - редьку,
На редьку - морковку,
На морковку - капусту,
На капусту - свеклу,
На свеклу - горох,
На горох - огурец...
Вот и книжке
Конец.

  1. Докучные сказки
  2. Я боюсь Бабу-Ягу!!!
  3. Скороговорки

Все мы знаем, как любят дети всякие небылицы. Ребенок часами увлеченно сочиняет: то про папу, который может всех победить, то про маму, которая на самом деле не домохозяйка, а зачарованная принцесса, и сам выдумщик, оказывается, может летать, и делает это каждую ночь после вечерней сказки, а на балконе у него живет маленький добрый дракончик…

Чего только не придумывают юные фантазеры! Дорогие взрослые, не пытайтесь наказывать малышей за то, что кажется вам обманом и ложью. Все совершенно не так! Просто ваш ребенок взрослеет и развивается, начиная понимать, что с помощью художественного слова можно создать свой неповторимый мир сказочных героев, небывалых происшествий и волшебных зверей.

Наследие скоморохов
На Руси веками существовала негласная школа устного поэтического творчества для малышей приблизительно от 4 до 12 лет, где каждый проявлял себя с невероятной охотой и увлечением, и называлась она – небылицы.
Патриархами этого веселого жанра на Руси были, конечно же, скоморохи – удачливые на всякое смешное слово и песню сказители, которые играли по городам и весям, праздникам и ярмаркам на свирелях и гудках, таких специальных трехструнных древнерусских скрипках, поэтому небылицы в народе прозывали также и «погудками».
Вот бы сейчас совершить путешествие во времени, только чтобы услышать их звонкие голоса! Узнать из их звучных песен, как «сер медведь по небу летит, ушками да лапками помахивает, как и черным хвостом да принаправливает»! А еще про щуку из Белого озера на сто пудов или про то, как чашка с ложкой по синю морю плавали! Не было конца и края фантазии русского сказителя. Всякое дело обращал он в песню, что угодно мог он просмеять и прославить. Со временем жанр небылиц перешел в удел малых ребят и дошел до нас в виде веселых прибауток:
Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота:
«Караул, деревня,
мужики горят!
Бабы сарафаном
Заливать хотят!»

Красота! И юный выдумщик, выдавший такую погудку посреди ребячьей игры, награждался от других слушателей лестной похвалой: «Нескладушки-неладушки, прямо Пете по макушке!» Интерес ребят к таким перевертышам не случаен – виной тому эффект неожиданности, благодаря которому весь прежде знакомый мир с избами, бабами, колодцами, кошками, курами и собачками вдруг переворачивался с ног на голову, и начиналась вдруг такая интересная «карусель », на которой каждый уважающий себя проказник захочет прокатиться:

Гром гремит по улице.
Едет поп на курице!
Тимошка на кошке по кривой дорожке!
Сел задом наперед и поехал в огород!

Во многих небылицах используется прием «перевертывания» обычных ситуаций, доведения их до полной нелепости. Подобный же прием народной сатиры широко используется в сказках-небылицах, а также в смеховых образцах древнерусской литературы.

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился…
Выбегла дубина
С мальчиком в руках,
А за ним тулупчик
С бабой на плечах…
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом...

Не только в ребячьей среде, но и на молодежном праздничном гулянье то тут, то там вспыхивало народное веселье, и неслась на всю улицу широкая кадриль:

Да и где же это виданное,
Да и где же это
слыханное,
Чтобы курочка
бычка родила,
Поросеночек яичко снес.
На высокую
поличку взнес,
А безрукий клеть
обокрал,
Голопузому за пазуху
поклал,
А безногий вперед
побежал,
Безголосый караул
закричал,
Да и где же это виданное,
Да и где же это
слыханное?

Прощайте, колыбельные!
Художественный мир русских небылиц особый, фантастический, в нем случается то, что иногда маленькой хозяюшке так хочется претворить в реальность: «Наша-то хозяюшка сметлива была. Всем в избе работушку к праздничку дала. Чашечку собачка моет язычком, мышка собирает крошки под окном, по столу котище лапою скребет, половичку курочка веничком метет».
Няньками в патриархальных семьях часто были 6–7 лет. Каждая прибаутка, спетая у колыбели младенца, в полной мере развлекала и саму исполнительницу. Эти прибаутки состоят из коротеньких ритмичных фраз, которые могут до бесконечности нанизываться одна на другую и создавать чудесные конфигурации образов и смыслов, подобно тому, как в калейдоскопе из цветных стеклышек создаются чарующие, вечно новые картины, которые никогда не надоедают.

Уж ты, бабушка Еленка,
Ты такая рукоделенка,
Топором сено кашивала,
Решетом воду нашивала,
Уж такая была
вежливая,
На свинье к обедне
езживала,
Подъезжала к золотым воротам.
Увидала мужиков
с бородам…
У ворот, у ворот веселится народ,
Мухи музыку играют,
А коровы припевают,
Утки – в дудки,
Сверчки – в толчки,
Комары в топоры
Тараканы в барабаны...

Не только с образами и формами кудесили народные мастера, но и с простым словом. Очень веселили ребят такие безделушки: «Сейчас как режиком заножу – будешь дрыгами ногать!», «У меня чеса заголовалась и заплетык языкается».

Вспомним Пушкина
Пародирование известных всем текстов тоже было широко известно творцам веселых небылиц.
Да мы и сами это прекрасно знаем! Не помните? С каким удовольствием мы пересказывали друг другу на переменах между школьными уроками текст-перевертыш пушкинского Лукоморья?
У Лукоморья дуб срубили,
Кота на мясо зарубили,
Русалку в бочку
засмолили и
написали: «Огурец».
Там на неведомых
дорожках
Скелеты прыгают
на ножках,
А тридцать
три богатыря
В помойке ищут
три рубля.
А с ними дядька Черномор
У короля полтинник спер.
Там царь Кощей
по рынку ходит,
И спекуляцию наводит.
Там ступа с бабою Ягой
Идет-бредет
с одной ногой…

Вспомнили? У кого из нас не приплывает теплая волна на сердце, когда он слышит: «Люблю грозу в начале мая, как треснет гром, и нет сарая...», «В лесу родилась елочка, а кто ее родил?» или «это было в воскресенье 25-го числа, немцы прыгали с балкона, со второго этажа…»
Такие нескладушки только на первый взгляд кажутся простым развлечением, а на деле являются народной школой художественно-эстетического воспитания. Ребенок, слушая и рассказывая небылицу, активно включается в процесс осмысления текста и расставляет в нем нужные акценты, приходя при этом к пониманию условности поэтического образа как такового, развивает в себе чувство комического (то есть чувство здорового юмора) и, конечно, свою творческую фантазию.
Детский фольклор и сегодня активно развивается, так что мы смело можем назвать себя и наших детей наследниками скоморошьей традиции и апологетами русского устного народного творчества.